ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Анализ школьного курса информатики 6
1.2. Анализ достоинств языка Pascal как первого языка
программирования в старшей школе 13
1.3. Анализ основных методических сложностей при изучении языка
Си/Си++ как первого языка программирования в старшей школе 20
1.4. Проектирование системы заданий на основе принципов
последовательности, систематичности, наглядности 30
ГЛАВА 2. СРЕДА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ СИ/СИ++ 34
2.1. Выбор платформы разработки и предварительная настройка 34
2.2. Настройка структуры проекта для работы без функции main и
внешних библиотек 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42
Мы живем в эпоху, когда все развивается и меняется с невероятной скоростью. В эпоху инноваций, как порой называют наш век. И система российского образования не остается в стороне, стараясь «шагать в ногу со временем». Перемены, развитие, новые технологии - все это влечет за собой пересмотр и корректировку устоявшихся ранее школьных программ, методик обучения, результатов обучения в общеобразовательных школах. Но, несмотря на это, в некоторых направлениях система лишь пытается догнать завтрашний день.
«...некоторое минимальное множество понятий и методов, достаточное для формирования представления о современной информационной реальности и современной информатике, ..курс школьной информатики должен быть частью информатики «настоящей». [15]
Темп жизни и доступность огромного количества обучающих ресурсов и источников информации привели к тому, что обострился конфликт между учебными задачами и требованиями индустрии разработки. В настоящее время в 10-11 классах, когда изучается тема алгоритмизации и программирования, обучение происходит на языке Pascal. Это один из наиболее известных в школе языков программирования. Он легок в изучении, создано множество апробированных методик и литературы, сам язык ясен, компактен и выразителен. Тем не менее, как язык разработки Pascal был актуален в основном в 90-ые годы благодаря изумительно быстрому компилятору фирмы Борланд, просто не имеющему конкурентов по скорости разработки, и входящему всего на одну дискету 3.5 дюйма. В настоящее время он занимает 0.875% (меньше процента) рынка разработки и почти не востребован, используясь в небольшом сегменте индустрии (Си- подобные языки занимают больше 48% всего рынка разработки: одни только Си и Си++ занимают первое и второе места рейтинга, 14.9% и 8.34% соответственно). Многие новые технологии развиваются, одновременно формируя экосистему инструментов и пользователей: машинное обучение и искусственный интеллект - Питон и Си++; робототехника - Питон, Си, Си++. Pascal используется только в качестве нового языка Оберон в узком сообществе физиков высоких энергий, в отдельных закрытых областях (банковский сектор).
Сейчас, когда важна поддержка, скорость написания и развёртывания, помощь консультантов и коллег, программы, написанные на данном языке, оказываются тяжким грузом для исполнителя из-за малости доли рынка и отсутствия доступного сообщества, которая занимается разработкой на Pascal профессионально. Тем не менее, большинство источников (ссылка на Quora выше и остальные) отмечают замечательно пологую кривую обучения языку, обусловленную доступной средой разработки, работающей из коробки, простоте синтаксиса и возможности начинать обучение с малых и понятных примеров. Именно поэтому целью моего исследование стало создание среды для обучения программированию на языке Си/Си++ в старшей школе, обладающей сходными достоинствами и, дополнительно, опирающейся на наработки отечественной школы обучения информатике с использованием графических исполнителей.
Таким образом, хотелось бы, что бы упор в школьной программе шел на более востребованные языки, которые зачастую даже поверхностно не рассматриваются. Мною были выбраны языки Си и Си++, как одни из самых востребованных на рынке труда, что решало заодно вопросы мотивации сильных учеников...
В ходе работы над ВКР была разработана двумерная графическая среда для обучения программированию на языке Си/Си++ учащихся старшей школы. Данная среда является мобильной и кросплатформенной, она может работать на любой операционной системе и не требует установки и дополнительных настроек. Достаточно перенести на флэшке или скачать на компьютер папку с программой и запустить ее.
С помощью разработанной среды обучение Си/Си++ не только упрощается и становится более доступным, но и позволяет построить его в соответствии с дидактическими принципами систематичности и последовательности, а визуальный исполнитель делает сам процесс программирования для учащегося наглядным.
1. Абрамов В. Г., Трифонов Н. П., Трифонова Г. Н. Введение в язык Pascal/Учеб. пособие. - 1988.
2. Артемов В. А. Психология наглядности при обучении //М.:
Просвещение. - 2004.
3. Бондарев В. М., Рублинецкий В. И., Качко Е. Г. Основы
программирования. - Харьков; Ростов н/Д : Фолио: Феникс, 1997.
4. Бородин М. Н. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы //БИНОМ. Лаборатория знаний. - 2007.
5. Вандевурд Д. Шаблоны C++: справ. разработчика:[пер. с англ.]. - Издательский дом Вильямс, 2008.
6. Вирт Н. Pascal: Руководство пользователя и описание языка/К. Йенсен, Н. Вирт //М.: Компьютер. - 1995.
7. Грогоно П. Программирование на языке Pascal. - 1982.
8. Дейтел Х. М., Дейтел П. Д. Как программировать на C++. - 2005.
9. Дж В. 6. Применение шаблонов проектирования. Дополнительные штрихи //М.: Вильямс. - 2003.
10. Епанешников А. М. и др. Программирование в среде TURBO PASCAL 7.0. - М. : АО" Диалог-МИФИ", 1995.
11.Зубов В. С. Программирование на языке Turbo Pascal (версии 6.0 и 7.0).
- М. : Информ.-изд. дом" Филинъ", 1997.
12. Карпов Б., Баранова Т. C++. - Питер, 2005.
13. Керниган Б. В. Язык программирования C, 2-е издание. - Издательский дом Вильямс, 2012.
14. Кузнецов А. А. и др. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа) старшая школа (X-XI классы) //Информатика и образование. - 2005. - №. 6. - С. 2-14.
15. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В. Информатика: 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать //Лаборатория Базовых Знаний. - 2000...49