Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение технологии проблемного обучения на уроках обществознания в 8 классе

Работа №168894

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы129
Год сдачи2017
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проблемное обучение с точки зрения реализации ФГОС 12
1.2 Описание технологии проблемного обучения, ее особенности, соответствие ФГОС 12
1.1. Возрастные особенности подростков. Возможности и проблемы
реализации технологии проблемного обучения 20
Глава 2. Методика применения технологии проблемного обучения 26
2.1. Алгоритм применения технологии проблемного обучения в 8 классе. .. 26
2.2. Результаты апробации применения технологии проблемного обучения
обществознанию в 8 классе 37
Заключение 45
Библиографический список 48
Приложения

Современная наука образования приблизилась к тому моменту, когда возникла необходимость в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности. Школы должны постепенно переходить на педагогические технологии, которые включали бы ученика в развивающую деятельность.
Реальности современного мира требуют от школы формирования у школьников способностей самообразования и самоконтроля в процессе социализации. Приоритетным становится овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний и сведений, актуальность которых быстро устаревает.
Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности.
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей. Технология проблемного обучения является весьма эффективным способом организации педагогического процесса и предполагает проведение под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие, личностнозначимые качества. Умственный поиск - сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель дает задание ученикам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы. Подлинная активизация учащихся характеризуется самостоятельным поиском не вообще, а поиском путем решения проблем. Если поиск имеет целью решение теоретической, технической, практической учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное учение.
Проблемное обучение - это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем.
Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие в нём всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Проблемное обучение - важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения.
Успех проблемного обучения школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остаётся один на один со своими воспитанниками. И от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
Актуальность изучения и применения проблемной технологии на уроках обществознания обусловлена тем, что в настоящее время учителя зачастую сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке.
Подростковый возраст восьмиклассников рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребёнок живёт по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.
У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на отношение к учебной деятельности. Особенности восьмиклассников проявляются в: пренебрежительном отношении к обучению, плохой успеваемости, невыполнении обязанностей (всячески избегают выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия).
Среди причин, почему дети теряют интерес к занятиям - однообразие уроков. Увлечь учеников своим предметом, сегодня очень сложно без применения новых технологий, так как односторонняя коммуникация оправдана лишь в случае недостатка информации, невозможности ее получения другим способом, кроме как из рассказа учителя. Только новые подходы к построению урока, его насыщенность, многообразие приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность.
Помимо этого, необходимость внедрения проблемного обучения в практику обусловлена ориентацией образования не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы дипломного исследования позволят проводить уроки обществознания в 8 классах в проблемной технологии в соответствии с требованиями ФГОС и дадут возможность учителю разнообразить образовательный процесс. Содержание данной дипломной работы представляет интерес для учителей истории и обществознания, осуществляющих проблемный метод в школе на уроках, а также для студентов, в качестве теоретического и практического руководства при организации проблемного обучения на уроках обществознания.
Данная дипломная работа была апробирована в ходе педагогической практики в Гимназии №16 г. Красноярска, в 8 «А» классе и в работе XVIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», посвященного 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева.
Гипотеза - мы предполагаем, что применение технологии проблемного обучения на уроках обществознания в 8 классе позволит реализовать требования ФГОС, положительно повлияет на повышение интереса к урокам обществознания, и на усвоение способов самостоятельной деятельности, а также на развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Объект - уроки обществознания в 8 классе.
Предмет- использование технологии проблемного обучения на уроках обществознания в 8 классе.
Цель - рассмотреть возможности применения технологии проблемного обучения на уроках обществознания в 8 классе и ее влияние на качество усвоения предмета. Исходя из этого, следуют задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность и особенности технологии проблемного обучения;
2. Проанализировать, как применение данной технологии на уроках способствует реализации требований ФГОС основного общего образования;
3. Выделить основные психологические особенности детей подросткового возраста, которые педагог должен учитывать при проведении урока;
4. Разобрать, алгоритм применения технологии проблемного обучения.
5. Разработать уроки по обществознанию в 8 классе с применением технологии проблемного обучения.
Среди нормативных источников, использованных нами для написания данной работы, можно назвать Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и концепцию преподавания обществознания в Российской Федерации. Из методических источников выделим учебно - методический комплекс редакцией Л. Н. Боголюбова и поурочные разработки учителей.
Тема технологии проблемного обучения активно исследуется. Большое значение для становления теории проблемного обучения имели работы отечественных психологов, развивших положения о том, что умственное развитие характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Т.В. Кудрявцев). Существенное значение в развитии теории проблемного обучения имело положение о роли проблемной ситуации в мышлении и обучении (A.M.Maтюшкин). Особый вклад в разработку теории проблемного обучения внесли М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, И.А. Ильницкая и другие.
