Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проведение аудита межпредметных результатов школьников на примере обучения дисциплинам Технология и Физика в основной школе

Работа №168859

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2020
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 7
Глава 1. Теоретические основы проведения аудита как инструмента определения межпредметных результатов обучения 12
1.1 Проведение аудита межпредметных результатов образования в
деятельностной парадигме современного образования 12
1.2 Формы организации и проведения аудита в образовательных
организациях 21
Выводы по первой главе 38
Глава 2 Разработка практики проведения аудита межпредметных результатов на примере образовательных областей: Технология, Физика - Техническое профильное образование 41
2.1 Аудит межпредметных результатов по Технологии и Физике в основной школе 41
2.2 Сборник кейсов «Аудит межпредметных результатов по Технологии и
Физике в основной школе» 54
2.3. Апробация и анализ внедрения кейсов 65
Выводы по второй главе 71
Заключение 73
Список литературы


Социальная практика показывает, что в современных условиях перестройки требований рынка труда общественной жизни, в том числе изменения системы образования подрастающих поколений, требуется личность, обладающая не только социальной активностью, но и современным научным уровнем знаний, личность с формированным научным мировоззрением и диалектическим методом мышления.
Согласно ряду законодательных и нормативно-правовых документов, принятых в последние годы, таких как «Федеральная целевая программа развития образования до 2025 года», Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, «Концепция профильного обучения в учреждениях среднего общего образования» нацеливают общеобразовательные учреждения на формирование и реализацию взаимопроникновения наук [2], [18].
В соответствии с концепцией образования предметная система преподавания дисциплин в школе обеспечивает возможность формирования у учащихся системы научных знаний, умений и навыков. Однако такая система преподавания нарушает стройность теоретических обобщений, не обеспечивая раскрытие взаимосвязи явлений различной природы, преемственность в формировании понятий и умений (общих для цикла учебных дисциплин), формирование единой научной картины мира.
В данном контексте в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования указывается на значимость достижения в образовательном процессе межпредметного результата, под которыми понимают «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях» [18].
Практически же человек, в какой бы области он ни работал, вынужден реагировать на изменения, которые в ней непрерывно происходят, должен уметь использовать обобщенные способы деятельности для получения и применения знаний при решении возникающих перед ним профессиональных задач, решать нестандартные проблемы, быть готовым к сотрудничеству, к командной деятельности. Особое значение оценки межпредметных результатов обучения приобретает в старшем школьном возрасте, так как перед старшеклассниками встает проблема ответственного выбора будущей профессии [15].
Особым потенциалом решения данной проблемы обладает образовательный аудит. Модель аудита межпредметных результатов на старшей ступени предусматривает возможность реализации комбинаций учебных предметов, таких как «Технология» и «Физика», что обеспечит гибкость и вариативность, а также интеграцию полученных знаний и их систематизацию.
Исследования по проблемам межпредметных результатов в процессе обучения проводились психологами: В.Г.Ананьевым, Е.Н.Кабановой-Меллер, Н .А.Менчинской, М.Н.Шардаковым и другими; дидактами и методистами: И.Д.Зверевым, А.В.Усовой, В.Н.Федоровой, Н.А.Лошкаревой, В.Н.Максимовой. Различные подходы к моделированию и разработке структуры оценки межпредметных результатов образования представлены в исследованиях О.В. Коршуновой, С.Г. Вагиной, О.В. Гливинской, Я.В. Михайлюк, С.А. Бешенкова, Э.В. Миндзаевой, М.Г. Победоносцевой, М.И. Шутиковой и др. [2], [5], [11], [15], [16]
Проблема межпредметных результатов частично исследована в диссертационных работах по методике преподавания физики и технологии: Е.П. Позднякова, А.М. Звягина, Ю.А. Прокудина, В.Р. Ильченко, JI. М. Ситдиковой, Н.А. Лошкаревой, Ю.С. Царева, В.Н. Янцена, Н.Н. Кузьмина, А. А .Зиновьева и других.
Однако формулируя необходимость проведения межпредметных результатов, исследователи отмечают необходимость и возможность разработки конкретных форм аудита. В частности мы находим противоречие между государственными требованиями к результатам обучения Технологии, Физики в школе, организацией аудита межпредметных результатов данных направлений и ориентиром выпускников на выбор технических профилей в профессиональном образовании. Тем самым, мы считаем, что аудит межпредметных результатов должен способствовать установлению преемственности содержания основного общего, среднего и высшего профессионального образования; мотивировать изучение школьных предметов (Технология и Физика) и овладение компетенциями в системе СПО и ВО; обеспечивать формирование технологической направленности школьников и подготовки к обучению в системе СПО, ВО.
