Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта 6
1.1. Понятие и составляющие эмоционального интеллекта 6
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта обучающихся
младшего школьного возраста 13
1.3. Психолого-педагогические приемы и методы развития эмоционального
интеллекта у младших школьников 16
Выводы по Главе 1 19
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению актуального уровня развития эмоционального интеллекта у обучающихся младшего школьного возраста 21
2.1. Методическая организация исследования 21
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 31
2.3 Программа развития эмоционального интеллекта младших школьников 38
Выводы по Главе 2 47
Заключение 49
Список используемых источников 51
Приложения 56
В настоящее время в системе образования России приобретает все большее значение развитие личности обучающихся, включая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Одной из ключевых составляющих эмоционального развития является эмоциональный интеллект, который получил широкое распространение в педагогике.
Эмоциональный интеллект - разновидность социального интеллекта, затрагивающую способность отслеживать свои и чужие эмоции и чувства. Данное понятие было представлено Джоном Майером и Питером Сэловеем. [57]. Если встречаются взрослые люди, которые не способные импонировать окружающим и разобраться в самом себе, то какая пропасть может возникнуть у ребенка? Ведь для того, чтобы он смог успешно адаптироваться в обществе, ему нужно научиться контролировать свои чувства и эмоции.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основными задачами обучения младших школьников является развитие познавательных интересов, интеллектуального и творческого потенциала, формирование ценностных ориентаций, нравственных, эстетических и эмоциональных качеств личности. В связи с этим, изучение уровня развития эмоционального интеллекта учащихся младшего школьного возраста является важной задачей. Именно эмоциональный интеллект во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей. Исследование структуры, процесса и путей его формирования откроет возможность совершенствования личностного развития ребенка и его взаимоотношений с другими детьми и взрослыми [1].
Многие авторы занимались исследованием эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста. Так, Е.Б. Беляева рассматривает эмоциональный интеллект как возможность человека осознавать свои эмоции, управлять ими и применять их в повседневной жизни [9]. Н.В. Касицина, в свою очередь, выделяет основные компоненты эмоционального интеллекта, такие как осознание своих эмоций, умение выражать их, понимание эмоций других людей и умение управлять своими эмоциями[22].
Тема эмоционального интеллекта привлекает внимание многих психологов и педагогов, занимающихся изучением вопросов развития личности ребенка. Д.Гоулман, Р. Дэвидсон, Д. Майер, П. Сэловей, Э. Халловел. Это только некоторые из многих авторов. В своих работах авторы выделяют разные компоненты эмоционального интеллекта, описывают его природу, структуру и влияние на личностное развитие ребенка. Однако, несмотря на обширный научный аппарат, изучение уровня развития эмоционального интеллекта обучающихся младшего школьного возраста продолжает оставаться актуальной и сложной проблемой. В данной работе будет рассмотрен уровень развития эмоционального интеллекта обучающихся младшего школьного возраста и на его основе разработана программа по развитию.
Цель исследования: на основе изучения особенностей развития эмоционального интеллекта обучающихся младшего школьного возраста, разработать программу, направленную на развитие эмоционального интеллекта у обучающихся младшего школьного возраста
Объект исследования: эмоциональная сфера обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: возможность развития эмоционального интеллекта у обучающихся младшего школьного возраста в процессе занятий театральной студии.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что эмоциональный интеллект:
1) в младшем школьном возрасте преимущественно находится на среднем инизком уровне развития, отличается несформированностью понимания своих эмоций и эмоций других людей;
2) может быть развит в ходе целенаправленной работы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, рассмотреть подходы к понятию «эмоциональный интеллект».
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения эмоционального интеллекта младших школьников.
3. Провести исследование, направленное на изучение уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников.
4. Проанализировать и описать актуальный уровень развития эмоционального интеллекта младших школьников.
5. Составить программу по развитию эмоционального интеллекта младших школьников.
6. Оформить выводы.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы по теме исследования.
2. Эмпирические: тестирование.
3. Количественный и качественный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МАОУ СШ № 159. В нем приняли участие 30 учеников 3 «Б» класса в возрасте 9-10 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложения.
В младшем школьном возрасте дети находятся на стадии активного формирования своей личности, поэтому развитие эмоционального интеллекта в данном возрасте имеет большое значение для последующего успешного социализации.
