Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №168930

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы109
Год сдачи2017
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Понятие самосознания личности в отечественной психологии 8
1.2. Генезис самосознания личности в зарубежной психологии 14
1.3. Характеристика самосознания дошкольников 26
1.4. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием
речи 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 38
2.1. Организация эмпирического исследования и методики изучения
самосознания 38
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 42
2.3. Методические рекомендации по развитию самосознания дошкольников
с общим недоразвитием речи 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64


Одним из главных психолого-педагогических условий развития детей с отклонениями или нарушениями в развитии является формирование личностных психологических новообразований, свойственным возрасту. Наиболее значимым новообразованием дошкольного возраста является формирование представлений о себе как физическом и социальном субьекте.
Дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. В трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной представлен всесторонний анализ речевых нарушений у детей.
Под общим недоразвитием речи понимается речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики.
Дети с общим недоразвитием речи не имеют выраженных внешних дефектов и в раннем возрасте мало отличаются от сверстников, но на этапе дошкольного детства, когда происходит бурный рост числа социальных контактов, формирование основ личности, начинают проявляться трудности декодирования личностно значимой информации, ее речевого опосредования, дальнейшей переработки, хранения. Помимо факторов, которые непосредственно ограничивают способность к речевому опосредованию, имеется ряд условий, нарушающих формирование личности детей с общим недоразвитием речи. Это тесно связано с нарушениями в становлении когнитивной, коммуникативной, регулирующей функции речи и личности в целом.
Ученые отмечают у детей с общим недоразвитием речи очень низкую способность к реализации усвоенных знаний в практической деятельности, отставание в формировании психических функций, низкую речевую активность, снижение внимания к речевому окружению, недостаточно активную наблюдательность, затруднения в актуализации даже хорошо знакомых слов, речевую беспомощность в новых ситуациях. Совокупность этих факторов создает неблагоприятные условия для развития личностных новообразований дошкольного возраста. Поэтому ребенок с общим недоразвитием речи нуждается в создании специальных психолого-педагогических условий, которые смогут способствовать формированию самосознания его личности.
Актуальность данного исследования определена тенденцией гуманизации системы дошкольного образования, которая ориентирует психологов и педагогов на поиск оптимальных путей гармоничного развития личности ребенка, необходимостью определить направление, содержание, организационные формы деятельности психолога по преодолению нарушений развития самосознания у дошкольников с речевой патологией в условиях детского сада.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ проблемы исследования показал, что дошкольники с общим недоразвитием речи имеют ряд специфических личностных особенностей. Для исследования самосознания личности детей старшего дошкольного возраста нами был проведен теоретический анализ научной отечественной и зарубежной литературы. Мы подобрали диагностические методы исследования самосознания личности детей старшего дошкольного возраста. Нами было проведено исследование структурных звеньев самосознания личности детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования был сделан сравнительный анализ компонентов самосознания личности детей старшего дошкольного возраста и детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В результате сравнительного анализа выявлены особенности самосознания личности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Нами выявлено замедленное становление когнитивного и аффективного компонентов самосознания личности дошкольников с общим недоразвитием речи. При исследовании поведенческого компонента самосознания личности дошкольников существенных различий между группами в понимании правил поведения и соблюдения норм социального взаимодействия не выявлено. В обеих группах количество детей, дающих социально одобряемые ответы не велико. Отличаются возможности детей аргументировать свои ответы. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в аргументации ответов. Большинство детей имеют недостаточный для своего возраста уровень сформированности компонентов самосознания, зафиксировано отставание от дошкольников старшей группы.
Причинами формирования указанных особенностей являются как наличие системного речевого недоразвития, обуславливающего трудности приема и переработки вербальной информации, так и органическое поражение центральной нервной системы. У дошкольников с общим недоразвитием речи ограничена способность к категоризации телесных признаков, выявлена недостаточная сформированность осознания индивидуальных качеств и свойств, неопределенное или негативное отношение к себе, ограниченность в овладении знаково-символической (речевой) функцией. Низкий уровень речевого опосредования обусловлен недостаточностью понимания значения лексики.
Отставание в становлении самосознания личности затрудняет процесс социализации ребенка. Самосознание личности может формироваться только в совместной деятельности ребенка и взрослого. Предметом взаимодействия должен становиться интерес к личности ребенка. В дошкольном возрасте самосознание находится только в начале своего становления и только к концу дошкольного возраста оно становится дифференцированным. Ребенок может произвольно управлять своим поведением, подчиняться школьным требованиям.
Нами разработаны методические рекомендации для психологов дошкольных образовательных организаций. Рекомендуется:
- организация и проведение групповых форм работы с дошкольниками с ОНР в виде системы занятий, направленных на развитие когнитивного, аффективного, поведенческого компонентов самосознания личности детей с ОНР (стимуляция интереса к себе, развитие эмоций, положительное самоотношение, повышение уверенности в себе, позитивное межличностное общение, профилактика нарушений поведения);
- организация работы с родителями по формированию положительного оценивания ребенка, принятия ребенка, не смотря на имеющиеся нарушения (беседа, лекции, семинары, круглые столы);..


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1997. 704 с.
2. Адлер А. О невротическом характере. СПб., 1997. 388 с.
3. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1998. Т. 2. 288 с.
4. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. Серия: Выпуск 2. Изд. 2-е, испр. М.: Когито-Центр, 1998. 24 с.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1992. 573 с.
6. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1996. 421 с.
7. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1996. 349 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,
1998. 464 с.
9. Валитова И.Е. Психологические особенности осознавания себя во времени в дощкольном и младшем школьном возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1990. 21 с.
10. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. М., 1997. 196 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. М: Педагогика, 1984. Т. 4. 432 с.
12. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопросы философии. 1997. № 6. С. 21-34.
13. Гаркуша Ю.Б. Ребенок: Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М.: ВОРОНЕЖ, 2001. 218 с.
14. Гасникова Т.В. Профилактика речевых нарушений у детей с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы / Практическая психология и логопедия. 2004. № 1. С. 15-23.
15. Гуменная Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Прометей, 1991. С. 41-72...58


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