Введение 2
1.1. Проблема изучения межличностных отношений в психологии и
педагогике 7
1.2. Особенности межличностного общения в младшем школьном возрасте 12
1.3. Современное состояние изучения проблемы межличностного общения
младших школьников с нарушением интеллектуального развития 16
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения младших школьников с нарушением интеллектуального развития 22
2.1. Организация, методы и методики исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования межличностного общения младших
школьников с нарушением интеллектуального развития 26
Выводы по второй главе 33
Глава 3. Психологическая коррекция межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития 34
3.1. Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции
межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития 34
3.2. Программа психологической коррекции межличностного общения у
младших школьников с нарушением интеллектуального развития 39
Выводы по третьей главе 64
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения
Актуальность исследования. В последние время в России значительно возрастает интерес к проблеме помощи детям с нарушением интеллектуального развития. Разрабатывают новые организационные формы работы, выявляются потенциальные возможности к интеграции их в общество.
При социализации лиц с нарушением интеллектуального развития трудной проблемой является отсутствие навыков межличностного общения в среде людей с нормой. Изолированность системы специального образования обусловлена малой потребностью в таком общении, низкий уровень коммуникативных умений, в частности неумение понимать ситуацию общения, учитывать характеристики партнера, выстраивать свое коммуникативное поведение, ориентируясь на них и оценивать результаты общения.
Не менее важной проблемой является системное речевое недоразвитие в структуре дефекта при нарушении интеллектуального развития, следствием чего являются низкие возможности этих детей к использованию речи, как основного коммуникативного средства, принятого в обществе.
Изучение проблемы осуществляется в концепции о генезисе общения, предполагающей учет особенностей понимания психологического феномена общения и представлений о связи речи с общением. Общение рассматривается, как коммуникативная деятельность и речь, как средство осуществления этой деятельности, возникающая на этапе ее развития.
С психологической точки зрения феномен общения исследовался в работах отечественных психологов Г. А. Андреевой, А. А. Бодалева, А. А. Брудного, Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова и др.
Проблемой низкого уровня коммуникативной компетентности детей с нарушением интеллектуального развития занимались Л. М. Шипицина, Е. Н. Винарская, Р. И. Лалаева и др. Несмотря на большой вклад исследователей, изучение особенностей и путей формирования межличностного общения у данной категории детей остается актуальным.
Проблема исследования заключается в изучении особенностей межличностного общения, теоретическом обосновании и разработке психологической программы по коррекции и формированию навыков общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
Цель исследования: изучить особенности межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития, разработать психологическую программу, направленную на коррекцию и формирование навыков общения у данной категории учащихся.
Объект исследования: особенности межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
Предмет исследования: программа психологической коррекции межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у младших школьников с нарушением интеллектуального развития навыки межличностного общения развиты недостаточно для полноценного взаимодействия, как со сверстниками, так и с взрослыми, формирование межличностного общения у данных детей может быть повышено при использования разработанной нами программы.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Провести исследование и выявить особенности межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
3. Разработать программу психологической коррекции, направленную на формирование навыков коммуникации у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
Методы исследования. Для реализации цели и поставленных задач был использованы методы: 1) теоретический метод исследования (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования); 2) эмпирические методы (констатирующий эксперимент); 3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: фундаментальные положения общей и возрастной психологии (Л.С. Выготский, 1982, 1983; А.Н. Леонтьев, 1956, 1972; В.С. Мухина, 2000; Л.Ф. Обухова, 1995; и др.); положения о взаимосвязи деятельности и общения (Б.Т. Ананьев 1969, 2001, Л.С. Выготский 2005, В.В. Давыдов 1972, А.Н. Леонтьев 1983, К.К. Платонов 1986, Л.С. Рубинштейн 1989); теории социального научения (Л.С. Выготский 1968, В.И. Загвязинский 2001, 1984, П.Ф. Каптерев 1999, А.Н. Леонтьев 1983, С.Л. Рубинштейн 1989, Д.Б. Эльконин 1999, и др.); системно деятельностный подход и теория общения и межличностных отношений (М.И. Лисина 1989; Е.О. Смирнова, 2008); учения о формировании межличностного понимания у детей с проблемами в интеллектуальном развитии (Н.С. Щанкина, 2001; Л.М. Шипицына, 2012; М.Ф. Симкин, 2007; П.О. Омарова, 2009).