Анализ научной литературы позволил выделить основные составляющие эмоционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, социальная чуткость и управление отношениями. Эти составляющие необходимо развивать в школьной образовательной среде, где педагог должен предоставлять возможность говорить открыто о своих чувствах и эмоциональном состоянии.
Факторами, влияющими на формирование эмоционального интеллекта, являются жизненные ситуации, которые могут приносить ребенку различные чувства. Поэтому важно, чтобы образовательная среда была насыщена разнообразными ситуациями, которые могут вызвать различные эмоции у детей.
Для выявления уровня развития эмоционального интеллекта был проведен анализ существующих методик и инструментов для диагностики эмоционального интеллекта. На основе этого анализа был подобран и обоснован диагностический комплекс, который позволил измерить уровень развития эмоционального интеллекта у младших школьников.
Было выявлено три уровня развития, где большинство младших школьников находятся на низком уровне развития, что составляет 50%. Средний уровень составляет 30%, а высокий 20%.
Из результатов нашего исследования можно сделать вывод, что младшие школьники имеют определенные характеристики, которые свидетельствуют о низком уровне развития их эмоционального интеллекта. Эти характеристики включают непонимание своих эмоций и эмоций других людей, споры и конфликты, прокрастинацию и отсутствие внутренней мотивации.
Полученные результаты исследования стали основой для разработки программы по развитию эмоционального интеллекта обучающихся младшего школьного возраста. В основе программы лежит серия групповых занятий в театральной студии.
Данная дипломная работа представляет собой комплексный анализ и исследование проблемы развития эмоционального интеллекта у младших школьников, а также предоставляет практическую программу для его развития. Результаты работы могут быть полезными для педагогов, родителей и специалистов в области образования, направленных на повышение качества эмоциональной и социальной компетентности учащихся.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 31 мая 2021г. № 289 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования»
URL:https://fgosreestr.ru/uloads/files/14e6445c39109a753ec3b7d239e46fdb.pdf
2. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников. М.: Академия, 2013. 309 с.
3. Алешина А.В. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. СПб.: Речь, 2012. 289с.
4. Алешина А. В. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 472с.
5. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального. СП.: Речь, 2013. 347с.
6. Андреева И.Н. Предпосылки развития интеллекта //Вопросы психологии. М.: Манн, Иванов и Фербер,2015. № 5.- 12с.
7. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект современной
психологии. Н.: ПГУ, 2014. 284с.
8. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных школьника:
методическое пособие. М.: Сфера, 2018.343с.
9. Беляева Е.Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения. Электронный ресурс //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. №6. С. 69-72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-psihicheskih-protsessov-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-igry-kak-veduschey-formy-obucheniya
10. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 2009. 464с.
11. БредберриТревис. Эмоциональный интеллект 2.0.М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017, с.288
12. Буянова, А. Ю. Теоретические аспекты развития эмоционального
интеллекта у детей дошкольного возраста / А. Ю. Буянова, Е. Ю. Бледнова, С. Ю. Кудрявцева, Э. М. Зимуков. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 59-61. — URL:
https://moluch.ru/th/4/archive/9/167/(дата обращения: 04.10.2023).
13. Буянова А. Ю. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. М.: 2015. № 3 (3). С. 59-61. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/167/(дата обращения: 04.10.2023).
14. Вайнштейн, Л.А. Общая психология: учебник. М.: Современная школа, 2017. 521с.
15. Выготский Л.С. Учение об эмоциях / Собр. Соч. Т.4. М.,1984. с. 90-318.
16. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. М.: «АСТ МОСКВА», 2013.478с.
17. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем !р.М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.396с.
18. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность. М.: Сфера, 2010.276с.
19. Игры и упражнения на развитие эмпатии. Электронный ресурс // Multiurok.ru. URL: https://multiurok.ru/files/ighry-i-uprazhnieniia-na-razvitiie- етрайШтДДата обращения: 04.05.2023).
20. Изотеева Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. М.: Академа, 2004. 288с.
21. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2011. 21с.
22. Использование приемов театрализации для развития творческих способностей у младших школьников. Электронный ресурс // CyberLeninka. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-priemov-teatralizatsii- dlya-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-u-mladshih-shkolnikov-1(Дата обращения: 22.04.2023).
23. Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы.РнД.: Феникс, 2014. 289с.
24. Кабаченко, Т. С. Психология управления. М.: Педагогическое общество России, 2012.158с.
