Психологическая подготовка беременных женщин к родам
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К РОДАМ 6
1.1. Сущность понятий «беременность», «роды», «материнство» 6
1.2. Психологическое и психофизическое состояние женщин во время
беременности и родов 12
1.3. Психологическая готовность к родам: степень и структура готовности к родам 17
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН К РОДАМ 26
2.1. Организация и ход исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 352
2.3. Программа психологической подготовки к родам 40
Выводы по главе II 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 . Тест отношение беременной (ТОБ, И.В.Добрякова) 55
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 . Тест-опрос 58
ПРИЛОЖЕНИЕ№3. Анализ математических обработка данных 59
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К РОДАМ 6
1.1. Сущность понятий «беременность», «роды», «материнство» 6
1.2. Психологическое и психофизическое состояние женщин во время
беременности и родов 12
1.3. Психологическая готовность к родам: степень и структура готовности к родам 17
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН К РОДАМ 26
2.1. Организация и ход исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 352
2.3. Программа психологической подготовки к родам 40
Выводы по главе II 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 . Тест отношение беременной (ТОБ, И.В.Добрякова) 55
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 . Тест-опрос 58
ПРИЛОЖЕНИЕ№3. Анализ математических обработка данных 59
Актуальность исследования. Рост интереса к психологическим аспектам беременности и родов связан с тем, что на данный момент существует противоречие между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей с лавинообразным увеличением числа детей, брошенных матерями, и неразработанностью программ социальной и психологической помощи семьям и, в первую очередь, женщине.
Современная психология и психотерапия рассматривают процесс родов как ключевой в формировании психики и сознания человека. Ж.В. Завьялова понимает психологическую готовность к родам как «физиологический процесс, под которым подразумевается изменение структуры тела, а также личную включенность, настрой и эмоциональное состояние женщины, и все ее представления о родах и готовность к соответствующему поведению в родах» [28]. С. Гроф пишет о четырех перинатальных матрицах, которые формируются у новорожденного в процессе родов, которые затем определяют модель его поведения.
Можно выделить четыре положения, почему необходимо изучать психологическую готовность к родам:
1. В повседневной жизни роды являются травматичными почти в каждом случае.
2. Продолжительным родам сопутствуют большая родовая травма и более серьезные психические осложнения.
3. Интенсивность родовой травмы пропорциональна повреждениям, которые ребенок получает во время родов или сразу после появления на свет.
4. Любовь и забота о ребенке непосредственно после родов играют решающую роль в уменьшении длительности и интенсивности травматических последствий.
Объектом исследования является психологическая готовность..
Предмет исследования - психологическая подготовка беременных женщин к родам.
Цель исследования - изучить теоретические и эмпирические вопросы психологической подготовки к родам, в частности, выявить степень готовности к родам в период беременности у первородящих и повторнородящих женщин.
В соответствии с поставленной целью определим следующие задачи:
1. Раскрыть понятия «беременность», «роды», «материнство».
2. Рассмотреть особенности психологического и психофизического состояния женщин во время беременности и родов.
3. Охарактеризовать психологическую готовность к родам.
4. Провести сравнительный анализ степени готовности к роду и материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей (первородящих и повторнородящих).
5. Составить психологическую программу подготовки к родам.
Гипотеза исследования: наиболее готовы к родам первородящие женщины, чем повторнородящие женщины.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования выступили: теоретические представления о личности как системе отношений (С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев);представления о жизненном событии как факторе изменения значимых отношений личности и изменении субъекта события (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова.); теоретические представления об обусловленности психологических и соматических аспектов беременности отношениями со значимыми другими в предшествующие периоды онтогенеза (З.Фрейд, Г.Филиппова).
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме; сбор эмпирических данных (методика «Тест отношений беременной» И.В. Добрякова, тест-опрос, методы статистической обработки данных исследования).
База и выборка исследования: Муниципальный родильный дом №1 г.Кызыла. Выборку исследования составили 40 беременных женщин в возрасте от 19-30.
Практическая значимость исследования определяется возможностями использования его результатов в организации комплексной подготовки беременных женщин к родам в условиях женской консультации. Также результаты исследования могут быть использованы практическими психологами, психотерапевтами, педагогами и медицинскими работниками в целях оптимизации взаимодействия с беременными, выявления группы риска и оказания своевременной психологической помощи беременным на всех этапах дородового периода; в просветительской деятельности; в центрах планирования семьи; в средствах массовой информации. Предложенная нами психологическая программа подготовки к родам (п.2.3.) рекомендуется для медицинского психолога, акушера-гинеколога, педиатра Кызылского родильного дома №1.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на ежегодной научно-практической конференции студентов ТувГУ, посвященной 20-летнему юбилею ТувГУ, и в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки по секции «Актуальные вопросы психологии» (18 апреля 2015 года).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, из двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. В первой главе рассмотрены теоретические основы изучения проблемы психологической готовности к родам. Во второй главе представлены описание хода и методики эмпирического исследования, результаты диагностики, программа и общие выводы.