Из названных противоречий и названной позиции следует проблема каковы наиболее эффективные формы аудита межпредметных результатов дисциплин «Технология» и «Физика» в школе.
На основании выявленного противоречия и обозначенной проблемы определена тема исследования «Проведение аудита межпредметных результатов школьников на примере обучения дисциплинам Технология и Физика в основной школе»
Цель исследования: разработать и обосновать кейс-технологии как эффективную форму проведения аудита межпредметных результатов освоения школьниками образовательных областей «Технология» и «Физика».
Объект исследования: образовательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: разработка форм аудита межпредметных результатов школьников освоения образовательных областей «Технология» и «Физика» в основной школе.
Гипотеза исследования: оценка уровня освоения межпредметных результатов в образовательной области «Технология» и «Физика» (необходимых при решении задач профессиональной направленности) будет эффективной, если:
- на теоретическом уровне будут выявлены педагогические основы аудита, как инструмента оценки уровня освоения межпредметных результатов в образовательной области «Технология» и «Физика»; обоснованы эффективные формы проведения аудита;
- на практическом уровне выявлены требования к аудиту межпредметных результатов (согласно ФГОС) освоения образовательной области «Технология» и «Физика», необходимые при решении задач профессиональной направленности; разработан аудит, в форме кейс - технологии и апробирован для обучающихся школы.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить теоретические основы понятия «межпредметные образовательные результаты» освоения образовательной области;
2. Выявить сущность понятия аудита в деятельностной парадигме современного образования, как инструмента оценки освоения образовательных межпредметных результатов;
3. Обосновать кейс технологию как эффективную форму проведения аудита.
4. Разработать аудит межпредметных результатов (Сборник кейсов) по дисциплинам «Технология» и «Физика» в форме «кейс - технологии»;
5. Апробировать результаты исследования (внедрение кейсов: Школа - СПО - ВУЗ).
Методы исследования:
- теоретические: анализ и осмысление теоретических источников, переработка материала, разработка гипотезы;
- эмпирические: наблюдение, изучение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент, опрос, анкетирование.
Практическая значимость работы: Данная работа поможет учителям технологии в оценке межпредметных результатов посредством разработанной кейс - технологии по дисциплинам «Технология» и «Физика». Работа состоит из 2-х глав, 5 параграфов, введения и заключения. Список литературы содержит более 30 источников.
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе «МБОУ Средняя школа № 72» города Красноярска.
По теме исследования опубликованы статьи:
1. В.А. Пискунова, И.И. Барахович. Разработка аудита для обучающихся направления подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно - технологических машин и комплексов //Педагог в условиях цифрового образования: материалы научно-методической конференции студентов,
аспирантов и молодых ученых: Сборник статей по итогам Международной научно-методической конференции (Красноярск, 26 апреля 2019 г.). - Красноярск; КГПУ, 2019. - 87 с
2. В.А. Пискунова, И.И. Барахович. Кейс - метод как форма
проведения образовательного аудита // Учитель технологии для современной (цифровой) школы: материалы научно-методической конференции
студентов, аспирантов и молодых ученых: Сборник статей по итогам Международной научно-методической конференции (Красноярск, 24 апреля 2020 г.). - Красноярск; КГПУ, 2020


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследования по проблеме выявления наиболее эффективных форм аудита межпредметных результатов дисциплин «Технология» и «Физика» в школе позволили сформулировать тему исследования « Формы проведения аудита межпредметных результатов школьников на примере обучения дисциплинам «Технология» и «Физика»: школа - СПО (ВУЗ)
Работа по реализации целей, задач, гипотезы исследования с учетом требований к выпускникам государственных образовательных стандартов позволила сделать следующее заключение.
1. Обозначены теоретические основы понятия «межпредметные образовательные результаты» освоения образовательной области. Исследования теоретических источников показало, что основой оценки умений использовать обучающимися знания различных предметных областей в той или иной образовательной области (межпредметные результаты) является реализация образовательного аудита.
2. Выявлена сущность понятия аудита в деятельностной парадигме современного образования, как инструмента оценки освоения образовательных межпредметных результатов. Аудит в образовательной области - это инструмент для оценки развития у обучающихся способности ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, а так же самостоятельно и осознано делать выбор будущей профессии и решать задачи профессиональной направленности.
Понятие «образовательного аудита» связано с формированием:
- комплекса умений учиться, анализировать образовательные потребности, способности и возможности; ставить дидактические задачи, подбирать инструменты их решения;
- потребности, мотивации и интереса к обучению;
- ценностного отношения к образованию, личностным результатам;
- умений делать выбор будущей профессии;
- системы личностных и профессиональных качеств, необходимых для обучения в течение всей жизни.
