Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №168823

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Теоретический анализ научных подходов к проблеме ответственности в
психологии 7
1.2. Развитие ответственности в подростковом возрасте 14
1.3. Особенности подростков, участвующих в волонтерской деятельности .. 19
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1 Организация и методики исследования 27
2.2 Сравнительный анализ ответственности подростков, участвующих и не участвующих в волонтерской деятельности 32
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию 55
ответственности подростков, участвующих в волонтерской деятельности ... 55 Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64


Волонтерская деятельность - общественно-полезная деятельность на основе добровольного выбора, отражающего личные взгляды и позиции гражданина; институт социального, культурного и экономического развития общества. Природа добровольчества предполагает гуманность и милосердие, что служит важным методом воспитания и эффективной социализации подростков.
Содержание добровольческой деятельности предоставляет подростку возможность самостоятельного выбора одного или нескольких возможных направлений деятельности, предполагающих взаимодействие с различными возрастными и социальными категориями.
В формировании любой личности важным ядром выступает ответственность. С ответственностью человек сталкивается с ранних лет, это качество является основополагающим для развития личности. Независимо от условий ситуации, человек, у которого есть чувство ответственности, будет поступать во благо всем, в том числе и себе.
Проблеме ответственности посвящено множество исследований в психологии. Ответственность является предметом различных наук: психологии, философии, социологии, педагогики, юриспруденции. В каждой науке имеется свое видение проблемы ответственности.
Проблема ответственности изучалась в трудах российских исследователей (К.А. Абульханова-Славская, В.П. Прядеин, Л.И. Дементий, Л.А. Барановская, Ю.Д. Мишина, Е.Н. Шахова, В.С. Королькова, О.Р. Кривошеева и другие), а также являлась аспектом рассмотрения и в зарубежных исследованиях (В. Франкл, К. Роджерс, Л. Колберг, X. Хекхаузен, Дж. Роттер и другие).
Становление ответственности начинается в подростковом возрасте, на что указывают исследователи Е.И. Михайлова, В.Г. Казанская, М.А. Осташева, С.В. Молчанов, О.В. Алмазова, Н.Н. Поскребышева, А.А. Запуниди, В.А. Шапошников и другие. В данных исследованиях показано, что ответственность, как свойство личности, определяющее поведение человека процессе деятельности, общении с другими людьми позволяет подросткам принимать ее на себя за происходящее, способны использовать, пробовать в действии разнообразные стратегии поведения и прогнозировать для себя последствия своих поступков.
Когда подросток выстраивает партнерские отношения (А.П. Панфилова), вовлекается в волонтерское движение (Е.В. Богданова), присоединяется к разработке и реализации социальных проектов (А.Г. Кирпичник), становление ответственности носит личностную окраску и происходит интенсивнее.
Воспитательную значимость волонтерской деятельность признают многие исследователи. Работы П.Д. Павленка и Е.И. Холостовой определяют сущность волонтерства как добровольной деятельности, ведущейся в соответствии с потребностью совести. Психолого-педагогическая эффективность волонтерской (добровольческой) деятельности показана в исследованиях Г.П. Бодренковой, Л.В. Болотовой, В.В. Митрофаненко, Н.С. Моровой...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для формирования ответственности, проявляющихся в общественно значимой деятельности и определяющих процесс их социализации, особое значение имеет подростковый возраст, в течение которого возникают идеальные образцы поведения, создается нравственная основа, позволяющая человеку самому управлять своим поведением и развитием. Именно в этом возрасте происходит зарождение способности и готовности брать на себя ответственность за участие в происходящих событиях, анализировать свою роль в ситуациях социального взаимодействия.
В подростковом возрасте начинается переосмысление сущностных характеристик личности, среди которых важное место занимают ответственность и самостоятельность. Подросток в значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед коллективом, Подросток заявляет о себе в том случае, если он самостоятельно выбирает и планирует ответственное поведение, принимает решение за совершение действий, которые получат социальную оценку, и принимает на себя ответственность за последствия этих действий. Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности.
С учетом психолого-педагогических особенностей развития и проявления ответственности подростков, необходимым представляется использовать специально продуманную организацию общественно полезной деятельности - волонтерской деятельности, направленной на создание ситуаций, благоприятствующих усвоению подростками социальных ценностей и образцов поведения. Только создание подобных условий создает предпосылки для того, чтобы человек стремился быть ответственным не только за свою собственную жизнь, но за жизнь других.
Кроме того, волонтерская деятельность способствует непроизвольному усвоению подростками социально-психологических образцов, в которых закреплен моральный опыт общества, что поможет им ориентироваться в различных социальных ситуациях.
Обобщая выше сказанное, можно утверждать, что социально значимая волонтерская деятельность, направленная на помощь другим, как внешняя деятельность подростка отвечает всем требованиям, формирующим ответственность подростка.
В результате проведенного эмпирического исследования нами были выявлены характеристики ответственности подростков с разной включенностью в волонтерскую деятельность.
В группе подростков-волонтеров социальных мероприятий и проектов ответственность характеризуется следующими проявлениями: принятие очень высокой ответственности за достижения в жизни на себя, считают значимость собственных действий в производственной деятельности, в межличностных отношениях в коллективе; включение в систему общественных отношений, склонность следовать общепринятым социальным нормам общества, в отношениях; пунктуальность, исполнительность, ответственность за свои поступки, за происходящее в их жизни...


1. Абдалина Л.В. Психологические аспекты добровольческой деятельности в подростковом возрасте // Вестник ТГУ. 2011. Выпуск 7 (99). С. 99-102.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2013. 299 с.
3. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: дис. ... канд. псих.наук. Кемерово. 2008. 206 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 288 с.
5. Арсеньева Т.Н. Психолого-педагогические основы разработки и внедрения инновационных проектов молодежного добровольчества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. №136. С. 46-55.
6. Бибикова Д.В., Диденко В.Н. Влияние волонтерской деятельности на развитие личности подростка (на примере профильной смены «волонтеры смоленщины») // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2018. № 3. С. 18-22.
7. Богданова Е.В. Волонтерская деятельность как ресурс социального воспитания школьников // Социальная педагогика в социальных практиках: материалы Международного симпозиума «Социальная педагогика: актуальные проблемы и перспективы» / под ред. А.В. Мудрика, Т.Т. Щелиной. Н. Новгород: Арзамаский филиал ННГУ. 2014. С. 50-55.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
9. Борцова М.В. Факторы становления начальных форм ответственности личности: теоретический аспект: монография. Славянск-на Кубани: Издательский центр СГПИ, 2007. 125 с.
10. Бронсон П.Э., Мерримен М. Воспитательный шок: Революционный взгляд на воспитание детей и подростков. М.: Эксмо, 2013. 288 с.
11. Васина Ю.М. Особенности формирования самоконтроля у подростков как одно из условий развития у них чувства ответственности // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2020. № 4 (24). С. 22-25.
12. Винокурова Н.В. Формирование ответственности у подростков как целевая функция деятельности классного руководителя: дис. канд. пед. наук. Киров, 2014. 186 с.
13. Вологодская О.П. Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! М.: Центрполиграф, 2014. 191 с.
14. Волонтерский менеджмент: пособие для сотрудников и молодежных лидеров БОКК / сост. В. Колбанов. М.: Политиздат. 2010. 361 с.
15. Вотинова O.A. Волонтерская деятельность как социальная технология работы с молодежью // Новые социальные технологии: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (11-12 мая 2004 г., г. Пермь). Пермь, 2004. С. 172-173...43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