Программа психологической коррекции межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития
|
Введение 2
1.1. Проблема изучения межличностных отношений в психологии и
педагогике 7
1.2. Особенности межличностного общения в младшем школьном возрасте 12
1.3. Современное состояние изучения проблемы межличностного общения
младших школьников с нарушением интеллектуального развития 16
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения младших школьников с нарушением интеллектуального развития 22
2.1. Организация, методы и методики исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования межличностного общения младших
школьников с нарушением интеллектуального развития 26
Выводы по второй главе 33
Глава 3. Психологическая коррекция межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития 34
3.1. Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции
межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития 34
3.2. Программа психологической коррекции межличностного общения у
младших школьников с нарушением интеллектуального развития 39
Выводы по третьей главе 64
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения
1.1. Проблема изучения межличностных отношений в психологии и
педагогике 7
1.2. Особенности межличностного общения в младшем школьном возрасте 12
1.3. Современное состояние изучения проблемы межличностного общения
младших школьников с нарушением интеллектуального развития 16
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения младших школьников с нарушением интеллектуального развития 22
2.1. Организация, методы и методики исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования межличностного общения младших
школьников с нарушением интеллектуального развития 26
Выводы по второй главе 33
Глава 3. Психологическая коррекция межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития 34
3.1. Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции
межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития 34
3.2. Программа психологической коррекции межличностного общения у
младших школьников с нарушением интеллектуального развития 39
Выводы по третьей главе 64
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения
Актуальность исследования. В последние время в России значительно возрастает интерес к проблеме помощи детям с нарушением интеллектуального развития. Разрабатывают новые организационные формы работы, выявляются потенциальные возможности к интеграции их в общество.
При социализации лиц с нарушением интеллектуального развития трудной проблемой является отсутствие навыков межличностного общения в среде людей с нормой. Изолированность системы специального образования обусловлена малой потребностью в таком общении, низкий уровень коммуникативных умений, в частности неумение понимать ситуацию общения, учитывать характеристики партнера, выстраивать свое коммуникативное поведение, ориентируясь на них и оценивать результаты общения.
Не менее важной проблемой является системное речевое недоразвитие в структуре дефекта при нарушении интеллектуального развития, следствием чего являются низкие возможности этих детей к использованию речи, как основного коммуникативного средства, принятого в обществе.
Изучение проблемы осуществляется в концепции о генезисе общения, предполагающей учет особенностей понимания психологического феномена общения и представлений о связи речи с общением. Общение рассматривается, как коммуникативная деятельность и речь, как средство осуществления этой деятельности, возникающая на этапе ее развития.
С психологической точки зрения феномен общения исследовался в работах отечественных психологов Г. А. Андреевой, А. А. Бодалева, А. А. Брудного, Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова и др.
Проблемой низкого уровня коммуникативной компетентности детей с нарушением интеллектуального развития занимались Л. М. Шипицина, Е. Н. Винарская, Р. И. Лалаева и др. Несмотря на большой вклад исследователей, изучение особенностей и путей формирования межличностного общения у данной категории детей остается актуальным.
Проблема исследования заключается в изучении особенностей межличностного общения, теоретическом обосновании и разработке психологической программы по коррекции и формированию навыков общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
Цель исследования: изучить особенности межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития, разработать психологическую программу, направленную на коррекцию и формирование навыков общения у данной категории учащихся.