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Исследование сферы межличностных отношений ребенка (по методике Рене Жиля).
2. Анкета для оценки привлекательности классного коллектива.
3. Методика «Поздравь товарища» (Я.Л. Коломинского).
Организация исследования. Базой исследования явилось муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 5 г. Красноярска (МАОУ «Гимназия № 5»). В исследовании принимали участие 9 детей в возрасте 7-9 лет с клиническим диагнозом F70 «Легкая степень умственной отсталости».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в 2019— 2020 учебном году в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования; формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Второй этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития, разработка методики констатирующего эксперимента.
Третий этап - количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и интерпретация полученных данных.
Четвёртый этап - обоснование и разработка программы психологической коррекции межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития. Формулирование общих выводов и заключения.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 64 источника и приложений. Текст работы изложен на 85 страницах, проиллюстрирован 4 диаграммами.
Проведенный согласно цели и задачам исследования анализ литературы показал, что коммуникативные способности у младших школьников с нарушением интеллекта развиваются по такому же пути, что и у их сверстников с нормальным развитием интеллекта, но со значительным отставанием и имеют ряд существенных особенностей. У младших школьников с нарушением интеллектуального развития недостаточно знаний и умений в области межличностных отношений, представлений об индивидуальных особенностях людей, произвольной регуляции поведения и эмоциональной сферы, развития коммуникативных качеств личности.
У младших школьников с легкой умственной отсталостью отмечаются замедленное развитие различных форм коммуникации, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Большинство младших школьников с легкой степенью умственной отсталости не могут самостоятельно развить у себя коммуникативные способности на уровне, достаточном для успешной социальной адаптации. Этим детям необходимо специальная психолого-педагогическая помощь в формировании указанных способностей, их целенаправленное развитие различными приемами и средствами.
В практической части исследования была организована и проведена исследовательская работа с младшими школьниками МАОУ «Гимназия №5» г. Красноярск, включающая в себя проведение методик по выявлению уровня межличностного общения у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития по методикам: «Исследование сферы межличностных отношений ребенка (по методике Рене Жиля)», «Анкета для оценки привлекательности классного коллектива» и методика «Поздравь товарища» (Я.Л. Коломинского).
В результате проведенных методик были получены данные, подтверждающие гипотезу данного исследования о том, что у младших школьников с нарушением интеллектуального развития навыки межличностного общения развиты недостаточно для полноценного взаимодействия, как со сверстниками, так и с взрослыми.
По результатам констатирующего эксперимента полученный уровень межличностных отношений в классе не достиг максимальной отметки. При работе с данной категорией детей полученный результат можно считать отрицательным. Результаты проведенных методик исследования показывают, что у детей с нарушением интеллектуального развития присутствуют проблемы в формировании межличностного общения, обусловленные низким уровнем представлений о занимаемом положении среди одноклассников, трудность принятия на себя социальной роли, слабой дифференциацией деловых и личных критериев взаимоотношений.
Также на основе результатов проведенных методик констатирующего эксперимента и анализа научно-теоретических и методологических подходов к коррекции, нами были разработана психологическая программа по коррекции и формированию навыков межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллекта.
Целью программы было теоретически обосновать и разработать программу коррекции межличностного общения у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития.
Разработанная коррекционная программа заключается в стимуляции и фиксации ощущения и осознания ребенком себя как субъекта культурно - информационного пространства, социума. Ребенок начинает осознавать себя как положительная личность. Расширяются его представления о социальном поведении, роли человека на разных возрастных этапах развития, происходит отождествление себя именно с этими ролями
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение, поставленные задачи решены. Полученные нами результаты говорят о том, что исследовательская работа по изучению межличностного общения у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития должна продолжаться.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». - 2000. - 416 с.
