ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ 11 КЛАССОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ЕГЭ (из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Сосновка Калистратовой Г.П.)
|
Введение 3
Глава 1. Изобразительно - выразительные средства языка.
1.1 Средства художественной изобразительности: Эпитет, сравнение,
антитеза 6
1.2 Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос; восклицание и обращение; полисиндетон и
асиндетон 14
1.3 Лексические возможности языка. Тропы: Метафора, олицетворение,
метонимия, синекдоха 25
Выводы по Іглаве 30
Глава 2. Процесс усвоения учащимися выпускных классов
изобразительно - выразительных средств в условиях ЕГЭ. Из опыта работы учителя русского языка и литературы Калистратовой Галины Петровны.
2.1 Процесс усвоения учащимися изобразительно - выразительных средств в
условиях ЕГЭ 31
2.2 Языковые средства выразительности. Интонационно - синтаксическая
выразительность. Работа с лексикой 41
Выводы по II главе 48
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Глава 1. Изобразительно - выразительные средства языка.
1.1 Средства художественной изобразительности: Эпитет, сравнение,
антитеза 6
1.2 Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос; восклицание и обращение; полисиндетон и
асиндетон 14
1.3 Лексические возможности языка. Тропы: Метафора, олицетворение,
метонимия, синекдоха 25
Выводы по Іглаве 30
Глава 2. Процесс усвоения учащимися выпускных классов
изобразительно - выразительных средств в условиях ЕГЭ. Из опыта работы учителя русского языка и литературы Калистратовой Галины Петровны.
2.1 Процесс усвоения учащимися изобразительно - выразительных средств в
условиях ЕГЭ 31
2.2 Языковые средства выразительности. Интонационно - синтаксическая
выразительность. Работа с лексикой 41
Выводы по II главе 48
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Чтобы получить школьный аттестат, выпускнику необходимо сдать два обязательных экзамена в форме ЕГЭ - русский язык и математику. По каждому из них нужно набрать количество баллов, превышающее минимальный порог. Результаты ЕГЭ по русскому языку обязательно требуются при поступлении в вузы и средние специальные учебные заведения на все специальности. Поэтому Единый государственный экзамен - это ответственный шаг в жизни выпускника, и к нему нужно отнестись очень серьезно. При подготовке к Единому государственному экзамену важно усвоить главное: в тексте экзаменационной работы нет ничего, что выходило бы за пределы школьных учебников и программ по русскому языку. Контрольные измерительные материалы по русскому языку разработаны специалистами Федерального института педагогических измерений на основе школьной программы. Поэтому можно готовиться по тем учебникам, по которым вы учились в школе, консультируясь со своим учителем русского языка и литературы. Следует помнить, что подготовка к ЕГЭ, как и подготовка к традиционному экзамену, не исключает необходимого обобщения и систематизации материала, изученного в школе. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 25 заданий. Часть 1 включает 24 задания, часть 2 - одно задание.
Актуальность данной работы обусловлена следующими причинами. Во-первых, данная тема слабо представлена в учебниках и методических пособиях, а в материале по данной теме остро нуждаются учителя и учащиеся. Во-вторых, данная тема представляет особый интерес, так как тайны языка до конца постичь невозможно, многие учёные занимаются исследованиями по теме, многие вопросы остаются спорными. Попробуем рассмотреть и проанализировать изобразительно-выразительные средства языка.
Объект исследования: Объектом исследования являются изобразительно выразительные средства языка.
Предмет исследования: Процесс усвоения учащимися выпускных
классов изобразительно выразительных средств.
Цель работы - изучить и проанализировать языковые средства и особенности их использования. Изобразительно-выразительные средства русского языка многочисленны и разнообразны. До сих пор нет чёткой их классификации. В некоторых учебниках используются разные термины, называющие эти средства: тропы, фигуры речи, изобразительно-выразительные средства, средства художественной выразительности и т. п. Умение обнаруживать в тексте самые распространённые средства выразительности необходимо и при анализе текста на уроках русского языка и литературы.
Постановка данной цели обусловила следующие задачи:
1. Обобщить материалы авторских наработок.
2. Систематизировать материал по данной теме, используя современные учебные пособия, материалы Интернета, творческие работы учащихся.
3. Провести детальный анализ изобразительно-выразительных средств языка.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- анализ филологической, лингвистической, психолингвистической, методической литературы, учебно-методических пособий, относящихся к исследуемой проблеме.
Научная новизна исследования заключается в том, что
- определен один из возможных путей формирования коммуникативной компетенции старшеклассников, связанный с процессом постижения изобразительно-выразительной функции языковых единиц в условиях осуществления исследовательской деятельности учащихся;
- определены направления работы с изобразительно-выразительными средствами языка в процессе исследовательской деятельности учащихся старших классов;
- описан уровень сформированности умений современных старших школьников выявлять средства языковой выразительности в тексте, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
- сгруппированы типы заданий, которые реализуют разные виды научно¬практической (исследовательской) деятельности учащихся в работе над средствами словесной образности.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при изучении изобразительно-выразительных средств преподавателями на уроках, внеклассных занятиях, а также при подготовке к ЕГЭ.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании методики последовательного обращения к различным видам научно-практической деятельности в работе над средствами словесной образности на основе текстов художественного и публицистического стилей на завершающем этапе изучения русского языка в школе.
