Введение 2
Глава 1. Теоретические основы технологии ассоциативного поля при обучении лексике 5
1.1. Требования ФГОС к обучению лексике 5
1.2. Особенности обучения лексике на уроках английского языка 8
1.3 Психофизиологические особенности развития обучающихся 5 класса 14
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Практическое применение технологии ассоциативного поля при обучении лексике на уроках английского языка 23
2.1. Анализ УМК на предмет обучения лексике 23
2.2. Технология ассоциативного поля как основа для обучения лексике 27
2.3 Моделирование уроков по обучению лексике на основе технологии
ассоциативного поля 35
Выводы по главе 2 47
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А 56
Приложение Б 59
Настоящая работа посвящена изучению особенностям обучения лексике при помощи технологии ассоциативного поля.
Изучение иноязычной лексики в школе представляет собой сложный многоуровневый процесс, результатом которого согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (далее ФГОС) являются сформированные лексические навыки и умения. Лексике уделяется особое внимание в обучении языку, так как она является основополагающим звеном формирования речевых навыков. Именно лексика передает непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции, поэтому она проникает во все сферы жизни, помогая отразить не только реальную, но и воображаемую действительность [Ганиева, 2016, с. 8-10]. При обучении иноязычной лексике появилась необходимость в современных приемах, методах, технологий, которые бы задействовали такие мыслительные процессы, как воображение, категоризацию и концептуализацию, помогающие в усвоении новой информации, что и определяет актуальность темы данной работы.
Обучение иноязычной лексике изначально представляет собой сложную задачу, требующую учёта связи лексики с другими лингвистическими аспектами: фонетикой и грамматикой. По этой причине изучение иноязычной лексики занимает особое место в методике обучения иностранным языкам.
Технология ассоциативного поля (далее ТАП) в методике обучения иностранным языкам появилась относительно недавно и требует разработки теоретической базы и внедрение в практику преподавания имеющихся теоретических знаний.
Объект исследования - процесс обучения иноязычной лексике в 5 классе.
Предмет исследования - технология ассоциативного поля при обучении иноязычной лексике.
Целью исследования является подтверждение эффективности ТАП при обучении иноязычной лексике.
Для достижения цели исследования ставятся следующие задачи:
1. Описать требования ФГОС к результатам овладения лексикой в процессе изучения иностранного языка в 5 классе, особенности обучения лексической стороне речи, проблемы и пути их решения.
2. Определить психофизиологические особенности обучающихся 5 классов.
3. Изучить технологию ассоциативного поля в методике обучения иностранному языку.
4. Проанализировать УМК по английскому языку на предмет использования ТАП в упражнениях по обучению лексике.
5. Смоделировать и провести уроки с использованием ТАП.
В данной работе использовались такие методы и приемы исследования, как: теоретико-аналитический (анализ методической литературы), общедидактический (анализ учебно-методической литературы), а также метод анализа и моделирования (моделирование уроков).
Теоретической базой послужили исследования в области методики обучения иностранным языка (Н.И. Гез, Е. И. Пассов, Е. Н. Соловова, И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. А. Миролюбов, Г. В. Рогова, Л. В. Щерба).
База исследования - средние классы МБОУ СОШ №1 с. Ермаковское. В экспериментальной и контрольной подгруппе приняли участие 29 обучающихся 5 класса.
Изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с сентября по октябрь 2020 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, проведение опытной работы, оформление результатов исследования.
Новизна данной работы заключается в том, что был разработан комплекс упражнений на основе фонетических ассоциаций по сходности и по смежности на основе технологии ассоциативного поля в 5 классе при введении лексического материала.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что её материал может способствовать дальнейшему изучению данного вопроса.
Практическая значимость работы состоит в том, что технология ассоциативного поля может быть использована на занятиях по английскому языку и в дальнейшей работе по овладению лексикой на средних и старших этапах обучения.
