Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа исследования методов проектов 8
1.2 Метод проектов как современная образовательная технология XXI
века 11
1.3 Особенности проектной методики. Виды проектов 15
1.4 Особенности использования проектной методики в 20
начальной школе 20
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению метода проектов при обучении английскому языку в начальной общеобразовательной школе 27
2.1 Анализ УМК «Spotlight» на предмет использования проектной
методики 27
2.2 Применение метода проектов при обучении английскому языку в
начальной общеобразовательной школе 29
2.3 Методические разработки по проектной деятельности обучающихся
2 класса 33
2.4 Обобщение опыта реализации проектной методики на уроках
английского языка в младшей школе 43
Выводы по главе 2 46
Заключение 48
Список использованных источников: 50
Приложение A 54
Приложение Б 56
Приложение В 57
Приложение Г 58
Современная методика преподавания английского языка в школе подразумевает постоянное решение вопросов, связанных с повышением качества обучения и воспитания школьников. Одним из основных условий развития интеллектуального, творческого, нравственного развития обучающихся является реформирование образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения [13].
В связи с тем, что английский язык, как предмет изучения, обладает уникальными свойствами для обеспечения условий культурного и личностного становления обучающихся, не случайно, что целью обучения английскому языку на современном этапе образования является формирование личности обучающегося, способной к межкультурной коммуникации на изучаемом языке [18].
Так, перед современной школой становится задача - внедрить как можно больше современных педагогических технологий в учебный процесс, а перед учителями - эффективно оперировать ими на уроках. Применение проектной методики полностью соответствует современным запросам и целям образования и способно решить ряд задач в обучении английскому языку. Данная методика не только обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, но и способствует наиболее прочному усвоению учебного материала школьниками, их самостоятельности, коммуникабельности.
На современном этапе развития образования проектная методика продолжает детально изучаться многими зарубежными и отечественными учеными. Существует большое количество исследований, по которым было установлено, что проектная деятельность - важный компонент системы продуктивного образования. Методика представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов посредством активных способов действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода. Таким образом, проектная методика, как новая педагогическая личностно-ориентированная технология соответствует требованиям современной образовательной системы и отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании: во-первых, особое внимание к индивидуальности и личности человека; во-вторых, четкость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.
Актуальность исследования заключается в том, что процесс распространения применения проектной методики на уроках английского языка в школах становится активнее. При этом данный метод является недостаточно исследованным в сфере обучения английскому языку. Поэтому, в рамках исследования рассмотрены особенности методики, ее преимущества, тонкости воздействия на процесс усвоения школьниками изучаемого предмета.
Объектом исследования является обучение иностранному языку в начальной общеобразовательной школе. Предметом исследования - применение проектной методики на уроках английского языка в младшей школе.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретическое и практическое обоснование эффективности применения метода проектов в системе современного образовательного процесса на уроках английского языка во втором классе. Конечно, для демонстрации эффективности метода на практике необходимо проведение эксперимента, подразумевающего применение проектной методики на уроках английского языка в младшей школе. В связи с этим, разработка и проведение соответствующих уроков английского языка, на которых реализуется проектная деятельность обучающихся, так же включается в цель ВКР.
Цель работы подразумевает решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать научно-теоретическую литературу о проектной методике.
2. Описать сущностную характеристику метода проектов, требования к его применению.
3. Изучить классификации проектов.
4. Выявить особенности использования проектной методики на уроках английского языка в начальной общеобразовательной школе.
5. Разработать цикл проектов по одному из изучаемых блоков тем (модулей) учебного пособия для обучающихся 2 класса.
6. Продемонстрировать технологию проектной методики на уроках английского языка в младшей школе (провести эксперимент).
7. Проанализировать проведенную работу и степень эффективности применения проектной методики на практике.
Для описания теоретических аспектов применения проектной методики использован большой объем научной литературы. Материалами исследования являются научные пособия по теме, научные статьи, авторефераты диссертаций и сами диссертации, учебные пособия для вузов. Практическая часть исследования опирается на изученную теорию, а так же разрабатывается с опорой на материалы школьного учебно- методического комплекса «Spotlight».
В данном исследовании используются общенаучные методы:
• Сравнительный анализ литературы, изучающей теорию и методику обучения английскому языку.
• Изучение, анализ, отбор и систематизация методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования.
• Изучение методических разработок и имеющегося педагогического опыта по обозначенной теме.
