Социальная работа с агрессивными подростками старших классов (на примере МБОУ Баян-Талинской СОШ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА І. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ: ЕЕ ВИДЫ И ПРИЧИНЫ
1.1 Понятие агрессии: се типы и виды 6
1.2 Причины, провоцирующие появление агрессии И
1.3 Половозрастные и индивидуальные особенности проявления
агрессивности в поведении детей подросткового возраста 15
1.4 Выявление агрессивного поведения в подростковом возрасте 19
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 23
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С АГРЕССИВНЫМИ ПОДРОСТКАМИ СТАРШИХ КЛАССОВ
2.1 Формы и методы социальной работы с агрессивными подростками 25
2.2 Роль и место социального работника в образовании 32
2.3 Организация исследовательской работы 38
2.4 Сопровождение подростков с агрессивным поведением в
образовательном учреждении 43
2.5 Рекомендации для социальных работников по организации
коррекционно-профилактической работы с агрессивными подростками 49
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ГЛАВА І. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ: ЕЕ ВИДЫ И ПРИЧИНЫ
1.1 Понятие агрессии: се типы и виды 6
1.2 Причины, провоцирующие появление агрессии И
1.3 Половозрастные и индивидуальные особенности проявления
агрессивности в поведении детей подросткового возраста 15
1.4 Выявление агрессивного поведения в подростковом возрасте 19
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 23
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С АГРЕССИВНЫМИ ПОДРОСТКАМИ СТАРШИХ КЛАССОВ
2.1 Формы и методы социальной работы с агрессивными подростками 25
2.2 Роль и место социального работника в образовании 32
2.3 Организация исследовательской работы 38
2.4 Сопровождение подростков с агрессивным поведением в
образовательном учреждении 43
2.5 Рекомендации для социальных работников по организации
коррекционно-профилактической работы с агрессивными подростками 49
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальностью нашего исследования является то, что в настоящее время не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Почти каждый день в сводках новостей сообщается о том, что кого-то застрелили, удушили, на кого-то напали, о происходящих в мире войнах и убийствах. По всему миру, во всех слоях общества мы видим насилие [6; с.31].
Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним.
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте [46; с.8].
Важность специального изучения подросткового агрессивного поведения определяется его значительной возрастной спецификой. Подростковый возраст является самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в онтогенетическом формировании личности ребенка. Данный возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражают одну из важнейших социальных проблем общества - для этой возрастной категории характерно большое количество конфликтов, проявление агрессивности, насилия по отношению к сверстникам.
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии у подростков.
Объект исследования — агрессивное поведение.
Предмет исследования — социальная работа с агрессивными подростками старших классов.
Цель исследования — организовать исследовательскую работу для выявления агрессивности у подростков и провести профилактическую и коррекционную работу, применяя различные формы и методы социальной работы.
Для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:
1 .Раскрыть понятие, типы и виды агрессии.
2. Изучить причины, провоцирующие ее возникновение.
3. Изучить половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста.
4. Раскрыть формы и методы социальной работы, которая проводится с агрессивными подростками.
5. Раскрыть роль и место социального работника в образовании.
6.Организовать исследовательскую работу в МБОУ Баян-Талинской СОШ.
8.Изучить, какая ведется работа с агрессивными подростками в данном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: Своевременно проводимая социальная работа, с применением всех ее форм и методов может предотвратить агрессию в подростковом возрасте или же снизить ее уровень, что является способствующим механизмом для становления и развития того общества, в котором не будет ни насилия, ни преступности, так как провокатором всего этого является агрессия.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды ученых:А.Адлера, Т. П. Авдуловой, А. Бандуры, Л.Берковица, Н. Милера, Р.Бэрона, Д.Ричардсона, М.В. Воронцовой, Т.А. Дубровской, Л.С. Выготского, И.А.Фурманова, Л.М.Семенюка, М. И. Еникеева,Е. В. Змановской, И. С. Кона, К. Лоренца, Д. Майерса, Л.С.Славина, Ю. Н. Стаценко, Д.И.Фельдштейна,К. С. Лебединского и др.
