ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ 13-14 ЛЕТ 5
1.1. Возрастные особенности психологической подготовки
подростков 6
1.2. Психотехнологии подготовки спортсменов 14
1.3. Особенности предсоревновательной психологической
подготовки спортсменов 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1 Организация исследования 20
2.2 Методы исследования 21
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ 13-14 ЛЕТ 22
3.1. Выявление особенностей психологической подготовки дзюдоистов 13-14 лет в тренировочном
и соревновательном процессе 22
3.2. Выявление приёмов морально-волевой подготовки
дзюдоистов (педагогическое наблюдение) 31
3.3. Повышение уровня психологической подготовки (устойчивости техники) дзюдоистов 13-14 лет
в педагогическом эксперименте 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Приложение А 52
Приложение Б
Соревновательная схватка представляет собой сложный процесс, требующий хорошую физическую и психологическую подготовку. Не редко встречаются такие моменты, когда перед выход на схватку спортсмена одолевает страх проигрыша и он забывает новые, более действенные способы досрочной победы. Следовательно, во время поединка настрой падает и вероятность победы становится ниже.
В таких обстоятельствах возникает необходимость дальнейшего совершенствования тактической подготовки и более тщательной психологической подготовки, которая положительно выразится на спортивных результатах спортсменов.
Объект исследования - тренировочный процесс дзюдоистов.
Предмет исследования - психологическая подготовка дзюдоистов 13-14 лет.
Цель исследования изучение использования методов психолого¬тактической подготовки в тренировочном процессе дзюдоистов 13-14 лет.
Задачи исследования:
1. Выявить из литературных источников основные вопросы психологической и морально-волевой подготовки дзюдоистов.
2. Выявить особенностей психологической подготовки дзюдоистов 13-14 лет.
3. Выявить приёмы морально-волевой подготовки дзюдоистов.
4. Подобрать приёмы повышения уровня психологической подготовки (устойчивости техники) дзюдоистов 13-14 лет и проверить их в педагогическом эксперименте.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что внедрение в тренировочный процесс приёмов психологической подготовки дзюдоистов 13-14 лет позволит повысить её уровень.
Научная новизна состоит в том, что впервые в тренировочный процесс экспериментальной группы были внедрены разработанные нами приёмы психологической подготовки дзюдоистов.
На основе выполненной нами работы мы сделали такие выводы:
1. По итогам литературный обзор источников, мы выявили, что в дзюдо существует предостаточно приемов для психологической подготовки дзюдоистов в тренировочном процессе.
2. При анализе основных вопросов в борьбе дзюдо мы выявили то, что для борца-дзюдоиста очень важны разносторонние качества такие как большая выносливость, достаточная физическая подготовленность, хорошая технико-тактическая подготовка. Также немаловажную роль играют волевые качества борца, и его умение настроится на предстоящий поединок. Очень важна и методика обучения в борьбе дзюдо, поэтому современный тренер-преподаватель должен иметь глубокие общие и специальные знания и в совершенстве владеть методологией и технологией профессиональной деятельности.
3. Многие из спортсменов не могут совладать со своим страхом перед выходом на татами, и теряют свой боевой настрой на схватку, но благодаря тому, что рядом находится его тренер, который будет подсказывать спортсмену во время борьбы, повышает уверенность и боевой настрой спортсмена на схватку.
4. Результаты нашего педагогического эксперимента показывают, что использование разработанных нами приёмов с секундированием тренера улучшают эффективность борьбы в стойке, а также уверенность в своей победе.
1. Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек- человек» // Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. — СПб.: Питер, 2000. — С. 175-180.
2. Малкин, В. Р. Психотехнологии в спорте: [учеб. пособие] / В. Р. Малкин, Л. Н. Рогалева; [науч. ред. В. Н. Люберцев]. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. - 96 с.
3. Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. коррекция предсоревновательной психологической подготовки юных спортсменов. 2019. Здоровье, физическая культура и спорт, 1 (12), С. 153-169.
4. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. — 2-е изд. — М.: КДУ, 2005. — 400 с.