Объем и структура работы определяется логикой решения поставленной цели, задач и состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и двух приложений. В первой главе содержатся теоретическая часть работы: требования ФГОС к обучению лексике, особенности обучения лексике и психофизиологические особенности обучающихся 5 классов. Вторая глава включает в себя анализ УМК, исследование технологии ассоциативного поля и смоделированные уроки на основе данной технологии.
В теоретической части данной выпускной работы были рассмотрены требования современного ФГОС, который является ориентиром для школьного учителя. Были рассмотрены проблемы в обучении лексике такие, как: введение новых слов, закрепление, отработка, закрепление новой лексики на основе видов ассоциаций в речи.
Были проанализированы психофизиологические особенности возраста обучающихся 5 класса - 9-11 лет. Ключевыми характеристиками данного возраста были определены: стремление к исследовательской работе, систематизации знаний, коллекционирование и категоризация коллекционируемого материала, стремление проявить себя на фоне сверстников, получить одобрение, похвалу взрослых. Эти особенности могут использовались на уроке для эффективного овладения лексикой при работе с технологией ассоциативного поля.
Была рассмотрена технология ассоциативного поля как методический инструментарий, представляющий собой совокупность методов, приемов, технического сопровождения учебного процесса, построение деятельности учителя и обучающихся во время урока в определенной последовательности и целостности (этапы), нацеленное на достижение необходимого результата. Основной подход данной технологии - личностно-ориентированный, так как она направлена на индивидуальность обучающегося. Это связано с тем, что у каждого обучающегося возникают собственные ассоциации, отличающиеся от других. В состав данной технологии входит прием ассоциативного поля, который характеризуется как целенаправленный процесс создания ассоциативного поля из логически связанных между собой по смыслу слов - ассоциаций. Техническим оборудованием на уроках являлась интерактивная доска и проектор для демонстрации презентаций. Деятельность педагога и обучающегося заключалась в последовательности этапов: активизация ассоциаций, формирование лексического навыка, отработка речевых навыков и закрепление новой лексики в подготовленной речи на основе текста. Необходимым для достижения результатом было то, чтобы обучающиеся запомнили как можно больше новых лексических единиц и употребляли в письменной и устной речи, что было достигнуто.
В практической части данной работы был проанализирован учебник Enjoy English для 5 класса и были выявлены как положительные, так и отрицательные стороны. В УМК недостаточно упражнений для тренировки и активизации лексического материала; так как основной фокус смещён на коммуникацию, что продиктовало необходимость в разработке дополнительных авторских упражнений, направленных на запоминание написания новых слов; присутствовала недостаточность объема новых лексических единиц и нехватка творческих заданий. К достоинствам можно отнести четкую и краткую формулировку заданий, а также наличие культурологической информации как по стране изучаемого языка, так и по родной стране, что соответствует требованию ФГОС. Структура модуля и оформление (в том числе и иллюстративное) позволяют расширить материал учебника и использовать как базу для отработки лексики при помощи технологии ассоциативного поля.
Для подтверждения эффективности технологии ассоциативного поля было проведено исследование с использованием её в работе с иноязычной лексикой в 5 классе в рамках проанализированного учебника. Для этого был выбран модуль «School Rules» и отобраны упражнения для тренировки нового лексического материала.
Класс был разделен на две группы: экспериментальную и контрольную, которые, как показала первичная проверочная работа, имели примерно равные исходные данные. После проведения двух занятий по обучению иноязычной лексике с использованием ТАП был проведена проверочная работа, в которой экспериментальная подгруппа показала гораздо лучшие результаты по сравнению с контрольной подгруппой.
Таким образом, можно сделать вывод, что технология ассоциативного поля может быть использована в общеобразовательной школе для обучения лексической стороне речи. Для этого необходимо провести анализ конкретного учебника и определить его потенциал для использования ТАП применительно к работе с лексикой. Результаты данного исследования могут использоваться не только в 5 классе, но и на средних и старших этапах обучения.
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]/ Б.Г. Ананьев, в 2т., Т2. — М.: Педагогика, 1980 — 283 с.
2. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языка // ИЯШ, №2, 2001. — С. 60-63.
3. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе, № 3 [Текст], 1996 — С. 27.
