Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Программа психологической коррекции общения младших школьников с задержкой психического развития

Работа №168856

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы119
Год сдачи2020
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к исследованию межличностного общения младших школьников в условиях инклюзивного образования
§1.1 Общение как психологический феномен 5
§ 1.2 Инклюзивное образование: сущность и принципы 13
§ 1.3 Особенности межличностного общения младших школьников в условиях инклюзивного образования
Выводы по первой главе 23
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей межличностного
общения младших школьников в условиях инклюзивного образования. ..
§2.1. Организация, методы и методики исследования 26
§ 2.2. Особенности межличностного общения младших школьников в
условиях инклюзивного образования
Выводы по второй главе 37
Глава III. Коррекция межличностного общения младших школьников в
условиях инклюзивного образования
§3.1. Научно-методологические подходы к коррекции межличностного общения в условиях инклюзивного образования
§3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции межличностного общения в условиях инклюзивного образования...
§ 3.3. Результаты апробации программы психологической коррекции
межличностного общения в условиях инклюзивного образования...
Выводы по третьей главе 63
Заключение 66
Список литературы 72
Приложения 79


Актуальность исследования. Образование детей младшего школьного возраста строится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), согласно которому младший школьный возраст является важным этапом, когда закладываются основы личностного, физического, эмоционального, коммуникативного развития.
В связи с введением ФГОС НОО, одной из важнейших задач современной системы образования становится психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка на всех этапах его развития. Способность ребенка к общению является одним из критериев эффективности образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Общение выступает как форма открытого действия при воспитании детей младшего школьного возраста, поэтому успешность плодотворного взаимодействия учащегося и учителя будет зависеть от того, насколько хорошо развита коммуникативная деятельность школьника.
Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного в формировании его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.
Проблема коммуникации у детей с ОВЗ и использование полученных ими речевых и языковых умений и навыков в повседневном общении не является новой в практике. Особого внимания заслуживают особенности формирования коммуникативной деятельности у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Зачастую в процессе обучения ребенка с ОВЗ в массовой школе возникает целый ряд психолого-педагогических проблем, проявляющихся в недостаточном уровне развития навыков эмоционально-волевой регуляции и связанных с особенностями развития коммуникативных навыков.
Цель исследования - изучить особенности межличностного общения младших школьников в условиях инклюзивного образования, разработать и апробировать программу по его психологической коррекции.
Объект исследования - межличностное общение младших школьников.
Предмет исследования - психолого-педагогическая коррекция меж-личностного общения младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза исследования. Мы исходили из следующих допущений:
- в условиях инклюзивного обучения существуют особенности общения младших школьников со сверстниками;
- целенаправленная психолого-педагогическая работа по коррекции межличностного общения в условиях инклюзивного образования является эффективным средством оптимизации взаимоотношений и повышения групповой сплоченности в классном коллективе младших школьников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к изучению проблемы общения как психологического феномена, особенностей межличностного общения младших школьников в условиях инклюзивного образования.
2. Подобрать методики, направленные на диагностику особенностей межличностного общения младших школьников в условиях инклюзивного образования.
3. Провести экспериментальное исследование особенностей межличностного общения младших школьников в условиях инклюзивного образования.
4. Разработать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции межличностного общения в коллективе младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Методологическая основа исследования. При проведении теоретического анализа по проблеме исследования мы опирались на ведущую роль деятельности и общения в развитии личности Л.С. Выготского (2004), А. Н. Леонтьева (1975), М. И. Лисиной (2009), С. Л. Рубинштейна (2002) и других.
База исследования. Экспериментальное исследование проходило в МАОУ СШ № 149. В исследовании участвовал учебный коллектив 1 класса в количестве 24 человек, из которых 13 мальчиков и 11 девочек, в возрасте 7-8 лет. Класс имеет инклюзивную направленность, поскольку, в классе присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития в количестве 4 человек.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2018 г. по 2020 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап (октябрь 2018 - декабрь 2019). Изучение и анализ общей, специальной, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния.
Констатирующий этап (январь 2019 - ноябрь 2019) - выявление особенностей межличностного общения у младших школьников в условиях инклюзивного образования и проведение анализа результатов исследования.