Теоретическая значимость данного научного исследования обусловлена тем, что полученные в ходе работы результаты не только смогут поспособствовать оптимизации знаний по изученной теме, но и являться фундаментальной опорой для дальнейших практических разработок в сфере методики преподавания английского языка. Работа содержит обобщенные материалы различных исследований, что может способствовать и ускорению темпа развития внедрения инноваций в современный образовательный процесс. Так же, исследование может являться опорой для расширения арсенала знаний будущих преподавателей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного в ходе исследования продукта на уроках английского языка в младшей школе.
База исследования - обучающиеся 2 «Б» класса МБОУ Ирбинской СОШ №6.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах обсуждались на конференциях: VIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» в рамках VIII Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» состоялась 4-5 декабря 2019 г. на базе факультета иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева; Студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» в рамках XXII Международного научно - практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» состоялась 13 апреля 2021 года на базе факультета иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева.
Структура работы соответствует целям и задачам, поставленным выше. Работа состоит из введения, главы 1 и главы 2, выводов по главам, заключения, списка литературы из 31 источника, а также 4 приложений.
Во введении обосновывается актуальность, обозначены цель, задачи, а также объект, предмет, материалы и методы исследования, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассматриваются теоретические исследования проектной методике: определение понятия проектной методики, история возникновения и развития метода проектов, идеи методики, ее эффективность, трудности внедрения в отечественную систему образования. Во второй главе производится анализ современного УМК на использование проектной методики, представлены методические разработки применения метода проектов уроках английского языка с последующим анализом проведенного эксперимента.
В заключении приведены основные выводы.
Таким образом, рассмотрев проектную методику как современную педагогическую технологию, можно сделать вывод о том, что ее использование на уроках английского языка является эффективным и целесообразным.
Решению многих проблем обучения способствует внедрение в современное образовательное пространство передовых технологий, таких как проектная методика. Об этом свидетельствует все еще присутствующий на сегодняшний день недостаток внимания к развивающим учебные и творческие способности личности ребенка функциям во многих школах.
Именно на начальном этапе образования происходит формирование многих качеств личности, в связи с этим повышается внимание к школе как к институту социального развития. Основной задачей современного образования становится формирование смело и свободно мыслящего человека, обладающего широкими и глубокими знаниями, а так же постоянно развивающегося как личность.
Метод проектов обладает уникальными особенностями. Он не только является отличной альтернативой традиционной классно-урочной системе, но и выступает естественным компонентом процесса обучения, где учитель - помощник, наблюдатель, источник информации, координатор деятельности обучающихся, которая целиком основана на групповом взаимодействии ее участников.
Целью данного исследования являлось теоретическое и практическое обоснование эффективности применения метода проектов в системе современного образовательного процесса на уроках английского языка во втором классе. Для достижения цели были решены поставленные задачи, то есть:
1. Была изучена и проанализирована научно-теоретическая литература о проектной методике и описана сущностная характеристика метода проектов, требования к его применению.
2. Была изучена классификация проектов.
3. Были выявлены особенности использования проектной методики на уроках английского языка в начальной общеобразовательной школе.
4. Были созданы методические разработки по одному из изучаемых блоков тем (модулей) учебного пособия для обучающихся 2 класса.
5. Была осуществлена технология проектной методики на уроках английского языка в младшей школе.
6. Был проанализирован проведенный эксперимент и выявлена степень эффективности применения проектной методики.
Проведенный эксперимент показал, что применение метода проектов во втором классе является эффективным и позволяет добиться высоких результатов в обучении английскому языку. По итогу проведенной работы, мы установили, что использование проектной методики способствует:
• стимулированию мотивации и заинтересованности
школьников к изучению английского языка;
• наиболее эффективному запоминанию как уже изученного, так и нового лексического материала;
• улучшению психоэмоционального состояния как отдельно взятых учеников, так и класса в целом;
• преодолению языковых и психологических барьеров на уроках английского языка.
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что цель исследовательской работы достигнута.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. - 2014. - № 2. - С. 94-117
3. Бурлакова, И.В. Семинар-практикум по составлению и использованию организационной модели проектно-исследовательской деятельности обучающихся / И. В. Бурлакова// Методист. - 2016.-№3. - С.25-28.
4. Витлин Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранному языку в XX веке / Ж.Л. Витлин // Иностр. языки в школе. - 2001. - № 2. - С. 23-29.