Методы исследования:
Теоретические методы:анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, абстрагирование и конкретизация.
2.Эмпирические методы: наблюдение, беседа, опрос,тестирование, анализ документации.
Методика исследования: опросник Басса-Дарки;
диагностика личностной агрессивности и конфликтности (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев); тренинги по профилактике агрессивного поведения.
База исследования: МБОУ Баян-Талинская СОШ.
Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования позволяют составить психологический портрет подростка с разным уровнем проявления агрессии (от низкого уровня до высокого), а социальным работникам, работающим в системе образования компетентно подойти к организации социальной работы, а именно профилактики, диагностической деятельности и коррекции агрессии.
Апробация работы: Работа апробирована в научно - практической конференции студентов ТувГУ.
Структура работы: Научная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним.
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте [46; с.8].
Важность специального изучения подросткового агрессивного поведения определяется его значительной возрастной спецификой. Подростковый возраст является самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в онтогенетическом формировании личности ребенка. Данный возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражают одну из важнейших социальных проблем общества - для этой возрастной категории характерно большое количество конфликтов, проявление агрессивности, насилия по отношению к сверстникам.
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии у подростков.
Объект исследования — агрессивное поведение.
Предмет исследования — социальная работа с агрессивными подростками старших классов.
Цель исследования — организовать исследовательскую работу для выявления агрессивности у подростков и провести профилактическую и коррекционную работу, применяя различные формы и методы социальной работы.
Для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:
1 .Раскрыть понятие, типы и виды агрессии.
2. Изучить причины, провоцирующие ее возникновение.
3. Изучить половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста.
4. Раскрыть формы и методы социальной работы, которая проводится с агрессивными подростками.
5. Раскрыть роль и место социального работника в образовании.
6.Организовать исследовательскую работу в МБОУ Баян-Талинской СОШ.
8.Изучить, какая ведется работа с агрессивными подростками в данном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: Своевременно проводимая социальная работа, с применением всех ее форм и методов может предотвратить агрессию в подростковом возрасте или же снизить ее уровень, что является способствующим механизмом для становления и развития того общества, в котором не будет ни насилия, ни преступности, так как провокатором всего этого является агрессия.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды ученых:А.Адлера, Т. П. Авдуловой, А. Бандуры, Л.Берковица, Н. Милера, Р.Бэрона, Д.Ричардсона, М.В. Воронцовой, Т.А. Дубровской, Л.С. Выготского, И.А.Фурманова, Л.М.Семенюка, М. И. Еникеева,Е. В. Змановской, И. С. Кона, К. Лоренца, Д. Майерса, Л.С.Славина, Ю. Н. Стаценко, Д.И.Фельдштейна,К. С. Лебединского и др.
Методы исследования:
Теоретические методы:анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, абстрагирование и конкретизация.
2.Эмпирические методы: наблюдение, беседа, опрос,тестирование, анализ документации.
Методика исследования: опросник Басса-Дарки;
диагностика личностной агрессивности и конфликтности (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев); тренинги по профилактике агрессивного поведения.
База исследования: МБОУ Баян-Талинская СОШ.
Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования позволяют составить психологический портрет подростка с разным уровнем проявления агрессии (от низкого уровня до высокого), а социальным работникам, работающим в системе образования компетентно подойти к организации социальной работы, а именно профилактики, диагностической деятельности и коррекции агрессии.
Апробация работы: Работа апробирована в научно - практической конференции студентов ТувГУ.
Структура работы: Научная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Исходя из положения нашего общества, в котором мы живем, где повседневно случаются нападения, насилия, убийства, террористические акты, мы видим, что повсюду люди в разных формах проявляют свою агрессивность. Будь то в открытой форме - угрожая убить или нападая, будь то в скрытой - незаметно нанеся вред определенному человеку, мы проявляем свою агрессивность.
Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
Изучив различные источники разных авторов, мы приходим к выводу, что агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.
Агрессия принимает самые разнообразные формы - явные или латентные.
Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это поведение, направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - это относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
В психолого-педагогической и специальной литературе описаны различные ведущие типы агрессии:физическая и вербальная,непосредственная и косвенная, простая и сложная, действенная и пассивная, символьная, тематическая, явная и скрытая.
В теоретической части исследования мы раскрыли понятия «агрессия» и «агрессивность»; изучили типы агрессии; раскрыли причины, из-за которых возникает агрессия у подростков; изучили особенности проявления агрессии в подростковом возрасте и индивидуальные и половозрастные особенности подростков.
Также нами изучены и проанализированы основные формы и методы социальной работы с агрессивными подростками. Раскрывая данный вопрос, мы обнаружили, что существует множество разных методов, приемов, форм социальной работы. Каждый вид работы с подростками имеет свои преимущества: какая-то работа приносит пользу при работе с группой подростков, а какой-то прием нужно использовать при работе с определенным подростком, т. е. в индивидуальной работе. Мы пришли к выводу, что социальным работником или социальным педагогом должна быть правильно построена работа, чтобы было действительно эффективно. Также социальная работа с агрессивными подростками должна иметь систематический характер, а то не будет положительного ожидаемого результата.
Эмпирическую главу мы начали с диагностики, используя диагностику агрессивности по тесту Басса-Дарки и диагностику личностной агрессивности и конфликтности (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев).
Результаты показали, что почти каждый подросток подвергается агрессии, у каждого присутствует различные виды агрессивных реакций. И у девочек, и у мальчиков отмечается присутствие агрессивности, у кого-то в меньшей степени, а у кого-то в большей. Обнаружив такие результаты, мы продолжили нашу работу следующим образом.
Дальнейшей конкретной целью нашего исследования стало снижение агрессивности у подростков.
Мы провели беседу на тему «Гнев и агрессивность» (в ходе которой ребята узнали, что такое гнев и агрессия, научились вести себя, не проявляя свою агрессивность, и узнали о вредности агрессии как для самого себя, так и
для окружающих. Все принимали активное участие в осуждении проведенной беседы, отвечали на вопросы. Они показали, что действительно поняли суть беседы.
Провели тренинги по профилактике агрессивного поведения, целью которой являлось содействие осознанию агрессии. В ходе упражнений подростки показали свою активность, заинтересованность. В конце бурно обсуждали о проведенных упражнениях.
Также нами были использованы профилактические игровые методики с целью формирования у подростков социально приемлемых механизмов поведения в субъективно сложных жизненных ситуациях, криминогенных ситуациях и в условиях угрозы их жизни и благополучию.
После проведенных мероприятий мы решили проверить эффективность нашей работы и провели повторную диагностику с использованием методики Басса-Дарки, результаты которой нас в какой-то степени обрадовали. Поскольку результаты повторной проведенной диагностики показали, что у детей на определенный процент снижена агрессивность.
Исходя из этих данных, мы пришли к выводу, что поставленная нами гипотеза, где указали, что своевременно проводимая социальная работа, с применением всех ее форм и методов может предотвратить агрессию в подростковом возрасте или же снизить ее уровень, что является способствующим механизмом для становления и развития того общества, в котором не будет ни насилия, ни преступности, так как провокатором всего этого является агрессия.
Таким образом, наглядно видна эффективность своевременной социальной работы с агрессивными подростками. Наше исследование длилось не так уж долго, но показал положительный результат. После этого, с уверенностью можно сказать об эффективности социальной работы. Если за короткое время работы у нас получилось снизить уровень агрессии, то ведя систематическую работу можно снизить ее уровень до минимального или же вообще до нулевого, т.е. вырастить из агрессивного подростка,нормального, который умеет сдерживать свои эмоции и вести себя подобающим образом, не причинив вред окружающим, не применяя силу. Если действительно своевременно ввести профилактику, диагностику и коррекционные мероприятия, то, возможно, снизится рост или же исчезнут в нашем обществе убийства, насилия, нападения и т.п., поскольку они происходят из-за агрессивности людей.
Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
Изучив различные источники разных авторов, мы приходим к выводу, что агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.
