Применение комплекса специальных волейбольных упражнений как средства развития скоростно-силовых способностей у обучающихся среднего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ 7
1.1. Общая характеристика скоростно-силовых способностей 7
1.2. Проявление скоростно-силовых способностей в двигательной деятельности
обучающихся среднего школьного возраста 10
1.3. Сенситивные периоды развития скоростно-силовых способностей у
обучающихся среднего школьного возраста 11
1.4. Психологические и анатомо-физиологические особенности обучающихся
среднего школьного возраста 14
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Средства развития скоростно-силовых способностей обучающихся среднего
школьного возраста 23
2.2. Методы развития скоростно-силовых способностей обучающихся среднего
школьного возраста 26
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
3.1. Организация исследования 30
3.2. Организация педагогического эксперимента 32
3.3. Проведение педагогического эксперимента 33
ГЛАВА 4.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список использованных источников: 45
Приложение 1 52
Приложение 2 53
Приложение 3 55
Приложение 4
Как показывают результаты ряда исследований последних лет, проблема скоростно-силовой подготовки обучающихся в общеобразовательных школах, ещё далека от решения. При этом, если в теории спортивной тренировки раздел скоростно-силовой подготовки является одним из наиболее разработанных среди прочих направлений подготовки, то в большинстве исследований по физической подготовке в учебных заведениях не физкультурного профиля проблема скоростно-силовой подготовки не только не прорабатывается , но и не поднимается[17].
Между тем, значимость оптимального уровня скоростно-силовых способностей в структуре подготовленности подростков определяется , как минимум, тремя факторами.
Во-первых, человек, имея строение опорно-двигательного аппарата в виде многозвенной системы с креплением большинства мышц вблизи сустава, в условиях гравитации не может не сталкиваться с необходимостью проявления значительных усилий в краткие промежутки времени [20].
Более того, низкий уровень скоростно-силовых способностей, неспособность быстро ответить значительным мышечным усилием на изменение внешней среды (толчки, резкая остановка транспорта, падения и т.п.) могут приводить к травмам как мышечно-связочного аппарата, так и суставов.
Во-вторых, низкий уровень скоростно-силовых способностей снижает возможности учащихся и выпускников школ для физического самосовершенствования при помощи многих наиболее эффективных и эмоциональных средств физического воспитания, прежде всего, различных видов спортивных игр и единоборств [34].
В-третьих, недостаточный объем двигательной активности детей школьного возраста, неэффективное решение задач их всестороннего гармоничного развития, низкий уровень сформированности базовых двигательных способностей, в том числе скоростно-силовых, слабое решение проблемы воспитания культуры движений определили актуальность и выбор направления данного исследования.
Актуальность работы состоит в необходимости определения особенностей развития скоростно-силовых способностей у обучающихся среднего школьного возраста, с целью правильного построения учебных занятий.
Гипотеза исследования предполагает, что комплекс специальных волейбольных упражнений скоростно-силового характера, применяемый на уроках физической культуры, может значительно повысить уровень развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 8-х классов.
Объектом исследования является процесс, направленный на развитие скоростно-силовых способностей обучающихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Предметом исследования является комплекс упражнений на развитие скоростно-силовых способностей у обучающихся среднего школьного возраста .
Цель - разработка комплекса специальных волейбольных упражнений скоростно-силового характера для обучающихся средних классов общеобразовательных школ и экспериментальная проверка его эффективности.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. В процессе изучения литературных источников раскрыть особенности развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 8-х классов.
2. Разработать комплекс специальных волейбольных упражнений для развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 8-х классов.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность разработанного нами комплекса упражнений на развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 8-х классов.
4. Определить и сравнить динамику показателей скоростно-силовых способностей у обучающихся 8-х классов на разных этапах исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретический анализ и обобщение литературных источников;
• педагогическое наблюдение;
• педагогический эксперимент;
• методы математической обработки полученных данных.
В качестве экспериментальной базы исследования выступила Средняя образовательная школа №6, г. Куйбышев, Новосибирская область.