Современная психология и психотерапия рассматривают процесс родов как ключевой в формировании психики и сознания человека. Ж.В. Завьялова понимает психологическую готовность к родам как «физиологический процесс, под которым подразумевается изменение структуры тела, а также личную включенность, настрой и эмоциональное состояние женщины, и все ее представления о родах и готовность к соответствующему поведению в родах» [28]. С. Гроф пишет о четырех перинатальных матрицах, которые формируются у новорожденного в процессе родов, которые затем определяют модель его поведения.
Можно выделить четыре положения, почему необходимо изучать психологическую готовность к родам:
1. В повседневной жизни роды являются травматичными почти в каждом случае.
2. Продолжительным родам сопутствуют большая родовая травма и более серьезные психические осложнения.
3. Интенсивность родовой травмы пропорциональна повреждениям, которые ребенок получает во время родов или сразу после появления на свет.
4. Любовь и забота о ребенке непосредственно после родов играют решающую роль в уменьшении длительности и интенсивности травматических последствий.
Объектом исследования является психологическая готовность..
Предмет исследования - психологическая подготовка беременных женщин к родам.
Цель исследования - изучить теоретические и эмпирические вопросы психологической подготовки к родам, в частности, выявить степень готовности к родам в период беременности у первородящих и повторнородящих женщин.
В соответствии с поставленной целью определим следующие задачи:
1. Раскрыть понятия «беременность», «роды», «материнство».
2. Рассмотреть особенности психологического и психофизического состояния женщин во время беременности и родов.
3. Охарактеризовать психологическую готовность к родам.
4. Провести сравнительный анализ степени готовности к роду и материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей (первородящих и повторнородящих).
5. Составить психологическую программу подготовки к родам.
Гипотеза исследования: наиболее готовы к родам первородящие женщины, чем повторнородящие женщины.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования выступили: теоретические представления о личности как системе отношений (С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев);представления о жизненном событии как факторе изменения значимых отношений личности и изменении субъекта события (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова.); теоретические представления об обусловленности психологических и соматических аспектов беременности отношениями со значимыми другими в предшествующие периоды онтогенеза (З.Фрейд, Г.Филиппова).
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме; сбор эмпирических данных (методика «Тест отношений беременной» И.В. Добрякова, тест-опрос, методы статистической обработки данных исследования).
База и выборка исследования: Муниципальный родильный дом №1 г.Кызыла. Выборку исследования составили 40 беременных женщин в возрасте от 19-30.
Практическая значимость исследования определяется возможностями использования его результатов в организации комплексной подготовки беременных женщин к родам в условиях женской консультации. Также результаты исследования могут быть использованы практическими психологами, психотерапевтами, педагогами и медицинскими работниками в целях оптимизации взаимодействия с беременными, выявления группы риска и оказания своевременной психологической помощи беременным на всех этапах дородового периода; в просветительской деятельности; в центрах планирования семьи; в средствах массовой информации. Предложенная нами психологическая программа подготовки к родам (п.2.3.) рекомендуется для медицинского психолога, акушера-гинеколога, педиатра Кызылского родильного дома №1.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на ежегодной научно-практической конференции студентов ТувГУ, посвященной 20-летнему юбилею ТувГУ, и в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки по секции «Актуальные вопросы психологии» (18 апреля 2015 года).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, из двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. В первой главе рассмотрены теоретические основы изучения проблемы психологической готовности к родам. Во второй главе представлены описание хода и методики эмпирического исследования, результаты диагностики, программа и общие выводы.
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе изучалась научная литература по теме, была определена актуальность, сформулированы цель, гипотеза, задачи исследования. Были изучены сущность понятий «беременность», «роды», «материнство». Рассмотрены психологические и психофизические особенности беременной женщины и охарактеризована психологическая подготовка к родам.
На втором этапе определен выбор направления исследования, выбор методов решения задач, дано описание методик проведения исследовательской работы. В это же время проходил процесс теоретических и эмпирических исследований, который включал изучение психологической подготовки к родам и сравнительный анализ степени готовности к родам и материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей (первородящих и повторнородящих). Была составлена программа психологической подготовки к родам.
