ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Морфофункциональные, физиологические и психологические
особенности обучающихся юношей 10-12 лет 6
1.2. Техника и тактика в вольной борьбы 10
1.3. Педагогические и методические приемы применяемые вольной
борьбе для обучающихся 10-12 лет 22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 28
2.3. Этапы исследования 28
ГЛАВА З.ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ 30
3.1. Экспериментальная методика 30
3.2. Проверка эффективности разработанной методики в
педагогическом эксперименте 35
ВЫВОДЫ 38
Практические рекомендации 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Актуальность. Вольная борьба как вид единоборства является, сложным в координационном отношении видом спортивной деятельности, ограниченной рамками существующих международных правил соревнований (Г. С. Туманян, 1997; О.П. Юшков, В. И. Шпанов, 2000; Б. А. Подливаев, 2002)
Международная федерация спортивной борьбы (ФИЛА) стремится к широкому распространению борьбы в мире и постоянно пытается сделать соревнования по борьбе более динамичными и зрелищными (В. С. Дахновский., С. С. Лещенко, 1989)
Для реализации этой цели ФИЛА уже более десяти лет проводит радикальные изменения правил спортивной борьбы. Достаточно отметить тот факт, что соревновательный поединок сократился с 20 минут до 6 минут (В. С. Дахновский., С. С. Лещенко, 1989; Г. С. Туманян 1997).
Изменилась и балльная оценка технических приемов, что значительно сказалась на результате поединка, на разнообразии используемого в соревновательной деятельности технического арсенала и на методике подготовки борцов в целом.
В современных условиях большое значение приобрел фактор зрелищности: борец должен ориентироваться на демонстрацию не просто активной, но и внешне энергичной борьбы. Появились баллы за амплитуду, активность. Анализ соревновательной деятельности борцов высокой квалификации и действующих правил соревнований показывают, что ныне предпочтение отдают спортсменам, ведущим поединок в низкой стойке, применяющим плотные захваты (Ш. Т. Невретдинов, Б. А. Подливаев, Ю. А. Шахмурадов 1997; Б. А. Подливаев, 2002). Остро встал вопрос об активности борцов в промежутках между приемами, о зрелищности этого «активного фона», элементами которого являются стойки, перемещения, захваты, швунги, теснения и т.п. Таким образом, современный борец должен проводить технические действия на фоне постоянного движения, динамики (В.С.Дахновский., С.С Лещенко, 1989; Г.С. Туманян 1997; Подливаев, 2002).
Наличие значительной подвижности в суставах является непременным условием выполнения многих технических действий (например, бросков прогибом, бросков через плечи — «мельница» и др.) является одним из лучших условий профилактики травм, позволяет расширить технико-тактический арсенал, защитные и контратакующие возможности спортсмена (Ш.Н.Джанян, 1980; В.Д. Дашинорбоев, 1986; А.Н.Абульханов, 1991).
Быстрый рост мирового уровня спортивного мастерства в борьбе, ее возрастающая динамичность, требуют пристального внимания к совершенствованию всех сторон подготовки, от которых зависят спортивные достижения.
В спортивной борьбе отслеживается тенденция к расширению и усложнению технического арсенала спортсменов. Это возникновение новых приемов, создание атакующих комбинаций, наличие большой спортивной конкуренции на международной арене, постоянное изменение правил соревнований, в целях увеличения зрелищности.
Вопрос о повышении результатов в соревновании находится в тесной взаимосвязи с оптимизацией средств и методов тренировочного процесса т.к. на первый план, вместе с технико-тактической подготовленностью вышла проблема динамичности и зрелищности спортивной борьбы (О.П. Юшков, В.И.Шпанов,2000).
Известно, что школьный возраст является наиболее сенситивным для закладки основных физических качеств, и это является особенностью построения более рационально учебно-тренировочного процесса с учетом более пристального внимания преподавателей в работе с обучающимися 10-12 лет в изучение и совершенствование тех приемов, которые облегчают достижение победы на соревнованиях. В настоящее время недостаточно обращено внимание преподавателей к разработке методик применения обучения приемам вольной борьбы с обучающимися 10-12 лет во внеучебное время в общеобразовательной школе.
Цель исследования: научное обоснование методики обучения техническим приемам в вольной борьбе во внеучебной деятельности с обучающимся 10-12 лет.
