Применение метода проектов при обучении английскому языку в начальной общеобразовательной школе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа исследования методов проектов 8
1.2 Метод проектов как современная образовательная технология XXI
века 11
1.3 Особенности проектной методики. Виды проектов 15
1.4 Особенности использования проектной методики в 20
начальной школе 20
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению метода проектов при обучении английскому языку в начальной общеобразовательной школе 27
2.1 Анализ УМК «Spotlight» на предмет использования проектной
методики 27
2.2 Применение метода проектов при обучении английскому языку в
начальной общеобразовательной школе 29
2.3 Методические разработки по проектной деятельности обучающихся
2 класса 33
2.4 Обобщение опыта реализации проектной методики на уроках
английского языка в младшей школе 43
Выводы по главе 2 46
Заключение 48
Список использованных источников: 50
Приложение A 54
Приложение Б 56
Приложение В 57
Приложение Г 58
Глава 1. Теоретическая основа исследования методов проектов 8
1.2 Метод проектов как современная образовательная технология XXI
века 11
1.3 Особенности проектной методики. Виды проектов 15
1.4 Особенности использования проектной методики в 20
начальной школе 20
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению метода проектов при обучении английскому языку в начальной общеобразовательной школе 27
2.1 Анализ УМК «Spotlight» на предмет использования проектной
методики 27
2.2 Применение метода проектов при обучении английскому языку в
начальной общеобразовательной школе 29
2.3 Методические разработки по проектной деятельности обучающихся
2 класса 33
2.4 Обобщение опыта реализации проектной методики на уроках
английского языка в младшей школе 43
Выводы по главе 2 46
Заключение 48
Список использованных источников: 50
Приложение A 54
Приложение Б 56
Приложение В 57
Приложение Г 58
Современная методика преподавания английского языка в школе подразумевает постоянное решение вопросов, связанных с повышением качества обучения и воспитания школьников. Одним из основных условий развития интеллектуального, творческого, нравственного развития обучающихся является реформирование образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения [13].
В связи с тем, что английский язык, как предмет изучения, обладает уникальными свойствами для обеспечения условий культурного и личностного становления обучающихся, не случайно, что целью обучения английскому языку на современном этапе образования является формирование личности обучающегося, способной к межкультурной коммуникации на изучаемом языке [18].
Так, перед современной школой становится задача - внедрить как можно больше современных педагогических технологий в учебный процесс, а перед учителями - эффективно оперировать ими на уроках. Применение проектной методики полностью соответствует современным запросам и целям образования и способно решить ряд задач в обучении английскому языку. Данная методика не только обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, но и способствует наиболее прочному усвоению учебного материала школьниками, их самостоятельности, коммуникабельности.
На современном этапе развития образования проектная методика продолжает детально изучаться многими зарубежными и отечественными учеными. Существует большое количество исследований, по которым было установлено, что проектная деятельность - важный компонент системы продуктивного образования. Методика представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов посредством активных способов действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода. Таким образом, проектная методика, как новая педагогическая личностно-ориентированная технология соответствует требованиям современной образовательной системы и отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании: во-первых, особое внимание к индивидуальности и личности человека; во-вторых, четкость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.
Актуальность исследования заключается в том, что процесс распространения применения проектной методики на уроках английского языка в школах становится активнее. При этом данный метод является недостаточно исследованным в сфере обучения английскому языку. Поэтому, в рамках исследования рассмотрены особенности методики, ее преимущества, тонкости воздействия на процесс усвоения школьниками изучаемого предмета.
Объектом исследования является обучение иностранному языку в начальной общеобразовательной школе. Предметом исследования - применение проектной методики на уроках английского языка в младшей школе.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретическое и практическое обоснование эффективности применения метода проектов в системе современного образовательного процесса на уроках английского языка во втором классе. Конечно, для демонстрации эффективности метода на практике необходимо проведение эксперимента, подразумевающего применение проектной методики на уроках английского языка в младшей школе. В связи с этим, разработка и проведение соответствующих уроков английского языка, на которых реализуется проектная деятельность обучающихся, так же включается в цель ВКР.
Цель работы подразумевает решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать научно-теоретическую литературу о проектной методике.
2. Описать сущностную характеристику метода проектов, требования к его применению.
3. Изучить классификации проектов.
