Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ-ПОДВОДНИКОВ
СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СТАЙЕРСКИХ ДИСТАНЦИЯХ 5
Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста 5
Скоростное плавание в ластах как вид спорта 9
Подготовка спортсменов среднего школьного возраста в циклических видах спорта 13
Основные средства и методы подготовки к длинным дистанциям и марафонам спортсменов среднего школьного возраста 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 30
Организация исследований 30
Методы исследований 32
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПЛОВЦОВ-ПОДВОДНИКОВ 35
Выяснение эффективности построения тренировочного процесса в подводном спорте 35
Средства и методические приемы для повышения эффективности тренировочного процесса
при подготовке к дистанции 1500 метров плавание в ластах 47
Результаты контрольных тестов и испытаний исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Подводный спорт - это группа спортивных дисциплин, направленная на осуществление определенных видов деятельности под поверхностью воды. Одной из наиболее развитых дисциплин подводного спорта является скоростное плавание в ластах. Данный вид спорта совмещает в себе преимущества скоростного плавания и динамического апноэ, позволяя человеку обладать высоким уровнем физического развития, а также способностью переносить длительные нагрузки большой и умеренной мощности.
В данном возрасте дети открывают для себя новые возможности — получают возможность выступать на старшем первенстве России и пройти отбор на международные соревнования. Но также данный период спортивного совершенствования ассоциируется с возросшими требованиями к процессу подготовки, что связано со скачком роста конечностей и набором мышечной массы. Иначе говоря, необходима коррекция методики тренировки, в соответствии с потребностями подростков и выборе спортивной специализации.
Многие занимающиеся отказываются тренироваться на длинных дистанциях, так как они кажутся им слишком сложными и монотонными. В связи с этим мы наблюдаем такую тенденцию: на первенстве России, которое проходило в апреле 2021 г. в Санкт-Петербурге в плавании в ластах на дистанции 100 м выступали 58 девушек и 72 юноши, а на дистанции 1500 м - втрое меньше: 19 девушек и 22 юноши. Хотя с точки зрения физиологов больше людей имеют стайерскую предрасположенность, чем спринтерские данные [1, 31].
В связи с этим встаёт вопрос о разработке методических приемов, направленных на повышение эффективности тренировочного процесса.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс спортсменов- подводников 14-15 лет.
Предмет исследования: методические приемы обучения плаванию в ластах на длинные дистанции подростков 14-15 лет.
Цель исследования: повышение результативность процесса подготовки пловцов-подводников к стайерским дистанциям.
Задачи исследования:
Провести литературное исследование по особенностям учебнотренировочного процесса при обучении плаванию на длинные дистанции.
Выявить распространенные проблемные моменты в работе со спортсменами-стайерами.
Разработать комплекс по подготовке к соревновательной дистанции 1500 метров плавание в ластах.
Экспериментально обосновать эффективность использования комплекса при подготовке пловцов-подводников среднего школьного возраста.
Гипотеза: предполагается, что применение специальных упражнений, направленных на повышение уровня функциональной, психологической и тактической подготовки пловцов-подводников среднего школьного возраста позволит повысить их спортивные результаты.
Научная новизна: впервые в учебно-тренировочный процесс пловцов- подводников среднего школьного возраста для упрощения коммуникации между тренером и спортсменом была интегрирована разработанная система визуальных сигналов.
Практическая значимость: система визуальных сигналов позволяет обеспечить непрерывность учебно-тренировочного процесса и оперативность получения информации занимающимися.
1. Анализ научно-методической литературы по особенностям учебнотренировочного процесса при обучении плаванию на длинные дистанции юношей и девушек 14-15 лет при занятиях подводным плаванием свидетельствует о том, что исследованию в этом направлении уделяется недостаточное внимание. Значительная часть исследований посвящена развитию специальной выносливости и скоростных качеств, при этом уделяя недостаточно внимания тактической и психологической подготовке юных спортсменов.
2. С помощью массового и экспертного опроса нами были сформулированы основные проблемные моменты при подготовке к длинным дистанциям:
- негативное отношение и страх занимающихся при необходимости плыть длинную дистанцию;
- нехватка времени тренировочного занятия и большое количество занимающихся на одной дорожке, что создает дискомфорт в работе и невозможность плавать некоторые задания;
- риск травматизма при увеличение объемов плавания;
- необходимость коммуникации с занимающимся во время проплывания тренировочной серии.
3. Используя полученные данные, мы разработали комплекс учебнотренировочных мероприятий, в котором учли проблемные моменты и постарались их исключить или свести к минимуму их влияние на тренировочный процесс.
4. Положительная динамика изменения результатов на дистанции 1500 метров плавание в ластах у спортсменов экспериментальной группы, занимающихся подводным плаванием, свидетельствует о том, что разработанный нами комплекс упражнений для повышения результативности
учебно-тренировочного процесс является эффективным использоваться в практике работы тренеров и учителей.
Что касается достоверности различий, расчетные значения U-критерия во всех случаях превышают табличные, что говорит о том, что разница достоверна, гипотеза верна с вероятностью 95%. Однако после проведения эксперимента расчетные значения довольно велики, что тоже указывает на существенный отрыв экспериментальной группы от контрольной.