ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Сущность технологии проблемного обучения в среднем звене: теоретические аспекты 7
1.1. Становление технологии проблемного обучения. Понятие и
характеристика данной технологии 7
1.2. Проблемное обучение с точки зрения реализации ФГОС основного
общего образования 14
1.3. Возрастные психологические особенности обучающихся среднегозвена18
Выводы к главе 1 25
Глава 2. Практическое применение технологии проблемного обучения на уроках обществознания в среднем звене 27
2.1 Алгоритм применения технологии проблемного обучения на уроках обществознания в среднем звене 27
2.2. Банк заданий по обществознанию для обучающихся среднего звена с применением технологии проблемного обучения 31
Задания по обществознанию для 6-х классов с применением технологии проблемного обучения 32
Задания по обществознанию для 7-х классов с применением технологии проблемного обучения 36
Задания по обществознанию для 8-х классов с применением технологии проблемного обучения 41
Задания по обществознанию для 9-х классов с применением технологии проблемного обучения 45
Выводы к главе II 49
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 51
Приложения
Глава 1. Сущность технологии проблемного обучения в среднем звене: теоретические аспекты 7
1.1. Становление технологии проблемного обучения. Понятие и
характеристика данной технологии 7
1.2. Проблемное обучение с точки зрения реализации ФГОС основного
общего образования 14
1.3. Возрастные психологические особенности обучающихся среднегозвена18
Выводы к главе 1 25
Глава 2. Практическое применение технологии проблемного обучения на уроках обществознания в среднем звене 27
2.1 Алгоритм применения технологии проблемного обучения на уроках обществознания в среднем звене 27
2.2. Банк заданий по обществознанию для обучающихся среднего звена с применением технологии проблемного обучения 31
Задания по обществознанию для 6-х классов с применением технологии проблемного обучения 32
Задания по обществознанию для 7-х классов с применением технологии проблемного обучения 36
Задания по обществознанию для 8-х классов с применением технологии проблемного обучения 41
Задания по обществознанию для 9-х классов с применением технологии проблемного обучения 45
Выводы к главе II 49
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 51
Приложения
Современная концепция образования гласит, что главным приоритетом в процессе обучения является формирование и развитие зрелой личности, которая придерживается активной жизненной позиции; самостоятельна в определении своих целей и планировании путей их достижения; способна нести ответственность за свои действия; может критически оценивать свои поступки и действия окружающих; может осознанно совершать какой-либо выбор. Именно в процессе обучения происходит планомерное и целенаправленное развитие детей. Для достижения целей образования требуются современные методы и приёмы, которые будут способствовать наилучшему развитию обучающихся.
Технология проблемного обучения отвечает целям и задачам современного образования. Она направлена на активизацию и интенсификацию учебной деятельности обучающихся, является эффективным способом для развития высокого уровня мыслительных процессов детей. Технология проблемного обучения способствует лучшей организации учебной деятельности и позволяет обучающимся под руководством учителя самостоятельно организовать поисковые процессы для решения учебных проблем, в ходе которых формируются новые знания и навыки, развиваются личностно значимые качества.
Проблемное обучение - это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и обучающихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учеников по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем.
Актуальность изучения и применения технологии проблемного обучения на уроках обществознания в средней школе связана с тем, что на данный момент всё явнее становится проблема снижения уровня познавательной активности обучающихся на уроках.
Средняя школа охватывает младший и старший этапы подросткового возраста. В этот момент происходят сложные процессы биологической перестройки организма (половое созревание, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма). С социальной точки зрения, подростковый период - это продолжение первичной социализации. В связи с непростыми особенностями
подросткового возраста психоэмоциональное и физическое состояние обучающихся не стабильно. Это отражается на уровне познавательной активности детей.
Также причиной выше приведенной проблемы может являться однообразие уроков и заданий. В связи с этим у обучающихся пропадает интерес к обучению. Задачей современного учителя заключается в том числе в том, чтобы разнообразить и наполнить свои уроки новой информацией, методами и приёмами для более эффективного построение образовательного процесса.
Помимо этого, необходимость в изучении и применении технологии проблемного обучения заключается и в том, что она направлена на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации. Это отвечает целям и задачам современной концепции обучения.
Степень изученности темы Тема технологии проблемного обучения активно исследуется. В данной работе использованы труды отечественных и зарубежных исследователей. Считается, что черты технологии проблемного обучения можно найти ещё у Сократа. Это мнение обосновывается его философскими дискуссиями с оппонентами. Также проблемное обучение было замечено в трудах Я. Коменского, Ж. Руссо, И. Песталоцци и Д.И. Ушинского.
