Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная работа с агрессивными подростками старших классов (на примере МБОУ Баян-Талинской СОШ)

Работа №16896

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы88
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
777
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА І. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ: ЕЕ ВИДЫ И ПРИЧИНЫ
1.1 Понятие агрессии: се типы и виды 6
1.2 Причины, провоцирующие появление агрессии И
1.3 Половозрастные и индивидуальные особенности проявления
агрессивности в поведении детей подросткового возраста 15
1.4 Выявление агрессивного поведения в подростковом возрасте 19
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 23
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С АГРЕССИВНЫМИ ПОДРОСТКАМИ СТАРШИХ КЛАССОВ
2.1 Формы и методы социальной работы с агрессивными подростками 25
2.2 Роль и место социального работника в образовании 32
2.3 Организация исследовательской работы 38
2.4 Сопровождение подростков с агрессивным поведением в
образовательном учреждении 43
2.5 Рекомендации для социальных работников по организации
коррекционно-профилактической работы с агрессивными подростками 49
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64

Актуальностью нашего исследования является то, что в настоящее время не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Почти каждый день в сводках новостей сообщается о том, что кого-то застрелили, удушили, на кого-то напали, о происходящих в мире войнах и убийствах. По всему миру, во всех слоях общества мы видим насилие [6; с.31].
Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним.
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте [46; с.8].
Важность специального изучения подросткового агрессивного поведения определяется его значительной возрастной спецификой. Подростковый возраст является самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в онтогенетическом формировании личности ребенка. Данный возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражают одну из важнейших социальных проблем общества - для этой возрастной категории характерно большое количество конфликтов, проявление агрессивности, насилия по отношению к сверстникам.
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии у подростков.
Объект исследования — агрессивное поведение.
Предмет исследования — социальная работа с агрессивными подростками старших классов.
Цель исследования — организовать исследовательскую работу для выявления агрессивности у подростков и провести профилактическую и коррекционную работу, применяя различные формы и методы социальной работы.
Для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:
1 .Раскрыть понятие, типы и виды агрессии.
2. Изучить причины, провоцирующие ее возникновение.
3. Изучить половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста.
4. Раскрыть формы и методы социальной работы, которая проводится с агрессивными подростками.
5. Раскрыть роль и место социального работника в образовании.
6.Организовать исследовательскую работу в МБОУ Баян-Талинской СОШ.
8.Изучить, какая ведется работа с агрессивными подростками в данном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования: Своевременно проводимая социальная работа, с применением всех ее форм и методов может предотвратить агрессию в подростковом возрасте или же снизить ее уровень, что является способствующим механизмом для становления и развития того общества, в котором не будет ни насилия, ни преступности, так как провокатором всего этого является агрессия.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды ученых:А.Адлера, Т. П. Авдуловой, А. Бандуры, Л.Берковица, Н. Милера, Р.Бэрона, Д.Ричардсона, М.В. Воронцовой, Т.А. Дубровской, Л.С. Выготского, И.А.Фурманова, Л.М.Семенюка, М. И. Еникеева,Е. В. Змановской, И. С. Кона, К. Лоренца, Д. Майерса, Л.С.Славина, Ю. Н. Стаценко, Д.И.Фельдштейна,К. С. Лебединского и др.
Методы исследования:
Теоретические методы:анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, абстрагирование и конкретизация.
2.Эмпирические методы: наблюдение, беседа, опрос,тестирование, анализ документации.
Методика исследования: опросник Басса-Дарки;
диагностика личностной агрессивности и конфликтности (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев); тренинги по профилактике агрессивного поведения.
База исследования: МБОУ Баян-Талинская СОШ.
Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования позволяют составить психологический портрет подростка с разным уровнем проявления агрессии (от низкого уровня до высокого), а социальным работникам, работающим в системе образования компетентно подойти к организации социальной работы, а именно профилактики, диагностической деятельности и коррекции агрессии.
Апробация работы: Работа апробирована в научно - практической конференции студентов ТувГУ.