Объект исследования: особенности межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
Предмет исследования: программа психологической коррекции межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у младших школьников с нарушением интеллектуального развития навыки межличностного общения развиты недостаточно для полноценного взаимодействия, как со сверстниками, так и с взрослыми, формирование межличностного общения у данных детей может быть повышено при использования разработанной нами программы.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Провести исследование и выявить особенности межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
3. Разработать программу психологической коррекции, направленную на формирование навыков коммуникации у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
Методы исследования. Для реализации цели и поставленных задач был использованы методы: 1) теоретический метод исследования (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования); 2) эмпирические методы (констатирующий эксперимент); 3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: фундаментальные положения общей и возрастной психологии (Л.С. Выготский, 1982, 1983; А.Н. Леонтьев, 1956, 1972; В.С. Мухина, 2000; Л.Ф. Обухова, 1995; и др.); положения о взаимосвязи деятельности и общения (Б.Т. Ананьев 1969, 2001, Л.С. Выготский 2005, В.В. Давыдов 1972, А.Н. Леонтьев 1983, К.К. Платонов 1986, Л.С. Рубинштейн 1989); теории социального научения (Л.С. Выготский 1968, В.И. Загвязинский 2001, 1984, П.Ф. Каптерев 1999, А.Н. Леонтьев 1983, С.Л. Рубинштейн 1989, Д.Б. Эльконин 1999, и др.); системно деятельностный подход и теория общения и межличностных отношений (М.И. Лисина 1989; Е.О. Смирнова, 2008); учения о формировании межличностного понимания у детей с проблемами в интеллектуальном развитии (Н.С. Щанкина, 2001; Л.М. Шипицына, 2012; М.Ф. Симкин, 2007; П.О. Омарова, 2009).
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Исследование сферы межличностных отношений ребенка (по методике Рене Жиля).
2. Анкета для оценки привлекательности классного коллектива.
3. Методика «Поздравь товарища» (Я.Л. Коломинского).
Организация исследования. Базой исследования явилось муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 5 г. Красноярска (МАОУ «Гимназия № 5»). В исследовании принимали участие 9 детей в возрасте 7-9 лет с клиническим диагнозом F70 «Легкая степень умственной отсталости».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в 2019— 2020 учебном году в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования; формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Второй этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития, разработка методики констатирующего эксперимента.
Третий этап - количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и интерпретация полученных данных.
Четвёртый этап - обоснование и разработка программы психологической коррекции межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития. Формулирование общих выводов и заключения.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 64 источника и приложений. Текст работы изложен на 85 страницах, проиллюстрирован 4 диаграммами.
При социализации лиц с нарушением интеллектуального развития трудной проблемой является отсутствие навыков межличностного общения в среде людей с нормой. Изолированность системы специального образования обусловлена малой потребностью в таком общении, низкий уровень коммуникативных умений, в частности неумение понимать ситуацию общения, учитывать характеристики партнера, выстраивать свое коммуникативное поведение, ориентируясь на них и оценивать результаты общения.
Не менее важной проблемой является системное речевое недоразвитие в структуре дефекта при нарушении интеллектуального развития, следствием чего являются низкие возможности этих детей к использованию речи, как основного коммуникативного средства, принятого в обществе.
Изучение проблемы осуществляется в концепции о генезисе общения, предполагающей учет особенностей понимания психологического феномена общения и представлений о связи речи с общением. Общение рассматривается, как коммуникативная деятельность и речь, как средство осуществления этой деятельности, возникающая на этапе ее развития.
С психологической точки зрения феномен общения исследовался в работах отечественных психологов Г. А. Андреевой, А. А. Бодалева, А. А. Брудного, Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова и др.
Проблемой низкого уровня коммуникативной компетентности детей с нарушением интеллектуального развития занимались Л. М. Шипицина, Е. Н. Винарская, Р. И. Лалаева и др. Несмотря на большой вклад исследователей, изучение особенностей и путей формирования межличностного общения у данной категории детей остается актуальным.
Проблема исследования заключается в изучении особенностей межличностного общения, теоретическом обосновании и разработке психологической программы по коррекции и формированию навыков общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
Цель исследования: изучить особенности межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития, разработать психологическую программу, направленную на коррекцию и формирование навыков общения у данной категории учащихся.