Большое значение для становления теории проблемного обучения имели работы психологов, сделавших вывод в том, что умственное развитие характеризуется не только объёмом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий, которыми владеет ученик (С.А. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Т.В. Кудрявцев), и раскрывшей роль проблемной ситуации в мышлении и обучении (А.М. Матюшкин).
Опыт применения отдельных элементов в школе исследован М.И. Махмутовым, И.Я. Лернером и другими. Исходными при разработке теории проблемного обучения стали положения теории деятельности (С.А.
Рубинштейн, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев). Широко известна книга польского дидакта В. Оконя «Основы проблемного обучения» . Каждый из названных авторов вносит что-то свое в научную разработку проблемы.
По мнению В. Оконя, «сущность процесса учения путем решения проблем сводится в каждом случае к созданию такой ситуации, которая вынуждает учащегося самостоятельно искать решение». По В.Оконю, роль учителя состоит в том, чтобы ученик почувствовал трудность практического или теоретического характера, уяснил проблему, поставленную учителем, или сформулировал ее сам, захотел решить проблему, решил ее. От чего зависит процесс решения проблемы? По мнению В. Оконя, от характера проблемы и сложности ее решения. В книге «Основы проблемного обучения» В. Оконь убедительно показывает несовершенство методов обучения, при которых учащимся преподносятся знания в так называемом готовом виде, рассматривает возможности применения проблемного метода обучения.
Например, по мнению М. И. Махмутова, основными понятиями теории проблемного обучения должны быть «учебная проблема», «проблемная ситуация», «гипотеза», а также «проблемное преподавание», «проблемное учение», «проблемность содержания», «умственный поиск», «проблемный вопрос».
Определяя проблемную ситуацию, М. И. Махмутов отмечает, что она является начальным моментом мышления, вызывающим познавательную потребность ученика и создающим внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Махмутов М.И. в своей монографии: «Проблемное обучение. Основные вопросы теории» анализирует современное состояние вопросов теории проблемного обучения. Автор исследует логико-методологические и психолого-дидактические вопросы проблемного обучения. Цель книги - дать теоретическое обоснование проблемного обучения как развивающего и наметить основные пути практического воплощения этих идей.
А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта (учащегося), характеризующийся таким психическим состоянием субъекта при решении задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту не известных знаний или способов деятельности. Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
В книге «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» А. М. Матюшкин представляет следующие шесть правил их создания.
1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или об общих условиях реализации деятельности.
2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
4. Проблемными заданиями могут быть: а) усвоение, б) формулировка вопроса, в) практические задания. Однако не следует путать между собой проблемные задачи и проблемные ситуации. Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеперечисленных правил.
5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными
типами заданий.
6. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.
При разработке и постановке системы проблемных ситуаций И.А. Ильницкая считает, что именно последовательная система проблемных ситуаций является основным условием организации проблемного обучения. Также, Ильницкая в своей книге «Проблемные ситуации и пути их создания на уроках» отмечает, что систематическое использование проблемных ситуаций на уроке заставляет учителя предусматривать противоречия, которые могут возникнуть в сознании учащихся в процессе обучения, а также помогают раскрыть дидактический смысл применения в учебном процессе проблемной ситуации как психологической категории
Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач.
Необходимо остановиться на месте и роли проблемного обучения в системе целостного образовательного процесса.
По мнению И.Я. Лернера, проблемное обучение должно осуществляться лишь при изучении части учебного материала, что и позволяет творчески перерабатывать информацию, полученную как в проблемном, так и в не проблемном обучении.
Вместе с тем, как отмечает И.Я. Лернер в книге «Проблемное обучение» только немногие учащиеся могут видеть проблемные ситуации. Для того чтобы большинство учащихся могли видеть и решать проблемы, необходима система проблемных ситуаций, проблем и проблемных задач, включенных в ткань содержания образования и процесс обучения.
Работы перечисленных авторов явились теоретической основой для написания данной дипломной работы.
Дипломная работа состоит из введения; двух основных частей - теоретической, где изложена суть технологии проблемного обучения, и практической, в которой представлен алгоритм применения технологии и результаты апробации применения технологии проблемного обучения; а также заключения, списка литературы и приложений - которые содержат разработанные нами уроки по обществознанию с применением проблемной технологии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной дипломной работе мы рассмотрели определение, сущность и особенности технологии проблемного обучения, показали, каким образом применение данной технологии способствует реализации требований ФГОС, выделили возрастные особенности подростков, возможности и проблемы реализации технологии проблемного обучения. Также, мной были выполнены разработки уроков обществознания в 8 классе с применением проблемного метода.
В ходе нашего исследования, мы сделали попытку рассмотреть возможности применения технологии проблемного обучения на уроках обществознания в 8 классе и ее влияние на качество усвоения предмета.