Формирующий этап (ноябрь 2019 - март 2020) - разработка и апробация программы психолого-педагогической коррекции межличностного общения в коллективе младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Контрольный этап (апрель 2020 - май 2020) - обработка результатов формирующего эксперимента, анализ полученных результатов и проверка эффективности программы психолого-педагогической коррекции межличностного общения в коллективе младших школьников в условиях инклюзивного образования. Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов.
На подготовительном этапе нами были подобраны психодиагностические методики. Констатирующий, формирующий и контрольный этап реализовывались помощью таких методов, как: наблюдение; беседа; эксперимент с помощью отобранных нами валидных и надёжных психодиагностических методов. Также на данном этапе разрабатывалась и апробировалась программа по коррекции межличностного общения в условиях инклюзивного образования. Заключительный этап заключался в оформлении результатов исследования констатирующего и формирующего эксперимента.
Методики исследования:
1. Анкета для учителя «Психологический климат классного коллектива» В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриевой [30].
2. Методика «Маски» Т.Д. Марцинковской [58].
3. Методика определения уровня развития коммуникативных способностей детей Н.Е. Веракса [58].
4. Адаптированная социометрическая методика Я.Л. Коломинского [35].
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты позволят расширить теоретические представления об особенностях межличностного общения младших школьников в условиях инклюзивного образования. Педагоги и психологи школ могут использовать собранный в работе теоретический и диагностический материал при организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость. Проведено исследование межличностных взаимоотношений в учебном коллективе младших школьников в условиях инклюзивного образования. Предложена и апробирована программа коррекции по развитию межличностного общения и групповой сплоченности в коллективе детей младшего школьного возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (в количестве 74 источников). Включает 11 приложений. Работа проиллюстрирована 4 таблицами, 7 гистограммами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа была направлена на изучение особенностей межличностного общения младших школьников в условиях инклюзивного образования, а также ставила перед собой цель, разработать и апробировать программу по его психологической коррекции.
Теоретический анализ по проблеме исследования позволил определить, что общение является специфической формой взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей. На ранних этапах онтогенеза общение имеет особенно большое значение для развития личности ребенка. Поведение, деятельность и отношение ребенка к миру и самому себе в значительной мере определяется ее общением с взрослыми. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы, общаться со взрослыми и сверстниками.
В основу инклюзивной модели образования легли гуманистические идеи, реализация которых предоставит возможность детям с ограниченными возможностями здоровья в полной мере реализовать себя как личность. Чтобы оценить успешность реализации модели инклюзивного образования, нами было проведено исследование, направленное на изучение актуального уровня межличностных отношений в инклюзивном классе начальной школы.
Экспериментальное исследование осуществлялось в МАОУ СШ № 149. В исследовании участвовал учебный коллектив 1 класса в количестве 24 человек, из которых 13 мальчиков и 11 девочек, в возрасте 7-8 лет. Класс имеет инклюзивную направленность, поскольку, в классе присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития в количестве 4 человек. Экспериментальное исследование осуществлялось в три этапа: подготовительный, экспериментальный, заключительный.
На подготовительном этапе нами были подобраны психодиагностические методики. Экспериментальный этап реализовывался с помощью таких методов, как: наблюдение; беседа; эксперимент с помощью отобранных нами валидных и надёжных психодиагностических методов. Заключительный этап заключался в оформлении результатов исследования и разработке рекомендаций по коррекции межличностного общения в условиях инклюзивного образования.
В процессе экспериментального исследования применялись следующие психодиагностические методики: анкета для учителя «Психологический климат классного коллектива» В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриевой [38]; методика «Маски» Т.Д. Марцинковской [58]; методика определения уровня развития коммуникативных способностей детей Н.Е. Веракса [58]; адаптированная социометрическая методике Я.Л. Коломинского [35].
Экспериментальное исследование выявило, что по мнению учителя, психологический климат коллектива имеет низкий уровень выраженности. В коллективе наблюдается повышенная тревожность во взаимоотношениях, у детей не развиты навыки сотрудничества и конструктивного взаимодействия.
По методике «Маски» Т.Д. Марцинковской [58] обнаружено, что достаточное количество детей (9 человек) ощущают дискомфорт в учебном коллективе, что проявляется в чувстве дискомфорта и тревожности во взаимоотношениях. Следовательно, отношения между школьниками носит нестабильны характер. Отмечается тот факт, что дети, имеющие задержку психического развития включены в данную группу школьников.