Структура работы: Научная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходя из положения нашего общества, в котором мы живем, где повседневно случаются нападения, насилия, убийства, террористические акты, мы видим, что повсюду люди в разных формах проявляют свою агрессивность. Будь то в открытой форме - угрожая убить или нападая, будь то в скрытой - незаметно нанеся вред определенному человеку, мы проявляем свою агрессивность.
Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
Изучив различные источники разных авторов, мы приходим к выводу, что агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.
Агрессия принимает самые разнообразные формы - явные или латентные.
Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это поведение, направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - это относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
В психолого-педагогической и специальной литературе описаны различные ведущие типы агрессии:физическая и вербальная,непосредственная и косвенная, простая и сложная, действенная и пассивная, символьная, тематическая, явная и скрытая. 
В теоретической части исследования мы раскрыли понятия «агрессия» и «агрессивность»; изучили типы агрессии; раскрыли причины, из-за которых возникает агрессия у подростков; изучили особенности проявления агрессии в подростковом возрасте и индивидуальные и половозрастные особенности подростков.
Также нами изучены и проанализированы основные формы и методы социальной работы с агрессивными подростками. Раскрывая данный вопрос, мы обнаружили, что существует множество разных методов, приемов, форм социальной работы. Каждый вид работы с подростками имеет свои преимущества: какая-то работа приносит пользу при работе с группой подростков, а какой-то прием нужно использовать при работе с определенным подростком, т. е. в индивидуальной работе. Мы пришли к выводу, что социальным работником или социальным педагогом должна быть правильно построена работа, чтобы было действительно эффективно. Также социальная работа с агрессивными подростками должна иметь систематический характер, а то не будет положительного ожидаемого результата.
Эмпирическую главу мы начали с диагностики, используя диагностику агрессивности по тесту Басса-Дарки и диагностику личностной агрессивности и конфликтности (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев).
Результаты показали, что почти каждый подросток подвергается агрессии, у каждого присутствует различные виды агрессивных реакций. И у девочек, и у мальчиков отмечается присутствие агрессивности, у кого-то в меньшей степени, а у кого-то в большей. Обнаружив такие результаты, мы продолжили нашу работу следующим образом.
Дальнейшей конкретной целью нашего исследования стало снижение агрессивности у подростков.
Мы провели беседу на тему «Гнев и агрессивность» (в ходе которой ребята узнали, что такое гнев и агрессия, научились вести себя, не проявляя свою агрессивность, и узнали о вредности агрессии как для самого себя, так и
для окружающих. Все принимали активное участие в осуждении проведенной беседы, отвечали на вопросы. Они показали, что действительно поняли суть беседы.
Провели тренинги по профилактике агрессивного поведения, целью которой являлось содействие осознанию агрессии. В ходе упражнений подростки показали свою активность, заинтересованность. В конце бурно обсуждали о проведенных упражнениях.
Также нами были использованы профилактические игровые методики с целью формирования у подростков социально приемлемых механизмов поведения в субъективно сложных жизненных ситуациях, криминогенных ситуациях и в условиях угрозы их жизни и благополучию.
После проведенных мероприятий мы решили проверить эффективность нашей работы и провели повторную диагностику с использованием методики Басса-Дарки, результаты которой нас в какой-то степени обрадовали. Поскольку результаты повторной проведенной диагностики показали, что у детей на определенный процент снижена агрессивность.
Исходя из этих данных, мы пришли к выводу, что поставленная нами гипотеза, где указали, что своевременно проводимая социальная работа, с применением всех ее форм и методов может предотвратить агрессию в подростковом возрасте или же снизить ее уровень, что является способствующим механизмом для становления и развития того общества, в котором не будет ни насилия, ни преступности, так как провокатором всего этого является агрессия.
Таким образом, наглядно видна эффективность своевременной социальной работы с агрессивными подростками. Наше исследование длилось не так уж долго, но показал положительный результат. После этого, с уверенностью можно сказать об эффективности социальной работы. Если за короткое время работы у нас получилось снизить уровень агрессии, то ведя систематическую работу можно снизить ее уровень до минимального или же вообще до нулевого, т.е. вырастить из агрессивного подростка,нормального, который умеет сдерживать свои эмоции и вести себя подобающим образом, не причинив вред окружающим, не применяя силу. Если действительно своевременно ввести профилактику, диагностику и коррекционные мероприятия, то, возможно, снизится рост или же исчезнут в нашем обществе убийства, насилия, нападения и т.п., поскольку они происходят из-за агрессивности людей.



