Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая подготовка беременных женщин к родам

Работа №16893

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1223
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К РОДАМ 6
1.1. Сущность понятий «беременность», «роды», «материнство» 6
1.2. Психологическое и психофизическое состояние женщин во время
беременности и родов 12
1.3. Психологическая готовность к родам: степень и структура готовности к родам 17
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН К РОДАМ 26
2.1. Организация и ход исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 352
2.3. Программа психологической подготовки к родам 40
Выводы по главе II 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 . Тест отношение беременной (ТОБ, И.В.Добрякова) 55
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 . Тест-опрос 58
ПРИЛОЖЕНИЕ№3. Анализ математических обработка данных 59


Актуальность исследования. Рост интереса к психологическим аспектам беременности и родов связан с тем, что на данный момент существует противоречие между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей с лавинообразным увеличением числа детей, брошенных матерями, и неразработанностью программ социальной и психологической помощи семьям и, в первую очередь, женщине.
Современная психология и психотерапия рассматривают процесс родов как ключевой в формировании психики и сознания человека. Ж.В. Завьялова понимает психологическую готовность к родам как «физиологический процесс, под которым подразумевается изменение структуры тела, а также личную включенность, настрой и эмоциональное состояние женщины, и все ее представления о родах и готовность к соответствующему поведению в родах» [28]. С. Гроф пишет о четырех перинатальных матрицах, которые формируются у новорожденного в процессе родов, которые затем определяют модель его поведения.
Можно выделить четыре положения, почему необходимо изучать психологическую готовность к родам:
1. В повседневной жизни роды являются травматичными почти в каждом случае.
2. Продолжительным родам сопутствуют большая родовая травма и более серьезные психические осложнения.
3. Интенсивность родовой травмы пропорциональна повреждениям, которые ребенок получает во время родов или сразу после появления на свет.
4. Любовь и забота о ребенке непосредственно после родов играют решающую роль в уменьшении длительности и интенсивности травматических последствий.
Объектом исследования является психологическая готовность..
Предмет исследования - психологическая подготовка беременных женщин к родам.
Цель исследования - изучить теоретические и эмпирические вопросы психологической подготовки к родам, в частности, выявить степень готовности к родам в период беременности у первородящих и повторнородящих женщин.
В соответствии с поставленной целью определим следующие задачи:
1. Раскрыть понятия «беременность», «роды», «материнство».
2. Рассмотреть особенности психологического и психофизического состояния женщин во время беременности и родов.
3. Охарактеризовать психологическую готовность к родам.
4. Провести сравнительный анализ степени готовности к роду и материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей (первородящих и повторнородящих).
5. Составить психологическую программу подготовки к родам.
Гипотеза исследования: наиболее готовы к родам первородящие женщины, чем повторнородящие женщины.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования выступили: теоретические представления о личности как системе отношений (С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев);представления о жизненном событии как факторе изменения значимых отношений личности и изменении субъекта события (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова.); теоретические представления об обусловленности психологических и соматических аспектов беременности отношениями со значимыми другими в предшествующие периоды онтогенеза (З.Фрейд, Г.Филиппова).
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме; сбор эмпирических данных (методика «Тест отношений беременной» И.В. Добрякова, тест-опрос, методы статистической обработки данных исследования).
База и выборка исследования: Муниципальный родильный дом №1 г.Кызыла. Выборку исследования составили 40 беременных женщин в возрасте от 19-30.
Практическая значимость исследования определяется возможностями использования его результатов в организации комплексной подготовки беременных женщин к родам в условиях женской консультации. Также результаты исследования могут быть использованы практическими психологами, психотерапевтами, педагогами и медицинскими работниками в целях оптимизации взаимодействия с беременными, выявления группы риска и оказания своевременной психологической помощи беременным на всех этапах дородового периода; в просветительской деятельности; в центрах планирования семьи; в средствах массовой информации. Предложенная нами психологическая программа подготовки к родам (п.2.3.) рекомендуется для медицинского психолога, акушера-гинеколога, педиатра Кызылского родильного дома №1.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на ежегодной научно-практической конференции студентов ТувГУ, посвященной 20-летнему юбилею ТувГУ, и в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки по секции «Актуальные вопросы психологии» (18 апреля 2015 года).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, из двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. В первой главе рассмотрены теоретические основы изучения проблемы психологической готовности к родам. Во второй главе представлены описание хода и методики эмпирического исследования, результаты диагностики, программа и общие выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе изучалась научная литература по теме, была определена актуальность, сформулированы цель, гипотеза, задачи исследования. Были изучены сущность понятий «беременность», «роды», «материнство». Рассмотрены психологические и психофизические особенности беременной женщины и охарактеризована психологическая подготовка к родам.
На втором этапе определен выбор направления исследования, выбор методов решения задач, дано описание методик проведения исследовательской работы. В это же время проходил процесс теоретических и эмпирических исследований, который включал изучение психологической подготовки к родам и сравнительный анализ степени готовности к родам и материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей (первородящих и повторнородящих). Была составлена программа психологической подготовки к родам.