4. Выявить особенности использования проектной методики на уроках английского языка в начальной общеобразовательной школе.
5. Разработать цикл проектов по одному из изучаемых блоков тем (модулей) учебного пособия для обучающихся 2 класса.
6. Продемонстрировать технологию проектной методики на уроках английского языка в младшей школе (провести эксперимент).
7. Проанализировать проведенную работу и степень эффективности применения проектной методики на практике.
Для описания теоретических аспектов применения проектной методики использован большой объем научной литературы. Материалами исследования являются научные пособия по теме, научные статьи, авторефераты диссертаций и сами диссертации, учебные пособия для вузов. Практическая часть исследования опирается на изученную теорию, а так же разрабатывается с опорой на материалы школьного учебно- методического комплекса «Spotlight».
В данном исследовании используются общенаучные методы:
• Сравнительный анализ литературы, изучающей теорию и методику обучения английскому языку.
• Изучение, анализ, отбор и систематизация методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования.
• Изучение методических разработок и имеющегося педагогического опыта по обозначенной теме.
Теоретическая значимость данного научного исследования обусловлена тем, что полученные в ходе работы результаты не только смогут поспособствовать оптимизации знаний по изученной теме, но и являться фундаментальной опорой для дальнейших практических разработок в сфере методики преподавания английского языка. Работа содержит обобщенные материалы различных исследований, что может способствовать и ускорению темпа развития внедрения инноваций в современный образовательный процесс. Так же, исследование может являться опорой для расширения арсенала знаний будущих преподавателей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного в ходе исследования продукта на уроках английского языка в младшей школе.
База исследования - обучающиеся 2 «Б» класса МБОУ Ирбинской СОШ №6.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах обсуждались на конференциях: VIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» в рамках VIII Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» состоялась 4-5 декабря 2019 г. на базе факультета иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева; Студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» в рамках XXII Международного научно - практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» состоялась 13 апреля 2021 года на базе факультета иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева.
Структура работы соответствует целям и задачам, поставленным выше. Работа состоит из введения, главы 1 и главы 2, выводов по главам, заключения, списка литературы из 31 источника, а также 4 приложений.
Во введении обосновывается актуальность, обозначены цель, задачи, а также объект, предмет, материалы и методы исследования, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассматриваются теоретические исследования проектной методике: определение понятия проектной методики, история возникновения и развития метода проектов, идеи методики, ее эффективность, трудности внедрения в отечественную систему образования. Во второй главе производится анализ современного УМК на использование проектной методики, представлены методические разработки применения метода проектов уроках английского языка с последующим анализом проведенного эксперимента.
В заключении приведены основные выводы.
В связи с тем, что английский язык, как предмет изучения, обладает уникальными свойствами для обеспечения условий культурного и личностного становления обучающихся, не случайно, что целью обучения английскому языку на современном этапе образования является формирование личности обучающегося, способной к межкультурной коммуникации на изучаемом языке [18].
Так, перед современной школой становится задача - внедрить как можно больше современных педагогических технологий в учебный процесс, а перед учителями - эффективно оперировать ими на уроках. Применение проектной методики полностью соответствует современным запросам и целям образования и способно решить ряд задач в обучении английскому языку. Данная методика не только обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, но и способствует наиболее прочному усвоению учебного материала школьниками, их самостоятельности, коммуникабельности.
На современном этапе развития образования проектная методика продолжает детально изучаться многими зарубежными и отечественными учеными. Существует большое количество исследований, по которым было установлено, что проектная деятельность - важный компонент системы продуктивного образования. Методика представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов посредством активных способов действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода. Таким образом, проектная методика, как новая педагогическая личностно-ориентированная технология соответствует требованиям современной образовательной системы и отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании: во-первых, особое внимание к индивидуальности и личности человека; во-вторых, четкость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.
Актуальность исследования заключается в том, что процесс распространения применения проектной методики на уроках английского языка в школах становится активнее. При этом данный метод является недостаточно исследованным в сфере обучения английскому языку. Поэтому, в рамках исследования рассмотрены особенности методики, ее преимущества, тонкости воздействия на процесс усвоения школьниками изучаемого предмета.