На третьем этапе было осуществлено обобщение результатов исследования в форме дипломной работы и дана оценка полноты решения поставленных задач и предложений по дальнейшему направлению работы, оценка достоверности полученных результатов.
Для исследования психологической готовности к материнству беременных женщинами было проведено исследование. По результатам исследования методики «Тест отношений беременной», были получены следующие данные: проведя сравнительный анализ степени психологической готовности к родам женщин различных возрастных групп, мы можем говорить о том, что психологически более готовы к материнству женщины первородящие, наименее - женщины повторнородящие.
Первородящие женщины имеют самые высокие показатели по результатам исследования. Для этих женщин, в отличие от повторнородящих женщин ребёнок и материнство в целом имеют наибольшее значение среди жизненных ценностей. Они в полной мере осознают ответственность, которую берёт на себя женщина, решившаяся на рождение малыша..
Знания степени готовности женщины к родам позволили бы своевременно диагностировать нарушения материнского поведения, спроектировать способы его коррекции и профилактики. Последнее особенно важно в современных условиях, когда актуальны проблемы, связанные не только с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, но и проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребёнка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах..
Как мы указывали во введении, цель нашего исследования состояла в изучении теоретических и эмпирических вопросов психологической подготовки к родам, в частности, выявить степень готовности к родам в период беременности у первородящих и повторнородящих женщин.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи выполнены.
Дальнейшие исследования по данной теме могут быть направлены:
- на дополнительное изучение личностных особенностей женщин, ожидающих ребёнка;
- на разработку медицинской и психологической программ по оказанию своевременной помощи женщинам с несформированной готовностью к материнству;
- на своевременную диагностику и предупреждение девиантного материнства
На втором этапе определен выбор направления исследования, выбор методов решения задач, дано описание методик проведения исследовательской работы. В это же время проходил процесс теоретических и эмпирических исследований, который включал изучение психологической подготовки к родам и сравнительный анализ степени готовности к родам и материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей (первородящих и повторнородящих). Была составлена программа психологической подготовки к родам.
На третьем этапе было осуществлено обобщение результатов исследования в форме дипломной работы и дана оценка полноты решения поставленных задач и предложений по дальнейшему направлению работы, оценка достоверности полученных результатов.
Для исследования психологической готовности к материнству беременных женщинами было проведено исследование. По результатам исследования методики «Тест отношений беременной», были получены следующие данные: проведя сравнительный анализ степени психологической готовности к родам женщин различных возрастных групп, мы можем говорить о том, что психологически более готовы к материнству женщины первородящие, наименее - женщины повторнородящие.
Первородящие женщины имеют самые высокие показатели по результатам исследования. Для этих женщин, в отличие от повторнородящих женщин ребёнок и материнство в целом имеют наибольшее значение среди жизненных ценностей. Они в полной мере осознают ответственность, которую берёт на себя женщина, решившаяся на рождение малыша..
Знания степени готовности женщины к родам позволили бы своевременно диагностировать нарушения материнского поведения, спроектировать способы его коррекции и профилактики. Последнее особенно важно в современных условиях, когда актуальны проблемы, связанные не только с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, но и проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребёнка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах..
Как мы указывали во введении, цель нашего исследования состояла в изучении теоретических и эмпирических вопросов психологической подготовки к родам, в частности, выявить степень готовности к родам в период беременности у первородящих и повторнородящих женщин.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи выполнены.
Дальнейшие исследования по данной теме могут быть направлены:
- на дополнительное изучение личностных особенностей женщин, ожидающих ребёнка;
- на разработку медицинской и психологической программ по оказанию своевременной помощи женщинам с несформированной готовностью к материнству;
- на своевременную диагностику и предупреждение девиантного материнства
Подобные работы
- АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ
СОПРОВОЖДЕНИЮ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности эмоциональной сферы личности беременных женщин
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН, ВЫБИРАЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПОДГОТОВКИ К РОДАМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В УСЛОВИЯХ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ЦЕНТРА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция негативных эмоциональных состояний беременных женщин
с использованием арт-терапевтических методов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5100 р. Год сдачи: 2024 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЖЕНЩИН В ПЕРВОМ И ТРЕТЬЕМ ТРИМЕСТРЕ БЕРЕМЕННОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
ЖЕНЩИНАМИ С ВИЧ - ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ СТАТУСОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЖЕНЩИН
НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ БЕРЕМЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психоэмоциональное состояние беременной женщины: психодиагностический аспект
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2022