Впервые метод проблемного обучения был введён в 20-30-х гг. XX в. Дж. Дьюи. С его трудом схожа концепция Дж. Брунера. В нашей стране данный метод начал активно исследоваться в 1960-х гг. Основоположниками теории проблемного обучения у нас были С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.
Основу данного исследования составляют идеи И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В. Оконя, Г.К. Селевко и др.
Объектом исследования является технология проблемного обучения, а предметом - приемы и методы технологии проблемного обучения, используемые на уроках обществознания в средней школе.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение возможности применения технологии проблемного обучения на уроках обществознания в средней школе, разработка и апробация уроков по обществознанию с применением выбранной технологии.
Исходя из этого перед нами стоят следующие задачи:
1. Рассмотреть историю изучения проблемного обучения;
2. Дать определение терминам «проблемное обучение» и «проблемная ситуация»;
3. Выявить цели, задачи и функции изучаемой технологии;
4. Разобрать типы проблемных ситуаций и методы проблемного обучения в школе;
5. Охарактеризовать проблемное обучение с точки зрения реализации ФГОС основного общего образования;
6. Выявить возрастные психологические особенности обучающихся среднего звена;
7. Рассмотреть алгоритм применения данной технологии на уроках обществознания;
8. Разработать банк заданий по обществознанию в средней школе с применением технологии проблемного обучения.
В работе была задействована следующая источниковая база: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897; концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы; учебно-методический комплекс под редакцией Л. Н. Боголюбова и поурочные разработки учителей.
В дипломной работе были использованы методы теоретического анализа и синтеза, дедукция, классификация знаний о технологии проблемного обучения, а также метод моделирования учебных занятий.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы дипломного исследования позволят проводить уроки обществознания в средней школе в проблемной технологии в соответствии с требованиями ФГОС и дадут возможность учителю разнообразить образовательный процесс. Содержание данной дипломной работы представляет интерес для учителей истории и обществознания, осуществляющих проблемный метод в школе на уроках, а также для студентов, в качестве теоретического и практического руководства при организации проблемного обучения на
уроках обществознания.
Технология проблемного обучения отвечает целям и задачам современного образования. Она направлена на активизацию и интенсификацию учебной деятельности обучающихся, является эффективным способом для развития высокого уровня мыслительных процессов детей. Технология проблемного обучения способствует лучшей организации учебной деятельности и позволяет обучающимся под руководством учителя самостоятельно организовать поисковые процессы для решения учебных проблем, в ходе которых формируются новые знания и навыки, развиваются личностно значимые качества.
Проблемное обучение - это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и обучающихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учеников по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем.
Актуальность изучения и применения технологии проблемного обучения на уроках обществознания в средней школе связана с тем, что на данный момент всё явнее становится проблема снижения уровня познавательной активности обучающихся на уроках.
Средняя школа охватывает младший и старший этапы подросткового возраста. В этот момент происходят сложные процессы биологической перестройки организма (половое созревание, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма). С социальной точки зрения, подростковый период - это продолжение первичной социализации. В связи с непростыми особенностями
подросткового возраста психоэмоциональное и физическое состояние обучающихся не стабильно. Это отражается на уровне познавательной активности детей.
Также причиной выше приведенной проблемы может являться однообразие уроков и заданий. В связи с этим у обучающихся пропадает интерес к обучению. Задачей современного учителя заключается в том числе в том, чтобы разнообразить и наполнить свои уроки новой информацией, методами и приёмами для более эффективного построение образовательного процесса.
Помимо этого, необходимость в изучении и применении технологии проблемного обучения заключается и в том, что она направлена на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации. Это отвечает целям и задачам современной концепции обучения.
Степень изученности темы Тема технологии проблемного обучения активно исследуется. В данной работе использованы труды отечественных и зарубежных исследователей. Считается, что черты технологии проблемного обучения можно найти ещё у Сократа. Это мнение обосновывается его философскими дискуссиями с оппонентами. Также проблемное обучение было замечено в трудах Я. Коменского, Ж. Руссо, И. Песталоцци и Д.И. Ушинского.
Впервые метод проблемного обучения был введён в 20-30-х гг. XX в. Дж. Дьюи. С его трудом схожа концепция Дж. Брунера. В нашей стране данный метод начал активно исследоваться в 1960-х гг. Основоположниками теории проблемного обучения у нас были С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.
Основу данного исследования составляют идеи И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В. Оконя, Г.К. Селевко и др.
