Введение 3
Глава 1. Сущность технологии проблемного обучения в среднем звене: теоретические аспекты 7
1.1. Становление технологии проблемного обучения. Понятие и
характеристика данной технологии 7
1.2. Проблемное обучение с точки зрения реализации ФГОС основного
общего образования 14
1.3. Возрастные психологические особенности обучающихся среднегозвена18
Выводы к главе 1 25
Глава 2. Практическое применение технологии проблемного обучения на уроках обществознания в среднем звене 27
2.1 Алгоритм применения технологии проблемного обучения на уроках обществознания в среднем звене 27
2.2. Банк заданий по обществознанию для обучающихся среднего звена с применением технологии проблемного обучения 31
Задания по обществознанию для 6-х классов с применением технологии проблемного обучения 32
Задания по обществознанию для 7-х классов с применением технологии проблемного обучения 36
Задания по обществознанию для 8-х классов с применением технологии проблемного обучения 41
Задания по обществознанию для 9-х классов с применением технологии проблемного обучения 45
Выводы к главе II 49
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 51
Приложения
Современная концепция образования гласит, что главным приоритетом в процессе обучения является формирование и развитие зрелой личности, которая придерживается активной жизненной позиции; самостоятельна в определении своих целей и планировании путей их достижения; способна нести ответственность за свои действия; может критически оценивать свои поступки и действия окружающих; может осознанно совершать какой-либо выбор. Именно в процессе обучения происходит планомерное и целенаправленное развитие детей. Для достижения целей образования требуются современные методы и приёмы, которые будут способствовать наилучшему развитию обучающихся.
Технология проблемного обучения отвечает целям и задачам современного образования. Она направлена на активизацию и интенсификацию учебной деятельности обучающихся, является эффективным способом для развития высокого уровня мыслительных процессов детей. Технология проблемного обучения способствует лучшей организации учебной деятельности и позволяет обучающимся под руководством учителя самостоятельно организовать поисковые процессы для решения учебных проблем, в ходе которых формируются новые знания и навыки, развиваются личностно значимые качества.
Проблемное обучение - это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и обучающихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учеников по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем.
Актуальность изучения и применения технологии проблемного обучения на уроках обществознания в средней школе связана с тем, что на данный момент всё явнее становится проблема снижения уровня познавательной активности обучающихся на уроках.
Средняя школа охватывает младший и старший этапы подросткового возраста. В этот момент происходят сложные процессы биологической перестройки организма (половое созревание, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма). С социальной точки зрения, подростковый период - это продолжение первичной социализации. В связи с непростыми особенностями
подросткового возраста психоэмоциональное и физическое состояние обучающихся не стабильно. Это отражается на уровне познавательной активности детей.
Также причиной выше приведенной проблемы может являться однообразие уроков и заданий. В связи с этим у обучающихся пропадает интерес к обучению. Задачей современного учителя заключается в том числе в том, чтобы разнообразить и наполнить свои уроки новой информацией, методами и приёмами для более эффективного построение образовательного процесса.
Помимо этого, необходимость в изучении и применении технологии проблемного обучения заключается и в том, что она направлена на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации. Это отвечает целям и задачам современной концепции обучения.
Степень изученности темы Тема технологии проблемного обучения активно исследуется. В данной работе использованы труды отечественных и зарубежных исследователей. Считается, что черты технологии проблемного обучения можно найти ещё у Сократа. Это мнение обосновывается его философскими дискуссиями с оппонентами. Также проблемное обучение было замечено в трудах Я. Коменского, Ж. Руссо, И. Песталоцци и Д.И. Ушинского.
Впервые метод проблемного обучения был введён в 20-30-х гг. XX в. Дж. Дьюи. С его трудом схожа концепция Дж. Брунера. В нашей стране данный метод начал активно исследоваться в 1960-х гг. Основоположниками теории проблемного обучения у нас были С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.
Основу данного исследования составляют идеи И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В. Оконя, Г.К. Селевко и др.
Объектом исследования является технология проблемного обучения, а предметом - приемы и методы технологии проблемного обучения, используемые на уроках обществознания в средней школе.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение возможности применения технологии проблемного обучения на уроках обществознания в средней школе, разработка и апробация уроков по обществознанию с применением выбранной технологии.
Исходя из этого перед нами стоят следующие задачи:
1. Рассмотреть историю изучения проблемного обучения;
2. Дать определение терминам «проблемное обучение» и «проблемная ситуация»;
3. Выявить цели, задачи и функции изучаемой технологии;
4. Разобрать типы проблемных ситуаций и методы проблемного обучения в школе;
5. Охарактеризовать проблемное обучение с точки зрения реализации ФГОС основного общего образования;
6. Выявить возрастные психологические особенности обучающихся среднего звена;
7. Рассмотреть алгоритм применения данной технологии на уроках обществознания;
8. Разработать банк заданий по обществознанию в средней школе с применением технологии проблемного обучения.
В работе была задействована следующая источниковая база: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897; концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы; учебно-методический комплекс под редакцией Л. Н. Боголюбова и поурочные разработки учителей.
