Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика комплексной оценки деятельности студентов-магистров, имеющих различный спрос на рынке труда

Работа №168803

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Методические основы оценки эффективности образовательной деятельности высших учебных заведений 11
1.1. Рейтинговая оценка образовательно-научной деятельности
высших учебных заведений России 12
1.1.1. Правительственный рейтинг 13
1.1.2. Рейтинговые модели профессиональных ассоциаций 21
1.1.3. Рейтинги средств массовой информации (СМИ) 25
1.2. Сравнительный анализ образовательно-научной деятельности
высших учебных заведений Европы и США 28
Выводы по I главе 41
Глава II. Психолого-педагогические основы применения нейросетевых
экспертных систем 42
2.1. Направления применения нейросетевых экспертных систем 42
2.2. Принцип работы и обучение нейросетевых экспертных систем 48
2.3. Методика построения нейросетевого классификатора для оценки
научно- образовательной деятельности вузов 53
Выводы по II главе 54
Глава III Организация и проведение педагогического эксперимента по проверке результативности разработанной методики построения нейросетевого классификатора 55
3.1. Разработка анкет и проведение анкетирования 55
3.1.1. Проведение анкетирования выпускников педагогического
университета 58
3.1.2. Проведение анкетирования выпускников экономического
факультета 67
3.1.3. Проведение анкетирования выпускников инженерно -
физического факультета 71
3.1.4.Обработка данных опроса выпускников педагогического
университета с помощью нейросетевого моделирования 81
3.1.5.Построение нейросетевого классификатора для выпускников экономического факультета 84
3.1. 6. Построение нейросетевого классификатора для выпускников
инженерно-физического факультета 85
3.2. Результаты педагогического эксперимента 86
3.2.1. Получение рейтинговых коэффициентов по методике
Министерства образования и науки 87
3.2.2. Получение рейтинговых коэффициентов с помощью
нейростевых экспертных систем 94
Выводы по III главе 98
Заключение 99
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 102
ПРИЛОЖЕНИЯ 111

Необходимость принятия стратегических решений в развитии экономики страны, требует подготовить кадры для реализации поставленных перед обществом социально-экономических задач. Эффективность решения этих задач напрямую зависит от качества профессиональной подготовки выпускников вузов различных направлений. Одним из механизмов оценки качества подготовки специалистов и эффективности научно-образовательной деятельности вузов стали глобальные и национальные рейтинги. Сравнение вузов по различным показателям, ранжирование от лучшего к худшему - достаточно сложная задача, тем более в мировых рейтингах, так как система образования стран различна. Рейтинги достигли таких глобальных масштабов, что стали предметом межнациональной конкуренции. В этой связи постоянно ведется работа по созданию различных рейтингов, по определения показателей, которые будут оценивать различные стороны деятельности вузов.
Целью создания рейтинговой оценки деятельности вузов является не только информирование потребителей: абитуриентов и их родителей, работодателей, но и для самих вузов в контексте анализа планирования дальнейшей научно-образовательной деятельности и инвесторов рынка образовательных услуг, к которым относятся: государство, работодатели, будущие студенты.
Инвесторы рынка образовательных услуг - это лица, заинтересованные в надежном и выгодном вкладе, а именно в получении качественного высшего образования в таком вузе, который: во-первых, дает такую возможность, а во-вторых, откроет перспективы для получения выпускником престижной работы. Хорошая репутация позволит вузу с высоким рейтингом привлечь больше абитуриентов и получить достаточное финансирование для организации профессиональной подготовки студентов.
Оценки рейтинга высшего учебного заведения и полученного выпускниками образования в вузе - это многофакторный показатель, который так же должен учитывать и изменяющиеся социально­экономические условия, ведущие к изменению спроса на рынке труда и требований работодателей, предъявляющих новые критерии для отбора сотрудников - в соответствии с развитием экономики на данном этапе развития общества и государства. Все вышеизложенное требует создания единого образовательного пространства в России с учетом развития мировых тенденций в развитии систем образования других стран.
В настоящее время в составляемом рейтинге по методике Министерства образования и науки России оценивается преподавательский состав, социально-материальная база высшего заведения, но не учитывается спрос выпускников вузов на рынке труда и мнение работодателей о том, какие именно требования будут в дальнейшем предъявляться выпускникам. Как показывает анализ исследований по выделенной проблеме: можно стать высококлассным специалистом после обучения, но не соответствовать требованиям данного времени на рынке труда [49]. ВУЗам нужно постоянно сотрудничать с рынком труда и работодателями, чтобы образовательные программы не просто удовлетворяли минимальным аккредитационным показателям, но и изменяющемуся потребительскому спросу на специалистов с высшим образованием.
