Введение 3
Глава 1. Общие сведения о строении и функциях организма человека 6
1.1 Краткие сведения о системах органов человека 6
1.2 Свойства и функции систем органов 11
Глава 2. Изучение темы «Общий обзор строения и функций организма человека» в учебно-методической литературе 28
2.1 Состояние проблемы изучения темы «Общий обзор строения и функций
организма человека» в учебно-методической литературе 28
2.2 Экспериментальное обучение по теме «Общий обзор строения и функций
организма человека» в школьном курсе биологии 34
Выводы 43
Список используемой литературы
В процессе изучения биологии в 8 классе школьники должны усвоить определенный круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, которые предусмотрены стандартом биологического образования для основной школы. В результате обучения у школьников должно сформироваться научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой.
Исходя из этого, главной целью российского образования является повышение его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и здоровье сберегающую грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой.
Тема «Общий обзор строения и функций организма человека» носит вводно-обобщающий характер. С одной стороны, в ней обобщаются морфолого-анатомические и физиологические знания, полученные при изучении раздела «Животные», с другой стороны, осуществляется общее знакомство с организмом человека, причем знакомство происходит в плане сравнения, сопоставления знаний о строении органов и систем органов млекопитающих животных и человека и их функциях. Обучающиеся получают самые общие представления о строении и функциях систем органов.
В процессе изучения этой темы у обучающихся должны быть сформированы знания: о клеточном строении организма, о различных видах тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной) и их функциях, об органах человеческого организма, о системах органов, о взаимосвязи органов и систем органов как основы гомеостаза. Так же обучающиеся должны знать, основные признаки человека. Уметь узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах, устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением клеток тканей, органов и их систем [27].
Чтобы раскрыть и научно обосновать этот материал, для того что бы у обучающихся были правильно сформированы общие представления о строении организма человека, системах органов и их функций, учителю необходимо правильно организовать процесс обучения. Именно поэтому была выбрана тема исследования: «Методика изучения темы «Общий обзор и функции организма человека» в разделе «Человек».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии, включающий изучение темы «Общий обзор строения и функций организма человека».
Предмет исследования: методические условия изучения темы «Общий обзор строения и функций организма человека» в школьном курсе биологии.
Цель исследования: выявление методических условий изучения темы «Общий обзор строения и функций организма человека» и применение их в школе.
Гипотеза исследования: изучение темы «Общий обзор строения и функций организма человека» будет успешным, если правильно собрать содержание, выбрать методы и приемы, средства обучения, способствующие усвоению знаний и активизации деятельности обучающихся.
Для реализации намеченной цели и проверки выдвинутой гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. Изучение специальной биологической литературы, характеристика органов и систем органов организма человека.
2. Выяснение состояния проблемы изучения темы «Общий обзор строения и функций организма человека» в современной методической литературе.
3. Разработка и экспериментальная проверка методики темы «Общий обзор строения и функций организма человека» в условиях педагогического эксперимента.
В зависимости от конкретных задач выбраны следующие методы исследования:
• теоретический - изучение и анализ биологической, педагогической и методической литературы, учебно-программных и методологических документов, учебников в аспекте исследуемой проблемы;
• эмпирический - срезы знаний, беседы, педагогические эксперименты;
• статистический - математический, обработка результатов.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №99 г. Красноярска и включало в себя 3 этапа.
На первом этапе был проведен анализ проблемы в психологопедагогической литературе, определены цель, гипотеза, задачи исследования, разработана методика экспериментального обучения.
На втором этапе проводился обучающий эксперимент, выявлялось влияние разработанной методики изучения темы «Общий обзор строения и функций организма человека» на усвоение биологических знаний.
На третьем этапе осуществлялась обработка и коррекция результатов педагогического эксперимента, обобщались результаты теоретического и эмпирического исследования, формулировались выводы, оформлялась работа.
Структура выпускной квалификационной работы отвечает логике исследования, содержит введение, две главы, выводы и список литературы.
1. Организм человека - сложная система, состоящая из клеток, тканей, органов, систем органов, образующих целостную систему. Все части этой системы имеют свою структуру и функции.
2. Тема «Общий обзор строения и функций организма человека» изучается по всем вариативным программам, на её изучение отводится примерно одинаковое количество часов. По мере освоения темы у обучающихся должны быть сформированы знания об основных признаках организма человека, о взаимосвязи между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем.
З.Экспериментальное обучение подтвердило гипотезу, что усвоение знаний по теме будет успешным если соблюдать такие методические условия как тщательный отбор материала на урок, использование разнообразных методов, средств обучения, типов и видов урока, проведение самонаблюдений, выполнение лабораторных работ.