По методике определение уровня развития коммуникативных способностей детей Н.Е. Веракса [58] выявлено, что 11 школьников хорошо распознают ситуации межличностного взаимодействия и хорошо ориентируются в социуме; 10 учеников распознают не все ситуации взаимодействия, однако, их поведение не всегда соответствует правилам ситуации и 3 школьника почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми. Отмечен тот факт, что неправильно картинки показали дети, имеющие задержку психического развития (3 человека из 4-х). Это указывает на незрелость эмоциональной сферы и говорит о некоторой социальной депривации таких детей.
По адаптированной социометрической методике Я.Л. Коломинского [35] выявлено, что 12 школьников имеют статус «принятые», статус «пред-почитаемых» имеет 9 человек; статус «непринятые» имеет 1 человек. В общем было получено, что неблагоприятный статус имеют 13 человек, благоприятный статус показали 11 человек. Таким образом, в школьном коллективе присутствует нестабильность в межличностных отношениях. Статус детей с ЗПР говорит о их слабом принятии со стороны сверстников. Это подтверждает отнесение 2-х человек с ЗПР к статусу «принятые» с 1-2 выборами и 1 школьника к статусу «не принятые» (0 выборов).
Полученные результаты исследования позволили подтвердить гипотезу, что в условиях инклюзивного обучения существуют особенности общения младших школьников со сверстниками. Выявлено, что отношения в классе характеризуются сниженным благополучием, а дети с ЗПР имеют низкий социометрический статус в группе.
На основании полученных результатов на констатирующем этапе эксперимента была разработана программа коррекции. Целью программы явилась психолого-педагогической коррекции межличностного общения в коллективе младших школьников в условиях инклюзивного образования.
В качестве задач программы были выделены:
- создание благоприятных условий, эмоционально благоприятного климата, формирование у младших школьников навыков взаимодействия и доверия;
- формирование у младших школьников умения вступать в контакт и взаимодействовать, формирование умения привлечь внимание;
- формирование у младших школьников умения пользоваться вер-бальными средствами коммуникации; повышение уровня благополучия взаимоотношений в учебном коллективе младших школьников.
Развивающие занятия направлены на формирование умения вступать в контакт, задавать вопросы, услышать и понять партнера, выравнивать эмоциональное напряжение в беседе. Программа развивающих занятий проводилась с элементами тренинга, что предполагало, что на каждом занятии были озвучены и приняты правила поведения, а также персональные имена. Каждое занятие начиналось с упражнений на приветствие и упражнений, направленных на создание положительного эмоционального настроя, после которых проводились упражнения на развитие коммуникативных умений.
После проведения формирующего эксперимента и апробации коррекционной программы были получены положительные динамические изменения в развитии межличностного общения младших школьников. По анкете для учителя, которая направленна на исследование психологического климата классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева) [30] было выявлено, что дети стали ответственно относиться к выполнению учебных заданий, конфликтность снизилась, дети интересуются делами друг друга. Оценочные показатели увеличились с низкого уровня (3,03 балла) до среднего уровня (3,51 балла), что указывает на улучшение эмоциональных связей между младшими школьниками. Школьники с ЗПР стали более позитивно реагировать на одноклассников, чувствуя и понимая, что их ценят и они привлекательны для общения.
По методике «Маски» Т.Д. Марцинковской получена положительная динамика в выборе позитивных образов. По результатам проведения коррекции можно сказать, что общение детей стало более адаптивным. На положительную динамику также указывает повышение эмоционального благополучия детей с ЗПР, что позволит ученикам успешно решать социальные и учебные задачи.
Анализ результатов по методике определения уровня развития коммуникативных способностей наблюдается положительная динамика. Так, средние и высокие показатели увеличились на 12%, т.е. у 3 детей наблюдается повышение навыков в установлении новых контактов не только со сверстниками, но и с учителем. Увеличилось количество детей со средним уровнем коммуникативных способностей на 8% (2 ребенка). Низкий уровень после прохождения коррекционной программы у школьников не наблюдается. У детей с ЗПР также наблюдается увеличение показателей коммуникативных способностей. Данный факт указывает на то, что дети с задержкой психического развития стали больше понимать свою роль в коллективе и проявлять заинтересованность в установлении контактов.