На третьем этапе было осуществлено обобщение результатов исследования в форме дипломной работы и дана оценка полноты решения поставленных задач и предложений по дальнейшему направлению работы, оценка достоверности полученных результатов.
Для исследования психологической готовности к материнству беременных женщинами было проведено исследование. По результатам исследования методики «Тест отношений беременной», были получены следующие данные: проведя сравнительный анализ степени психологической готовности к родам женщин различных возрастных групп, мы можем говорить о том, что психологически более готовы к материнству женщины первородящие, наименее - женщины повторнородящие.
Первородящие женщины имеют самые высокие показатели по результатам исследования. Для этих женщин, в отличие от повторнородящих женщин ребёнок и материнство в целом имеют наибольшее значение среди жизненных ценностей. Они в полной мере осознают ответственность, которую берёт на себя женщина, решившаяся на рождение малыша..
Знания степени готовности женщины к родам позволили бы своевременно диагностировать нарушения материнского поведения, спроектировать способы его коррекции и профилактики. Последнее особенно важно в современных условиях, когда актуальны проблемы, связанные не только с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, но и проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребёнка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах..
Как мы указывали во введении, цель нашего исследования состояла в изучении теоретических и эмпирических вопросов психологической подготовки к родам, в частности, выявить степень готовности к родам в период беременности у первородящих и повторнородящих женщин.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи выполнены.
Дальнейшие исследования по данной теме могут быть направлены:
- на дополнительное изучение личностных особенностей женщин, ожидающих ребёнка;
- на разработку медицинской и психологической программ по оказанию своевременной помощи женщинам с несформированной готовностью к материнству;
- на своевременную диагностику и предупреждение девиантного материнства



1. Абрамова, Г.С. Психология материнства / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2006. - 704 с.
2. Абрамченко, В. В. Особенности психосоматического статуса у беременных при гестозе / В. В. Абрамченко, И. Б. Каплун, А. В. Толканов II Перинатальная психология в родовспоможении: Сб. материалов конференции.- СПб., 2001. - 409 с.
3. Авдеева, Н. Н. Психология вашего младенца : у истоков общения и творчества / Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова, В.Г. Ражников.- М.,1996. Азаров Ю. Педагогика любви и свободы / Ю. Азаров.- М. Попикал, 2004.¬608 с.
4. Азаров, Ю. Семейная педагогика / Ю. Азаров.- М. : Аргументы и факты, 2003.- 608 с.
5. Анна де Карвасдуэ. Девочка. Девушка. Женщина. Мир книги. - М., 2001. - 390 с.
6. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности / Анцыферова, Л.И. . - М.: Наука, 2005. - 456 с.
7. Айванхов, О. М. Воспитание, начинающееся до рождения / О. М. Айванхов. - М.: Изд-во «Просвета», 1995.- 161 с.
8. Айвазян, Е.Б. Становление внутренней материнской позиции в период беременности / Е. Б. Айвазян // Дефектология. - 2008. - №2. - С. 8-15
9. Айламазян, Э.К. Акушерство: Учебник для медицинских вузов. 4-е изд., доп. / Э.К. Айламызян. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 528 с.
10. Акушерство и гинекология: Краткое пособие по практическим умениям. / Под ред. Д. Ф. Костючек. - СПб: СПбГМА, 2001. - 116 с.
11. Алешина, Ю. А. Индивидуальное и семейное консультирование / Ю.А.Алешина. М.: Класс, 2000. - 242 с.
12. Аптулаева, А.Г. Я скоро стану мамой. / А.Г. Аптулаева, О.Д. Ворожцова. - СПб.: У - Фактория, 2001. - 460 с.
13. Аршавский, И.А. Очерки по возрастной физиологии / И.А.Аршавский. - М.: Просвещение, 1997. - 88 с.
14. Батуев, А.С. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать-дитя» / А.С.Батуев, Л.В. Соколова. - М.: - СПб, 1994. - 245 с.
15. Беверли, Ч. Беременность и материнство / Ч. Беверли.- СПб., 1997.
16. Бойко, В.В. Если ты жена и мать. / В.В. Бойко - М. : Пр. 2002.
17. Бойцова, Д. Л. Спивак II Перинатальная психология в родовспоможении : Сб. материалов конференции.- СПб., 2000.
18. Браун, Дж. Антенатальная охрана плода / Дж. Браун, Г. Диксон, М.: Медицина, 2002. - 520 с. 6
19. Браш, Х. Самые важные девять месяцев / Х. Браш, И.М. Рихберг. - М.: Сигма-Пресс, 2005.- 256 с.
20. Брутман, В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. / В.И. Брутман, М.С. Радионова. - М.: Смысл, 2003. - 160 с.
21. Вельвовский, И.З. Система профилактического обезболивания родов / И.З. Вельвовский. - М.: Медицина, 2003. - 156 с.
22. Винникотт, Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. - Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2004.- 400 с.
23. Гинекология: Учебник. / Под ред. Г.М. Савельевой, В.Г. Бреусенко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 480 с.
24. Детская психиатрия. Учебник. / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - СПб: Питер, 2005. - 1120 с.
