Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические и методические основы применения художественной литературы в 8 и 9 классах 9
1.1 Психолого-педагогические условия преподавания истории в 8 и 9
классах 9
1.2 Методика использования художественной литературы на уроке
истории 19
Глава 2. Реализация приемов использования художественной литературы на уроках истории 27
2.1 Использование художественной литературы в УМК по истории России 8 и 9 классов 27
2.2. Методические разработки уроков по истории России с использованием художественной литературы в 8 и 9 классах 36
2.3 Анализ апробации методики использования художественной литературы на
уроках истории России в 8 и 9 классах 43
Заключение 48
Список источников и литературы 50
Приложения 54
Актуальность темы. Художественная литература - чрезвычайно ценный элемент обучения, так как способна иллюстрировать научный материал истории, комментировать его художественными сюжетами, возбуждать живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональное переживание, она также служит для учащихся подросткового возраста одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания. Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по каждому курсу истории. В современной школе ее применение - это неотъемлемая часть изучения истории на базовом и на углубленном уровнях обучения. Художественное произведение также может являться источником для изучения эпохи, когда оно было написано. Именно поэтому тему данного исследования можно считать актуальной.
Художественная литература, так же, как и научная, является незаменимым источником знаний, именно поэтому она активно использовалась педагогами с самого начала преподавания истории. Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Слово учителя, предельно точное, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда находит нужную гамму ярких изобразительных средств для передачи знаний. На помощь ему должны прийти произведения писателей и поэтов. Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений учитель привлекает, чтобы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание.
В современных условиях наблюдается тенденция снижения заинтересованности учеников в прочтении художественной литературы. С появлением информационных технологий, мы столкнулись с плюсами и минусами данного новшества. Источником знаний всё чаще становится информационное поле. Но не стоит отрицать, что незаменимым историческим источником была и остается художественная литература. Следуя новым тенденциям, эти источники могут быть не в бумажном варианте, а электронном. Важная задача преподавателя- развить интерес учащихся в поиске информации в различных источниках, научить с помощью критического анализа отбирать достоверную информацию, оценивать события. В данной работе художественная литература может стать одним из инструментов. Более того, используя художественную литературу на уроках, мы заинтересовываем учащихся к чтению литературы.
Цель работы. Основная наша цель - выявление потенциала и наиболее эффективных методов и приемов использования художественной литературы на уроках истории на примере 8-9 классов.
Задачи. В соответствии с поставленной целью определим задачи исследования:
1. Исследовать психолого-педагогические условия и особенности преподавания истории в 8 и 9 классах
2. Изучить методические рекомендации ученых и методические разработки практикующих учителей по использованию художественной литературы в курсе истории
3. Проанализировать нормативную документацию и УМК по курсу истории России 9 и 8 классов с целью выявления возможностей применения художественной литературы на уроках
4. Разработать технологические карты уроков для 8 и 9 классов по истории России с использованием художественной литературы
5. Апробировать урок по истории России с использованием художественной литературы
6. Выявить потенциал использования художественной литературы на уроках истории России путем сравнения их между другими методиками преподавания.
Объект исследования - процесс преподавания истории в 8 и 9 классах.
Предмет - методы и приемы использования художественной литературы на уроках истории в 8 и 9 классах.