В распоряжении правительства Российской Федерации №2765-р от 29 декабря 2014 года. [107], подчеркивается, что на данном этапе развития России, важную роль отводят образованию, как фактору, который может помочь рыночной экономике России, помочь преодолеть отставание от зарубежных стран, как в экономическом, так и в общественном развитии. Эти требования можно выполнить и решить с позиции системного анализа, который занимается исследованием системных связей и закономерностей развития и функционирования объекта с целью повышение эффективности и пользы развития государства и общества.
Выделенная проблема рассматривалась в работах по оценке образовательной деятельности вузов Нечаева В., Рубина Ю.Б., Федюкина В.К., Болотина И., Гребнева Л.С. и др. Различные методы получения рейтинговой оценки деятельности вузов рассмотрены в работах отечественных авторов Атюшиной И.А, Шутилина В.А., Похолкова Ю., Чучалина Б.А., Балацкого Е.В., Гусева А.Б., Чаплыгина А., Павлюткина И.В. и зарубежных авторов Хазелькорн Э., Салми Дж., Сароян Э..
На основе анализа выделенных работ можно сделать вывод, что для подготовки высококачественных специалистов вузов нужна новая концепция развития образования, разработка которой должна основываться на системе мониторинга потребности рынка трудоустройства в необходимости кадров, соответствующих развитию экономики, с учетом мировых тенденций. В этой связи в России выстраивается новая система профессионального высшего образования с высоким национальным рейтингом, соответствующим требованиям нового времени.
Таким образом, актуальность данной работы связана с решением отдельной проблемы по развитию системы национального образования в вузах города Красноярска, которые являются стабилизирующим фактором в социально-экономическом развитии края.
Проблема исследования: выделить основные показатели успешности научно-образовательной деятельности вузов в контексте процесса подготовки студентов.
Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в высших учебных заведениях
Предмет: методика оценка потенциала образовательной деятельности вуза и влияние его на успешность профессиональной подготовки выпускников вузов на основе нейросетевых классификаторов.
Гипотеза: успешность процесса подготовки и востребованность выпускников высших учебных заведений повышается, если:
• рейтинг вуза, в котором обучаются студенты, будет высоким и соответствовать аккредитационным стандартам и запросам рынка труда;
• профессорско-преподавательский состав вуза обеспечивает высокий уровень профессиональной подготовки студентов вуза;
• студенты проявляют активную позицию в социальной и научно­образовательной деятельности вуза в период их профессиональной подготовки;
Исходя из поставленной цели и сформированной гипотезы исследования, в работе поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы, проанализировать состояние научно-образовательной деятельности высших учебных заведений;
2. Проанализировать состояние научно-образовательной деятельности вузов России;
3. Выделить преимущества применения нейросетевых экспертных систем для оценки научно-образовательной деятельности вузов;
4. Использовать метод анкетирования для определения успешности выпускников вуза на рынке труда;
5. Организовать и провести педагогический эксперимент по определению значимых показателей потенциала деятельности вуза для успешной подготовки выпускников;
6. Организовать и провести педагогический эксперимент по проверке определения рейтинга вуза на основе данных анкетирования и нейросетевых показателей значимости.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
теоретические - изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
эмпирические - составление анкет, проведение анкетирования
статистические - оцифровка результатов анкетирования, расчет статистических показателей (среднее арифметическое, мода, медиана), определение рейтинговых показателей потенциала научно-образовательной деятельности вуза
нейросетевые методы - обработка данных анкетирования с помощью нейросетевого классификатора
Экспертная база исследования: выпускники КГПУ им. Астафьева (975 человек), выпускники КГТУ инженерно-физического (108 человек) и экономического (97 человек) направления подготовки.
Личное участие соискателя в исследовании заключается в: проведение анкетирования выпускников Инженерно-физического факультета, обработка результатов анкетирования статистическими методами, формирование базы и создание нейросетевых экспертных систем (нейросетевых классификаторов),анализ полученных результатов.
Научная новизна исследования заключается:
• в разработке методов проверки эффективности научно­образовательной деятельности высших учебных заведений на основе данных опроса выпускников и их работодателей;
• в использовании нейросетевых экспертных систем для определения успешности выпускников высших учебных заведений.
Теоретическая значимость исследования заключается:
• в дополнении существующих методов по проверке эффективности и оценки деятельности вуза методом совместного опроса выпускников и работодателей с позиции успешности;
• в использовании и пополнении оценочного инструмента по определению подготовки выпускников за счет применения нейросетевых экспертных систем.