Цель аудита качества состоит в том, чтобы на основе полученных объективных результатов определить необходимость предупреждающих и корректирующих мероприятий внутри системы образования.
3. Приняты следующие критерии, определяющие межпредметные результаты:
- Информативность;
- Решение технологических задач;
- Инновационность в решении технологических задач.
- Командная деятельность
Показатели сформированности межпредметных результатов раскрывают уровни их сформированности : низкий, достаточный, высокий.
4. Сформулированы основные межпредметные результаты освоения образовательной программы физика - технология:
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (физика-технология), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств решения междисциплинарных задач;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- овладение логическими действиями.
5. Разработаны примеры кейсов аудита оценки межпредметных результатов, который содержит задания профессиональной направленности и даны методические рекомендации их использования в системе школа - СПО - ВО.
Разработан аудит межпредметных результатов (Сборник кейсов) по дисциплинам «Технология» и «Физика» в форме «кейс - технологии»;
6. Апробированы результаты исследования (внедрение кейсов: Школа - СПО - ВУЗ).
Решая поставленные в работе задачи нами выявлены основы формирования и контроля межпредметных результатов освоения основной образовательной программы; разработаны образцы кейсов, которые могут быть использованы в обучении физике и технологии.
Дается Сборник кейсов по технологии - физике в 7-9 классах. Апробированы кейсы в учебном процессе в школе № 72 г. Красноярска. В 9 классе на факультативных занятиях по физике (обучалось 16 человек) были предложены кейсы.
Проведенные занятия по решению кейсов показали следующие результаты:
- большинство учащихся при решении итоговых кейсов использовали отдельные понятия, законы и формулировки межпредметных дисциплин «Технология - Физика» в решении технологических задач;
- все успешно выполнили контрольные кейсы по направленностям технология и физика;
- из 16 человек - 12 проявили себя ориентированными в мире
профессий, оценивают свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности;
- 8 человек выражают желание обучатся (СПО, ВО) и работать в железнодорожной отрасли.
- наиболее сложно давалось школьникам взаимодействие со сверстниками в команде.
Вывод: В целом, работа показала состоятельность гипотезы о том, что оценка уровня освоения межпредметных результатов в образовательной области «Технология» и «Физика» (необходимые при решении задач профессиональной направленности) будет эффективной, если:
- на теоретическом уровне будут определены педагогические основы аудита, как инструмента оценки уровня освоения межпредметных результатов в образовательной области «Технология» и «Физика»;
- на практическом уровне выявлены требования к аудиту межпредметных результатов (согласно ФГОС) освоения образовательной области «Технология» и «Физика», необходимые при решении задач профессиональной направленности; разработан аудит в форме кейс - технологии; апробирован аудит для обучающихся школы.
Задачи, поставленные в работе решены, цель достигнута.



1. Бордовский Г.А., Граничина О.А., Трапицын С.Ю. Модели и методы внутреннего и внешнего оценивания качества образования в вузах: Научно-методические материалы. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. - 340 с.
2. Блинова Т. Л., Кирилова А. С. Подход к определению понятия "Межпредметные связи в процессе обучения" с позиции ФГОС // педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — м.: буки-веди, 2013. — с. 65-67.
3. Быков Ю.М., Мартынова О.А., Костычева Л.Д. Возможности использования внутреннего аудита для развития системы менеджмента качества в ВОЛГГТУ // Научная электронная библиотека. - Режим доступа: http://elibrary.ru. - 15.05.13.
4. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А. Б. Воронцов .- М. : Издатель Рассказов, 2012 .- 300 с.
5. Ватыль В. Н. Межпредметные связи в учебном процессе как
способ развития личностных начал школьника // Технообраз - 2013.
творческое развитие и саморазвитие личности в условиях межкультурного образования: материалы IX междунар. науч.-практ. конф., (г. Гродно, 19 - 20 марта 2013 г.). в 2 ч. ч.1, 2013 .с.150-152
6. Гаджикурбаиова Г.М. Анализ подходов к классификации кейсов / Г.М. Гаджикурбаиова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №3 (40). - С. 9-11
7. Гаджикурбаиова Г.М. Кейс - технологии в научно-исследовательской работе будущего педагога / Г.М. Гаджикурбаиова // Известия ДГГГУ. Психолого-педагогические науки. — 2013. - №2. — С. 46¬48
8. Гадалова В.В., Фролова М.Е. Система менеджмента качества в университете: опыт, результаты, перспективы// Высшее образование в России.2012, No 10. С.73-80.
9. Глухарева О.Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы / О. Г. Глухарева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014.-№1. - С.17-24.