1. Авдулова, Т.П. Агрессивный подросток. - М.: Академия, 2008. -128с.
2. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Подред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2006.— 336 с.
3. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 448 с.
4. Астапов, В.М., Гасилина, А.Н. Генезис тревоги и депрессии // Мир психологии. - 2011. - № 1. С.225-228
5. Бандура, А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000. -320с.
6. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: прайм - Еврознак, 2002. - 512с.
7. Большой толковый психологический словарь Т.1 (A-О); Пер. с англ./ Ребер Артур. - ООО. Издательство ACT; «Издательство «Вече», 2001. - 592с.
8. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. - СПб.: Издательство «Питер», 2014.—352с.
9. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер - М., 2007. -123с.
Ю.Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 440с.
11 .Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского, - М.: Просвещение, 2009, - 288 с.
12. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Под ред. Г.В. Бурменской, Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой - М.: Академия, 2002
13. Волкова, Е. Система защиты детей и подростков от насилия и жестокого обращения / Е. Волкова // Социальная педагогика. - 2007. - №4. - С. 77-79 
14. Воробьева, К. Профилактика агрессивности в подростковой среде / К. Воробьева // Воспитание школьников. - 2008. - №6. - С.55-61
15. Воронцова, М.В., Дубровская, Т.А. Социальная работа с девиантными подростками. Учебное пособие. - Таганрог, 2011. - 436с.
16. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 1999.-224с.
17. Грановская, Р.М. Конфликт и творчество в зеркале психологии. - М.: Генезис, 2002. - 573с.
18. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.
- М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 2000. - 624с.
19. Еникеев, М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. - М.: Юрид. лит., 1997. - 448с.
20. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология / С.Н. Ениколопов. - 2001. - №1. - С.60-71
21 .Ениколопов, Ю.М., Кузнецова, Н.П., Чудова Н.В. Агрессия в обыденной жизни. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2014. - 493с.
22.Журавлев, Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен / Д. Журавлев // Народное образование. - 2004. - №2.- С. 185-192
23.3имелева, З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей // Психологическая наука и образование. - 2001. - №4. - С.22-27
24.3мановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений / Елена Валерьевна Змановская. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 288с.
25. Иванова, Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям / Л. Ю. Иванова - сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии. - Москва. - 2003. - 145с.
26. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С.Кон - М.: Просвещение, 2006.- 125 с.
27. Красиков, В.И. Социальная агрессивность и гуманитарные исследования // Вестник РФО. - 2004. - №3. - С.З 1-37
28. Лисина, М.И. Общение, личность и психическое развитие ребенка / М.И. Лисина - М., Воронеж. - 2007. - 142с.
29. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц - М.: Прогресс, 2004. - 145с.
30. Мадорский, Л.Р. Глазами подростков / Л.Р. Мадорский, А.З. Зак - М.: Просвещение, 2007. - 95с.
31. Майерс, Д. Социальная психология. -7-е изд. - СПб.: Питер, 2012. -512с.
32. Маркова, С.В. Исследование гендерных различий агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков // Социальная педагогика. - 2010. - № 6. - С.24-28
33. Мерзлякова, Ж.В. Воспитание духовно-нравственных качеств личности младших подростков как условие преодоления агрессивности в их поведении // Наука и школа. - 2011. - № 3. - С. 116-118
34. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков - эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Можгинский - СПб., 2009. - 234 с.
35. Молгачев, С.А. Агрессия и насилие в мире взрослых и детей / С.А. Могачев // Справочник классного руководителя. - 2008. - №11. - С. 44-45
36. Москвина, А.В. Профилактика агрессивного поведения детей // Справочник классного руководителя. - 2012. - № 4. - С.51-56
37. Нурутдинова, А.Р. Образование в Японии: проблема агрессии детей и подростков // Социальная педагогика. - 2012. - № 3. - С.97-101
38. Никишина, В.Б., Василенко, Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 208с. - (Социальная работа). 
39. Проблемы формирования личности: Под редакцией
Д.И.Фельдштейна, 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352с.
40. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: метод пособие / Под ред. И. Соковый. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 2005.
41 .Профилактика детской агрессивности. Теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. - Волгоград: Учитель, 2009. -116с.
42. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Изд. 9-е., Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 375, [1] с.: ил. - (Психологический практикум).
43. Пятаков, Е.О. Подростковая агрессия: лечение через осознание // Социальная педагогика. -2010. - № 6. - С.97-99
44. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер - М.: Прогресс, 2007. - 424с.
45. Ребузев, Б.Г. Потребительское поведение подростков / Б.Г. Ребузев, А.А. Савельева // Вопросы психологии. - 2006. - №2. - С. 138-148
46. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. - М.: Московский психолого -социальный институт: Флинта, 1998. - 96с.
47. Словарь по социальной педагогике: Учеб, пособие для студ. Высш. учеб, заведений / Авт. — сост. М.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
48. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 160с.
49. Собкин, В.С., Абросимова, З.Б., Адамчук, Д.В., Баранова, Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации / Труды по социологии образования. Том X. Выпуск XVII, М. 2005. - 54с. 
50. Собкин, В.С., Фомиченко А.С. Понимание учителями причин агрессивного поведения школьников // Научный журнал «Вопросы психологии». - 2014. - № 3. - С.24-29
51. Стаценко, Ю.Н. Агрессивное поведение у подростков / Ю.Н. Стаценко - М., 2009. - 156 с.
52. Степанов, В.Г. Психология трудного школьника / В.Г. Степанов - М.-2008.-249 с.
53. Технологии социальной работы / плд общей ред. Е.И.Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. -400с.
54. Токарь, Е.И. Детская агрессия как педагогическая проблема // Социальная педагогика. - 2012. -№ 2. - С.97-102
55. Токарь, Е.И. Детская агрессивность: истоки и способы предупреждения И Народное образование. - 2012. - №4. - С.239-242
56. Фельдштейн, Д.И. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987. - 240с.
57. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 351с.: ил. - ( Библиотека психолога).
58. Холостова, Е.И. Социальная работа: Учебник для бакалавров М.: Дашков и К, 2004. - 612с.
59. Шереги, Ф. Социология девиации: прикладные исследования. - М.: Центр социального прогнозирования, 2004.
60. Шестакова, Е.Г., Дорфман, Л.Я. Личностные предпосылки агрессии И Мир психологии. - 2011. - № 1. - С.221 -224
61 .Юревич, А.В. Проявление агрессивности в современном российском обществе как психологическая проблема // Психологический журнал. - 2014. -ХоЗ,-С.68-72


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