Объектом исследования является обучение иностранному языку в начальной общеобразовательной школе. Предметом исследования - применение проектной методики на уроках английского языка в младшей школе.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретическое и практическое обоснование эффективности применения метода проектов в системе современного образовательного процесса на уроках английского языка во втором классе. Конечно, для демонстрации эффективности метода на практике необходимо проведение эксперимента, подразумевающего применение проектной методики на уроках английского языка в младшей школе. В связи с этим, разработка и проведение соответствующих уроков английского языка, на которых реализуется проектная деятельность обучающихся, так же включается в цель ВКР.
Цель работы подразумевает решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать научно-теоретическую литературу о проектной методике.
2. Описать сущностную характеристику метода проектов, требования к его применению.
3. Изучить классификации проектов.
4. Выявить особенности использования проектной методики на уроках английского языка в начальной общеобразовательной школе.
5. Разработать цикл проектов по одному из изучаемых блоков тем (модулей) учебного пособия для обучающихся 2 класса.
6. Продемонстрировать технологию проектной методики на уроках английского языка в младшей школе (провести эксперимент).
7. Проанализировать проведенную работу и степень эффективности применения проектной методики на практике.
Для описания теоретических аспектов применения проектной методики использован большой объем научной литературы. Материалами исследования являются научные пособия по теме, научные статьи, авторефераты диссертаций и сами диссертации, учебные пособия для вузов. Практическая часть исследования опирается на изученную теорию, а так же разрабатывается с опорой на материалы школьного учебно- методического комплекса «Spotlight».
В данном исследовании используются общенаучные методы:
• Сравнительный анализ литературы, изучающей теорию и методику обучения английскому языку.
• Изучение, анализ, отбор и систематизация методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования.
• Изучение методических разработок и имеющегося педагогического опыта по обозначенной теме.
Теоретическая значимость данного научного исследования обусловлена тем, что полученные в ходе работы результаты не только смогут поспособствовать оптимизации знаний по изученной теме, но и являться фундаментальной опорой для дальнейших практических разработок в сфере методики преподавания английского языка. Работа содержит обобщенные материалы различных исследований, что может способствовать и ускорению темпа развития внедрения инноваций в современный образовательный процесс. Так же, исследование может являться опорой для расширения арсенала знаний будущих преподавателей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного в ходе исследования продукта на уроках английского языка в младшей школе.
База исследования - обучающиеся 2 «Б» класса МБОУ Ирбинской СОШ №6.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах обсуждались на конференциях: VIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» в рамках VIII Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» состоялась 4-5 декабря 2019 г. на базе факультета иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева; Студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» в рамках XXII Международного научно - практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» состоялась 13 апреля 2021 года на базе факультета иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева.
Структура работы соответствует целям и задачам, поставленным выше. Работа состоит из введения, главы 1 и главы 2, выводов по главам, заключения, списка литературы из 31 источника, а также 4 приложений.
Во введении обосновывается актуальность, обозначены цель, задачи, а также объект, предмет, материалы и методы исследования, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассматриваются теоретические исследования проектной методике: определение понятия проектной методики, история возникновения и развития метода проектов, идеи методики, ее эффективность, трудности внедрения в отечественную систему образования. Во второй главе производится анализ современного УМК на использование проектной методики, представлены методические разработки применения метода проектов уроках английского языка с последующим анализом проведенного эксперимента.
В заключении приведены основные выводы.
Таким образом, рассмотрев проектную методику как современную педагогическую технологию, можно сделать вывод о том, что ее использование на уроках английского языка является эффективным и целесообразным.
Решению многих проблем обучения способствует внедрение в современное образовательное пространство передовых технологий, таких как проектная методика. Об этом свидетельствует все еще присутствующий на сегодняшний день недостаток внимания к развивающим учебные и творческие способности личности ребенка функциям во многих школах.
Именно на начальном этапе образования происходит формирование многих качеств личности, в связи с этим повышается внимание к школе как к институту социального развития. Основной задачей современного образования становится формирование смело и свободно мыслящего человека, обладающего широкими и глубокими знаниями, а так же постоянно развивающегося как личность.
Метод проектов обладает уникальными особенностями. Он не только является отличной альтернативой традиционной классно-урочной системе, но и выступает естественным компонентом процесса обучения, где учитель - помощник, наблюдатель, источник информации, координатор деятельности обучающихся, которая целиком основана на групповом взаимодействии ее участников.