Объект исследования: особенности межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
Предмет исследования: программа психологической коррекции межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у младших школьников с нарушением интеллектуального развития навыки межличностного общения развиты недостаточно для полноценного взаимодействия, как со сверстниками, так и с взрослыми, формирование межличностного общения у данных детей может быть повышено при использования разработанной нами программы.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Провести исследование и выявить особенности межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
3. Разработать программу психологической коррекции, направленную на формирование навыков коммуникации у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
Методы исследования. Для реализации цели и поставленных задач был использованы методы: 1) теоретический метод исследования (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования); 2) эмпирические методы (констатирующий эксперимент); 3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: фундаментальные положения общей и возрастной психологии (Л.С. Выготский, 1982, 1983; А.Н. Леонтьев, 1956, 1972; В.С. Мухина, 2000; Л.Ф. Обухова, 1995; и др.); положения о взаимосвязи деятельности и общения (Б.Т. Ананьев 1969, 2001, Л.С. Выготский 2005, В.В. Давыдов 1972, А.Н. Леонтьев 1983, К.К. Платонов 1986, Л.С. Рубинштейн 1989); теории социального научения (Л.С. Выготский 1968, В.И. Загвязинский 2001, 1984, П.Ф. Каптерев 1999, А.Н. Леонтьев 1983, С.Л. Рубинштейн 1989, Д.Б. Эльконин 1999, и др.); системно деятельностный подход и теория общения и межличностных отношений (М.И. Лисина 1989; Е.О. Смирнова, 2008); учения о формировании межличностного понимания у детей с проблемами в интеллектуальном развитии (Н.С. Щанкина, 2001; Л.М. Шипицына, 2012; М.Ф. Симкин, 2007; П.О. Омарова, 2009).
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
1. Исследование сферы межличностных отношений ребенка (по методике Рене Жиля).
2. Анкета для оценки привлекательности классного коллектива.
3. Методика «Поздравь товарища» (Я.Л. Коломинского).
Организация исследования. Базой исследования явилось муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 5 г. Красноярска (МАОУ «Гимназия № 5»). В исследовании принимали участие 9 детей в возрасте 7-9 лет с клиническим диагнозом F70 «Легкая степень умственной отсталости».
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в 2019— 2020 учебном году в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования; формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Второй этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития, разработка методики констатирующего эксперимента.
Третий этап - количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и интерпретация полученных данных.
Четвёртый этап - обоснование и разработка программы психологической коррекции межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллектуального развития. Формулирование общих выводов и заключения.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 64 источника и приложений. Текст работы изложен на 85 страницах, проиллюстрирован 4 диаграммами.
Проведенный согласно цели и задачам исследования анализ литературы показал, что коммуникативные способности у младших школьников с нарушением интеллекта развиваются по такому же пути, что и у их сверстников с нормальным развитием интеллекта, но со значительным отставанием и имеют ряд существенных особенностей. У младших школьников с нарушением интеллектуального развития недостаточно знаний и умений в области межличностных отношений, представлений об индивидуальных особенностях людей, произвольной регуляции поведения и эмоциональной сферы, развития коммуникативных качеств личности.
У младших школьников с легкой умственной отсталостью отмечаются замедленное развитие различных форм коммуникации, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Большинство младших школьников с легкой степенью умственной отсталости не могут самостоятельно развить у себя коммуникативные способности на уровне, достаточном для успешной социальной адаптации. Этим детям необходимо специальная психолого-педагогическая помощь в формировании указанных способностей, их целенаправленное развитие различными приемами и средствами.
В практической части исследования была организована и проведена исследовательская работа с младшими школьниками МАОУ «Гимназия №5» г. Красноярск, включающая в себя проведение методик по выявлению уровня межличностного общения у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития по методикам: «Исследование сферы межличностных отношений ребенка (по методике Рене Жиля)», «Анкета для оценки привлекательности классного коллектива» и методика «Поздравь товарища» (Я.Л. Коломинского).
В результате проведенных методик были получены данные, подтверждающие гипотезу данного исследования о том, что у младших школьников с нарушением интеллектуального развития навыки межличностного общения развиты недостаточно для полноценного взаимодействия, как со сверстниками, так и с взрослыми.