В дипломной работе были использованы методы теоретического анализа и синтеза, дедукция, классификация знаний о технологии проблемного обучения, а также метод моделирования учебных занятий.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы дипломного исследования позволят проводить уроки обществознания в средней школе в проблемной технологии в соответствии с требованиями ФГОС и дадут возможность учителю разнообразить образовательный процесс. Содержание данной дипломной работы представляет интерес для учителей истории и обществознания, осуществляющих проблемный метод в школе на уроках, а также для студентов, в качестве теоретического и практического руководства при организации проблемного обучения на
уроках обществознания.
В ходе данного исследования была подробно рассмотрена история проблемного обучения, а также его понятие, цели и задачи. Выявлен алгоритм применения проблемного обучения на уроках, изучены психологические особенности детей подросткового возраста. Также был создан банк заданий по обществознанию для 6-9-х классов с использованием данной технологии.
Целью проблемного обучения является активизация и развитие самостоятельной мыслительной и творческой деятельности обучающихся; усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процессов получения этих результатов. Данный метод включает обучающихся в поисковую и исследовательскую деятельность, формирует познавательный интерес, способствует развитию навыков и умений.
Проблемное обучение позволяет рассматривать в школьном курсе обществознания сложные для понимания обучающихся темы. Это позволяет наиболее доступно и эффективно донести учебную информацию до них. Однако важно помнить о принципах построения проблемных ситуаций, грамотном подборе источников и литературы для таких уроков.
В процессе деятельности на уроках с использованием метода проблемного обучения обучающиеся развивают важные навыки для жизни: поиск информации, коммуникация, интерпретация знаний, высказывание и отстаивание своей позиции, её аргументация.
Таким образом, использование технологии проблемного обучения на уроках обществознания в средней школе приведёт к хорошим результатам усвоения учебной программы.
Нормативно-правовые акты
1. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации. URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1fObbe (дата
обращения 12.02.2022)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации. URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09f (дата
обращения 12.02.2022).
Учебники, поурочные рекомендации, тематическое планирование
1) Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 63 с.
2) Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, Т.Е. Лискова, Е. Л. Рутковская]. — М. : Просвещение, 2020. — 143 с.
3) Обществознание. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций /под ред. Л.Н. Боголюбова - М: Просвещение, 2020. - 160 с.
4) Обществознание. 7 класс : учебник для общеобразовательных организаций / [Л. Н. Боголюбов и др.]. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2020. - 175 с.
5) Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 7 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — М. : Просвещение, 2020. — 127 с.
6) Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов и др.]. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2021. - 271 с.
7) Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 174 с.
8) Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов, А.И Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2018. - 208 с.
9) Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Е. И. Жильцова, А. Т. Кинкулькин и др.] ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2014. — 176 с.
Литература
1. Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка / Ордена Ленина Всесоз. о-во "Знание". — М. : Знание, 1979. — 39 с.
2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 5-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - 367, [1] с.
3. Головешкина, Н. В. Индивидуально-психологические и
личностные характеристики обучающихся среднего звена
общеобразовательной школы / Н. В. Головешкина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2015. - Т. 5. - № 3.
4. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. - М., 1999. - 489 с.
5. Князева Т.Н. Преподростковый возраст как проблема современного детства // Вопр. психологии. - 2011. - №6.
6. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989. - 256 с.
7. Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
8. Кулагина И.Ю. Личность школьника М.: Легион, 2004. - 300 с.
9. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Наука, 2007, - 156 с.
10. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории.
- М.: Педагогика, 1975. - 364 с.
11. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник / [Л. Ф. Обухова]. - М.: Роспедагентство, 1996. - 372 с.
12. Оконь В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск. С.Ф. Жуйкова./Отв. ред. А.М. Матюшкин. - М.: Просвещение, 1968. - 208 с.
13. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов пед. специальностей / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков; Под общ. ред. В. С. Кукушина. - 2. изд., испр. и доп. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2004 (Тул. тип.). - 334 с.
14. Пилипец Л.В., Клименко Е.В., Буслова Н.С. Проблемное обучение: от Сократа до формирования компетенций // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 5-4.
15. Психология подростка: Учебник / [Дандарова Ж. К., Кон И., Костромина С. Н. и др.] ; Под ред. А. А. Реана. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 480 с.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2012.
- 713 с.
17. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.
18. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. - 2-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2009. - 208 с.
19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 2003. - 369с.
Интернет-ресурсы
1. Белокопытова К. С. Применение технологии проблемного обучения на уроках обществознания [Электронный ресурс]. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2018. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37118222(дата обращения: 01.04.2022)
2. Крившенко Л. П.,. Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика: Учебник.
2004 // [Электронный ресурс] URL:https://uchebnikfree.com/pedagogiki-
osnovyi/pedagogika-uchebnik.html(дата обращения 17.12.2021).
3. Богачева, Л. С. Компетентность и компетенция как понятийно-терминологическая проблема / Л. С. Богачева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012 // [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2556/(дата обращения: 12.02.2022).
4. Психологический словарь. // [Электронный ресурс] URL: https://www.b17.ru/dic/ (дата обращения 15.03.2022).
5. ФГОС // [Электронный ресурс] URL:https://fgos.ru(дата обращения 12.02.2022).
6. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. - 2011. -№1. URL:http://eidos- institute.ru/journal/2011/103/(дата обращения 12.02.2022).
7. Шаталов М.А. ФГОС ОО: дидактические основы и особенности построения школьного урока [Электронный ресурс]. 2013. URL: https://docplayer.com/41434092-Tema-1-didakticheskie-osnovy-shkolnogo-uroka.html(дата обращения: 01.04.2022)