2. Агеева И. Б. Проблема формирования коммуникативных навыков в системе образования лиц с умственной отсталостью [Текст] / И. Б. Агеева, М. В. Вечер // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 2016. - С. 95-98.
3. Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся [Текст] / Е. В. Архипова. - М.: Юрайт, 2017. - 202 с.
4. Бакисова Л. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации школьников (1-4 класс) [Текст] / Л. Бакисова. - М.: Учитель,2015.- 92 с.
5. Баксанский О. Е. Аффективная сфера личности и педагогии общения [Текст] / О. Е. Баксанский, В. М. Самойлова. - М.: Либроком, 2018.-368 с.
6. Баряева Л. Б. Учим обучающихся общаться. Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с первым уровнем речевого развития [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина. - СПб. ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. - 144 с.
7. Беднарская Л. Л. Современные технологии развития речи: учебник [Текст] / Л. Л. Беднарская. - М.: Наука, 2015. - 192 с.
8. Бенилова С. Ю. Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию [Текст] / С. Ю. Бенилова. - М.: ИНФРА-М, 2015.
- 184 с.
9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968.
10. Болевич С.Б. Нарушения когнитивных функций памяти и интеллекта [Текст] / С. Б. Болевич, Е. В. Силина, А. С. Орлова. - М.: LAP, 2015. - 140 с.
11. Буфетов Д. Коррекция навыков общения у обучающихся с нарушением интеллекта [Текст] / Д. Буфетов. - М.: LAP, 2011. - 152 с.
12. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. - М., 1994.
13. Бетанова С.С. развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости / С.С. Бетанова // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. №3. С. 97 - 107.
14. Вечер М. В. Параметры исследования и систематизации коммуникативных средств для логопедической работы с детьми с умеренной отсталостью [Текст] / М. В. Вечер // Ярославский педагогический вестник,
2016. - С. 81-85.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
16. Виноградова А.Д. Особенности личности умственно отсталого ребенка и школьника //Коррекционная работа во вспомогательной школе. Сборник научных трудов. - Л.: ЛГПИ, 1978.
17. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение. 2013. - С. 8.
18. Екжанова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: науч.-метод. Пособие [Текст] / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - СПб. КАРО, 2013. - 336 с.
19. Глозман Ж. М. Педагогия: общение и здоровье личности [Текст] / Ж. М. Глозман. - М.: Юрайт, 2017. - 204 с.
20. Глухов В. П. Специальная педагогика и специальная педагогия [Текст] / В. П. Глухов. - М.: Юрайт, 2017. - 364 с.
21. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.: Просвещение, 1988. - 171c.
22. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. - М.: Каро, 2006. - 672 с.
23. Захарова Г. Е. Игра - основное средство развития общения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г. Е. Захарова // Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2017. - С. 139-141.
24. Занков Л.В. О педагогическом изучении учащихся вспомогательной школы. - М., 1953.
25. Защиринская О.В. Современные исследования невербальной коммуникации умственно отсталых детей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, Психология, социология, педагогика. - 2008. - Вып. 1. - С. 228 - 237.
26. Землянская Е. Н. Теория и методика воспитания обучающихся [Текст] / Е. Н. Землянская. - М.: Юрайт, 2015. - 508 с.
27. Исаев Д. Н. Практикум по педагогии умственно отсталых обучающихся и обучающихся [Текст] / Д. Н. Исаев, Т. А. Колосова. - М.: КАРО, 2012. - 176 с.
28. Карелин А.А. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. / А.А. Карелин. - М.: ACT, 2011. - 304 с.
29. Коломинский Я.Л., Березовин Н.А.Некоторые педагогические проблемы социальной психологии, Изд. «ЗНАНИЕ» М.,1977.
30. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах, Минск, 1976.
31. Коломинский Я.Л. Изучение педагогического взаимодействия взрослых с детьми и детей между собой // Современная педагогика, №10, 1991.
32. Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2000. - 992 с.
33. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб. Питер, 2009. - 320 с.
34. Лекции по общей психологии/ А.Р. Лурия. - Спб.: Питер, 2009. - 320 с.