Объект исследования: учебный-воспитательный процесс по физическому воспитанию в школе по внеучебной деятельности.
Предмет исследования: методика обучения приемам вольной борьбы во внеучебной деятельности с обучающимися 10-12 лет
Гипотеза исследования. Мы предположили, что разработанная нами экспериментальная методика, основанная на увеличении времени обучения техники приемам вольной борьбы на подготовительном этапе подготовки с обучающимися 10-12 лет позволит:
лучшему усвоению приемам вольной борьбы;
повысить качество выступления на соревнованиях.
Задачи исследования:
• Теоретический анализ научно-методической и учебной литературы по теме исследования.
• Разработать экспериментальную методику обучения техники выполнения приемов вольной борьбы с обучающимися 10-12 лет на занятиях по внеучебной деятельности;
• Провести педагогический эксперимент и проверить результативность экспериментальной методики по обучению техническим приемам вольной борьбы обучающихся 10-12 лет на занятиях по внеучебной деятельности.
1. Проведя анкетный опрос, спортсменов мы выяснили: а) на одной тренировке дается большое количество технических действий; б) применяется на соревнованиях много приемов, которые плохо усвоены и приводят к проигрышу.
2. Разработана экспериментальная методика по обучению техническим действиям основанная на увеличении времени изучения приемам вольной борьбы с обучающимися 10-12 лет на занятиях по внеучебной деятельности;
3. Сравнив результаты контрольной и экспериментальной групп по физической и технической подготовки, мы получили достоверное улучшение показателей физической подготовленности в экспериментальной группе (сгибание-разгибание рук в висе на перекладине (Р<2,23); сгибание-разгибание рук в упоре лежа(Р<2,78),прыжок в длину (Р<2,78); технической подготовки: перевороты (Р<2,44); броски (Р<2,38);Были проведены контрольные схватки, результат в пользу экспериментальной группы, что и подтверждает результативность предложенной нами экспериментальной методики.
12. Агафонов Э.В. Один на один: Справочное пособие. - Красноярск: ИПК «Платина», 2007. - 164 с.
13. Алиханов И.И. Становление технико-тактического мастерства // Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2011. - С. 23-26.
14. Алиханов И.И. Совершенствование техники //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2009. - С. 40-42.
15. Бекетов В.А. На ковре - юные борцы. - Киев: «Здоровье», 2010. - 103 с.
16. Болквадзе Т.А., Орлов В.А. Силовая подготовка борщИ//Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2012. - С.44-47.
17. Верхошанский Ю.В. Теория и практика физической культуры. М.: Физическая культура и спорт, 2008. - 120 с.
18. Дахновский B.C., Розманов А.Р. Приемы сложного уровня //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2009. - С. 19-20.
19. Дутов B.C. Техника борьбы: Спортивная жизнь. - М.: Физическая культура! и спорт, 2010. - С. 10-11.
20. Еганов А.В., Сиротин О.А., Катмин В.Н., Старцев Ю.В. Техникотактическое мастерство борцов //Спортивная борьба: Ежегодник. - М.,- С. 27-28.
21.10.Завьялов Д.А. Спортивная борьба: Пособие для абитуриентов. - Красноярск,
2010. - 15 с.
22. ИванковИ.Т. Основы теории и методики спортивной борьбы. - М.: Физическая культура и спорт, 2008. - 303 с.
23. ИвлевВ.Г., Петрунев А.А., Акопян А.О. Особенности мастерства борцов высокой квалификации в зависимости от двигательных способностей //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2009. - С. 78-81.
24. Каргин Н.Н. Совершенствование спортивного мастерства //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2011. - С. 45-47.
25. Каргин Н.Н. Технико-тактическая подготовка //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2010. - С. 7-10.
26. Кливенко В.М., Преображенский И.Н. Совершенствование технического мастерства спортсменов - М., Физическая культура и спорт, 2012 - 55 С.
27. КоблевЯ.К., Чермит К.Д., Рубанов М.Н., Невзоров В.М., Дутов B.C. Методика преодоления асимметрии технической подготовленности дзюдоистов //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2010. - С. 43-44.
28. Колесов А.И., Новиков А. А. Борцовское содружество. - М.: Физическая культура и спорт, 2009. - 97 С.
29. Кровоусас Р.П. Особенности технико-тактического мастерства юных борцов // Спортивная борьба. Ежегодник - М., 2008. С- 29-30.
