Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования дидактических игр в обучении школьников математике 6
1.1 Учебно-познавательная деятельность обучающихся и методы ее
активизации 6
1.2 Дидактическая игра как форма организации обучения 15
Глава 2. Методика использования дидактических игр на уроках математики в 6 классе 26
2.1 Учебно-тематическое планирование использования дидактических игр на
уроках математики в 6 классе 26.
2.2 Конспекты уроков математики для 6 классов с использованием
дидактических игр 28
2.3 Описание педагогического эксперимента и его результатов 67
Заключение 72
Библиографический список 74.
Актуальность. Проблемы мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе их обучения математике остаются актуальными проблемами математического образования в школе. Поиск инновационных технологий, методов и форм организации обучения математике, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности школьников является одним из приоритетных направлений развития математического образования. Одной из таких технологий является игровая технология, в рамках которой организационные формы обучения переводятся в игровые.
Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания, ее нужно рассматривать, как вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности: магические обряды древнего человека; ритуальные танцы охотников, воспроизводящие процесс охоты до ее начала и выполняющие не только магические, но и учебные функции; военные игры - «Потешные полки» юного Петра и др.
И сегодня вопрос о том, как сделать процесс обучения максимально интересным и увлекательным для обучающихся остается одним из актуальных вопросов школьного образования. Данная проблема во многом решается за счет введения в образовательный процесс интерактивных методов обучения, которые представляют собой «... совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающие специальные условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности» [18].
В основном эти методы строятся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о способах разрешения той или иной проблемы, возникшей ситуации, задачи и характеризуются высоким уровнем активности учащихся...
В работе теоретически и экспериментально обосновано, что одной из форм активного обучения математике является дидактическая игра, обладающая образовательной, развивающей и воспитывающей функциями.
Охарактеризованы и рассмотрены следующие понятия: «учебно-познавательная деятельность», «методы активизации обучения», «дидактическая игра».
Выделены дидактические условия использования дидактических игр на уроках математики.
Разработан цикл уроков с дидактическими играми (игровыми моментами) для 6 класса по разным темам школьного курса и проведен педагогический эксперимент по ее апробации на практике.
На основании полученных результатов педагогического эксперимента сделан ряд следующих выводов:
- Дидактическая игра способствует активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся - увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
- Включение в урок математики игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала и разнообразит их деятельность на уроке.
- Игры могут быть различными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме их проведения и, могут иметь место на различных этапах урока: в его начале — для концентрации внимания; в середине урока — для небольшой разрядки; в конце — для повторения.
Таким образом, правильное использование дидактических игр на уроках математики способствует формированию и развитию предметных, метапредметных умений и личностных качеств обучающихся и активизации их учебно-познавательной деятельности.
Все поставленные задачи исследования выполнены и цель исследования достигнута.
1. Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Применение новых технологий в образовании. Троицк, 2009.
2. Бижова Т.В. Роль дидактической игры на уроках математики и во внеурочной деятельности как одной из педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности, учащихся // Теория и практика образования в современном мире Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 149-154.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
4. Брагина Н.А. Дидактическая игра как средство развития умений оперировать с понятиями на уроках математики // Апробация. - 2015. - № 12 (39). - С. 102-104.
5. Вдовина С.А., Кунгурова И.М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Науковедение. 2013. №6.
6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
7. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Просвещение, 2011. -с. 185 .
8. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 6 класс. - М.: Мнемозина, 2007.
9. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. с. 231.
10. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности школьников // Современная педагогика. 1999. № 3. С. 27.
11. Григорьева Г.И. Нестандартные уроки математики. - Волгоград: Корифей, 2015. - 96 с.
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 240 с.
13. Дашевская Л. К. Игры - как методическая система обучения// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 25. - С. 27-28. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770487.htm.
14. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. revolution. allbest.ru
15. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. М.: Педагогика- Пресс, 2000. 384 с...45