ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Самосознание: психолого-педагогические предпосылки исследования 7
1.2. Структура и содержание самосознания детей старшего дошкольного
возраста 17
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования
самосознания детей старшего дошкольного возраста 25
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 36
2.1. Организация исследования 42
2.2. Анализ результатов 42
2.3. Психолого-педагогические условия развития компонентов самосознания детей
старшего дошкольного возраста 49
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Изучением самосознания, его структуры, функций занимались Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Л. В. Бороздина, А. В. Захарова, Л.И. Божович, И.С. Кон, В. С. Мухина, М.И. Лисина, А.И. Липкина, К. Роджерс, Э. Эриксон и многие другие.
Исследования, направленные на изучение самосознания у детей старшего дошкольного возраста, немногочисленны. Но все они подчеркивают влияние данного возрастного этапа. С. М. Валявко, Т. Н. Волковская, Ю. Ф. Гаркуша, И. Ю. Левченко, О. А. Слинько, О. Н. Усанова, Г. Х. Юсупова и другие ученые внесли свой вклад в изучение данной проблемы.
Старший дошкольный возраст является важным периодом развития личности ребенка. Ядерным образованием личности является самосознание. Самосознание - это важная способность человека оценить себя и найти свое место в жизни и в обществе. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен оценивать свои способности в сравнении с другими детьми. Важно создать правильную среду, чтобы ребенок чувствовал себя значимой частью коллектива, видеть и поощрять успехи ребенка, чтобы он чувствовал себя не менее ценным в сравнении с другими детьми. Все это требуют пристального внимания специалистов и целенаправленной помощи с учётом проблем и потребностей каждого ребёнка. Именно поэтому изучение самосознания детей имеет большое значение в психологии. [8, с. 65]
Тенденции развития личности таковы, что у детей старшего дошкольного возраста часто наблюдается замедленное развитие самосознания. Это может привести к различным негативным последствиям, в том числе к дезадаптации детей при переходе на школьную ступень образования. Специалистам важно знать, какие факторы могут повлиять на развитие самосознания ребенка, какие особенности самосознания наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста, и главное - каким образом предупредить нарушения в развитии личности ребенка.
Чтобы избежать проблем дезадаптации детей при переходе в школу, важно уже в дошкольном возрасте начать работу по развитию личности ребенка, по формированию адекватного самосознания. Поэтому проблема изучения особенностей самосознания детей старшего дошкольного возраста актуальна как в контексте создания условий для психопрофилактики нарушений, так и оптимизации работы педагога-психолога...
По анализу методики «физическое Я» видно, что на 27% повысился высокий уровень, на 7% увеличился средний уровень. А низкий уровень, в свою очередь, снизился на 34%.
Можно заметить, что умение описывать ребенком свой внешний облик при наглядном восприятии у детей улучшилось, т.к. дети стали употреблять больше качественных характеристик. В процессе формирующего эксперимента, все дети усвоили постоянство половой принадлежности. Повысилось знание о функциональном назначении основных частей тела, на контрольном срезе, больше половины детей смогли назвать второстепенные части тела, что говорит, о сформированности образа «Я».