Фактический материал: Для фактического материала взяты тексты произведений художественной литературы таких авторов как: Б. Пастернак, А. Пушкин, С. Маршак, М. Лермонтов, С. Есенин, А. Фет, А.Блок.
Актуальность данной работы обусловлена следующими причинами. Во-первых, данная тема слабо представлена в учебниках и методических пособиях, а в материале по данной теме остро нуждаются учителя и учащиеся. Во-вторых, данная тема представляет особый интерес, так как тайны языка до конца постичь невозможно, многие учёные занимаются исследованиями по теме, многие вопросы остаются спорными. Попробуем рассмотреть и проанализировать изобразительно-выразительные средства языка.
Объект исследования: Объектом исследования являются изобразительно выразительные средства языка.
Предмет исследования: Процесс усвоения учащимися выпускных
классов изобразительно выразительных средств.
Цель работы - изучить и проанализировать языковые средства и особенности их использования. Изобразительно-выразительные средства русского языка многочисленны и разнообразны. До сих пор нет чёткой их классификации. В некоторых учебниках используются разные термины, называющие эти средства: тропы, фигуры речи, изобразительно-выразительные средства, средства художественной выразительности и т. п. Умение обнаруживать в тексте самые распространённые средства выразительности необходимо и при анализе текста на уроках русского языка и литературы.
Постановка данной цели обусловила следующие задачи:
1. Обобщить материалы авторских наработок.
2. Систематизировать материал по данной теме, используя современные учебные пособия, материалы Интернета, творческие работы учащихся.
3. Провести детальный анализ изобразительно-выразительных средств языка.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- анализ филологической, лингвистической, психолингвистической, методической литературы, учебно-методических пособий, относящихся к исследуемой проблеме.
Научная новизна исследования заключается в том, что
- определен один из возможных путей формирования коммуникативной компетенции старшеклассников, связанный с процессом постижения изобразительно-выразительной функции языковых единиц в условиях осуществления исследовательской деятельности учащихся;
- определены направления работы с изобразительно-выразительными средствами языка в процессе исследовательской деятельности учащихся старших классов;
- описан уровень сформированности умений современных старших школьников выявлять средства языковой выразительности в тексте, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
- сгруппированы типы заданий, которые реализуют разные виды научно¬практической (исследовательской) деятельности учащихся в работе над средствами словесной образности.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при изучении изобразительно-выразительных средств преподавателями на уроках, внеклассных занятиях, а также при подготовке к ЕГЭ.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании методики последовательного обращения к различным видам научно-практической деятельности в работе над средствами словесной образности на основе текстов художественного и публицистического стилей на завершающем этапе изучения русского языка в школе.
Фактический материал: Для фактического материала взяты тексты произведений художественной литературы таких авторов как: Б. Пастернак, А. Пушкин, С. Маршак, М. Лермонтов, С. Есенин, А. Фет, А.Блок.
В данной работе была показаны материалы для организации работы старшеклассников над изобразительно-выразительными средствами языка в методике функционального подхода. Целенаправленное изучение языка в его эстетической функции, помогает решению актуальных методических проблем, связанных с речевым, интеллектуальным и эстетическим развитием учащихся. Иными словами, работа над изобразительно-выразительными средствами языка в процессе исследовательской деятельности, способствует формированию разных видов компетенций старшеклассника: лингвистической (которая включает овладение знаниями о функционировании русского языка и умениями анализировать лингвистические явления); языковой (она предполагает овладение богатством самого языка); коммуникативной (под которой понимается осведомленность учащихся в правилах построения текста и отборе языковых средств);культуроведческой (что предполагает осознание языка как формы выражения духовной культуры русского народа). Работа с изобразительно¬выразительными средствами на основе учебника-практикума для старших классов (авторы А. Д. Дейкина и Т. М. Пахнова) позволяет последовательно реализовать функциональный подход к рассмотрению языковых явлений. Дидактический материал пособия обеспечивает возможность наблюдения над тем, как употребляются лексические, грамматические средства языка в текстах разных стилей; создает для учащихся ту речевую среду, которая формирует ценностное отношение к родному слову и помогает организовать практическую деятельность исследовательского и творческого характера. ?Результаты опытного обучения подтвердили выдвинутую нами гипотезу, в соответствии с которой работа над изобразительно-выразительными средствами на уроках русского языка будет способствовать осознанию эстетических свойств языковых единиц и совершенствованию коммуникативной компетенции учащихся, если осуществляется с
использованием элементов исследовательской деятельности на основе функционального подхода.
использованием элементов исследовательской деятельности на основе функционального подхода.