Степень изученности темы. Теоретической базой нашей работы является общая литература по методике преподавания истории; работы, посвященные психолого-педагогическим основам преподавания истории; специальные работы, посвященные методике применения художественной литературы на уроках истории. Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать разные аспекты возрастных особенностей школьников. Наиболее полную информацию о психологических особенностях подросткового возраста дал Выготский Л.С.1 В своих трудах он подчеркивает значимость общения, как ведущей деятельности данного возраста. И отмечал, что данную деятельность можно подкрепить общественно-полезной деятельностью для внутреннего развития ребенка. Переход к ранней юности, сопровождающийся появлением у ученика сознательного выбора учебной деятельности, как ведущей, раскрывает в своей работе Мудрик А.В.2 Информацию о значении психологических
особенностей учащихся в работе учителя мы можем найти у Бадмаева Б.Ц.3 Различные методы и приемы использования художественной литературы на уроке истории раскрывает Вагин А.А.4 5 Он приводит также примеры из художественной литературы для разных классов, которые можно использовать на уроках истории. Информацию об эффективности и результатах использования художественной литературы мы можем найти у Предтеченской Л. М 5, где она приводит сравнение традиционного урока и урока с использованием художественной литературы и приходит к выводу о повышении заинтересованности в учебном процессе у
учащихся с привлечением художественной литературы. Свою классификацию художественной литературы предлагает Иоффе А.Н.6, согласно которой
определяется цель урока. У Коротковой М.В.7 мы можем найти различные разработки уроков по истории с использованием художественной литературы.
Выбранная мною тема представлена у многих авторов в виде методов использования художественной литературы, но в этих работах как правило не учитывается возраст учащихся и не представлены сами разработки уроков с использованием художественной литературы. Данная тема носит скорее теоретический характер, чем практический. Мы можем сделать вывод, что выбранная мною темы изучена недостаточно. Её можно раскрыть с учетом психологических особенностей возрастов с определёнными формами работы и с примерами разработок уроков по истории 8 и 9 классов с использованием художественной литературы.
Источниковая база работы представлена несколькими группами источников, в первую очередь, нормативными документами - ФГОС второго поколения8 и историко-культурным стандартом9. В работе с этой группой источников стоит учитывать, что по старой системе 18 век изучался в курсе истории 7 класса, 19 век в курсе истории 8 класса, а по новой линейной системе эти исторические периоды изучаются в 8 и 9 классах. Мы в нашей работе ориентируемся на ближайшие изменения. Опираясь на официальные данные Министерства образования и науки, нами был учтен рекомендованный список учебников по истории России 8 и 9 классов. Для анализа учебников, с целью выявления возможностей использования художественной литературы на уроках, нами были взяты: учебники издательства “Дрофа” по истории России: Андреева И.Л., Ляшенко Л.М., Амосова И.В. “История России конец XVII- XVIII век”10 и “История России XIX - начало XX века” Ляшенко Л.М., Волобуева О.В., Симонова Е.В.11 Учебники издательства “Русское слово” по истории России: В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова “ История России. XVIII век”12 и “История России. 1801-1914” Соловьёва К.А., Шевырёва А.П.13 И учебники издательства “Просвещение” по истории России: Н.М.Арсентьева, А.А.Данилова, И.В.Курукина “История России. 8 класс”14 в двух частях и “История России.9 класс” в двух частях Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Токарева А.Я.15 В ходе разработок уроков с использованием художественной литературы нами были использованы следующие художественные произведения: роман Л.Н. Толстого “Война и мир”16, роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”17, повесть А.Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”18, стихотворения Г.Р. Державина19, роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”20.
Практическая значимость работы. Материалы курсовой работы могут быть использованы в процессе обучения истории России на уроках в 8 и 9 классах в школе, а также в преподавании методики обучения истории в педагогических вузах.
Апробация работы. Результаты исследования были апробированы в виде доклада на второй региональной научно-практической конференции “История и политика в искусстве” 24 апреля 2018 года, а также были опубликованы в виде статьи в сборнике материалов конференции21. Практическая апробация части представленных разработок была осуществлена во время педагогической практики в сентябре-ноябре 2018 года на базе МАОУ СШ №143.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы и источников
Использование художественной литературы в обучении истории является одним из эффективных средств нравственного и эстетического воспитания школьников.
История воспитывает человека, гражданина, патриота. Наша история богата и разнообразна, вся она отражена в не менее богатой нашей литературе. Уроки истории с использованием художественной литературы могут быть многоплановыми и разнообразными. Художественный образ способствует не только украшению урока, но и познанию исторического прошлого.