Во время прохождения педагогической практики у меня была возможность применить разработанные мной уроки и проверить эффективность проблемного метода обучения и его влияние на качество усвоения учебного предмета. Проделав данную работу, мы пришли к выводу, что достоинства проблемного обучения очевидны. Это в первую очередь больше возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учеников; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т. п. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретенных знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности. Применение данной технологии на уроках обществознания в 8 классе положительно влияет на качество обучения, позволяет заинтересовать учащихся предметом, а также использование технологии проблемного обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме.
Помимо этого, изучив всю доступную мне литературу и информацию из интернет - ресурсов, мы пришли к выводу, что, использование проблемного метода способствует развитию самостоятельности учащихся, включению их в поисковую деятельность, формированию познавательного интереса, поисковых навыков и умений. Данный метод открывает возможности творческого сотрудничества учителя и ученика, способствует более глубокому и прочному усвоению материала и способов деятельности.
Помимо того, если учитывать все возрастные особенности учеников, возможности которые есть у учителя, и проблемы, которые имеют место быть, можно добиться положительного влияния на познавательную деятельность подростков, и разнообразить учебный процесс. Благодаря этому, у учащихся повысится интерес, как к обучению, так и предмету.
С помощью проблемного метода можно организовать учебный процесс таким образом, чтобы у детей не было ни времени, ни желания отвлекаться на посторонние дела, что непросто сделать при традиционном обучении, ведь дети подросткового возраста характеризуются пренебрежительным отношением к обучению, плохой успеваемостью и другими моментами. В виду особенностей мышления, характерных для данного возраста, подростка уже не удовлетворит процесс сообщения сведений в готовом, законченном виде. Ему захочется проверить их достоверность, убедиться в правильности суждений. Споры - характерная черта данного возраста. Их важная роль заключается в том, что они позволяют обменяться мнениями по теме, проверить истинность своих воззрений и общепринятых взглядов, проявить себя. Таким образом, проблемное обучение - это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двухсторонним обменом информацией между ними. Проблемное обучение позволяет реализовать субъектный подход в организации учебных взаимодействий, отрабатывать на каждом занятии в различных формах коммуникативные умения учащихся; формировать их активно¬познавательную позицию и познавательный интерес, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебно¬воспитательного процесса. По моему мнению, прочное усвоение материала гарантировано, так как учащиеся добывают знания самостоятельно и осознанно, переживая каждый шаг обучения. Сейчас высоко ценятся такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде. Технология проблемного обучения, так или иначе, способствует формированию и развитию этих качеств личности.
Также с помощью технологии проблемного обучения достигаются цели обучения и результаты образования. Проблемный метод, на мой взгляд, наиболее полно соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, способствует реализации системно - деятельностного подхода, достижению основных результатов образования - личностных, предметных, метапредметных, а вместе с тем, и развитию универсальных учебных действий. Исходя из этого, можно говорить, что с помощью грамотного применения данной технологии на уроках, учитель успешно может реализовать требования ФГОС. А с помощью систематического применения технологии на уроках, мы можем обеспечить государство выпускниками, обладающими нестандартным мышлением, а также способностью применять свои знания, умения и навыки в конкретных жизненных ситуациях.
Таким образом, гипотеза подтвердилась: применение технологии проблемного обучения на уроках обществознания в 8 классе позволяет реализовывать требования ФГОС, положительно влияет на повышение интереса к урокам обществознания, и на усвоение способов самостоятельной деятельности, а также на развитие познавательных и творческих способностей учащихся.



1. Концепция преподавания обществознания в Российской Федерации.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Методические:
1. Вороненко, Л.Н. Разработка урока «Как стать личностью», 8 класс.
2. Колганова, Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по обществознанию 8 класс.
3. УМК «Обществознание». 8 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбова.
4. Палей, Л.А. Конспект урока по обществознанию «Совесть и долг», 8 класс.
5. Ткаченко, О.Н. План-конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме «Личность и общество».
II. Литература:
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2000. - 624 с.
2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс. 1996, 480 с.
3. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985. - 80 с.
4. Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание», 1991. - 80с.
5. Лернер, И.Я. Проблемное обучение. - М.: «Знание», 1974. - 64 с.
6. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
7. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
8. Махмутов, М. И. Теория и практика проблемного обучения. — Казань, 1972. — 365 с.
9. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1997, 608 с.
10. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: «Просвещение», 1977. - 240 с.
11.Оконь, В. Основы проблемного обучения.- М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
12. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.,
Просвещение, 1973. - 288 с.
13. Реутова, Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза. - Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. - 59 с.
III. Интернет - ресурсы:
1) Организация проблемного обучения в школе/ [Электронный ресурс]. - Режим доступаhttp://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=466588.
2) Ситаров, В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nZproblemnoe-obuchenie-kak-odno-iz-napravleniy- sovremennyh-tehnologiy-obucheniya.
3) Шевцова, И.А. Технология проблемного обучения/ [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://aneks.spb.ru/obrazovatelnye-tekhnologii/statia-
tekhnologiia-problemnogo-obucheniia.html.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