5. Владыко О.А. Проектная методика - эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка// Иностранные языки в школе: научно-методический журнал/ учредители: Министерство образования и науки Российской Федерации [и др.]; гл. ред. Н.П. Каменецкая. - М. - 2007. - № 4 . - С. 60-63.
6. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика
и методика: Учебное пособие / Н.Д. Гальскова. - М.: Academia, 2017. - 339 c.
7. Горлова, Н.А. Методика обучения иностранному языку: В 2 ч. Ч. 2: Учебное пособие / Н.А. Горлова. - М.: Academia, 2017. - 207 c.
8. История возникновения метода проектов // Социальная работа (Собрание статей Тематические учебно-методические материалы) [Электронный ресурс].http://socwork.ru/article/840
9. Лефлер Н.О. Проектная деятельность в контексте формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка в средней школе [Текст] / Н.О. Лефлер, А.В. Петрова // Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества: сб. статей. - Красноярск, 2019. - С. 205-209.
10. Лазарев, В.С. Проекты учащихся: проблема, действия, план, оценка / В. С. Лазарев// Управление образованием. - 2016. - №4. - С.42-53.
11. Никитенко З.Н. Создание культурной среды при обучении младших
школьников иностранному языку/ З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал / учредители: Министерство
образования и науки Российской Федерации [и др.] ; гл. ред. Н.П. Каменецкая .— М., 2008 .— № 4.— С. 16-21.
12. Новикова, О.В. Организация проектной деятельности обучающихся с использованием внешних ресурсов школы / О. В. Новикова, Н. С. Прибылова// Методист. - 2015. - №8. - С.61-63.
13. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы
повышен.квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2000. - 272 с. (1)
14. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Просвещение, 2017. 276 с.
15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004.
16. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Метод проектов на уроках иностранного языка - «Иностранные языки в школе» - МО РФ, 2000, №№ 2, 3.
17. Поташник, М.М. Школьное исследование и проектирование: требования ФГОС / М. М. Поташник, М. В. Левит// Народное образование. - 2015. - №8. - С.45-51.
18. Программы для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки (англ.,нем., фр., исп.) 1-11 кл общеобразовательных учреждений. - М.:Просвещение, 1997. - 175 с. (2)
19. Рязанова, Л.П. Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы) / Л. П. Рязанова // Одаренный ребенок. - 2015. - №2. - С.62-71.
20. Сокол И.А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку / И.А. Сокол // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал / учредители: Министерство образования и науки Российской Федерации [и др.]; гл. ред. Н.П. Каменецкая . - М. , 2008. - № 1. - С. 16-21.
21. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М.: Икар, 2017. 454 с.
22. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учебное пособие. М.: Филоматис, 2018. 188 с.
23. Янушевский, В.Н. Учебное проектирование школьников: первые шаги в новой образовательной реальности / В. Н. Янушевский // Журнал руководителя управления образованием. - 2015. - №3. - С.67-71
24. УМК «Spotlight -2». Авторы Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Издательство М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2014г.
25. Holm M. Project-Based Instruction: A Review of the Literature on Effectiveness in Prekindergarten through 12th Grade Classrooms // InSight: Rivier Academic Journal. 2011. Vol. 7, no. 2. P. 1-13.
26. Hovey K.A., Ferguson S.L. Teacher Perspectives and Experiences. Using Project-Based Learning with Exceptional and Diverse Students // Curriculum and Teaching Dialogue. 2014. Vol. 16, no. 1-2. P. 77-90;
27. Kilpatric W.H. The Project Method//Teachers College Record.-1918.-19 September/- P.319-334.
28. Le Fevre D.M. Barriers to Implementing Pedagogical Change: the Role of Teachers' Perceptions of Risk // Teaching and Teacher Education. 2014. Vol. 38.
P. 56-64. https://doi.org/10.1016Zj.tate.2013.11.007.
29. Markham T., Larmer J., Ravitz J. Project-Based Learning Handbook: A Guide to Standards-Focused Project-Based Learning for Middle and High School Teachers. 2nd ed., rev. Novato, 2003.
30. Oxford R.L. Language learning strategies: what every teacher should know. Heinle & Heinle publishers: Boston, 2006. 342 p.
31. Technology and Teenagers [Электронный ресурс]. URL: https://
parents.au.reachout.com/skills-to-build/wellbeing/technologyand-teenagers (дата
обращения: 16.03.2021).