Главная цель использования художественной литературы на уроках истории - это воспитать и развить у учащихся способность сопереживать другим людям и ставить себя на их место. Также немаловажная цель - развить критическое мышление у учащихся. Для учителя истории важно, что чтение учащимися и исторической беллетристики и художественной литературы, какого-либо рассматриваемого периода времени способствует развитию их познавательных способностей. Роль художественной литературы на уроках истории весьма разнообразна. Прежде всего, она помогает учителю поддерживать внимание учащихся, интерес к предмету. Благодаря использованию художественной литературы историческое содержание наполняется зримыми образами. Кроме того, в школьной программе трудно найти тему, которая не была бы художественно осмыслена в мировой литературе.
Для того чтобы использовать художественные произведения на уроках истории следует производить ее тщательный отбор. Главное для историков в художественной литературе - “дух времени”, достоверность картины, без познания которой представление о прошлом не будет „живым” и полным. Именно на это свойство художественной литературы обращали внимание те немногие историки, которые поднимали вопрос об ее использовании в качестве исторического источника.
В рамках теоретической части настоящей выпускной квалификационной работы:
• Определены психолого-педагогические особенности учащихся в 8 и 9 классах.
• Исследована методика использования художественной литературы на уроках истории.
На основании чего выдвинуто предположение о том, что использование художественной литературы на уроках истории имеет большой потенциал в эффективном проведении урока, полностью соответствуют цели, пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения и развить у него навыки самообразования.
Данное предположение нашло свое подтверждение в практической части данного исследования, в ходе которого:
• Проанализирована нормативная документация и УМК по курсу истории России 9 и 8 классов.
• Разработан комплекс уроков по истории России в 8 и 9 классах с использованием художественной литературы.
• Апробирован урок по истории России в 8 классе с использованием художественной литературы.
• Выявлен потенциал использования художественной литературы на уроках истории путем сравнения их с другими методиками преподавания.
Данная выпускная квалификационная работа формирует базу для дальнейшего исследования и разработок в области использования художественной литературы на уроках истории России в 8 и 9 классах.
1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя./ Б.Ц.Бадмаев-М.:ВЛАДОС, 2000.-160с.
2. Березин С.В. Особенности старшего подросткового возраста./С.В.Березин- М.:Просвещение, 2006.-224с.
3. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции профессионала: проблемы развития и оценки/ О.М. Бобиенко- Казань: Казан. Гос. ун-т им. В. И. Ульянова- Ленина, 2006.- 145 с.
4. Божевич Л.И. Личность и ее формирование. /Л.И.Божевич — СПб.:Питер, 2008. —400с.
5. Бычкова Л. В. Методические аспекты использования художественной литературы на уроках обществознания для подготовки к ГИА // Преподавание истории в школе. 2016. № 5. С. 14 - 19.
6. Вагин А.А. Художественная литература в преподавании новой истории./А.А.Вагин-М.:Просвещение,1966.-344с.
7. Выготский Л.С. Педология подростка./Л.С.Выготский-М.:
Педагогика,1984.-326с.
8. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей / Е.Е. Вяземский-М.: ВЛАДОС, 2001.- 176с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя- Ростов-на-Дону: Феникс,1997. - 480 с.
10. Иоффе А.Н. Художественная литература в преподавании истории // Преподавание истории в школе. 2016. №5. С.2-6.
11. Короткова М.В. Практикум по методике преподавания истории в школе / М. В. Короткова - М.: ВЛАДОС, 2000.-117 с.
12. Куприянова Д.В. Формирование исторического мышления на уроках истории / Д.В. Куприянова - М.: Молодой ученый, 2016.- 690 с.
13. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы
самоопределения./А.В.Мудрик — М.: «Знание», 1977. —174с.
14. Паршаченко П.Л. Художественная литература на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1992. №5. С.12-21.
15. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.- 365 с.
16. Предтеченская Л.М. Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории / Л. М. Предтеченская - М.: Просвещение, 1978. - 167 с.
17. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин - М.: ВЛАДОС, 2002. - 204 с.
18. Эриксон Э. Индентичность: юность и кризис. / Э.Эриксон- М.: Прогресс, 2006.- 352с.