ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 9
1.1. Социально-психологическая адаптация к школе детей младшего
школьного возраста как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Понятие родительского отношения в психологии 21
1.3. Психологические особенности детей
младшего школьного возраста 32
1.4. Проблема влияния родительского отношения на социально-психологическую адаптацию детей младшего школьного возраста 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 47
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ 49
2.1. Организация и методики исследования 49
2.2. Анализ результатов 58
2.3. Методические рекомендации по гармонизации родительского
отношения к детям младшего школьного возраста в период адаптации к школе 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 94
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 9
1.1. Социально-психологическая адаптация к школе детей младшего
школьного возраста как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Понятие родительского отношения в психологии 21
1.3. Психологические особенности детей
младшего школьного возраста 32
1.4. Проблема влияния родительского отношения на социально-психологическую адаптацию детей младшего школьного возраста 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 47
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ 49
2.1. Организация и методики исследования 49
2.2. Анализ результатов 58
2.3. Методические рекомендации по гармонизации родительского
отношения к детям младшего школьного возраста в период адаптации к школе 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 94
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что ребенок, поступающий в школу, попадает в новую социальную ситуацию развития, школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил (Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.В. Сапоровская и др.).
Проблема социально-психологической адаптации рассматривалась Б.Н. Алмазовым, Э.М. Александровской, М.В. Антроповой, М.М. Безруких, уровни адаптации определены Е.А. Карповой, условия успешной адаптации выдвинуты в работах В.В. Тонковой-Ямпольской, причины дезадаптации в работах Р.В. Овчаровой, М.М. Безруких.
Одним из условий, оказывающих существенное влияние на процесс психологической адаптации детей к школе, многие психологи называют особенности родительско-детских отношений.
В последние десятилетия проблема родительско-детских отношений занимает одно из ключевых мест в современной психологии. Различные аспекты, связанные с изучением этого вопроса, отражены в многочисленных научных и практических исследованиях: становление эмоционального характера в семье рассматривала О.А. Карабанова; специфика условий, определяющих родительско-детские отношения, стили семейного воспитания описаны В.М. Минияровым; нежелательные стили родительского поведения в семье изучали А. Адлер, Э. Эриксон, Д.М. Леви, В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева и др.; типы отношений родителей к детям, лежащих в основе возникновения аффективных переживаний исследовала Л.Г. Сагатовская; эмоциональной стороной родительско-детских отношений занималась А.Я. Варга; патогенные типы воспитания рассматривал А.И. Захаров; родительские стили дисгармоничных семей описаны А.С. Спиваковской.
Значимость детско-родительских отношений в сложный для ребенка период начала школьного обучения подчёркивается многими авторами (К.В. Бардин, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Г.А. Цукерман)...
Проблема социально-психологической адаптации рассматривалась Б.Н. Алмазовым, Э.М. Александровской, М.В. Антроповой, М.М. Безруких, уровни адаптации определены Е.А. Карповой, условия успешной адаптации выдвинуты в работах В.В. Тонковой-Ямпольской, причины дезадаптации в работах Р.В. Овчаровой, М.М. Безруких.
Одним из условий, оказывающих существенное влияние на процесс психологической адаптации детей к школе, многие психологи называют особенности родительско-детских отношений.
В последние десятилетия проблема родительско-детских отношений занимает одно из ключевых мест в современной психологии. Различные аспекты, связанные с изучением этого вопроса, отражены в многочисленных научных и практических исследованиях: становление эмоционального характера в семье рассматривала О.А. Карабанова; специфика условий, определяющих родительско-детские отношения, стили семейного воспитания описаны В.М. Минияровым; нежелательные стили родительского поведения в семье изучали А. Адлер, Э. Эриксон, Д.М. Леви, В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева и др.; типы отношений родителей к детям, лежащих в основе возникновения аффективных переживаний исследовала Л.Г. Сагатовская; эмоциональной стороной родительско-детских отношений занималась А.Я. Варга; патогенные типы воспитания рассматривал А.И. Захаров; родительские стили дисгармоничных семей описаны А.С. Спиваковской.
Значимость детско-родительских отношений в сложный для ребенка период начала школьного обучения подчёркивается многими авторами (К.В. Бардин, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Г.А. Цукерман)...
Проведенное нами эмпирическое исследование, посвященное изучению актуальной проблемы особенностей социально-психологической адаптации первоклассников к школе в зависимости от родительского отношения в их семьях, позволило сделать следующие выводы.
Начало обучения в школе - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации.
Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям - сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий развития личностной готовности ребенка к школе, интеллектуальной готовности и социальной готовности к школьному обучению.
От того, как пройдёт процесс школьной адаптации, насколько успешно ребёнок освоит новое социальное пространство, усвоит школьные нормы и правила, как сложится система отношений «школа - ребёнок - семья» во многом зависит уровень адаптированности школьника в последующие годы обучения. Первоклассники без явно выраженных нарушений остаются на периферии внимания специалистов. Опыт нашей практической работы показывает, что эти дети нуждаются в поддержке взрослых не меньше, чем остальные.
Детско-родительские отношения выступают фактором успешности социально-психологической адаптации к школе.
Родительское отношение составляет важнейшую подсистему семьи и может рассматриваться как отношения непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя [7].
Понятие «родительское отношение» имеет наиболее общий характер, указывая на взаимную связь, принадлежность, зависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности восприятия ребенка, способ общения с ним, характер приемов воздействия [15, с. 89].
Тот факт, что детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте включены в систему значимых отношений ребёнка определяет то, что родители могут влиять на успешность либо неуспешность ребёнка в адаптационный период...
Начало обучения в школе - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации.
Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям - сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий развития личностной готовности ребенка к школе, интеллектуальной готовности и социальной готовности к школьному обучению.
От того, как пройдёт процесс школьной адаптации, насколько успешно ребёнок освоит новое социальное пространство, усвоит школьные нормы и правила, как сложится система отношений «школа - ребёнок - семья» во многом зависит уровень адаптированности школьника в последующие годы обучения. Первоклассники без явно выраженных нарушений остаются на периферии внимания специалистов. Опыт нашей практической работы показывает, что эти дети нуждаются в поддержке взрослых не меньше, чем остальные.
Детско-родительские отношения выступают фактором успешности социально-психологической адаптации к школе.
Родительское отношение составляет важнейшую подсистему семьи и может рассматриваться как отношения непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя [7].
Понятие «родительское отношение» имеет наиболее общий характер, указывая на взаимную связь, принадлежность, зависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности восприятия ребенка, способ общения с ним, характер приемов воздействия [15, с. 89].
Тот факт, что детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте включены в систему значимых отношений ребёнка определяет то, что родители могут влиять на успешность либо неуспешность ребёнка в адаптационный период...
Подобные работы
- Психокоррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей (Московский Гуманитарно-Экономический Университет (Нижегородский филиал))
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Психологические характеристики младших школьников с разными типами эмоциональных нарушений
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Формирование эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного
возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2020 - ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ и
ОСОБЕНОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Исследование взаимосвязи актуальных страхов детей младшего школьного возраста и их родителей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - СВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТИПОМ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - СВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТИПОМ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ В
МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