25. Добряков, И.В. В ожидании ребенка. / И.В.Добряков. - СПб.: ИК - Комплекс, 2004. - 415 с.
26. Добряков, И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты// Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост.А.Н.Васина. / И.В. Добряков. - М.: 2005. - С. 93 - 101.
27. Долбик - Воробей, Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости//Социс. - 2003. - №11. - с.78-83.
28. Жариков, Ж.В. Отношение к беременной в народной традиции. / Ж.В. Жариков. - М.: Рождение, 2005. - 87 с.
29. Завьялова, Ж.В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.04 : Москва, 2000 191 с. РГБ ОД, 61:00-19/134-1
30. Качалина, Т. С. Психологическая и физическая подготовка беременных к родам : Учебно-методическое пособие / Т. С. Качалина, Е.
B. Третьякова, О. М. Стрельникова.- Н. Новгород : Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 2003.- 100 с.
31. Карвасарский, Б.Д. Медицинская психология / Б.Д. Карвасарский. - М.: Медицина, 2002. - 350 с.
32. Кондаков, В.С. Психологическая и психотерапевтическая помощь молодой семье. / В. С. Кондаков Т.Ю. Кондакова. - Ижевск: Литра - Информ, 2000. - 180 с.
33. Кошелева, А.Д. Алексеева А.С. Диагностика и коррекция материнского отношения. / А.Д. Кошелева, А.С.Алексеева. - М.: НИИ Семья,1997.- 154 с.
34. Матвеева, Е.В. Проект исследования на тему «Способы воспитания готовности к материнству и качество материнской позиции в российской и американской культурах современного общества»./ Е.В. Матвеева - Москва- Нью-Йорк. : 2004.
35. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству//Вопросы психологии. / С.Ю. Мещерякова - 2002. - №5. -с.18-27.
36. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству. /C. Ю.Мещерякова. - М.: Мир, 2000. - 231 с.
37. Минюрова, С.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства//Психологический журнал./ С.А. Минюрова - 2002. - №5. - с.63-75.
38. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. / С.И. Ожегов - М. : 1984.
39. Медицинская помощь: учебн. пособие/ Научные основы сестринского дела. - М.: Медицина, 2004 № 5. - 231 с.
40. Минухин, С. Техника семейной психотерапии. / С. Минухин, Г. Фишман. - М.: Класс, 2001. - 464 с.
41. Мухамедрахимов, Р. Мать и дитя: психологическое
взаимодействие. / Р. Мухамедрахимов. - СПб.: СПб ГУ, 2003. - 400 с.
42. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации. - М.: МОДЭК, 2000. - 352 с.
43. Нарциссова, Г.П. О материнстве. / Г.П. Нарциссовая. - М.: AKADEMA, 2005. - 144 с.
44. Овчарова, Р.В. Психология родительства. / Р.В.Овчарова. - М.: AKADEMA, 2005. - 368 с.
45. Перну, Л., Я жду ребенка. / Л. Перну. - М.: Медицина, 1996. - 224 с.
46. Практическая психология: учеб.пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 368 с.
47. Проскурняк, О.П. Психологическая структура и особенности проявления феномена готовности к материнству. - Рукопись. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 - общая психология, история психологии. - Институт психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины. - Киев, 2010.
48. Рамих, В.А. Материнство как социокультурный феномен. / В.А. Рамих. - Ростов-на-Дону.: Ростовский ГУ, 2003. - 407 с.
49. Рыжков, В.Д. Психопрофилактика и психотерапия функциональных расстройств нервной системы у беременных женщин. / В.Д. Рыжков. - М.: Медицина, 1996. - 33 с.
50. Скоробогатова, Л.Г. Книга о гармоничной беременности. / Л.Г. Скоробогатова. - СПб.: У-Фактория, 2006. - 272 с.
51. Соловьев, Н.Я. Брак и семья сегодня. / Н.Я. Соловьев. - Вильнюс: Минтис, 1977. - 288 с.
52. Сорокина, Т.Т. Роды и психика: Практическое руководство - Мн.: Новое знание, 2003. - 352с.: ил.
53. Эйдемиллер, Э. Г.Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. / И.В. Добряков, И.М. Никольская. Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2006, 352 с, илл. ISBN 5¬9268-0204-0
54. Фадеева, В. Самая важная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 768 с.
55. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии//Вопросы психологии / Г.Г. Филиппова -2001.- №2.- с.22-37.
56. Филиппова, Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
57. Хорват, Ф. Любовь, материнство, будущее: / Ф. Хорват. Пер. со словац.
Издательство:Прогресс,1982г.
58. Швецов, М.В. Новые методы психотерапии при невынашивании беременности / М.В. Швецов. - Пермь: «Звезда», 2001.
59. Чарлиш, А. Ваша беременность. / А. Чарлиш. - М.: Ниола - Пресс,1998. - 185 с.
60. Чеботарева, И.С. Эмоционально-личностные особенности беременных женщин и динамика их изменений в процессе позитивной психотерапии / И.С. Чеботарева. - Казань: Медицина, 2001. - 490 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