Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ «РАЗГОВОР О ВАЖНОМ» В 3 КЛАССЕ)

Работа №168879

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы патриотического воспитания младших
школьников 8
1.1 Понятие о патриотических чувствах (патриотизм, патриотическое
воспитание) 8
1.2 Особенности развития патриотических чувств младших школьников.. ..13
2 Из опыта развития патриотических чувств 19
2.1 Характеристика внеурочных занятий «Разговоры о важном» 19
2.2 Диагностика уровня развития патриотических чувств 23
2.3 Методические рекомендации по проведению внеурочных занятий
«Разговоры о важном» 38
Заключение 44
Список использованных источников 44
Приложение А 50
Приложение Б 51
Приложение В 54
Приложение Г 62
Приложение Д 63
Приложение Е 64


В настоящее время одной из важнейших задач школы является патриотическое воспитание обучающихся. По результатам многих психолого-педагогических исследований (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Т. М. Маслова) было выявлено, что именно младший школьный возраст является самым оптимальным для формирования патриотических чувств. Немалую роль в этом играет школа.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед педагогом стоит необходимость по внедрению наиболее разумных путей воспитания младшего школьника и созданию таких условий, которые напрямую будут способствовать формированию патриотических качеств личности. Реализуется этот стандарт, как через урочную деятельность, так и внеурочную .
Образование в любой школе России, в первую очередь, ориентировано на воспитание и развитие таких качеств личности, которые будут необходимы как обществу, так и самому обучающемуся. Таким образом, оно должно быть направлено на повышение патриотического, духовного, нравственного и культурного уровня школьников, которые будут способны к самоопределению и самореализации в социуме.
В рамках реализации внеурочной деятельности, Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования в письме Министерства просвещения РФ от 17.06.2022 информирует о необходимости внедрения уроков «Разговоры о важном». Данные уроки рекомендуют проводить по понедельникам первым уроком (еженедельно). Такие внеурочные занятия направлены, прежде всего, на воспитание гражданина и патриота, знающего и уважающего свою историю и свой народ .
В последние годы политика государства всё больше делает акцент на проблеме воспитания патриотических чувств детей разного возраста. Утрата духовных ценностей и потеря значимости патриотического сознания, привели к деформации в воспитании подрастающего поколения. В связи с этим, перед нами стоит очень важная задача, направленная на формирование и развитие патриотических чувств у младших школьников, а именно посредством внеурочных занятий «Разговоры о важном».
Актуальность данной темы обосновывается тем, что в современном обществе воспитание патриотически компетентного гражданина является приоритетной задачей школы, так как именно школьные годы имеют основу зарождения и привития чувства любви и преданности своей Родине, уважения к достойным страницам её прошлого.
Цель исследования - теоретическая обоснованность и экспериментальное подтверждение развития уровня патриотических чувств посредством внеурочных занятий «Разговоры о важном» у младших школьников.
Объект исследования - процесс развития патриотических чувств у младших школьников.
Предмет исследования - содержание внеурочных занятий «Разговоры о важном» как способ развития патриотических чувств у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с вышесказанным, определены следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность базовых понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», «патриотические чувства»;
- изучить особенности развития патриотических чувств у детей младшего школьного возраста;
- охарактеризовать внеурочные занятия «Разговоры о важном»;
- выявить уровень развития патриотических чувств младших школьников;
- сформулировать методические рекомендации по проведению внеурочных занятий «Разговоры о важном».
Методы исследования: теоретический анализ учебно-методической и научной литературы; обобщение педагогического передового опыта; проведение диагностики; систематизация и обработка полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды и исследования педагогов и психологов по проблеме развития патриотических чувств (Е. П. Ильин, Р. С. Немов, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и другие) .
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ доступной нам литературы по обозначенной теме выпускной работы показал, что патриотические чувства - это система духовнонравственных качеств человека, заключающаяся в преданности к своей стране, народу и готовности служить своему Отечеству.
При осуществлении воспитательной работы с младшими школьниками необходимо руководствоваться структурными компонентами, которые мы выявили в ходе нашего исследования:
- потребностно-мотивационный компонент заключается в создании таких условий, которые будут побуждать школьников к участию в познавательной деятельности, таким образом, развивая необходимые качества патриота;
- интеллектуально-эмоциональный компонент включает в себя обогащение обучающихся знаниями, чувствами, которые напрямую связаны с воспитанием любви к своей Родине;
- поведенческий и волевой компоненты заключаются в формировании способности к разнообразным проявлениям в области патриотизма.
Процесс формирования патриотических чувств заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному краю и семье, к истории и культуре страны, к окружающим людям в целом. В содержание патриотического воспитания включают привитие любви к Отечеству, преданность своей малой Родине, гордость за её прошлое, настоящее и будущее, готовность служить её интересам и при первой необходимости защищать её. Содержание отражает в первую очередь развитие самосознания, которое проявляется в уважении к другим народам, их обычаям и культуре, в сохранении культурных и исторических наследий страны, в готовности подчинять свои интересы интересам Родины.
Исходя из сущности патриотического воспитания младших школьников, основанного на ценностных ориентациях и нормах поведения в 41
обществе, организация внеурочной деятельности направлена на приобщение к нравственным принципам, которые свойственны патриоту и гражданину.
Для выявления уровня развития патриотических чувств младших школьников нами было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе МБОУ «СОШ № 6» г. Лесосибирска с участием 20 школьников 3-го «А» класса. В ходе исследовательской работы использованы следующие методики: а) «Моё отношение к малой Родине» (Т. М. Маслова);
б) «Незаконченное предложение» (Н. Е. Щуркова); в) «Я - патриот» (Т. М. Маслова).
На основании обобщённых данных, полученных на этапе первичной диагностики, нами был сделан вывод, что уровень развития патриотических чувств находится на высоком уровне у 3 учащихся (15%), средний уровень - у 12 учащихся (60 %), уровень ниже среднего - 2 учащихся (10%) и низкий уровень - у 3 учащихся (15%). Эти результаты показали, что в данном классе необходимо проводить работы по развитию патриотических чувств.
В рамках реализации внеурочной деятельности был разработан проект «Разговоры о важном», целью которого является воспитание активной гражданской позиции, совершенствование коммуникативных навыков, повышение культуры обучающихся и углубление интереса к изучению истории родного края, страны. Данные уроки главным направлением предполагают обсуждение на темы патриотизма и гражданского воспитания. Также рассматриваются вопросы исторического просвещения, основы нравственности, экологические проблемы страны и многое другое.
...