30. Купцов А.П. Овладение техникой // Спортивная борьба: Ежегодник - М. 2011. С 45-46.
31. КупрешвилиО.М . Систематика изучения бросков подворотом и прогибом //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2009. - С. 69-70.
32. Ленц А.Н. Совершенствование техники // Спортивная борьба: Ежегодник-М.
2009. С 31-33.
33. Максимов В.М., Никуличев В.А. Планирование нагрузок в годичном цикле подготовки спортсменов высших разрядов //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2008.-С. 13- 14.
34. Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Учебник тренера по борьбе. - Красноярск. Изд-во КПГУ, 2012. - 213 с.
35. Миндиашвили Д.Г., Гусев В. Л. Техника борьбы в стойке. - Красноярск, 2010.
36. Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Система подготовки борцов международного класса: Учебное пособие. - Красноярск: КГПУ, 2013.- 104 с.
37. Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Энциклопедия вольной борьбы. -
Красноярск: ИСЕ КГПУ, 2010. - 236 с.
38. Новиков А.А., Чумаков Е.М., Огопов В.Г. Технико-тактические показатели самбистов различной подготовленности //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2010. - С. 32-34.
39. Новиков А.А., Смоляр С.Н. Пути повышения эффективности учебнотренировочного процесса в классической борьбе //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2012. - С. 70-72.
40. Олейник В.Г. Техника борьбы //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2008. - С.15-17.
41.Олейник В.Г., Каргин Н.Н., Рожков П.А. Специфика физической подготовленности борцов различных тактических манер ведения схватки // Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2010. - С. 21-24.
42. Партнерская борьба с методикой преподавания: Учебная программа
дисциплины/ сост. К.С. Лавриченко. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2009 - 24с.
43. Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо. - Пермь, 2007. - 200 с.
44. Пахомов А. С. Технико-тактическая подготовка самбистов и педагогический контроль //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2010.С. 53-59.
45. Петров В.А., Гагин Ю.А., Механика спортивных движений //Спортивная борьба: Ежегодник - М. 2010. С-61.
46. Платонов Р.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов - М.: Физическая культура и спорт. 2009. С-284.
47. Потратий Р.С. Взаимосвязь технических действий и морфологических особенностей борцов вольного стиля // Спортивная борьба: Ежегодник -М. 2007. С-48-51.
48. Преображенский С.А. Научись сам - научи другого. //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2008. - С. 32-36.
49. Преображенский С.А. Вольная борьба. — М.: Физическая культура и спорт,
2010. - 270 с.
50. Руковицин Б.Н. Совершенствование технических действий в спортивной борьбе //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2011. - С. 38-41.
51. Тараканов Б.И. Комплексная оценка технико-тактического мастерства //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2009. - С. 54-55.
52. Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы/ ред. В.В. Гожин, О.Б. Малков. - М.: Физическая культура и спорт, 2008. - 168 с.
53. Толочек В.А., Дахновский B.C. Влияние тактической ситуации схватки на стиль борьбы дзюдоистов //Спортивная борьба: Ежегодник. - М.,- С. 74-76.
54. Туманян Г.С. Спортивная борьба: методика, организация
тренировки. Учебное пособие. В 4-х кн. Кн. 3 Методика подготовки. - М.: Советский спорт, 2008. - 400 с.
55.Чумаков Е.М., Шашурин И.В. Сравнительная характеристика техникотактической подготовленности дзюдоистов //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2010. - С. 64-68.
56. Шуминов В.М. Вольная борьба. - М.: Физическая культура и спорт, 2009 150
с.
57. Шумилин В.Я. Спортивная борьба: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физическая культура и спорт, 2005. - 233 с.
58. Шуминов В.М., Подливаев Б.А. Обучение и методика преподавания:
Спортивная борьба. - М.: 2Просвещение», 2009. - С. 189-196.
59. Шуминов В.М. Вольная борьба. - М.: Физическая культура и спорт, 2009.
60. Юшков О.П., Сердюк В.П. Начальное обучение в вольной борьбе //Спортивная борьба: Ежегодник, - М., 2008. - С. 20-23.
61. Юшков О.П., Сердюк В.П. Оценка эффективности обучения техническим
действиям в вольной борьбе //Спортивная борьба: Ежегодник.- М., 2008.- С.
33-35.