Введение 3
1. Теоретические аспекты применения компьютера в обучении в школе 4
1.1. Особенности влияния компьютера на здоровье учащихся 4
1.2. Использование информационно-компьютерных технологий в
образовательном процессе ОБЖ 9
1.3. Компьютерная безопасность в образовательном процессе 22
2. Описание эксперимента 34
2.1. Описание экспериментальной работы 34
2.2. Методики исследования 34
3. Результаты педагогического эксперимента 40
3.1. Результаты анкетирования 40
3.2. Разработка и проведение урока на тему 42
3.2.1. План-конспект урока по теме «Безопасное использование компьютера» .. 42
3.2.2. Технологическая карта урока 45
3.3. Оценка эффективности урока 47
Заключение и выводы 50
Библиографический список 51
Приложение 1
В настоящее время практически каждый школьник ежедневно использует компьютер для выполнения домашних заданий, развлечений, компьютерных игр и т.д. С появление компьютеров дети стали меньше играть в подвижные игры, реже выходить на улицу, что не могло не сказаться на состоянии их здоровья. Активные пользователи Интернет и социальных сетей практически перестали общаться лично, отдавая предпочтение чатам, «аське», почте, социальным сетям. Компьютер, таким образом, с одной стороны он как бы привязал человека к себе, а с другой - превратился в источник различных заболеваний (органов дыхания, позвоночника, зрения и многих других органов).
Объект исследования - образовательный процесс по ОБЖ.
Предмет исследования - обучение компьютерной безопасности на уроках ОБЖ.
Цель исследования - изучить особенности преподавания компьютерной безопасности в школе, спроектировать урок в рамках предмета ОБЖ и оценить его эффективность.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники и изучить влияние компьютера на здоровье учащихся, а также особенности преподавания компьютерной безопасности в школе.
2. Провести анкетирование среди обучающихся 8 класса для оценки влияния компьютера на их здоровье.
3. Спроектировать урок по компьютерной безопасности в рамках предмета ОБЖ для обучающихся 8 класса и оценить его эффективность.
Гипотеза: предполагается, что разработанный урока по компьютерной безопасности позволит обучающимся повысить уровень знаний в области компьютерной безопасности.
Компьютерная безопасность в школе преподается в рамках предмета «Информатика», в рамках предмета ОБЖ данный раздел не изучается, хотя актуальность информации по компьютерной безопасности в современном мире растет с каждым днем. Обучающиеся начиная со 2-го класса уже должны находить информацию в интернете, составлять доклады и проектировать презентации. Соответственно имеет место быть несоответствие с содержания программы ОБЖ и Окружающего мира с реалиями нашего времени. По мнению автора необходимо данные разделы были включены в программу по предмету ОБЖ.
Разработанный авторами учебно-методический материал (план- конспект и технологическая карта) позволили повысить уровень знаний в экспериментальном классе по компьютерной безопасности. В результате работы были сделаны следующие выводы:
1. Анализ информационных источников показал, что применение компьютера в учебной деятельности негативно сказывается на состоянии здоровья обучающихся, при этом компьютерная безопасность изучается только в рамках предмета «Информатика», в программе ОБЖ этот раздел отсутствует.
2. Анкетирование, проведенное в контрольном и экспериментальном классе показало, что у всех обучающихся дома имеется компьютер, однако правила безопасной работы за компьютером знают только 46% обучающихся, при этом при работе за компьютером у 54% обучающихся устают глаза, у 67%- устают спина и шея.
3. Оценив эффективность спроектированного урока «Безопасное использование компьютера» для обучающихся 8 класса выявили, что в экспериментальном классе средний балл увеличился на 1,63.
1. Андреев А.А. Применение сети Интернет в учебном процессе / А.А.. Андреев // Информатика и образование. - 2005. - № 9. - С. 2-7.
2. Антипина О.Ф. Воспитание в системе образования / О.Ф. Антипина // Экология в школе. - 2010. - № 3. - С.11-13
3. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Г.П. Артюнина. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2009. - 776 с.
4. Атанов Г.А. Обучение и искусственный интеллект: основы
современной дидактики высшей школы. / Г.А. Атанов, И.Н. Пустынникова. - Донецк: Изд-во ДОУ, 2004. - 504 с.
5. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. - Москва-Воронеж, Изд- во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2008
6. Богатова Т. Компьютер и здоровье - это совместимо? / Т. Богатова, И. Лапрун. - Ростов н/Д: Феникс; М.: МЕТ, 2007. - 512 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 2008. - 464с
8. Булин-Соколова Е. Внедрение информационно-компьютерных
технологий в систему общего образования: деятельностный подход / Е. Булин-Соколова, канд. пед. наук // Учитель. - 2005. - № 3. - С. 63-66
9. Бурмакина В.Ф. Как подготовиться к тестированию по проверке ИКТ - компетентности школьников / В.Ф. Бурмакина, И.Н. Фалина. - Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2007.- 60с
10. Васильева О.П. Применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе / О.П. Васильева // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 115-120
11. Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество / О.Н. Вершинская. - М.: Наука, 2007.
