Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

Работа №168827

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы124
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 9
1.1. Социально-психологическая адаптация к школе детей младшего
школьного возраста как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Понятие родительского отношения в психологии 21
1.3. Психологические особенности детей
младшего школьного возраста 32
1.4. Проблема влияния родительского отношения на социально-психологическую адаптацию детей младшего школьного возраста 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 47
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ 49
2.1. Организация и методики исследования 49
2.2. Анализ результатов 58
2.3. Методические рекомендации по гармонизации родительского
отношения к детям младшего школьного возраста в период адаптации к школе 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 94


Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что ребенок, поступающий в школу, попадает в новую социальную ситуацию развития, школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил (Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.В. Сапоровская и др.).
Проблема социально-психологической адаптации рассматривалась Б.Н. Алмазовым, Э.М. Александровской, М.В. Антроповой, М.М. Безруких, уровни адаптации определены Е.А. Карповой, условия успешной адаптации выдвинуты в работах В.В. Тонковой-Ямпольской, причины дезадаптации в работах Р.В. Овчаровой, М.М. Безруких.
Одним из условий, оказывающих существенное влияние на процесс психологической адаптации детей к школе, многие психологи называют особенности родительско-детских отношений.
В последние десятилетия проблема родительско-детских отношений занимает одно из ключевых мест в современной психологии. Различные аспекты, связанные с изучением этого вопроса, отражены в многочисленных научных и практических исследованиях: становление эмоционального характера в семье рассматривала О.А. Карабанова; специфика условий, определяющих родительско-детские отношения, стили семейного воспитания описаны В.М. Минияровым; нежелательные стили родительского поведения в семье изучали А. Адлер, Э. Эриксон, Д.М. Леви, В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева и др.; типы отношений родителей к детям, лежащих в основе возникновения аффективных переживаний исследовала Л.Г. Сагатовская; эмоциональной стороной родительско-детских отношений занималась А.Я. Варга; патогенные типы воспитания рассматривал А.И. Захаров; родительские стили дисгармоничных семей описаны А.С. Спиваковской.
Значимость детско-родительских отношений в сложный для ребенка период начала школьного обучения подчёркивается многими авторами (К.В. Бардин, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Г.А. Цукерман)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами эмпирическое исследование, посвященное изучению актуальной проблемы особенностей социально-психологической адаптации первоклассников к школе в зависимости от родительского отношения в их семьях, позволило сделать следующие выводы.
Начало обучения в школе - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации.
Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям - сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий развития личностной готовности ребенка к школе, интеллектуальной готовности и социальной готовности к школьному обучению.
От того, как пройдёт процесс школьной адаптации, насколько успешно ребёнок освоит новое социальное пространство, усвоит школьные нормы и правила, как сложится система отношений «школа - ребёнок - семья» во многом зависит уровень адаптированности школьника в последующие годы обучения. Первоклассники без явно выраженных нарушений остаются на периферии внимания специалистов. Опыт нашей практической работы показывает, что эти дети нуждаются в поддержке взрослых не меньше, чем остальные.
Детско-родительские отношения выступают фактором успешности социально-психологической адаптации к школе.
Родительское отношение составляет важнейшую подсистему семьи и может рассматриваться как отношения непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя [7].
Понятие «родительское отношение» имеет наиболее общий характер, указывая на взаимную связь, принадлежность, зависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности восприятия ребенка, способ общения с ним, характер приемов воздействия [15, с. 89].
Тот факт, что детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте включены в систему значимых отношений ребёнка определяет то, что родители могут влиять на успешность либо неуспешность ребёнка в адаптационный период...


1. Александрова О.Н., Боголюбова О.Н., Васильева Н.Л. и др.; Под общей ред. М.А. Гулиной // Психология социальной работы СПб: Питер,
2002. 352 с.: ил. (Серия Учебник нового века) С. 203.
2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / под ред С.М. Громбаха. М.: Медицина, 1998. С. 35-37.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Академия, 2012. 380 с.
4. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: дис. ... канд. психол. наук. М., 1992. 212 с.
5. Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Образование в современной школе 2003. № 6. С. 40.
6. Бадьина Н.П. Развитие адаптивных качеств личности обучающихся. Курган: ИПКиПРО Курганской области, 2016. 42 с.
7. Безменов П.В. Социально-психологические предпосылки школьной неуспеваемости и ее коррекция у учеников младших классов // Вопросы психического развития детей и подростков. 2011. № 1. С. 64-69.
8. Безруких М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе // Управление начальной школой. 2011. № 8. С. 24-31
9. Безруких М.М., Фабер Д.А. Психофизиология: словарь. М.: Per Se,
2006. 128 с. (Психол. лексикон: энцикл. словарь в 6 т./под общ. ред.
А.В. Петровского; ред.-сост. Л.А. Карпенко). URL:
http://www.insai.ru/slovar/2418 (дата обращения: 11.03.2017)
10. Белякова Н.В. Педагогические факторы риска школьной дезадаптации. Психолого-педагогические системы и технологии: материалы первой научно-практической студенческой конференции. Омск, 1998. С. 31-34.
11. Березин В.Ф. Психическая адаптация и тревога // Психические состояния. Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов СПб., 2000. С. 175-181.
12. Бодалев А.А. Личность и общение. М. 2013. 320 с.
13. Божович Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.М. Божович. М.: Академия, 2007. 267с.
14. Боулби Дж., Мельникова М., Бенедек Т., Эйнсворт М. Психология привязанности. М.: ERGO, 2016. 360 с.
15. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Начальная школа. 2009. № 2. С. 25-28...94


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