Исследование проводилось в период с октября 2018 по март 2019 и проходило в 3 этапа:
• На первом этапе путем теоретического анализа и обобщения доступной литературы конкретизировались поставленная проблема и методические подходы к ее решению, выявлялись основные структурные компоненты оценки технической и физической подготовленности в целях выдачи индивидуальных рекомендаций по использованию скоростно-силовых упражнений в образовательном процессе, уточнялась проблемная ситуация и основные задачи исследования.
• На втором этапе был организован и проведен педагогический эксперимент в целях проверки эффективности разработанного нами комплекса специальных волейбольных упражнений скоростно-силового характера и технологии управления этим процессом в реальных условиях школы.
• На третьем этапе проводился анализ и обработка полученных данных, составление таблиц при проведении контрольных испытаний, составление графиков по изменению динамики показателей скоростно-силовых способностей у обучающихся среднего школьного возраста.
Теоретическую основу работы составили общие положения теории и методики физической культуры и спорта (В.М. Выдрин, Л.П. Матвеев, А.М. Максименко, Л.Д. Новиков, В.Н. Платонов, Ф.П. Суслов, Ж.К. Холодов и др.); теории и методики физического воспитания (Ю.Ф. Курамшин, Т.Ю. Круцевич, Л.П. Матвеев, В.К. Бальсевич, В.Н. Платонов); теории физиологии спорта (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, И.М. Сеченов, Д. Уилмор), исследования по психофизиологии физического воспитания и психодиагностики в спорте Е.П. Ильин; В.Л. Марищук; и др.
Научная новизна заключается в том, что в данной работе используется комплекс специальных волейбольных упражнений, который позволит повысить уровень развития скоростно - силовых способностей у обучающихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры в школе.
Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций для учителей, предусмотренных школьной программой, по использованию специальных средств, направленных на развитие скоростно¬силовых способностей обучающихся, как с мячом, так и без него.
Мы выявили особенности развития обучающихся 8-х классов и определили, что средний школьный возраст наиболее благоприятен для развития скоростно - силовых способностей на уроках по волейболу в школе.
На основе полученных данных о состоянии физической подготовленности учащихся, а так же на основе упражнений, которые рекомендуют специалисты в области физической культуры и спорта, мы составили комплекс специальных волейбольных упражнений скоростно-силового характера.
Был проведен сравнительный анализ полученных данных и выявлена положительная динамика в развитии скоростно-силовых способностей у обучающихся 8-х классов на примере экспериментальной и контрольной группы.
При анализе данных, полученных в ходе тестирования, мы наблюдали повышение показателей скоростно-силовых способностей у обеих групп , но более заметный рост наблюдался у экспериментальной группы. Рисунок 2 показывает, что для экспериментальной группы средний прирост на втором этапе эксперимента составил 24,12%. Для контрольной группы 6,88%. На третьем этапе для экспериментальной группы средний прирост составил 17,37%, для контрольной группы 6,11%.
Общий процент прироста для экспериментальной группы составил 41,49 %, а для контрольной группы 13,00%. Мы видим значительную разницу при изменении показателей скоростно-силовых способностей между экспериментальной и контрольной группами. Из этого следует, что высказанное нами утверждение об эффективности разработанного нами комплекса специальных волейбольных упражнений оказалось верно.
1. Алферов В.М. Программирование недельного тренировочного микроцикла, с акцентом на атакующие действия игрока первого темпа. - Методические рекомендации / В.М. Алферов. - М.: ВФВ, 2014. - Вып. № 11.- 20 с.
2. Бабакин В.Н. Физическая подготовка команды высшего уровня в спортивном сезоне с подробным указанием физических способностей: максимальная сила, прыжковая способность, скорость перемещения. -методическое пособие. / В.Н. Бабакин. - М.: ВФВ,2014.-Вып. № 12. - 32 с.
3. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В.Беляев, Л.В. Булыкина. - М.: ТВТ Дивизион, 2014. - 176 с.
4. Блок. Техника и тактика (сборник статей) / под общей редакцией Е.В. Фомина, Л.В. Булыкиной. - Москва: ВФВ, 2015. - Выпуск № 19. - 108 с.
