ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ
|
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы процесса развития лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке иностранного языка в 8 классе 8
1.1 Лексико-грамматические навыки при обучении иностранному языку:
дефиниция понятия, этапы развития 8
1.2 Особенности процесса развития лексико-грамматических навыков
обучающихся на уроке иностранного языка в 8 классе 16
Выводы по главе 1 22
2. Разработка и апробация комплекса заданий с применением метода полного физического реагирования, направленного на развитие лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке немецкого языка в 8 классе 24
2.1 Анализ опытно-экспериментального применения метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку в 8 классе 24
2.2 Описание процесса разработки и апробации комплекса заданий с
применением метода полного физического реагирования, направленного на развитие лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке немецкого языка в 8 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder Plus. Учебник немецкого языка для 8 класса общеобразовательных организаций» Авторы: Радченко О.А., Конго И.Ф., Гертнер У., Карелин А.Н.) 30
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список использованных источников 46
Приложение А 50
Приложение Б 51
Приложение В 52
Приложение Г 53
Приложение Д 54
Приложение Е 55
1. Теоретико-методологические основы процесса развития лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке иностранного языка в 8 классе 8
1.1 Лексико-грамматические навыки при обучении иностранному языку:
дефиниция понятия, этапы развития 8
1.2 Особенности процесса развития лексико-грамматических навыков
обучающихся на уроке иностранного языка в 8 классе 16
Выводы по главе 1 22
2. Разработка и апробация комплекса заданий с применением метода полного физического реагирования, направленного на развитие лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке немецкого языка в 8 классе 24
2.1 Анализ опытно-экспериментального применения метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку в 8 классе 24
2.2 Описание процесса разработки и апробации комплекса заданий с
применением метода полного физического реагирования, направленного на развитие лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке немецкого языка в 8 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder Plus. Учебник немецкого языка для 8 класса общеобразовательных организаций» Авторы: Радченко О.А., Конго И.Ф., Гертнер У., Карелин А.Н.) 30
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список использованных источников 46
Приложение А 50
Приложение Б 51
Приложение В 52
Приложение Г 53
Приложение Д 54
Приложение Е 55
Актуальность темы исследования определяется существующим противоречием между необходимостью развития лексико-грамматических навыков обучающихся согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. №1897 (далее - ФГОС ООО) и недостаточной разработанностью применяемых на практике приемов и средств обеспечения данного процесса.
ФГОС ООО устанавливает требования к уровню образования, который должны получить выпускники общеобразовательных учреждений. Согласно этому стандарту, ведущей целью предмета «Иностранный язык» является формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи. На прагматическом уровне целью иноязычного образования провозглашено формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Иноязычная коммуникативная компетенция предполагает развитие у обучающихся лексико-грамматических навыков, которые предоставляют возможность общаться самостоятельно в устной и письменной формах как с носителями изучаемого языка, так и с представителями других стран [Приказ Минобрнауки... ].
Развитие лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке иностранного языка является объектом исследования К.В. Валиевой, Н.О. Хакимовой, А.М. Литягиной, Д.А. Хасановой.
Особенности процесса развития лексико-грамматических навыков на уроке иностранного языка в 8 классе рассматривают О.П. Элюкаева, О.В. Лалина, А.Э. Горностаева.
Решению проблемы развития лексико-грамматических навыков обучающихся 8 классов может послужить применение в образовательном процессе метода полного физического реагирования, который обеспечивает восприятие иностранного языка через органы чувств и задействует как аудиалов и визуалов, так и кинестетиков. Результаты применения метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку представлены в работах Н.Н. Коноплевой, А.А. Изгаревой, С. Роджерса, Х. Видодо.
Недостаточная, на наш взгляд, разработанность описанной проблематики позволила определить тему исследования: «Применение метода полного физического реагирования в процессе развития лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке немецкого языка в 8 классе».
Объектом исследования является процесс развития лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке иностранного языка в 8 классе.
Предмет исследования: метод полного физического реагирования как способ развития лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке иностранного языка в 8 классе.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность применения метода полного физического реагирования как способа развития лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке иностранного языка в 8 классе.
Данная цель достигается в процессе решения следующих задач исследования:
1. Рассмотреть дефиницию понятия «лексико-грамматические навыки»; определить этапы их развития.
2. Описать особенности развития лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке иностранного языка в 8 классе.
3. Проанализировать имеющиеся опытно-экспериментальные данные по применению метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку в 8 классе.
4. Разработать комплекс заданий с применением метода полного физического реагирования, направленный на развитие лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке немецкого языка в 8 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder Plus. Учебник немецкого языка для 8 класса общеобразовательных организаций» Авторы: Радченко О.А., Конго И.Ф., Гертнер У., Карелин А.Н.).
5. Провести апробацию разработанного комплекса заданий на базе КГБОУ «Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат» г. Красноярска.