35. Мельникова И. И. Развитие речи. Обучающиеся 7-10 лет [Текст] / И. И. Мельникова. - М.: Академия развития, 2015. - 144 с.
36. Маматова А. Ф. Особенности формирования коммуникативной активности у умственно отсталых школьников [Текст] / А. Ф. Маматова // Аллея науки, 2018. - Т. 5. - № 5 (21). - С. 1044-1047.
37. Малиновская М.В. Особенности межличностных отношений вгруппах сверстников в условиях дополнительного образования // Молодой ученый /Малиновская М. В., Курило И. В. - 2015. - №22.3. - С. 10 - 11.
38. Мухина B.C. Возрастная психология. / B.C. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Изд. центр "Академия", 2010. - 624 с.
39. Омарова П.О. Проблема общения в олигофренопсихологии // Тез. докл. Всероссийской научн. конф. «Коррекционно - развивающее обучение» 12 - 14 мая 1998. - Махачкала: ДГПУ, 1997. - С.85-86.
40. Омарова П.О. Куклотерапия как средство коррекции нарушений общения у умственно отсталых младших школьников // Личностная парадигма образования и проблемы развивающего обучения / Отв. ред. О.К. Мусаев. - Махачкала: Юпитер, 1998. - С. 43-44.
41. Омарова П.О. Методика формирования коммуникативных навыков у умственно отсталых младших школьников // Актуальные проблемы современного образования / Под ред. Д.М. Маллаева. - Махачкала: ДГГТУ, 1999. - С. 77-79.
42. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
43. Петровский А.В., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно - развивающее взаимодействие. Ростов н/Д, 1993.
44. Петровский А.В. и др. Проблема личности в современной психологии, - Психология, 1982.
45. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М; 1982.
46. Процко Т.А., Китина О.Т. Значение совместной деятельности умственно отсталых школьников для формирования межличностных отношений в классном коллективе. Дефектология, 1999.
47. Пархоменко М. А. Социализация младших школьников с нарушениями интеллекта [Текст] / М. А. Пархоменко // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2017. - Т.
8. - № 6-2. - С. 309-312.
48. Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. - СПб. ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. - 480 с.
49. Патрушева И.В. Педагогия и педагогика игры [Текст] / И. В. Патрушева. - М.: Юрайт, 2017. - 134 с.
50. Петушенко Р.С. Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью с помощью применения метода групповой работы на уроках в школе [Текст] / Р. С. Петушенко // Специальное образование, 2017. - С. 165-169.
51. Певзнер М.С. Дети-олигофрены (изучение детей - олигофренов в процессе их воспитания и обучения). - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
52. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн.-М., 1999. -704с.
54. Руденко А. Основы педагогии и педагогики [Текст] / А. Руденко.-Р.н.Д.: Феникс, 2015. - 128 с.
55. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. - СПб. Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 461 с.
56. Стернина Т.3. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития. Дефектология № 3, 1988.
57. Смирнова Е.О. Педагогия и педагогика игры: учебник и практикум [Текст] / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. - М.: Юрайт, 2017. - 224 с.
58. Теория и методика игры: учебник и практикум [Текст] / Под ред. Г. Ф. Кумариной, О. А. Степановой. - М.: Юрайт, 2016. - 278 с.
59. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: социализация детей с нарушениями интеллекта. - СПб: Речь, 2005. - 477 с.
60. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Когнитивные особенности невербальной коммуникации умственно отсталых детей: Монография. - СПб: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2010. - 97 с.
61. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2015. С. 50.
62. Халимова Н.М. Особенности социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Текст] / Н. М. Халимова, О. С. Найданова // Вестник КГПУ им. B. П. Астафьева,2014. - № 3 (29). - С. 127-130.
63. Хорошилова В.А. Формирование коммуникативных навыков
младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / В. А.
Хорошилова // Вестник магистратуры, 2018. - № 7 (82). - С. 70-72.
64. Яшина В.И. Теория и методика развития речи обучающихся [Текст] / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. - М.: Академия, 2013. - 448 с.