5. Ветрова И.В., Люлина Н.В., Тарапатин С.В., Подвижные игры в физическом воспитании / учебно-методическое пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. - 426 с.
6. Ветрова И.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: гимнастика: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П. Астафьева. -Красноярск, 2018. - 252 с.
7. Виера Барбара Л. Волейбол. Шаги к успеху: Пер. с англ. / Барбара Л. Виера, Бонни Джилл Фергюсон. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2014. - 161 с.
8. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско -
юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной
подготовки, учебно-тренировочный)/ Ю. Д. Железняк, А. В. Чачин, Ю. П. Сыромяткина.- М.: Советский спорт, 2013.- 112 с.
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства (этапы спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства) / Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин. - М.:
Советский спорт, 2014. - 96 с.
10. Волейбол: учебник для вузов / Под общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - 4-е изд. - М.: ТВТ Дивизион, 2019. - 360 с.
11. Гарипов А.Т. Скоростно-силовая подготовка юных волейболисток. -
Методические рекомендации/ А.Т. Гарипов, Ю.Н. Клещев, Е.В. Фомин. - М.: ВФВ, 2019.- 45 с.
12. Годик М.А. Комплексный контроль в спортивных играх / М.А. Годик, А.П. Скородумова. - М.: Советский спорт, 2015. - 336 с.
13. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования / В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2015. - 384 с.
14. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе / Ю.Д. Железняк. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 334 с.
15. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров / Ю.Д. Железняк. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
16. Железняк Ю.Д. Теория и методика спортивных игр. Учебник для вузов
физической культуры / Ю.Д. Железняк. - - М.: Издательский центр
«Академия», 2014. - 412 с.
17. Железняк Ю.Д. Волейбол. Учебник для институтов физической культуры / Ю.Д. Железняк4 А.В. Ивойлов. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 382 с.
18. Железняк Ю.Д., Кунянский В. А. Волейбол: У истоков мастерства / Под ред.
Ю.В. Питерцева. - М.: Издательство ФАИР-ПРЕСС, 1998. - 336 с.
19. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А., Чачин А.В. Волейбол. Методическое пособие по обучению игре. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2015. - 112 с.
20. Ивойлов А.В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки / А.В. Ивойлов. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 150 с.
21. Иорданская Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов - резерва спорта высших достижений (этапы углубленной
подготовки и спортивного совершенствования): монография / Ф.А.
Иорданская. - М.: Советский спорт, 2015. - 142 с.
22. Иорданская Ф.А., Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы и соревновательной деятельности: монография / Ф.А. Иорданская, М.С. Юдинцева. - М.: Советский спорт, 2016.- 180 с.
23. Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки: монография /
B. Б. Иссурин. - М.: Советский спорт, 2015. - 288 с.
24. Коляго П.В. Модернизация содержания годичной подготовки квалифицированных спортсменов в пляжном волейболе: автореф. дис. . ..канд. пед. наук. - Краснодар, 2016. - 25 с.
25. Костюков В. В., Пляжный волейбол: учебное пособие. / В.В. Костюков - М.: «Советский спорт», 2015.-156 с.
26. Костюков В. В. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Пособие.- 5- е изд., перераб. и доп. / В.В. Костюков - Краснодар, 2017.- 266 с., ил.
27. Костюков В.В. Основы подготовки спортсменов в пляжном волейболе. - Монография / В.В. Костюков. - Краснодар.: КГУФКСТ, 2015. -113 с.
28. Костюков В. В. Пляжный волейбол (тренировочные упражнения и рекомендации по ведению игры). / В.В. Костюков, П.В. Коляго, В.В. Смирнов - Краснодар, 2016.- 74 с., ил.
29. Костюков В.В. Пляжный волейбол (тренировочный процесс и соревновательная деятельность). - Пособие / В.В. Костюков, В.И. Родионов,
C. В. Ребров, Р.Н. Николенко. - Краснодар: КГУФКСТ, 2015. - 130 с.
30. Костюков В.В. Пляжный волейбол: техника, тактика, тренировка. - Методический сборник / В.В. Костюков, В.В. Нирка. - Москва, 2015. - № 4. - 32 с.