Результаты по социометрической методика Я.Л. Коломинского показывают, что произошло увеличение количества детей на 24% (6 человек), имеющих статус «предпочитаемые», на 20% (5 человек) увеличилось количество детей, имеющих статус «принятые» и ни один ученик не получил статус «непринятые». Положительную динамику подтверждает тот факт, что ребенок, имеющий диагноз ЗПР, входивший по первичной диагностике в группу «не принятые», после коррекции был отнесен в группу «принятые». Общий показатель благополучия взаимоотношений после прохождения программы вырос на 24%. Данный факт указывает на то, что в детском коллективе произошли значимые изменения в групповой сплоченности и уровне психологического благополучия. Реализация программы позволила создать такие условия, при которых дети социально адаптировались, научились сотрудничать и общаться между собой.
Сравнительный анализ полученных результатов контрольного эксперимента свидетельствует об эффективности предложенной нами психолого-педагогической программы по коррекции межличностного общения в коллективе младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Это подтверждает правильность выдвинутой нами гипотезы, о том, что в условиях инклюзивного обучения существуют особенности общения младших школьников со сверстниками. При этом, мы доказали, что целенаправленная психолого-педагогическая работа по коррекции межличностного общения в условиях инклюзивного образования является эффективным средством оптимизации взаимоотношений и повышению групповой сплоченности в классном коллективе младших школьников в условиях инклюзивного образования.



1. Абрамова Г. С. Общая психология: учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2002. - 496 с.
2. Агавелян О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: монография. / О. К. Агавнелян, Р. О. Агавелян. Новосибирск: Изд - во НИПКиПРО, 2004. - 412 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 376 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебное пособие / Г. М. Андреева. - М. : Аспект-Пресс, 2011. - 363 с.
5. Арсентиева С. Н. Детские конфликты в образовательных учреждениях: сущность, причины и пути урегулирования: воспитание школьников / С.Н. Арсентиева. - М., 2013 -145 с.
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 287 с.
7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М.: Изд. - во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модек», 1995. - 325 с.
8. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учебно - методическое пособие / Д. И. Бойков. - СПб.: Каро, 2005. - 288 с.
9. Болотова А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петров¬ская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 с
10. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
11. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 с.
12. Возрастная психолингвистика: хрестоматия: учебное пособие / сост. К. Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2004. - 330с.
13. Ворониченко П.Р. Восприятие и общение / П.Р. Вороничеснко. - М.: Тартуский государственный университет, 2016. - 679 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Том 4. Детская психология / Л.С. Выготский. - М., 2013. - 432 с.
15. Выготский, J1. С. Мышление и речь: Психологические исследо¬вания /Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1996. - 414 с.
16. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо- пресс, 2017. - 258 с.
17. Глуханюк Н. С. Психодиагностика / Н.С. Глуханюк, Д.Е. Щипанова. - М.: Академия, 2013. - 204 с.
18. Голованова, Н.Ф. Педагогика / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 с.
19. Граборов А. Н. Основы олигофренопедагогики / А.Н. Граборов.
- М.: Классикс Стиль, 2005. - 235 с.
20. Деревянкина Н.А. Проблема межличностных отношений в инклюзивном образовании / Н.А. Деревянкина // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №3. - С. 4.
1. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой.-М., 2013. - 127 с.
2. Дмитриева Е. Е. Проблемные дети. Развитие через общение: пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей / Е. Е. Дмитриева. - М.: Аркти, 2005. - 68 с.
21. Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей до-школьного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: Дис.докт. психол. наук / Е.Е. Дмитриева. - Н.Новгород, 2005. - 367 с.
22. Донцов Д. А., Особенности межличностных внутригрупповых отношений в группе учащихся общеобразовательной школы [Электронный ресурс] /http://novainfo.ru/(дата обращения 02.05.2019).
23. Дуда И. В. Особенности межличностных отношений в инклюзивном классе начальной школы [Электронный ресурс] / И.В. Дуда, Н. А. Петрик // Молодой ученый. - 2018. - №14. - С. 49-52. - URL https://moluch.ru/archive/200/49132/(дата обращения: 28.05.2019).
24. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум / С. В. Духновский. - СПб. : Речь, 2010. - 141 с.
25. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.
26. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушения развития / С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко. - М.: изд-во «Творческий центр», 2007. - 342 с.
27. Загвязинский В. И. Социальная педагогика: учебник / В. И. Загвязинский, О. А. Селиванова. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 405 с.
28. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка / А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 2013. -192 с.
29. Игнатьева С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. А. Иг¬натьева, Ю.А. Блинков. - М. : Владос, 2004. - 304 с.