Теоретико - методологической базой исследования являются работы, посвященные изучению особенностей развития лексико -грамматических навыков на уроках иностранного языка: Н.О. Хакимова, К.В. Валиева, А.М. Литягина; особенностям применения метода полного физического реагирования в процессе обучения иностранным языкам: А.А. Изгарева, Т.А. Беляева, Х. Видодо; нормативные документы (ФГОС ООО; Примерная образовательная программа основного общего образования обучения иностранному языку в 8 классе).
Научная новизна исследования заключается в разработке и апробации комплекса заданий с применением метода полного физического реагирования, направленный на развитие лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке немецкого языка в 8 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder Plus. Учебник немецкого языка для 8 класса общеобразовательных организаций» Авторы: Радченко О.А., Конго И.Ф., Гертнер У., Карелин А.Н.).
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении немецкому языку в 8 классе.
Экспериментальной базой для апробации исследования послужило КГБОУ «Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат» г. Красноярска. Эксперимент проходил в период производственной практики с 01 сентября 2022 г. по 26 октября 2022 г. В эксперименте участвовали обучающиеся 8 Б класса в количестве 8 человек.
Методы, используемые в ходе исследования: изучение методической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, изучение нормативной документации, обобщение практического опыта.
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованных источников. Работа изложена на 49 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава «Теоретико-методологические основы процесса развития лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке иностранного языка в 8 классе» посвящена описанию особенностей процесса развития лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке иностранного языка в 8 классе; предпринимается попытка рассмотреть дефиницию понятия «лексико-грамматические навыки»; определить этапы их развития.
Вторая глава «Разработка и апробация комплекса заданий с применением метода полного физического реагирования, направленного на развитие лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке немецкого языка в 8 классе» представляет анализ возможности применения метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку в 8 классе. Практическая часть главы содержит разработанный автором исследования комплекс заданий с применением метода полного физического реагирования, направленный на развитие лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке немецкого языка в 8 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder Plus. Учебник немецкого языка для 8 класса общеобразовательных организаций» Авторы: Радченко О.А., Конго И.Ф., Гертнер У., Карелин А.Н.).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 33 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, а также словари и справочные издания.
Приложение А содержит задания для вводного контроля сформированности лексико-грамматических навыков обучающихся (тест на множественный выбор и задание на правильный порядок слов в предложении).
Приложение Б содержит раздаточный материал для задания 1.
Приложение В содержит раздаточный материал для задания 2.
Приложение Г содержит раздаточный материал для задания 4.
Приложение Д содержит раздаточный материал для задания 5.
Приложение Е включает тест на множественный выбор для итогового контроля уровня сформированности лексико-грамматических навыков обучающихся.
ФГОС ООО устанавливает требования к уровню образования, который должны получить выпускники общеобразовательных учреждений. Согласно этому стандарту, ведущей целью предмета «Иностранный язык» является формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи. На прагматическом уровне целью иноязычного образования провозглашено формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Иноязычная коммуникативная компетенция предполагает развитие у обучающихся лексико-грамматических навыков, которые предоставляют возможность общаться самостоятельно в устной и письменной формах как с носителями изучаемого языка, так и с представителями других стран [Приказ Минобрнауки... ].
Развитие лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке иностранного языка является объектом исследования К.В. Валиевой, Н.О. Хакимовой, А.М. Литягиной, Д.А. Хасановой.
Особенности процесса развития лексико-грамматических навыков на уроке иностранного языка в 8 классе рассматривают О.П. Элюкаева, О.В. Лалина, А.Э. Горностаева.
Решению проблемы развития лексико-грамматических навыков обучающихся 8 классов может послужить применение в образовательном процессе метода полного физического реагирования, который обеспечивает восприятие иностранного языка через органы чувств и задействует как аудиалов и визуалов, так и кинестетиков. Результаты применения метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку представлены в работах Н.Н. Коноплевой, А.А. Изгаревой, С. Роджерса, Х. Видодо.
Недостаточная, на наш взгляд, разработанность описанной проблематики позволила определить тему исследования: «Применение метода полного физического реагирования в процессе развития лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке немецкого языка в 8 классе».
Объектом исследования является процесс развития лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке иностранного языка в 8 классе.
Предмет исследования: метод полного физического реагирования как способ развития лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке иностранного языка в 8 классе.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность применения метода полного физического реагирования как способа развития лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке иностранного языка в 8 классе.
Данная цель достигается в процессе решения следующих задач исследования:
1. Рассмотреть дефиницию понятия «лексико-грамматические навыки»; определить этапы их развития.
2. Описать особенности развития лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке иностранного языка в 8 классе.
3. Проанализировать имеющиеся опытно-экспериментальные данные по применению метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку в 8 классе.
4. Разработать комплекс заданий с применением метода полного физического реагирования, направленный на развитие лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке немецкого языка в 8 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder Plus. Учебник немецкого языка для 8 класса общеобразовательных организаций» Авторы: Радченко О.А., Конго И.Ф., Гертнер У., Карелин А.Н.).
5. Провести апробацию разработанного комплекса заданий на базе КГБОУ «Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат» г. Красноярска.