25. Картотека психологических игр и упражнений. Электронный ресурс // НСПортал. 2020. URL: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya- pedagogika/library/2020/10/04/kartoteka-psihologicheskih-igr-i-uprazhneniy(Дата обращения 22.04.2023).
26. Карточки игр для идентификации и понимания эмоций. Электронный ресурс // Наше образование. 2022. URL: https://nsportal.ru/detskii- sad/korrektsionnaya-pedagogika/2022/04/29/kartoteka-igr-identifikatsiya-i- ponyatie-emotsiy(Дата обращения: 29.04.2023).
27. Касицина Н.В. Четыре тактики педагогической поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика.СПб.: Сфера, 2010. 256с.
28. Коробицына Е. В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет. Диагностика, тренинг, занятия. В.: Учитель, 2012. 190с.
29. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Я.: Академия развития, 2016. 160с.
30. Куницына, Н. В. Эмоциональный интеллект и межличностное общение. СПб.: Речь, 2017. 142с.
31. Куракина А.О. Модель психолого-педагогического
сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников Фундаментальные исследования. 2013. № 11. URL: http://fundamental-
research.ru/ru/article/view?id=33161(дата обращения: 30.03.2019)
32. Лёвкин В.Е. Тренингэффективногообщения:учебноепособие. Б:Директ-Медиа,2016. 142с.
33. Леоньтев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Московский университет, 1991.38 с.
34. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. М.: «Институт психологии РАН», 2004.176с.
35. Мухина В. С. Возрастная психология. Феменология развития. М.:
Академия, 2008.165с.
36. Никитин А.А. Эмоциональный интеллект и художественное
мышление// Известные ученые 2013 №9 С.22-24 URL:https://famous-
scientists.ru/list/14527(дата обращения:2013)
37. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2012. 248с.
38. Робертс Р. Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике//Вопросы психологии. М.: 2006. №1.14с.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Питер, 2002. 720с.
40. РыжовД. В. Младший школьный возраст как сенситивный период развития эмоционального интеллекта. М.: Питер, 2013. № 2. 233с.
41. Семенака С.И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллекта дошкольников. М.: АРКТИ, 2014. №4. 96с.
42. Семенака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать:
Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М: АРКТИ, 2011. - 213с.
43. Торндайк Э.Л. Процесс учения у человека.М.: Учпедгиз, 1995. 160с.
44. Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников. Электронный ресурс // CyberLeninka. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-emotsionalnoy- samoregulyatsii-u-mladshih-shkolnikov(Дата обращения: 22.04.2023).
45. Фресс П. Экспериментальная психология. М.: 1995.158с.
46. Цукерман Г. В. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2013. 263с.
47. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: ВЛАДОС, 2015. 314 с.
48. Что такое эмоциональный интеллект. Электронный ресурс // presiumblog. URL: https://presium.pro/blog/what-is-emotional-intelligence(Дата обращения 18.12.2022).
49. Шабанов С. Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 429 с.
50. Шнайдер М.И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта // Гуманизация образования. М.: 2020. С.58-64.
51. Шнайдер М.И. Эмоциональный интеллект в профориентационной диагностике // Гуманизация образования. М.: 2017. № 6. С.83 - 88.
52. Шумилкина М.С. Психологическая виктимность и эмоциональный интеллект // Достижения вузовской науки. М.: 2019. С. 92 - 96.
53. Эмоциональный интеллект. Электронный ресурс //РосДиплом.
2012. URL: https://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=494861(Дата
обращения 13.05.2022).
54. Эрик Баркер. 4 шага для развития эмоционального интеллекта,
научная статья. Электронный ресурс// URL:
https://bakadesuyo.com/2020/12/emotionally-intelligent-2/(Дата публикации: 2.02.2021г.)
55. Яфальян, А.Ф. Влияние эстетических чувств на развитие у ребенка эмоционального интеллекта: теоретический аспект// Вопросы психологии. 2014. 20-24с.
56. Bar-OnR. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI). Psicothema, 18 , supl.,2006. 13-25p.
57. Beldoch M. Sensitivity to Expression of Emotional Meaning in Three Modes of Communication. In Social Encounters: Readings in Social Interaction, Michael Argyle, ed., Aldine Publishing Company, 1973.11p.
58. Mayer J. D., Salovey, P., Caruso, D. R., &Sitarenios, G. Emotional Intelligence As a Standard Intelligence. - Emotion, 2001.232p.