Объектом исследования является технология проблемного обучения, а предметом - приемы и методы технологии проблемного обучения, используемые на уроках обществознания в средней школе.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение возможности применения технологии проблемного обучения на уроках обществознания в средней школе, разработка и апробация уроков по обществознанию с применением выбранной технологии.
Исходя из этого перед нами стоят следующие задачи:
1. Рассмотреть историю изучения проблемного обучения;
2. Дать определение терминам «проблемное обучение» и «проблемная ситуация»;
3. Выявить цели, задачи и функции изучаемой технологии;
4. Разобрать типы проблемных ситуаций и методы проблемного обучения в школе;
5. Охарактеризовать проблемное обучение с точки зрения реализации ФГОС основного общего образования;
6. Выявить возрастные психологические особенности обучающихся среднего звена;
7. Рассмотреть алгоритм применения данной технологии на уроках обществознания;
8. Разработать банк заданий по обществознанию в средней школе с применением технологии проблемного обучения.
В работе была задействована следующая источниковая база: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897; концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы; учебно-методический комплекс под редакцией Л. Н. Боголюбова и поурочные разработки учителей.
В дипломной работе были использованы методы теоретического анализа и синтеза, дедукция, классификация знаний о технологии проблемного обучения, а также метод моделирования учебных занятий.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы дипломного исследования позволят проводить уроки обществознания в средней школе в проблемной технологии в соответствии с требованиями ФГОС и дадут возможность учителю разнообразить образовательный процесс. Содержание данной дипломной работы представляет интерес для учителей истории и обществознания, осуществляющих проблемный метод в школе на уроках, а также для студентов, в качестве теоретического и практического руководства при организации проблемного обучения на
уроках обществознания.
В ходе данного исследования была подробно рассмотрена история проблемного обучения, а также его понятие, цели и задачи. Выявлен алгоритм применения проблемного обучения на уроках, изучены психологические особенности детей подросткового возраста. Также был создан банк заданий по обществознанию для 6-9-х классов с использованием данной технологии.
Целью проблемного обучения является активизация и развитие самостоятельной мыслительной и творческой деятельности обучающихся; усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процессов получения этих результатов. Данный метод включает обучающихся в поисковую и исследовательскую деятельность, формирует познавательный интерес, способствует развитию навыков и умений.
Проблемное обучение позволяет рассматривать в школьном курсе обществознания сложные для понимания обучающихся темы. Это позволяет наиболее доступно и эффективно донести учебную информацию до них. Однако важно помнить о принципах построения проблемных ситуаций, грамотном подборе источников и литературы для таких уроков.
В процессе деятельности на уроках с использованием метода проблемного обучения обучающиеся развивают важные навыки для жизни: поиск информации, коммуникация, интерпретация знаний, высказывание и отстаивание своей позиции, её аргументация.
Таким образом, использование технологии проблемного обучения на уроках обществознания в средней школе приведёт к хорошим результатам усвоения учебной программы.
Целью проблемного обучения является активизация и развитие самостоятельной мыслительной и творческой деятельности обучающихся; усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процессов получения этих результатов. Данный метод включает обучающихся в поисковую и исследовательскую деятельность, формирует познавательный интерес, способствует развитию навыков и умений.
Проблемное обучение позволяет рассматривать в школьном курсе обществознания сложные для понимания обучающихся темы. Это позволяет наиболее доступно и эффективно донести учебную информацию до них. Однако важно помнить о принципах построения проблемных ситуаций, грамотном подборе источников и литературы для таких уроков.
В процессе деятельности на уроках с использованием метода проблемного обучения обучающиеся развивают важные навыки для жизни: поиск информации, коммуникация, интерпретация знаний, высказывание и отстаивание своей позиции, её аргументация.
Таким образом, использование технологии проблемного обучения на уроках обществознания в средней школе приведёт к хорошим результатам усвоения учебной программы.
Подобные работы
- Применение технологии проблемного обучения на уроках обществознания в 8 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Использование технологии проблемного обучения на уроках истории при изучении темы «Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 годы (Московский городской педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 6 КЛАССЕ В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В
ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Использование технологии проблемного обучения
при изучении темы «На путях ко Второй Мировой войне»
в средней школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - WEB-KBECT КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 9 КЛАССЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2021 - ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «СТРАНЫ АФРИКИ ВО II ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Технология проблемного обучения праву в старших классах
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Проблемное обучение на уроках истории в 5 - 7 классе как условие реализации системно-деятельностного подхода
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



