Введение 3
Глава 1. Внеурочная деятельность школьника
1.1 Понятие о внеурочной деятельности школьников 5
1.2. Организационные модели внеурочной деятельности 10
1.3. Внеурочная работа в рамках ФГОС 18
Глава 2. Внеурочная деятельность школьников по географии
2.1. Особенности внеурочной работы, учащихся по географии 29
2.2. Привлечение школьников к изучению географии, через внеурочную
деятельность 31
Глава 3. Разработка географического дискуссионного клуба
3.1. Дискуссионный клуб как форма вне учебной деятельности
старшеклассников 39
3.2. Место дискуссионного клуба по географии во внеурочной деятельности
школьников 40
3.3. Итоги педагогического эксперимента 43
Заключение 47
Список использованных источников 48
Приложение 1. Программа «Географического дискуссионного клуба»
Приложение 2. Памятка «правила поведения на дискуссии»
«Внеурочная деятельность школьников - это не только специальные мероприятия. Это огромный жизненней пласт, который дети
в отличие от учебной деятельности осваивают добровольно.»
Амонашвили Шалва Александрович
Подход, при котором осуществляется внеурочная деятельность школьников, сведен чаще всего к примитивному проведению мероприятий, что фактически это отдаляет ребенка от его естественного желания развиваться. В гонке за высокими балами ЕГЭ, школьников превращают в роботов, работающих на высокий результат, однако требования к учащимся очень высокие. В следствии этого ребенок, теряет навыки естественного общения, в школе, в семье, со сверстниками, в обществе, все окружение сводиться к однообразному социальному и информационному окружению, что может привести к изоляции нормальной жизни подростков, отделяет его не только от мира взрослых, но и приобретение коммуникативных навыков. Воспитание и образование в школе должно основываться на организации совместной деятельности взрослого и школьника, учащихся между собой, детей и общества, что приведёт приобретение и передачу опыта целостного общения между людьми разных возрастов. При этом воспитание не может быть однообразным видом деятельности, оно должно охватывать и учебную и внеурочную деятельность. Возьмем к примеру, федеральный государственный стандарт нового поколения, где внеурочной деятельности уделено особое внимание, что формирование и развитие личности во многом обязаны внеурочной деятельности.
Подростковый период развития человека характеризуется рядом специфических новообразований: развитием самосознания, проявлением чувства взрослости, выраженного в эмансипации, группировании со сверстниками, конформизмом, стремлением самоутвердиться и тому подобное, что ставит этот возраст в ранг "трудных" в образовательном процессе. В связи с тем, что различные детские организации были ликвидированы, образовательный процесс в некоторых школах стал ориентированным в большей степени на учебную деятельность детей, тогда как воспитанию личности в условиях общеобразовательной школы уделяется зачастую фрагментарное внимание. Между тем, большой социализирующий потенциал несет внеурочная деятельность. В связи с этим для современной педагогической науки проблема успешной социализации старших подростков во внеурочной деятельности является актуальной...
Внеурочная деятельность, осуществляет 30 процентов воспитания школьников. Воспитание и образование в школе должно основываться на организации совместной деятельности взрослого и школьника, учащихся между собой, детей и общества, что приведёт приобретение и передачу опыта общения между людьми. При этом воспитание не может быть однообразным видом деятельности, оно должно охватывать и учебную и внеурочную деятельность. Работая с федеральным государственным образователем стандартом, где внеурочной деятельности уделено особое внимание, что формирование и развитие личности во многом обязаны внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность, это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Внеурочная деятельность организуется для того, чтобы удовлетворить потребности, учащихся в содержательном досуге, их участие в общественно полезной деятельности и самоуправлении.
Разработка дискуссионного географического клуба, позволяет раскрыть значения внеурочной деятельности как средства развития гармоничной личности школьников, развитие коммуникаций и повышает уровень успешности учеников. По результатам проведения педагогического эксперимента, который помогает формировать универсальные учебные действия, предметные, мета предметные и личностные. Которые позволят быль успешным, и поможет в дальнейшим. Развитие личности является первостепенной задачей перед внеурочной деятельности. Однако школа это не только непрерывный процесс урочной деятельности, после уроков школа превращается в мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 476 с.
2. Баранский Н.Н. Метод преподавании экономической географии / Н.Н. Баранский - М., 1980. - С. 120-121
3. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.- С.53-55
4. Герасимова Т. П, Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс / Т.П. Герасимова, О.В. Крылова. - М: Просвещение, 1991. - С. 45-48
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя /.М.: Просвещение, 2010
6. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность учащихся в области геолого¬географических наук / Е.М. Гурвич // География в школе. - № 4. - 2002. - С. 49-50
7. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России: Учебное издание. М., 2009
8. Душина И.В. Методика преподавание географии / И.В. Душина, Г.А. Понурова. - М., 1996. - С. 174-176
9. Енин А.В. Концепция социального воспитания и дополнительного
образования детей и молодежи Воронежской области /Воронеж:
ВОИПКиПРО, 2011
10. Енин А.В. Внеурочная деятельность. Теория и практика / Сост..М.:ВАКО, 2015
11. Емильянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емильянов. - М.: Советский спорт, 2000. - С. 10 - 11
12. Жильников А.В. Неделя географии в школе // География в школе. - № 4. - 1998. - С. 76-78
13. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - С. 339 - 340
14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 1997. - 140 с.
15. Ланина И. Я, Соломин В.П. Экскурсия в природу по физике и биологии / И.Я. Ланина, В.П. Сломин. - Спб., 1998. - С. 24-25...39