5. Гогунов Е.Н. Психология спорта: Учеб. пособие для студ. фак. физкультуры. - Тольятти, 1997. - 80 с.
6. Бабушкин Г.Д. содержание психолого-педагогического обеспечения подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям. Текст. Омский научный вестник № 1 (63)/ Г.Д. Бабушкин. М., 2008. - С. 130-133.
7. Марищук В.Л. Психодиагностика в спорте : учеб. пособие для вузов : для студентов вузов, обучающихся по специальности 033100 Физ. культура / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, Л. К. Серова. - М. : Просвещение, 2005 (Твер. полигр. комб. дет. лит.). - 348 с.
8. Коллектив авторов. Психология физической культуры. Учебник / Коллектив авторов — «Спорт», 2016. - 55 с.
9. Смоленцева В.Н. О психотехниках, психических состояниях и их регуляции в спорте / В.Н. Смоленцева. - Омск: СибГУФК, 2007. - 101 с.
10. Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. / СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001.-260с.
11. Коноплева А.Н., Ачиева Н.Е. Влияние занятий различными видами спорта на формирование личности школьников 13-14 лет / Коноплева А.Н., Ачиева Н.Е., 2015 г. - 6 с.
12. Концепции достижения превосходства в спорте : учеб.пособие / [В. Р. Малкин, Л. Н. Рогалева, Я. А. Бредихина, Е. М. Гилязетдинова ; под общ. ред. Л. Н. Рогалевой] ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 98 с.
13. П.В. Бундзен, К.Г. Коротков, и другие. Инновационные процессы в развитии технологий психической подготовки и психодиагностики в олимпийском спорте / Санкт-Петербургский НИИ физической культуры., 2010 г. - 8 с.
14. Психология спорта: Монография / Под ред. Ю.П. Зинченко, А.Г. Тоневицкого. — М.: МГУ, 2011. — 424 с.
15. Малкин, В. Р. Психотехнологии в спорте: [учеб. пособие] / В. Р. Малкин, Л. Н. Рогалева ; [науч. ред. В. Н. Люберцев]. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2013. - 96 с.
16. Китаев-смык Л.А. Психология стресс: [учеб. пособие] / Л.А. Китаев-смык; [науч. ред. О. И. Датурян]. - Москва : Изд-во «Наука»., 1983. - 370 с.
17. Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена / Пер. с англ. канд. психол. наук А.Н. Романшт. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - С. 160-185.
18. Ежемесячный научный журнал Молодой ученый. № 7 (18) / 2010.
19. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. П. Авдулова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 394 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс
20. Огородова, Татьяна Вячеславовна. Психология спорта: учеб. пособие / Т. В. Огородова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2013. — 120 с
21. Фролова, Ю. Г. Психосоматика и психология здоровья: Учеб. пособие. 2 - е изд., перераб. и доп. / Ю.Г. Фролова. - Мн.: ЕГУ, 2003. - 172 с.
22. ЕфимоваН С.Основы общей психологии: учебник 1 Н. С. Ефимова. -М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013.-288 с.: ил.- (Профессиональное образование).
23. Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на- Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
24. Сборник научных трудов Санкт-Петербургского НИИ физической культуры. Итоговая научная конференция, 18-19 декабря 2006 года. - Санкт- Петербург: СПбНИИФК, 2006. - 259 с.
25. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968.
26. Асмолов А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / Александр Асмолов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. — 528 с.
27. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. 2013 г. - 12 с.
28. Пархомович Г. П. Основы классического дзюдо. (Учебно-методическое пособие для тренеров и спортсменов.) — Пермь: «Урал-Пресс Лтд», 1993.
29. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для ин -тов физ. культ./Под. ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни.—М.: Физкультура и спорт, 1979—143 с, ил.
30. Волков Б.С. Психология подросткового возраста : учебник / Б.С. Волков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2016. — 266 с. — (Бакалавриат).
31. Формирование спортивной мотивации дзюдоистов на учебно- тренировочном этапе. Психолого-педагогический журнал гаудеамус, Т. 15, № 2, 2016.