10. Документирование системы менеджмента качества в организации: практическое пособие / Под. ред. М.З. Свиткина. - СПб.: изд-во ООО «Конфлакс», 2003. - 68 с
11. Дудка, Т. Г. Межпредметные связи на уроках технологии // Сборник работ 72-й научной конференции студентов и аспирантов белорусского государственного университета. (г. Минск, 11-22 мая 2015). - с. 73-77
12. Ефимов В.В., Туманова А.Н. Внутренний аудит качества и самооценка организации: учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 123 с.
13. Кравченко, Е.В., Фарукшина Д.Д., Гарифуллина Л.Р. Использование инструментов менеджмента качества Q7 в учебном процессе // Вестник ТИСБИ. - 2011. - С. 2-8.
14. Маврин Г., Хабибуллин Р., Макарова И., Ахметзянова Г. Профильные инженерные классы // Высшее образование в России. - 2008. - No 8. - С. 82-87.
15. Манаева Г. С. Межпредметные связи как один из факторов повышения качества обучения // методология и практика подготовки школьников: наук. - практ. конф. (г. Харьков, 19 ноября 2017 г.) - с. 199-200.
16. Николаенко О.О., Дацишин П.Т. Роль межпредметных связей в учебном процессе // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.- практ. конф. (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - с.113-115.
17. Официальный ресурс./ © 2016-2018 Национальная ассоциация
развития образования и науки, URL: https://fgos.ru/Дата
обращения:[20.01.2020]
18. Официальный ресурс./ © Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», URL: www.consultant.ru/law/hotdocs. html/ Дата обращения: [07.12.2019]
19. Официальный ресурс./ © МБОУ СШ 72 , URL:
https://www.sch72.org/Дата обращения: [20.01.2019]
20. Парамзина В.В. Проверка взаимопроверок деятельности филиалов ФГБОУ ВПО «Уральский Государственный Университет Путей Сообщения» в рамках внутренних аудитов как одно из средств развития внутривузовской системы гарантии качества подготовки специалистов //Основные направления деятельности образовательной организации по обеспечению качества подготовки специалиста. - 2015.- No 6. - С. 60-67.
21. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С.; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М., Академия, 2008. - 368 с.
22. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / сост Казакевич В.М. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. - Стандарты второго поколения. - ISBN 978-5-09-019043-5.
23. Рожкова Н.А. Внутренний аудит [Электронный ресурс] //
Библиофонд. Электронная библиотека - 2009. - Режим доступа:
http://www.fineart-audit.ru/services/risk-management/intemal audit/. - 15.05.13
24. Свиридова Н. В. JuniorSkills как инновационное направление в ранней профессионализации школьников // Евразийский союз учёных. - М., Новосибирск, ООО Международный Образовательный Центр, 2017. - No 10-3 (43). - С. 31-35.
25. Соколовская М.В., Буянкина Р.Г., Попова О.М., Никулина С.Ю. Критерии эффективности внутренних аудитов образовательной организации // Сибирское медицинское обозрение. - 2014. - No 6. - С. 95-100.
26. Соколовская М.В., Замиралова Е.В., Буянкина Р.Г. Самооценка как инструмент улучшения системы менеджмента качества образовательной организации// Сибирское медицинское обозрение. - 2014.- No 3. - С. 80-84.
27. Соколовская М.В., Замиралова Е.В., Буянкина Р.Г. Совершенствование системы менеджмента качества на основе стандартов ИСО 9000 // Медицинское образование и вузовская наука. - 2013. - No 3. - С. 5-10.
28. Соколовская М.В., Селютина Г.В., Буянкина Р.Г. Некоторые аспекты организации и результативности внутренних аудитов СМК // Вузовская педагогика: материалы конференции. - 2014. - С. 553-555.
29. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: учебное пособие. - М.: Педагогика, 2011. - 92 с.
30. Шмелева Е.А. Создание системы менеджмента качества в педагогическом университете/ И.Ю.Добродеева, С.В.Кочина, Е.А.Шмелева // Приволжский научный журнал. - 2010. - No3. - С.234-240.
31. Филина Н.Г., Кузьменкова И.Д., Деева Н.А. Организация проведения внутреннего аудита в КГБУЗ [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. - Режим доступа: http://elibrary.ru. - 15.05.13.
32. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с. - ISBN 978-5-09-024005-5.
33. Фролова М.Е. Внутренний аудит как инструмент повышения
качества образования [Электронный ресурс] // Научная электронная
библиотека. - Режим доступа: http://elibrary.ru. - 25.01.12.
34. Хусаенова А. А. Компетентностный подход в высшем образовании // Образование и воспитание. - 2015. - №4. - С.23-26. - URL https: //moluch.ru/th/4/archive/13/243/.
35. Чернявская А.П., Гречин Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ 2008. - 63с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