Дидактическая игра, как форма организации обучения математике в 6 классе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования дидактических игр в обучении школьников математике 6
1.1 Учебно-познавательная деятельность обучающихся и методы ее
активизации 6
1.2 Дидактическая игра как форма организации обучения 15
Глава 2. Методика использования дидактических игр на уроках математики в 6 классе 26
2.1 Учебно-тематическое планирование использования дидактических игр на
уроках математики в 6 классе 26.
2.2 Конспекты уроков математики для 6 классов с использованием
дидактических игр 28
2.3 Описание педагогического эксперимента и его результатов 67
Заключение 72
Библиографический список 74.
Глава 1. Теоретические аспекты использования дидактических игр в обучении школьников математике 6
1.1 Учебно-познавательная деятельность обучающихся и методы ее
активизации 6
1.2 Дидактическая игра как форма организации обучения 15
Глава 2. Методика использования дидактических игр на уроках математики в 6 классе 26
2.1 Учебно-тематическое планирование использования дидактических игр на
уроках математики в 6 классе 26.
2.2 Конспекты уроков математики для 6 классов с использованием
дидактических игр 28
2.3 Описание педагогического эксперимента и его результатов 67
Заключение 72
Библиографический список 74.
Актуальность. Проблемы мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе их обучения математике остаются актуальными проблемами математического образования в школе. Поиск инновационных технологий, методов и форм организации обучения математике, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности школьников является одним из приоритетных направлений развития математического образования. Одной из таких технологий является игровая технология, в рамках которой организационные формы обучения переводятся в игровые.
Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания, ее нужно рассматривать, как вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности: магические обряды древнего человека; ритуальные танцы охотников, воспроизводящие процесс охоты до ее начала и выполняющие не только магические, но и учебные функции; военные игры - «Потешные полки» юного Петра и др.
И сегодня вопрос о том, как сделать процесс обучения максимально интересным и увлекательным для обучающихся остается одним из актуальных вопросов школьного образования. Данная проблема во многом решается за счет введения в образовательный процесс интерактивных методов обучения, которые представляют собой «... совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающие специальные условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности» [18].
В основном эти методы строятся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о способах разрешения той или иной проблемы, возникшей ситуации, задачи и характеризуются высоким уровнем активности учащихся...
Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания, ее нужно рассматривать, как вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности: магические обряды древнего человека; ритуальные танцы охотников, воспроизводящие процесс охоты до ее начала и выполняющие не только магические, но и учебные функции; военные игры - «Потешные полки» юного Петра и др.
И сегодня вопрос о том, как сделать процесс обучения максимально интересным и увлекательным для обучающихся остается одним из актуальных вопросов школьного образования. Данная проблема во многом решается за счет введения в образовательный процесс интерактивных методов обучения, которые представляют собой «... совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающие специальные условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности» [18].
В основном эти методы строятся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о способах разрешения той или иной проблемы, возникшей ситуации, задачи и характеризуются высоким уровнем активности учащихся...
В работе теоретически и экспериментально обосновано, что одной из форм активного обучения математике является дидактическая игра, обладающая образовательной, развивающей и воспитывающей функциями.
Охарактеризованы и рассмотрены следующие понятия: «учебно-познавательная деятельность», «методы активизации обучения», «дидактическая игра».
Выделены дидактические условия использования дидактических игр на уроках математики.
Разработан цикл уроков с дидактическими играми (игровыми моментами) для 6 класса по разным темам школьного курса и проведен педагогический эксперимент по ее апробации на практике.
На основании полученных результатов педагогического эксперимента сделан ряд следующих выводов:
- Дидактическая игра способствует активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся - увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
- Включение в урок математики игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала и разнообразит их деятельность на уроке.
- Игры могут быть различными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме их проведения и, могут иметь место на различных этапах урока: в его начале — для концентрации внимания; в середине урока — для небольшой разрядки; в конце — для повторения.
Таким образом, правильное использование дидактических игр на уроках математики способствует формированию и развитию предметных, метапредметных умений и личностных качеств обучающихся и активизации их учебно-познавательной деятельности.
Все поставленные задачи исследования выполнены и цель исследования достигнута.
Охарактеризованы и рассмотрены следующие понятия: «учебно-познавательная деятельность», «методы активизации обучения», «дидактическая игра».
Выделены дидактические условия использования дидактических игр на уроках математики.
Разработан цикл уроков с дидактическими играми (игровыми моментами) для 6 класса по разным темам школьного курса и проведен педагогический эксперимент по ее апробации на практике.
На основании полученных результатов педагогического эксперимента сделан ряд следующих выводов:
- Дидактическая игра способствует активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся - увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
- Включение в урок математики игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала и разнообразит их деятельность на уроке.
- Игры могут быть различными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме их проведения и, могут иметь место на различных этапах урока: в его начале — для концентрации внимания; в середине урока — для небольшой разрядки; в конце — для повторения.
Таким образом, правильное использование дидактических игр на уроках математики способствует формированию и развитию предметных, метапредметных умений и личностных качеств обучающихся и активизации их учебно-познавательной деятельности.
Все поставленные задачи исследования выполнены и цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Дидактическая игра как средство формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - Геймификация в процессе обучения математике обучающихся 8 классов как средство повышения мотивации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - Дидактические игры как элемент нестандартных уроков информатики и ИКТ в 8 классах
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Дидактические игры на уроках математики как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Дидактическая игра как средство развития логических универсальных учебных действий на уроках информатики в четвертом классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕБНАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ИНФОРМАТИКЕ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Дидактическая игра как одна из форм познавательной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2013 - Дидактические игры как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в предметной области «Математика»
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020