32. Ильин Е. П. Психология спорта. — СПб.: Питер, 2012. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
33. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с
34. Шестаков В. Б., Ерегина С. В. Теория и практика дзюдо [Текст] : учебник / В. Б. Шестаков, С. В. Ерегина. - М. : Советский спорт, 2011. - 448 с. : ил.
35. Ловягина А.Е. Теоретические и прикладные проблемы психологического сопровождения спортсмена /Вестник С.-Петерб. ун-та, Сер. 16. 2013. Вып. 1. С. 29-39.
36. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера : наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М.: АСТ : Астрель , 2004. - 863 с.
37. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педа-гогическое общество России, 2003. — 512 с.
38. Шестаков В. Б., Ерегина С. В. Теория и методика детско-юношеского дзюдо: учебно-методическое пособие. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. — 000 с.
39. Психология: Учеб. для ин-тов физ. культ. /Под П 86 ред. В. М. Мельникова. — М.: Физкультура и спорт 1987. —367 с, ил.
40. В.Ф. СОПОВ Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. Методическое пособие. Москва, 2010-210 с.
41. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта [Текст] : учеб. пособие / Г. Д. Горбунов. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2012 - 312 с. : ил.
42. Матвеев Д.А. Технико-тактическая подготовка начинающих самбистов- студентов с применением коммуникативного тренинга. 2016 г. - 157 с.
43. Никандров В. В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 480с.
44. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи: Учебное пособие. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999. - 100 с.
45. Аткинсон Уильям Уокер. Сила концентрации в мире мысли: 20 шагов к достижению успеха в любом деле / Перев. с англ. — М.:ООО Книжное издательство «София», 2017. — 160 с.
46. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
47. Научно-практический журнал. Спортивный психолог. №1 (44) 2017 - С. 15-32.
48. Матвеев Л. П. МЗЗ Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с, ил.
49. Уэйнберг Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры: учебник для вузов/ Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд ; пер. Г. Гончаренко . - Киев : Олимпийская литература, 2001 . - 335с
51. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта : учеб. пособие для СПО / Г. Д. Горбунов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 269 с. — (Серия : Профессиональное образование).
52. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред.В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.: ил.
53. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. 4-е изд., испр. и. доп. — СПб.: Издательство «Лань», 2005. — 384 с: ил. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
54. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
55. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи: Учебное пособие. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999. - 100 с.
56. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.
57. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской. - М.: Совершенство, 1997.— 208 с.
58. Мэт Аурин. Ментальная магия. Метафизическое руководство по медитации, магии и самореализации. -- М.: Торговый Дом Велигор, 2020. - 353 с.
59. А.В. Алексеев. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте: Феникс; Ростов-на-Дону; 2006
60. Лейтес Н.С. Принцип развития в психологии. - М., 1978. -С. 196-199
61. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. Уч.- изд. л. 4,57. Издательство «Физкультура и спорт» Комитета по печати при Совете Министров СССР. - 1969 г. - 89
62. Общая психология. Узнадзе Д.Н. СПб.: 2004 - 413 с.
63. Бочкарева С.И. Физическая культура: учебно-методический комплекс(для студентов экономических специальностей) / С.И. Бочкарева, Кокоулина О.П., Копылова Н.Е., Н.Ф. Митина,А.Г. Ростеванов А.Г. - М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. - 344 с.
64. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М., «Физкультура и спорт», 1978.134 с. с ил
65. Курашвили В.А. Название: Психологическая подготовка спортсменов инновационные технологии Издательство: Центр инновационных спортивных технологий Москомспорта - 2008. 114 с.
66. Волков Б.С. Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.:Академический Проект; Фонд «Мир». 2005.—352 с. — («Gaudeamus»)
67. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. - М.: «Академический проект», Екатеринбург: «Деловая книга», 1999. - 416 с.
68. Красоткина Ирина. Аутотренинги
69. Докторский Я.Р. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство. — 1978 г. — 19 с.
70. Зарецкий А.В. Гипноз. Самоучитель. Управляй собой и окружающими. М.: Эксмо, 2012. — 190 с. — (Психология лжи).