По результатам констатирующего эксперимента полученный уровень межличностных отношений в классе не достиг максимальной отметки. При работе с данной категорией детей полученный результат можно считать отрицательным. Результаты проведенных методик исследования показывают, что у детей с нарушением интеллектуального развития присутствуют проблемы в формировании межличностного общения, обусловленные низким уровнем представлений о занимаемом положении среди одноклассников, трудность принятия на себя социальной роли, слабой дифференциацией деловых и личных критериев взаимоотношений.
Также на основе результатов проведенных методик констатирующего эксперимента и анализа научно-теоретических и методологических подходов к коррекции, нами были разработана психологическая программа по коррекции и формированию навыков межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллекта.
Целью программы было теоретически обосновать и разработать программу коррекции межличностного общения у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития.
Разработанная коррекционная программа заключается в стимуляции и фиксации ощущения и осознания ребенком себя как субъекта культурно - информационного пространства, социума. Ребенок начинает осознавать себя как положительная личность. Расширяются его представления о социальном поведении, роли человека на разных возрастных этапах развития, происходит отождествление себя именно с этими ролями
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение, поставленные задачи решены. Полученные нами результаты говорят о том, что исследовательская работа по изучению межличностного общения у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития должна продолжаться.
У младших школьников с легкой умственной отсталостью отмечаются замедленное развитие различных форм коммуникации, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Большинство младших школьников с легкой степенью умственной отсталости не могут самостоятельно развить у себя коммуникативные способности на уровне, достаточном для успешной социальной адаптации. Этим детям необходимо специальная психолого-педагогическая помощь в формировании указанных способностей, их целенаправленное развитие различными приемами и средствами.
В практической части исследования была организована и проведена исследовательская работа с младшими школьниками МАОУ «Гимназия №5» г. Красноярск, включающая в себя проведение методик по выявлению уровня межличностного общения у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития по методикам: «Исследование сферы межличностных отношений ребенка (по методике Рене Жиля)», «Анкета для оценки привлекательности классного коллектива» и методика «Поздравь товарища» (Я.Л. Коломинского).
В результате проведенных методик были получены данные, подтверждающие гипотезу данного исследования о том, что у младших школьников с нарушением интеллектуального развития навыки межличностного общения развиты недостаточно для полноценного взаимодействия, как со сверстниками, так и с взрослыми.
По результатам констатирующего эксперимента полученный уровень межличностных отношений в классе не достиг максимальной отметки. При работе с данной категорией детей полученный результат можно считать отрицательным. Результаты проведенных методик исследования показывают, что у детей с нарушением интеллектуального развития присутствуют проблемы в формировании межличностного общения, обусловленные низким уровнем представлений о занимаемом положении среди одноклассников, трудность принятия на себя социальной роли, слабой дифференциацией деловых и личных критериев взаимоотношений.
Также на основе результатов проведенных методик констатирующего эксперимента и анализа научно-теоретических и методологических подходов к коррекции, нами были разработана психологическая программа по коррекции и формированию навыков межличностного общения у младших школьников с нарушением интеллекта.
Целью программы было теоретически обосновать и разработать программу коррекции межличностного общения у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития.
Разработанная коррекционная программа заключается в стимуляции и фиксации ощущения и осознания ребенком себя как субъекта культурно - информационного пространства, социума. Ребенок начинает осознавать себя как положительная личность. Расширяются его представления о социальном поведении, роли человека на разных возрастных этапах развития, происходит отождествление себя именно с этими ролями
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение, поставленные задачи решены. Полученные нами результаты говорят о том, что исследовательская работа по изучению межличностного общения у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития должна продолжаться.
Подобные работы
- Психологическая коррекция межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2023 - Коррекция межличностных отношений у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - Формирование межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе психолого-педагогического сопровождения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ПСИХИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018