31. Кунянский В.А. Волейбол: Профессиональная подготовка судей:
Методическое пособие по подготовке судей по волейболу / В.А. Кунянский - М.: ТВТ Дивизион, 2018. - 176 с.
32. Мааев Х.К. Пляжный волейбол в школе и вузе (организация и проведение тренировочно-соревновательного процесса) / Х.К. Мааев, К.А.Дашаев, В.В. Костюков. - Учебно-методическое пособие. - Грозный, 2019. -63 с.
33. Макарова Г.А. Медико-биологическое сопровождение подготовки
спортсменов в пляжном волейболе. Пляжный волейбол: педагогическое, медико-биологическое и психологическое сопровождение подготовки спортсменов (отечественный и зарубежный опты). / Г.А. Макарова. - Методический сборник. - Москва: ВФВ, 2016. - Вып. 8. - С. 46-76.
34. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры.- 3-е изд., перераб. и доп. / Л.П. Матвеев - М.: Физкультура и Спорт, Спорт Академ Пресс, 2018.¬544 с.
35. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации / Министерство спорта Российской Федерации. - М.: Советский спорт, 2014. - 132 с.
36. Платонов В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм / В.Н. Платонов - М.: Советский спорт, 2015. - 310 с.
37. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник для тренеров: в 2 кн. / В.Н. Платонов. - К.: Олимп. лит., 2015 - Кн.1. - 680 с.; Кн.2. - 752 с.
38. Пляжный волейбол: программа для системы дополнительного образования детей, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, училищ олимпийского резерва, физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и др. (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства)/Под общей редакцией В. В. Костюкова.- Краснодар, 2017. - 82 с.
39. Пляжный волейбол. Педагогическое, медико-биологическое и психологическое сопровождение подготовки спортсменов (отечественный и зарубежный опыт): Методический сборник. / В.В. Нирка, Е.А. Шамбер, В.В. Костюков. - М.: ВФВ, 2017. - Вып. 8. - 84 с.
40. Пляжный волейбол: педагогические, психологические и медико-биологические вопросы теории, методики и практики подготовки спортсменов (отечественный и зарубежный опыт). - Методический сборник Всероссийской федерации волейбола / Под общей редакцией В.В. Костюкова, В.В Нирки, Е.В. Фомина. - Москва: ВФВ, 2017. - Вып. 15. -108 с.
41. Пляжный волейбол. Процесс спортивной подготовки отечественных и зарубежных игроков теоретико-методические, организационно-практические, биомеханические и биологические аспекты - Методический сборник / В.В. Костюков, В.В. Нирка, Е.В. Фомин. - Москва: ВФВ, 2014.- Вып. №18. - 63 с.
42. Приказ Минспорта России от 27.12.2013 г. № 1125 «Об утверждении
образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта.
43. Приказ Минтруда России от 07.04.2014 г. № 186 Н «Об утверждении профессионального стандарта «Спортсмен».
44. Приказ Минтруда России от 07.04.2014 г. № 186 Н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер».
45. Романенко В.О. Средства и методы обучения и совершенствования техники и тактики вторых передач (подготовка связующего игрока): Методическое пособие / В.О. Романенко, Е.В. Фомин. - Москва: ВФВ, 2012. - Вып. 9. - 28 с.
46. Рубин В.С. Олимпийский и годичные циклы тренировки. Теория и практика / В.С. Рубин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2019. -188 с.
47. Сингина Н.Ф. Психологическая подготовка в волейболе (стресс и стрессовые ситуации, контроль эмоций). Методическое руководство/ Н.Ф.Сингина, Е.В. Фомин - М.: ВФВ, 2016.- Вып.14. - 24 с.
48. Сингина Н.В. Психолого-педагогические аспекты деятельности тренера по волейболу работающего в ДЮСШ / Н.Ф. Сингина, Е.В. Фомин. -М.: ВФВ, 2015. - Вып. №16 - 36 с.