Таблица 8
Протокол методики «Физическое Я» на контрольном срезе в
Дети Количество баллов по каждому вопросу Итог Уровень
Знание п/п Постоянство п/п Восприятие себя Отношение к облику Знание функц. ч/т
Оля Б. 1 б. 0 б. 1 б. 2 б. 1 б. 5 б. низк
Миша
Г. 1 б. 1 б. 4 б. 4 б. 4 б. 14 б. выс
Олег Г. 1 б. 1 б. 2 б. 1 б. 2 б. 7 б. сред
Илья Е. 1 б. 1 б. 4 б. 2 б. 3 б. 11 б. выс
Инна Ж. 1 б. 1 б. 2 б. 3 б. 1 б. 8 б. сред
Катя И. 1 б. 1 б. 2 б. 2 б. 2 б. 8 б. сред
Ира М. 1 б. 1 б. 3 б. 3 б. 3 б. 11 б. выс
Рома М. 1 б. 1 б. 4 б. 4 б. 4 б. 14 б. выс
Катя О. 1 б. 0 б. 2 б. 1 б. 1 б. 5 б. низк
Даша П. 1 б. 1 б. 3 б. 4 б. 3 б. 12 б. выс
Юра С. 1 б. 0 б. 2 б. 2 б. 2 б. 7 б. сред
Настя Т. 1 б. 1 б. 5 б. 4 б. 5 б. 16 б. выс
Кирилл
Т. 1 б. 1 б. 3 б. 3 б. 3 б. 11 б. сред
Юля Ш. 1 б. 1 б. 2 б. 2 б. 2 б. 8 б. сред
Дима Я. 1 б. 1 б. 3 б. 4 б. 3 б. 12 б. выс
Таблица 8
Результаты методики «Физическое Я».
Умение описывать свой внешний облик и т. д Констатирующий этап Контрольный срез
Высокий уровень 3 ребенка (20 %) 4 ребенка (27 %)
Средний уровень 6 детей (40%) 6 детей (40%)
Низкий уровень 6 детей (40 %) 5 детей (33 %)
Анализ результатов, полученный в ходе контрольного среза диагностики «Вопросы» позволяет сделать следующий вывод о знании простых социальных норм и наличии притязаний на признание со стороны взрослого.
Вывод. Определение знания простых норм в социуме и наличие притязаний на признание взрослых показало при диагностике, что половина детей при ответах демонстрировали знание социальных норм, но признавались, что не соблюдают их в реальных жизненных ситуациях.
Предположительно социально-одобряемые ответы детей дошкольного возраста связаны с тем, что испытуемые транслируют многократно повторяемые высказывания воспитателей, обучающих их правилам социализированного поведения, но эти правила не имеют для них личностной значимости, не становятся их личным опытом.
4 ребенка (27%) отвечали на все вопросы аргументировано, 5 детей (33 %) - отвечали лишь на некоторые вопросы, давали односложные ответы. Следовательно, в любом случае, работа по формированию самосознания у детей старшего дошкольного возраста была успешна...
1. Акопян Л. С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста: на материале детских страхов) : автореф. дисс. ... д-ра психолог. наук : 19.00.07 ; Повол. гос. социал-гуман. акад. Самара, 2011. 53 с.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя. М. : Просвещение, 2010. 211 с.
3. Бадамен Л.О. Эмоции и характер детей // Дошкольное воспитание. - 2012. №1. С 27-35.
4. Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М. Р. Битянова ; Санкт-Петербург : Питер, 2013. 304 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте; Санкт-Петербург : Питер, 2008. 464 с.
6. Боровкова А. С. Особенности эмоционально-волевой сферы учащихся начальной школы Международный журнал экспериментального образования. 2016. С. 128-131.
7. Валеев А.Р. Об особенностях развития эмоционально-волевой сферы // Дошкольное воспитание. 2007 №12. С. 14-19
8. Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные
особенности, диагностика и критерии оценки// Коррекционно-развивающее образование. 2008. №4. С. 63-73.
9. Водяха Ю. Е. Психологическая диагностика сфер личности: лабораторный практикум; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, Каф. общ. психологии и конфликтологии. Екатеринбург, 2018. 220 с.
10. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько 4-е изд. М.: Академия, 2019. 189 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Педагогика,
2017. 328 с.
12. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей: автореф. дис. д-ра психол. наук. М.: Московский гос. ун-т. 2013 48 с.
13. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии [Текст] : учебник для СПО / Вадим Глухов. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2019. 295 с.
14. Данилова Е.Е. Представления современных родителей о собственном детстве и детстве своего ребёнка: опыт сравнительного исследования 2019. N 2 - том 7 С. 10.
15. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных; Санкт- Петербург: Питер, 2001. 384 с...45