Агрессия принимает самые разнообразные формы - явные или латентные.
Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это поведение, направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - это относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
В психолого-педагогической и специальной литературе описаны различные ведущие типы агрессии:физическая и вербальная,непосредственная и косвенная, простая и сложная, действенная и пассивная, символьная, тематическая, явная и скрытая.
В теоретической части исследования мы раскрыли понятия «агрессия» и «агрессивность»; изучили типы агрессии; раскрыли причины, из-за которых возникает агрессия у подростков; изучили особенности проявления агрессии в подростковом возрасте и индивидуальные и половозрастные особенности подростков.
Также нами изучены и проанализированы основные формы и методы социальной работы с агрессивными подростками. Раскрывая данный вопрос, мы обнаружили, что существует множество разных методов, приемов, форм социальной работы. Каждый вид работы с подростками имеет свои преимущества: какая-то работа приносит пользу при работе с группой подростков, а какой-то прием нужно использовать при работе с определенным подростком, т. е. в индивидуальной работе. Мы пришли к выводу, что социальным работником или социальным педагогом должна быть правильно построена работа, чтобы было действительно эффективно. Также социальная работа с агрессивными подростками должна иметь систематический характер, а то не будет положительного ожидаемого результата.
Эмпирическую главу мы начали с диагностики, используя диагностику агрессивности по тесту Басса-Дарки и диагностику личностной агрессивности и конфликтности (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев).
Результаты показали, что почти каждый подросток подвергается агрессии, у каждого присутствует различные виды агрессивных реакций. И у девочек, и у мальчиков отмечается присутствие агрессивности, у кого-то в меньшей степени, а у кого-то в большей. Обнаружив такие результаты, мы продолжили нашу работу следующим образом.
Дальнейшей конкретной целью нашего исследования стало снижение агрессивности у подростков.
Мы провели беседу на тему «Гнев и агрессивность» (в ходе которой ребята узнали, что такое гнев и агрессия, научились вести себя, не проявляя свою агрессивность, и узнали о вредности агрессии как для самого себя, так и
для окружающих. Все принимали активное участие в осуждении проведенной беседы, отвечали на вопросы. Они показали, что действительно поняли суть беседы.
Провели тренинги по профилактике агрессивного поведения, целью которой являлось содействие осознанию агрессии. В ходе упражнений подростки показали свою активность, заинтересованность. В конце бурно обсуждали о проведенных упражнениях.
Также нами были использованы профилактические игровые методики с целью формирования у подростков социально приемлемых механизмов поведения в субъективно сложных жизненных ситуациях, криминогенных ситуациях и в условиях угрозы их жизни и благополучию.
После проведенных мероприятий мы решили проверить эффективность нашей работы и провели повторную диагностику с использованием методики Басса-Дарки, результаты которой нас в какой-то степени обрадовали. Поскольку результаты повторной проведенной диагностики показали, что у детей на определенный процент снижена агрессивность.
Исходя из этих данных, мы пришли к выводу, что поставленная нами гипотеза, где указали, что своевременно проводимая социальная работа, с применением всех ее форм и методов может предотвратить агрессию в подростковом возрасте или же снизить ее уровень, что является способствующим механизмом для становления и развития того общества, в котором не будет ни насилия, ни преступности, так как провокатором всего этого является агрессия.
Таким образом, наглядно видна эффективность своевременной социальной работы с агрессивными подростками. Наше исследование длилось не так уж долго, но показал положительный результат. После этого, с уверенностью можно сказать об эффективности социальной работы. Если за короткое время работы у нас получилось снизить уровень агрессии, то ведя систематическую работу можно снизить ее уровень до минимального или же вообще до нулевого, т.е. вырастить из агрессивного подростка,нормального, который умеет сдерживать свои эмоции и вести себя подобающим образом, не причинив вред окружающим, не применяя силу. Если действительно своевременно ввести профилактику, диагностику и коррекционные мероприятия, то, возможно, снизится рост или же исчезнут в нашем обществе убийства, насилия, нападения и т.п., поскольку они происходят из-за агрессивности людей.