Целью данного исследования являлось теоретическое и практическое обоснование эффективности применения метода проектов в системе современного образовательного процесса на уроках английского языка во втором классе. Для достижения цели были решены поставленные задачи, то есть:
1. Была изучена и проанализирована научно-теоретическая литература о проектной методике и описана сущностная характеристика метода проектов, требования к его применению.
2. Была изучена классификация проектов.
3. Были выявлены особенности использования проектной методики на уроках английского языка в начальной общеобразовательной школе.
4. Были созданы методические разработки по одному из изучаемых блоков тем (модулей) учебного пособия для обучающихся 2 класса.
5. Была осуществлена технология проектной методики на уроках английского языка в младшей школе.
6. Был проанализирован проведенный эксперимент и выявлена степень эффективности применения проектной методики.
Проведенный эксперимент показал, что применение метода проектов во втором классе является эффективным и позволяет добиться высоких результатов в обучении английскому языку. По итогу проведенной работы, мы установили, что использование проектной методики способствует:
• стимулированию мотивации и заинтересованности
школьников к изучению английского языка;
• наиболее эффективному запоминанию как уже изученного, так и нового лексического материала;
• улучшению психоэмоционального состояния как отдельно взятых учеников, так и класса в целом;
• преодолению языковых и психологических барьеров на уроках английского языка.
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что цель исследовательской работы достигнута.
Решению многих проблем обучения способствует внедрение в современное образовательное пространство передовых технологий, таких как проектная методика. Об этом свидетельствует все еще присутствующий на сегодняшний день недостаток внимания к развивающим учебные и творческие способности личности ребенка функциям во многих школах.
Именно на начальном этапе образования происходит формирование многих качеств личности, в связи с этим повышается внимание к школе как к институту социального развития. Основной задачей современного образования становится формирование смело и свободно мыслящего человека, обладающего широкими и глубокими знаниями, а так же постоянно развивающегося как личность.
Метод проектов обладает уникальными особенностями. Он не только является отличной альтернативой традиционной классно-урочной системе, но и выступает естественным компонентом процесса обучения, где учитель - помощник, наблюдатель, источник информации, координатор деятельности обучающихся, которая целиком основана на групповом взаимодействии ее участников.
Целью данного исследования являлось теоретическое и практическое обоснование эффективности применения метода проектов в системе современного образовательного процесса на уроках английского языка во втором классе. Для достижения цели были решены поставленные задачи, то есть:
1. Была изучена и проанализирована научно-теоретическая литература о проектной методике и описана сущностная характеристика метода проектов, требования к его применению.
2. Была изучена классификация проектов.
3. Были выявлены особенности использования проектной методики на уроках английского языка в начальной общеобразовательной школе.
4. Были созданы методические разработки по одному из изучаемых блоков тем (модулей) учебного пособия для обучающихся 2 класса.
5. Была осуществлена технология проектной методики на уроках английского языка в младшей школе.
6. Был проанализирован проведенный эксперимент и выявлена степень эффективности применения проектной методики.
Проведенный эксперимент показал, что применение метода проектов во втором классе является эффективным и позволяет добиться высоких результатов в обучении английскому языку. По итогу проведенной работы, мы установили, что использование проектной методики способствует:
• стимулированию мотивации и заинтересованности
школьников к изучению английского языка;
• наиболее эффективному запоминанию как уже изученного, так и нового лексического материала;
• улучшению психоэмоционального состояния как отдельно взятых учеников, так и класса в целом;
• преодолению языковых и психологических барьеров на уроках английского языка.
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что цель исследовательской работы достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА ОСНОВЕ ВЕБ-СЕРВИСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2024 - Особенности использования проектной методики в обучении английскому языку в начальных классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Использование метода проектов при обучении английскому языку на начальном этапе средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Проектная методика обучения иностранному языку (Методика преподавания иностранных языков, Московский Государственный Областной Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2022 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В КЛАССЕ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Использование приёмов театральной педагогики при обучении английскому языку в средней образовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лексических навыков учащихся 4 классов с использованием игр в процессе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Использование мультимедийных технологий в обучении иностранному языку в средней образовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2016 - Особенности использования проектной методики на уроках иностранного языка в средней школе (Московский информационно-технологический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023



