Введение 3
Глава 1. Анализ особенностей организации обучения физике учащихся инженерно - технических классов 5
1.1 Особенности профильного обучения физике на современном этапе
развития образования 5
1.2 Межпредметные связи механики с математикой 12
1.3 Анализ законов механики в прикладном аспекте 20
Выводы по первой главе: 23
Глава 2 Особенности содержания элективного курса «Теоретическая механика в школьном курсе физики» 24
2.1 Основные направления в развитии теоретической механики (модуль 1) 24
2.2 Краткая теория движения ракет (модуль 2) 36
2.3 Движение тел с переменной массой (модуль 3) 40
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение 59
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о физических явлениях, законах и показывает практико - ориентированную их направленность, формирует экспериментальные компетенции учащихся.
В школах в процессе обучения физике формируются профильные классы. Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся.
Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что существенно расширяются возможности выбора каждым учеником индивидуальной образовательной программой. Сама жизнь уже убедительно показала, что мало эффектно, учить «всех всему». Обучение учащихся должно быть организованно с учетом их интересов, склонностей, способностей и дальнейших жизненных планов.
Именно поэтому в настоящее время в условиях социальноэкономического развития России остро встает вопрос о профильном обучении учащихся, в так называемых, инженерно - технических классах. Они существуют всего лишь три года, поэтому учителя физики испытывают определенные затруднения в методике обучения учащихся физике в данных классах, так как пока недостаточно разработан методический материал по проблемам преподавания различных дисциплин в инженерно-технических классах, в том числе и физики. Следовательно, тема данной ВКР актуальна и решает выделенную проблему на определенном уровне.
Проблема исследования состоит в разработке элективного курса «Теоретическая механика в школьном курсе физики» для учащихся инженерно - технических классов.
Объект исследования: процесс обучения физике учащихся
инженерно - технических классов.
Предмет исследования: процесс обучения физике учащихся инженерно - технических классов на основе элективного курса.
Была сформулирована следующая гипотеза исследования: качество обучения физике учащихся инженерно-технических классов можно повысить, если ввести в процесс обучения физике специально разработанные элективные курсы, рассматривающие отдельные вопросы по физике, выходящие за рамки содержания базового учебного курса.
В соответствии с обозначенным объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в практике школьного обучения физике.
2. Провести теоретический анализ проблемы исследования в контексте межпредметных связей физики, математики и теоретической механики.
3. Выделить и проанализировать основные понятия с учетом прикладных вопросов содержания физики в разделе «Механика».
4. Разработать элективный курс «Теоретическая механика в школьном курсе физики»
5. Провести педагогический эксперимент.
Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования:
1. Анализ учебной и методической литературы, связанной с различными методами активизации познавательной деятельности учащихся профильных классов;
2. Систематизация и обобщение материала по разделу физики «Механика»;
3. Анкетирование и педагогический эксперимент.
Исследование проводилось с учащимися в МБОУ СШ № 27 г. Красноярска.
Проблема, рассмотренная в выпускной квалификационной работе, актуальна и раскрыта, на определенном уровне. Разработан элективный курс «Теоретическая механика в школьном курсе физики», который рассчитан на 36 часов. В элективном курсе разработали следующие модули: модуль 1 «Основные направления в развитии теоретической механики», модуль 2 «Краткая теория движения ракет», модуль 3 «Движение тел с переменной массой». Данный элективный курс рекомендован для учащихся инженерно - технических классов.
Был проведен педагогический эксперимент в средней общеобразовательной организации, который показал низкий уровень сформированности у учащихся основных понятий по разделу «Механика». Это еще раз подтвердило, что для учащихся инженерно-технических классов необходимо введение в учебный процесс элективных курсов по различным разделам физики.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. Изучено состояние исследуемой проблемы в практике школьного обучения физике.
2. Проведен теоретический анализ раздела «Механика».
3. Выделены основные понятия для организации познавательной деятельности учащихся и выделены темы по математике, необходимые для освоения содержания элективного курса.
4. Разработано содержание элективного курса «Теоретическая механика в школьном курсе физики».
5. Проведен педагогический эксперимент по выявлению уровня сформированности у учащихся основных понятий по разделу «Механика» .
Проблема, рассмотренная в ВКР, актуальна и требует своего дальнейшего исследования, направленного на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физике и на коррекцию разработанного элективного курса. Анализ проблемы показал, что выделенные ее аспекты требуют дальнейшего исследования.
1. Американское физическое общество. - Режим доступа: http:/ www.aps.org/.
2. Астахов А.В., Широков Ю.М. Курс физики: Т. 1 Механика. Кинетическая теория материи. - М.: Наука, 1977. - 384 с.
3. Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики. - М.: Высш. шк., 1989.- 608 с.
4. Европейское физическое общества. - Режим доступа: http:/www.epfl.ch/.
5. Зверева, М.В. Развитие школьников в процессе усвоения знаний: экспериментально-педагогическое исследование / М.В. Зверева. М.: МГУ, 1983.- 137 с.
6. Зверева Н. М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. - М.: Просвещение, 1980.
7. Иродов И. Е. основные законы механики. - М.: Высш. шк., 1985. - 248 с.
8. Космодемьянский А. А., Теоретическая механика и современная техника. Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1975.
9. Левич В. Г., Вдовин Ю. А., Мямлин В. А. Курс теоретической физики. Т. II. М., «Наука», 1971.
10. Латынцев С. В., Прокопьева Н. В. Л 27 Физика: механика, электродинамика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов /С.В. Латынцев, Н.В. Прокопьева. Изд. 2-е, стереотип. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2012. - 201 с.
11. Курс физики: Учебник для вузов: В 2 т. Т. 1./Под. ред. В. Н. Лозовского. - СПб.: Издательство «Лань», 2000. - 576 с. - (Учебник для вузов. Специальная литература).
12. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1986.
13. Махмутов, М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся / М.И. Махмутов. Казань, 1963. - 80 с.
14. Морозов, Е.П., Пидкасистый, П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности / Е.П. Морозов, П.И. Пидкасистый // Советская педагогика. 1991. - № 10. - С. 88-93.
15. МИФ: математика, информатика, физика (журнал для
школьников). - Режим доступа: http:Zwww.virlib.lunnet.net/mif...24