1. Аверченкова, Ю. С. Воспитание патриотизма и гражданственности во внеурочной деятельности / Ю. С. Аверченкова // Вестник магистратуры. - 2021. - № 5-6 (116). - С. 140 - 141.
2. Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2017. - № 9. - С. 17 - 20.
3. Андриенко, О. А. Патриотическое воспитание личности: этнопедагогический подход / О. А. Андриенко, Т. А. Безенкова // Азимут научных исследований : педагогика и психология. - 2019. Т. 8, - № 3 (28). - С. 39 - 41.
4. Антонов, Ю. Е. Как научить детей любить Родину / Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова и др. - Москва : АРКТИ, 2015. - 247 с.
5. Антонова, Ю. П. Патриотическое воспитание в общеобразовательных учреждениях / Ю. П. Антонова // Бюллетень науки и практики. - 2019. Т. 5, - № 4. - С. 483 - 488.
6. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика. - 2015. - № 4. - С. 78 - 80.
7. Ахмедова, М. Г. Гражданская идентификация как основа формирования патриотизма личности / М. Г. Ахмедова, Б. А. Алиханова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 6 (97). - С. 227 - 229.
8. Башмакова, С. Н. Пути решения проблем патриотического воспитания в проектной деятельности в начальных классах / С. Н. Башмакова // Педагогика сегодня : проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. - Санкт - Петербург : Свое издательство. - 2019. - С. 1 - 3.
9. Богатенкова, Я. А. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения / Я. А. Богатенкова // Образование и воспитание. - 2020. - № 2 (28). - С. 20 - 22.
10. Бородавко, Л. Т. Нравственное и патриотическое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского / Л. Т. Бородавко, В. Н. Устюжанин // Вестник Санкт - Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 1. - С. 148 - 151.
11. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания / А. К. Быков // Педагогика. - 2012. - № 2. - С. 37 - 42.
12. Верещагина, Н. И. Проблема воспитания патриотизма в отечественной педагогической мысли / Н. И. Верещагина // Самарский научный вестник. - 2016. - № 3 (16). - С. 154 - 159.
13. Гаязов, А. С. Теория и практика гражданского воспитания
молодежи на современном этапе : специальность 13.00.01 «Общая
педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации доктора педагогических наук / Гаязов Альфис Суфиянович. - Бирск. -
Бирский педагогический университет, 1996. - 40 с.
14. Григорьев, Д. В. Патриотизм великодушия: о содержании патриотического воспитания / Д. В. Григорьев // Воспитательная работа в школе. - 2013. - № 4. - С. 15 - 18.
15. Давыдова, О. Г. Формирование лидерских качеств как фактор успешной социализации школьников / О. Г. Давыдова // Передовой практический опыт учителей начальных классов : сборник статей. - Новосибирск : ГЦРО, 2013. - 63 с.
... всего 50 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