12. Видеодисплейные терминалы и здоровье пользователей. - М.:
Медицина,1989. - 45 с.
13. Горячев А.В. Двухкомпонентный курс информатики для начальной школы / А.В. Горячев // Информатика. - 2006. - №1
14. Доманский Е. Информационное общество и образование: мифология и реальность / Е. Доманский // Народное образование. - 2008. - № 2. - С. 261¬267.
15. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников / О.А. Завьялова // Начальная школа. - 2006 - №11.
16. Закиров А. Новые технологии и здоровье / А. Закиров, А. Костенко. - М.: «Просвещение»,2008. - 370 с.
17. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2003. - 188 с
18. Ижогин Я.В. Компьютер как инструмент педагогической диагностики / Я.В. Ижогин // Информатика и образование. - 2009. - № 12. - С. 51-55
19. Информатизация среднего общего образования: Научно-методическое пособие / Под. ред. Д.Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России,
2006. - 384 с.
20. Комарова И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования / И. Комарова // Народное образование. - 2006. - №2.
21. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. - М.: Московский центр качества образования, 2008. - 96 с
22. Компьютер в работе педагога: учебно-практическое пособие для учителей, начинающих осваивать компьютер и студентов пед. вузов / Под ред. Н. Ю. Пахомовой. - М.: Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 189 с
23. Красношлыкова О. Создание единого информационного пространства как условие развития муниципальной системы образования / О. Красношлыкова // Информатика и образование. - 2005. - № 12. - С. 19-21.
24. Лапина Е.В. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе / Е.В. Лапина, О.Е. Жиренко, В.А. Яровенко. - Воронеж,
2007. - 88 с.
25. Логинов И.Н. Педагогическая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / И.Н. Логинов, С.В. Сарычев, А.С. Силаков. - СПб.: Питер, 2005. - 221 с
26. Морозова О.Ю. Конкретизация знаний старшеклассников в процессе взаимообучения с применением информационных технологий / О.Ю. Морозова // Педагогическая информатика. - 2006. - № 5
27. Муранов А.А. Информатика в начальной школе - творчество в удовольствие / А.А. Муранов. - Тезисы XI Международной конференции «ИТО-2006». - М., 2006.
28. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.,ВЛАДОС, 2007. - 528 с.
29. Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С.П. Новиков // Педагогика. - 2009. - № 9. - С. 32-38.
30. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации педагог. кадров / Под ред. Е. С. Полат. - 2 - е изд.; стер. - М.: Академия, 2005. - 272 с.
31. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2011.
32. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А.В. Осин. - М.: Агенство «Издательский сервис», 2008. - 320с.
33. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике / Ю.А. Первин. - Бином, М, 2008. - 228 с.
34. Персональный компьютер для офиса / Т.Л. Алимова, Л.В. Лямин, Т.Н. Петрова, И.Г. Холкин. - М.: Радио и связь, 1993. - 158 с.
35. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Пед. Общество России 2006. - 608 с.
36. Разработка и моделирование единого здоровьесохранного образовательного пространства в образовательном учреждении // Управление школой. - 2002. - №10
37. Репина 3.А. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения / З.А. Репина, Л.Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. 2007. - № 5 (14), - С. 283-285.
38. Смирнова Т.А. Здоровьесберегающие технологии обучения как резерв повышения качества образования в средней школе / Т.А. Смирнова, Е.П. Нестеренко // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2006. - №1. - С. 22-35
39. Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий / Т.Е. Соколова // Начальная школа. - 2009. - №3
40. Сонькин В.Д. Физическая работоспособность и энергообеспечение мышечной функции в постнатальном онтогенезе человека / В.Д. Сонькин // Физиология человека, 2007. - Том 33. - № 3 - С. 81-99
41. Тесленко В.И. Педагогическое тестирование : теория и практика : Учебное пособие к спецкурсу. -Красноярск : РИО КГПУ,2009.-186с.
42. Тимофеев О. Компьютер на здоровье: как сохранить при работе с ПК. Взгляд врача / О. Тимофеев. - М.: Просвещение, 2007. - 98 с.
43. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория / С.В. Тришина // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006.
44. Усенков Д.Ю. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе / Д.Ю. Усенков // Информатика и образование. - 2007. - № 9. - С. 62.
45. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко; Рос.ком-т прогр ЮНЕСКО «Информация для всех»; КГУКИ; НИИ инф-ных технологий социальной сферы. - М.: Межрегион. Центр библ. обслуж., 2006. - 511 с.
46. Фролова Л.А. Использование современных технологий в образовательном процессе / Л.А. Фролова // Начальная школа. - 2008. - № 7. - С. 94-96.
47. Хеннер Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования / Е.К. Хеннер. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
48. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. 2009. - №2. - С. 58
49. Чалимова Р.А. Информационные технологии и Интернет - ресурсы в практике учителя физики / Р.А. Чалимова // Физика в школе. - 2006. - № 4. - С. 14-22.
50. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко - М.: Гардарики, 2007. 224-225.