4. Биболетова М.З., Днисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык Enjoy English 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2018 — 200 с.
5. Бурнаева К.А. Ассоциативное поле как способ моделирования фрагмента языкового сознания. // Lingua mobilis, № 6 (32), 2011. — С. 51-58.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Издательство "Лабиринт", 1999. — 352 с.
7. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М.: Высшая школа, 2008 — С. 371.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — М.: АРКТИ, 2003 — С. 192.
9. Ганиева, Р.Р. Роль лексики для овладения иностранным языком [Текст] // Молодой ученый, №10.2 (114.2), 2016, [Электронный ресурс] — С. 8-10. — URL:https://moluch.ru/archive/114/29806/(дата обращения: 10.06.2021).
10. Дрозина В.В., Ключко Н.А. К вопросу становления ассоциирования при развитии синоптического синтеза как компонента творчества // Педагогический журнал, № 2, 2016. — С. 41-51.
11. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. — М.: Просвещение, 1991 — 223 с.
12. Ильин М.С. О классификации упражнений в речевой деятельности. Иностранные языки в школе, №5, 1961. — С.29-34.
13. Козаренко В.А. Все о памяти и способах запоминания. — М. 2015. — 219 с.
14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет/ Ун-т Рос. акад. образования, 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. — 175 с.
15. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком// Иностранные языки в школе, №5, 1985. — С. 24¬29.
16. Любченко А.С. Нестандартные уроки английского языка в школе. — Ростов Н/Д.: Феникс, 2007. — 301 с.
17. Маслыко Е.А. К проблеме паралингвистических явлений как побочного продукта речевого высказывания. «Проблемы активного метода обучения иностранным языкам». — Минск, 1970. — С. 80.
18. Миньяр-Белоручев Р.К. Вопросы теории контроля в обучении
иностранным языкам // ИЯШ. — 1984. — 274 с.
19. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/ А.А Миролюбов. — Обнинск: Титул, 2010. — 464 с.
20. Мухина В.С. Психология развития, акмеология: актуальные проблемы // Развитие личности, № 2, 2017. — 231 с.
21. Немов Р.С. Психология: В 3 кн./ Р.С. Немов. Кн. 1: Общие основы психологии. — М.: Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС", 1998. — 686 с.
22. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению.
— М., Просвещение, 1991. — 223 с.
23. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М.: Просвещение, 1991. — 287
с.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. — М.: Питер, 2012. — 705 с.
25. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: учебное пособие/ Т. П. Сальникова. — М.: Сфера, 2005. — 125 с.
26. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования/ Г.К. Селевко. — М.: НИИ шк. технологий (ОАО Можайский полигр. комб.), 2005. — 185 с.
27. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 239 с.
28. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. — М.: 1983. — С. 17-19.
29. Шатилов С.Ф. Некоторые проблемы обучения грамматической стороне устной речи // Иностранные языки в школе, 2017. — №6. — С. 3.
30. Шолпо И.Л. Метод. рекомендации для учителей/ И. Л. Шолпо; Науч. ред. В. Г. Маранцман. — М.: Изд-во МАИ, 1995. — 110 с.
31. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность: учеб. пособие/ Л.В. Щерба. — Л.: 2014. — С. 57.
32.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — 560 с.
33. Atkinson R.C. &Raugh M.R. of the mnemonic keyword method to the acquisition of Russian vocabulary // Journal of Experimental Psychology: Human Learning and Memory, 1975. — PP. 126-133.
Словари
34. Словарь педагогических терминов / Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. — Екатеринбург, изд-во Рос. Гос. Проф. пед ун-та, 2005. — 467 с.
35. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / Воронин А.С. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006 [Электронный ресурс] — 223 с. — URL:http ://niv.ru/doc/dictionary/social-pedagogy/fc/slovar-210.htm#zag-679(дата обращения: 10.06.2021).
36. Педагогический энциклопедический словарь 3-е изд., стер. / Бим-Бад Б.М. — М.: Большая российская энциклопедия, 2009. — 527 с.
Официальные документы
37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2017 г. /Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2017. — 48с.