ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПОВ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Изучение волевых качеств личности в разных научных подходах 8
1.2. Особенности развития волевых качеств младших школьников 15
1.3. Специфика типов родительского отношения 19
1.4. Роль родительского отношения в становлении личностных качеств
ребенка 22
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПОВ
РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКО 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ результатов исследования 28 2.3. Методические рекомендации, направленные на обеспечение развития волевых качеств младших школьников с учетом типа родительского
отношения 36
Выводы по главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Младший школьный возраст ребенка, является интенсивным периодом развитием всех сфер психики человека. Именно в этот возрастной отрезок времени, у ребенка закладываются базовые навыки познавательной сферы, а также эмоционально-волевой сферы. Так как мышление и сознание человека становится более осознаваемым, то поведение становится контролируемым. Ребенок уже целенаправленно использует свое поведения для достижения собственных целей и мотивов. Развивая направленность поведения, формируется воля человека.
Традиционно главным институтом воспитания и психического развития ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Влияние стиля родительского воспитания формирует определенные установки личности, которые отражаются на его волевой сфере.
В работах по изучению детско-родительских отношений рассматривается влияние этих отношений на различные аспекты развития личностной сферы ребенка. Период начальной школы - это период активного развития волевой сферы личности ребенка. На наш взгляд, рассмотрение вопроса о связи особенностей родительского отношения и развития волевой сферы ребенка представляется весьма актуальным для исследования.
Изучением проблематики детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка занимались отечественные и зарубежные психологи и психотерапевты (К.Роджерс, Д.Винникотт, М.Кляйн, А.С.Спиваковская, А.И.Захаров, В.В.Столин, А.Е.Личко и др.).
В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выведены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач: сотрудничество,
псевдосотрудничество, изоляция, и соперничество [27].
Исследователь А.С. Спиваковская выделяет три спектра отношений составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность [40]...
Одним из важных психологических процессов в младшем школьном возрасте является становление воли. Волевое регулирование к концу данного возраста (10-11 лет) приобретает уже осознанные мотивы. Но на их формирование по-прежнему влияет эмоциональный окрас. Если у ребенка в данном возрасте не возникает интереса к выполнению вида деятельности которую ему предложили выполнить, он способен создать иные условия, чтобы избежать выполнения поручения. Поэтому на развитие волевых качеств влияет тип родительского отношения. Родитель, выбирая для себя тип родительского отношения, эмоционально подкрепляет проявления вида волевого качества у ребенка, посредством поведения родителя к ребенку. Таким образом в системе личности ребенка закрепляется восприятия проявления воли, через призму отношения родителя к ребенку.
В ходе исследования были решены следующие задачи.
1. Изучили теоретические источники особенностей развития волевых качеств младших школьников.
2. Провели исследование уровня типов родительского отношения и развития волевых качеств младших школьников.
3. Изучили связь типов родительского отношения и уровня развития волевых качеств младшего школьника.
4. Разработали методические рекомендации, направленные на гармонизацию типов родительского отношения с целью обеспечения развития волевых качеств младших школьников.
Подтвердили гипотезу, о том, что существует взаимосвязь типов родительского отношения с развитием волевых качеств детей младшего школьного возраста. При типе родительского отношения «кооперация» уровень волевого качества терпеливости возрастает. Тип родительского отношения «симбиоз» и развитием среднего уровня волевого качества «упорства», тип родительского отношения «симбиоз» и высоким уровнем 40
развития волевого качества настойчивости. Типом родительского отношения «маленький неудачник» и высоким уровнем развития волевого качества терпеливость. Тип родительского отношения «маленький неудачник» и низким уровнем развития волевых качеств настойчивости и упорства.
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы
теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского
Государственного Университета, 1996. 216 с.
2. Аппаев М.Б., Койчуева Ф.Х., Джанкёзова Т.С. Влияние особенностей детско-родительских отношений на компоненты эмоционально-волевой сферы // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Том 5, №2. С. 54-66.
3. Белогай К.Н. Структурные компоненты родительского отношения личности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Красноярск, 2006. 22 с.
4. Благинин А.А. Свешникова Е. М. Особенности формирования волевых качеств младших школьников различных систем обучения // Вестник НВГУ. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti- formirovaniya-volevyh-kachestv-mladshih-shkolnikov-razlichnyh-sistem- obucheniya (дата обращения: 15.05.2024).
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 503 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М; Воронеж, 1995. 350 с.
7. Бондаревская Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. 2001. № 1. С. 63-67.
8. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. Пособие. Ростов н/Д.: Творч. центр «Учитель». 1999. 49 с.
9. Брихцин М. Воля и волевые качества личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989, С. 134-144. URL: http://www.medpsy.ru/library/library050.php (дата обращения 29.04.2024).
10. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина [и др.] / под ред. М. В. Гамезо. М.: Просвещение, 1984. 256 с.
11. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М.: ВЛАДОС, 2003. 707 с.
12. Жамалетдинова Г.Р. Влияние детско-родительских отношений на
становление личности ребенка // Молодой ученый. 2017. № 41 (175). С. 146-148. URL: https://moluch.ru/archive/175/45956/ (дата обращения:
28.2.2024).
13. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: учеб. для вузов. М.: Академический Проект, 2004. 576 с.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. Пособие. М.: Просвещение, 2000. 247 с.
15. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2009. 368 с...48