30. Ивашкин В.С. Анкета для учителя. Психологический климат
классного коллектива [Электронный ресурс] / В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева. - https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-
pedagogika/library/2014/01/03/metodikapsikhologicheskiy-klimat-klassnogo(дата доступа: 29.04.2019).
31. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - Спб, 2015. - 564 с.
32. Князева В.В. Педагогика / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 872 с.
33. Корягина Н.А. Психология общения: Учебник и практикум / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 440 с.
34. Костромина С. Справочник школьного психолога / С. Костромина. - М. : Астрель, 2012. - 512 с.
35. Коломинский Я.Л. Адаптированная социометрическая методика
[Электронный ресурс]/ Я.Л. Коломинский-
http://www.miu.by/kaf new/mpp/ 141.pdf(дата обращения: 01.05.2019).
36. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.c.
37. Крысько, В. Г. Социальная психология / В. Г. Крысько. - М.: Ву-зовский учебник. - Инфра-М, 2011. - 352 с.
38. Кудашова Т. В. Разрешая конфликты / Т.В. Кудашова // Воспитание школьников. - 2012. - № 2. - С. 68.
39. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М., 1975. - 352 с.
40. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
41. Ломов., М. Проблема общения в психологии / М. Ломов. - М.: Наука, 2014. - 280 c.
42. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2012. - 320 с.
43. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2011. - 134 с.
44. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в
развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2001. -220 с.
45. Мухина В. С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М., 2000. - 367 с.
46. Назарова Н.М. Специальная педагогика / Н.М. Назарова. - М: Академия, 2010. - 394 с.
47. Никишин В.Б. Практическая психологи в работе детьми с задержко психического развития / В. Б. Никишина. - М.,2003. - 234 с.
48. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ с изм. от 3 февраля 2014 г. [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/(дата доступа: 11.05 2019).
49. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. - М., 1996. -
50. Одинцова О. В. Психодиагностика / О. В. Одинцова, Д. М. Рамендик. - М. : Академия, 2013. - 224 с.
51. Основы специальной психологии: учеб. пособие / под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2003. -
52. Пашнев, Б. К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога / Б. К. Пашнев. - Ростов н.Д. : Феникс, 2010. - 320 с.
53. Педагогика : учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Юрайт, 2013. -286 с.
54. Педагогика: учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2013. - 511 с.
55. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 183 с.
56. Прихожан А.М. Психология сиротства. Дети без семьи / А.М. Прихожан, Толстых Н.Н. -СПБ.: Питер, 2014. - 400с.
57. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалева. - М. : Когито-Центр, 2011. - С. 87.
58. Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. 2-е изд. стер. - М.: Академия, 2005. - 320 с.
59. Психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии и поиск путей коррекционно направленного обучения: Сб. науч. Тр. - Иркутск: Изд-во Иркутского Государственного педагогического университета, 2012. - 96 с.
60. Романова, Е. С. Психодиагностика: учебное пособие / Е. С. Романова. - М. : КноРус, 2011. - 336 с.
61. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. - Питер. : Мастер психологии, 2002. - 720 с.
62. Рычкова H.A. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика / Н.А. Рычкова. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2008. - 100 с.
63. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Питер, 2006. - С. 273.
64. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. - М.: Академия, 2003. -
65. Столяренко Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах: учебное посо¬бие / Л.Д. Столяренко. - М.: Проспект, 2016. - 160 с.
66. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Улььянкова, О.В. Лебедева. - М., 2002. -176 с.
67. Утлик Э. П. Психодиагностика: учебное пособие / Э.П. Утлик. - М. : Академия, 2013. - С. 214.
68. Хухлаева О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учебник / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. - М. : Юрайт, 2013. - 422 с.
69. Чебыкина О. А. Воспитание толерантности: воспитание школьников. - М., 2013 -144 с.
70. Чикер В.А. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов / В.А. Чикер. - М. : Речь, 2011. -169 с.
71. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении / Т.А. Шилова. - М.: Айрис-пресс, 2014. - 176 с.
72. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 384 с.
73. Шматко Н.Д. Подход к модернизации системы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Д. Шматко, Л.А. Головчиц, Е.А. Стребелева // Дефектология. - 2009. - №1. - С. 19-23.
74. Эльконин Д.Б. Детская психология /Д.Б. Эльконин. - 6 изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 384 с.
75. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эоиксон. - М.: Прогресс, 2013. - 53 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