49. Современный волейбол. Тренировка. Управление. Тенденции: Методическое пособие / - Москва: ВФВ, 2018. - Вып. 1. - 32 с.
50. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков. - 6-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 520 с.
51. Суханов Л.В. Прыгучесть и прыжковая подготовка волейболистов: Методическое пособие / А.В. Суханов, Е.В. Фомин, Л.В.Булыкина. - Москва: ВФВ, 2015. - Вып. 10. - 24 с.
52. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта волейбол / Министерство спорта Российской Федерации. - М.: Советский спорт, 2015. - 23 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по физической культуре (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).
54. Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В.Д. Фискалов. - М.: Советский спорт, 2015. - 394 с.
55. Фомин Е.В. Общие основы силовой подготовки волейболистов и их практическое приложение. - Методические рекомендации / Е.В. Фомин. - М.: ВФВ, 2015. - Вып. №7. - 23 с.
56. Фомин Е.В. Технико-тактическая подготовка волейболистов. Методическое пособие/ Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина, А.В. Суханов. - М.: ВФВ, 2015. - Вып.13. - 56с.
57. Фомин Е.В. Волейбол. Начальное обучение / Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина. - М.: Спорт, 2015.- 88 с.
58. Хемберг С. Пляжный волейбол. Руководство / С. Хёмберг, А. Папагеоргиу - Пер. с англ.- М.:Терра- Спорт, 2014.-328 с.
59. Чачин А.В. Взаимосвязь специальной физической и технической подготовки волейболистов 15-17 лет в процессе тренировки: Дисс. канд. пед. наук. - М: МПУ, 2018. - 157 с.
60. Шалманов, А.А. Биомеханические основы волейбола / А.А. Шалманов, А.М. Зафесов, А.М. Доронин. - Майкоп: Изд-во Адыгейского государственного университета, 2018. - 92 с.
61. Шляпников С.К. Комплексная тренировка связующего игрока. - Методическое пособие / С.К. Шляпников, А.А. Кривошеин. - М.: ВФВ, 2015.- Вып. №5. - 30 с.
62. Сэндлер Д. Силовая тренировка. Понятные детальные инструкции базовых упражнений.. ./Девид Сэнглер; пер. с англ.-М.: Эксмо, 2019.-192 с.
63. Plotzke L. Volleyball systems &strategies / L Plotzke - USA Volleyball, Human Kinetics. - Los Angeles, 2015.-238 s.
64. Reeser J.C. Handbook of Sports Medizine and Science volleyball / J.C. Reeser, R. Bahr. - USA: Blackwell, 2015. - 230 p.
65. Hayden J. Beach Volleyball California E-Drillbook: 7 Great Beach Volleyball Drills To Get You Started / J. Hayden, D. Dalanhese, 2015. - 22 p.
66. Hayden J. Beach volley Drill-book / J. Haiden, D. Dalanhese. - Lausanne - Switzerland. - FIVB, 2015. - 130 p.
67. Hederer M., Kolb Ch. Beach - volleyball techkik, training, spielspab / M. Hederer, Ch. Kolb. - Stuttgart, Gernany, 2014.-158 p.
Интернет-ресурсы
1. Официальный интернет-сайт международной федерации волейбола (FIVB) [электронный ресурс] (http://www.fivb.com)(Дата обращения: 12.11.2018).
2. Официальный интернет-сайт европейской конференции волейбола (CEV) [электронный ресурс] (http://www.cev.ru)(Дата обращения: 20.01.2019).
3. Официальный интернет-сайт Всероссийской федерации волейбола [электронный ресурс] (http://www.vfv.ru)(Дата обращения: 06.03.2019).
4. Официальный интернет-сайт Министерства спорта Российской Федерации [электронный ресурс] (http://www.minsport. gov.ru/)(Дата обращения: 17.05.2019).
5. Официальный интернет-сайт Олимпийского комитета России [электронный ресурс] (http://olympic.ru/)(Дата обращения: 17.05.2019).
6. Официальный сайт научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» [электронный ресурс] (http://lib.sportedu.ru/)(Дата