Теоретико - методологической базой исследования являются работы, посвященные изучению особенностей развития лексико -грамматических навыков на уроках иностранного языка: Н.О. Хакимова, К.В. Валиева, А.М. Литягина; особенностям применения метода полного физического реагирования в процессе обучения иностранным языкам: А.А. Изгарева, Т.А. Беляева, Х. Видодо; нормативные документы (ФГОС ООО; Примерная образовательная программа основного общего образования обучения иностранному языку в 8 классе).
Научная новизна исследования заключается в разработке и апробации комплекса заданий с применением метода полного физического реагирования, направленный на развитие лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке немецкого языка в 8 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder Plus. Учебник немецкого языка для 8 класса общеобразовательных организаций» Авторы: Радченко О.А., Конго И.Ф., Гертнер У., Карелин А.Н.).
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении немецкому языку в 8 классе.
Экспериментальной базой для апробации исследования послужило КГБОУ «Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат» г. Красноярска. Эксперимент проходил в период производственной практики с 01 сентября 2022 г. по 26 октября 2022 г. В эксперименте участвовали обучающиеся 8 Б класса в количестве 8 человек.
Методы, используемые в ходе исследования: изучение методической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, изучение нормативной документации, обобщение практического опыта.
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованных источников. Работа изложена на 49 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава «Теоретико-методологические основы процесса развития лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке иностранного языка в 8 классе» посвящена описанию особенностей процесса развития лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке иностранного языка в 8 классе; предпринимается попытка рассмотреть дефиницию понятия «лексико-грамматические навыки»; определить этапы их развития.
Вторая глава «Разработка и апробация комплекса заданий с применением метода полного физического реагирования, направленного на развитие лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке немецкого языка в 8 классе» представляет анализ возможности применения метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку в 8 классе. Практическая часть главы содержит разработанный автором исследования комплекс заданий с применением метода полного физического реагирования, направленный на развитие лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке немецкого языка в 8 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder Plus. Учебник немецкого языка для 8 класса общеобразовательных организаций» Авторы: Радченко О.А., Конго И.Ф., Гертнер У., Карелин А.Н.).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 33 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, а также словари и справочные издания.
Приложение А содержит задания для вводного контроля сформированности лексико-грамматических навыков обучающихся (тест на множественный выбор и задание на правильный порядок слов в предложении).
Приложение Б содержит раздаточный материал для задания 1.
Приложение В содержит раздаточный материал для задания 2.
Приложение Г содержит раздаточный материал для задания 4.
Приложение Д содержит раздаточный материал для задания 5.
Приложение Е включает тест на множественный выбор для итогового контроля уровня сформированности лексико-грамматических навыков обучающихся.
В данной выпускной квалификационной работе выявлены возможности практического применения метода полного физического реагирования в процессе развития лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке иностранного языка в 8 классе.
Для достижения цели - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность применения метода полного физического реагирования как способа развития лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке иностранного языка в 8 классе, были поставлены задачи, ход решения которых представлен в первой и второй главах работы.
В рамках исследования разработан комплекс заданий с применением метода полного физического реагирования в процессе развития лексико¬грамматических навыков на уроке немецкого языка в 8 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder Plus. Учебник немецкого языка для 8 класса общеобразовательных организаций» Авторы: Радченко О.А., Конго И.Ф., Гертнер У., Карелин А.Н.). Комплекс включает 6 заданий.
В ходе исследования получены положительные результаты применения метода полного физического реагирования в процессе развития лексико¬грамматических навыков на уроке немецкого языка в 8 классе, что говорит об эффективности метода при тренировке и закреплении лексических единиц и грамматических структур и позволяет сделать вывод об успешности применения данного метода в обозначенных нами целях.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке комплекса заданий с использованием метода полного физического реагирования, направленных на развитие лексико-грамматических навыков обучающихся к другим темам УМК.
Для достижения цели - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность применения метода полного физического реагирования как способа развития лексико-грамматических навыков обучающихся на уроке иностранного языка в 8 классе, были поставлены задачи, ход решения которых представлен в первой и второй главах работы.
В рамках исследования разработан комплекс заданий с применением метода полного физического реагирования в процессе развития лексико¬грамматических навыков на уроке немецкого языка в 8 классе (в дополнение к УМК «Wunderkinder Plus. Учебник немецкого языка для 8 класса общеобразовательных организаций» Авторы: Радченко О.А., Конго И.Ф., Гертнер У., Карелин А.Н.). Комплекс включает 6 заданий.
В ходе исследования получены положительные результаты применения метода полного физического реагирования в процессе развития лексико¬грамматических навыков на уроке немецкого языка в 8 классе, что говорит об эффективности метода при тренировке и закреплении лексических единиц и грамматических структур и позволяет сделать вывод об успешности применения данного метода в обозначенных нами целях.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке комплекса заданий с использованием метода полного физического реагирования, направленных на развитие лексико-грамматических навыков обучающихся к другим темам УМК.
Подобные работы
- Метод полного физического реагирования как средство развития языковой компетенции учащихся начальных классов
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2021