Практическая ценность результатов исследования состоит использование результатов разработанной методики для стратегического планирования деятельности вуза, что положительно влияет на экономику края с одной стороны, оптимизируя затраты на обучение студентов, с другой стороны, открытие и финансирование востребованных на рынке труда направлений подготовки,
На защиту выносится следующие положения:
• на успешность профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений влияет не только рейтинги вуза, которые соответствуют аккредитационным стандартам, но и качество профессорско- преподавательского состава вуза, доказанного с помощью нейросетевых экспертных систем;
• студенты проявляют мотивированную активно-социальную позицию только в таком вузе, в котором высокий уровень научно-образовательной деятельности, рассчитанный на основе специальных методов, подтвержденных методом статистической обработки и рассчитанных методом нейросетевых экспертных систем с использованием анкетирования.
Использование результатов: отчет по программе федерально­регионального сотрудничества Министерства образования РФ «Федерально­региональная политика в науке и образовании», проект №1442 «Разработка комплекса индикаторов коллективов вузов для оценки их эффективности на региональном рынке научно-технической продукции».
Апробация результатов: работа была представлена и одобрена на 6-й Всероссийской научно-практической конференции «Управление образовательным процессом в современном вузе: опыт, проблемы, перспективы» (г. Красноярск, 2012 г.), на V-й Международной научно­практической конференции «Интернационализация высшего образования: тенденции и перспективы» (г. Красноярск, 2011 г.), на 4-й и 5-й Всероссийской научно-практической конференции «Управление качеством образования, продукции и окружающей среды» (г. Бийск, 2011 г.), на 3-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Тестирование в сфере образования: проблемы и перспективы развития» (г. Красноярск, 2010 г.), на 2-й Всероссийской научно­практической конференции «Управление инновациями: теория, инструменты, кадры» (г. Санкт- Петербург, 2009 г.),
Публикации по теме диссертационной работы опубликовано 18 работ.
Объем и структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, списка литературы, включающего 109 источников. Общее количество страниц - 116, количество таблиц - 7, количество рисунков - 50.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работа носит теоретико-экспериментальный характер по определению успешности выпускников вуза и влияние на нее показателей потенциала образовательной деятельности вуза.
Гипотеза исследования о том, успешность и востребованность выпускников высших учебных заведений повышается, если рейтинг вуза высокий, если профессорско-преподавательский состав вуза обеспечивает высокий уровень профессиональной подготовки студентов вуза, подтверждена.
Были решены следующие задачи исследования:
1. Изучено состояние исследуемой проблемы по оценке эффективности образовательной деятельности ВУЗов,
2. Проанализировано состояние образовательной деятельности высших учебных заведений.
3 .Проанализировано состояние (или подготовки??) вузов России;
4. Выделены преимущества применения нейросетевых экспертных систем при оценке научно-образовательной деятельности вузов;
5. Использован метод анкетирования для определения успешности выпускников вуза на рынке труда;
6. Организован и проведен педагогический эксперимент по определению значимых показателей потенциала деятельности ВУЗа для успешной подготовки выпускников;
6. Организовать и провести педагогический эксперимент по проверке определения рейтинга ВУЗа на основе данных анкетирования и нейросетевых показателей значимости.
Решение поставленных задач показало, что нейросетевые классификаторы позволяют сформировать минимальный набор показателей, необходимых для решения поставленной задачи с заданной точностью, использование нейросетевых методик в определении большей эффективности при минимальном финансировании НИД вузов, а так же в прогнозировании НИД вузов, целесообразно при стратегическом планировании организации образовательной деятельности ВУЗа;
Анкетирование 975 выпускников педагогического факультета и 115 работодателей (директоров школ) показало, что успешными считают себя 82 % выпускников. Анкетирования 108 выпускников и 40 работодателей Инженерно-физического факультета показало, что успешными считают себя 76% выпускников, 24% считают себя неуспешными или затрудняются ответить. Анкетирование 168 выпускников Экономического факультета и 72 их работодателей показало, что успешными считают себя 87% выпускников,13% выпускников считают себя неуспешными.
Проведена статистическая обработка социологических данных отдельно для каждой специальности и рассмотрена оценка респондентов на образовательную деятельность потенциала вуза.
На основе данных опроса выпускников Инженерно-физического и Экономического факультетов был произведен расчет рейтинговых показателей деятельности вуза. Произведено сравнение полученных коэффициентов с рейтинговыми коэффициентами, полученными по методике Министерства образования и науки РФ.
Разработана и реализована методика обработки социологических данных с позиции успешности выпускников на рынке труда с применением нейросетевых технологий.
На основе статистической и нейросетевой обработки данных опроса получены показатели, позволяющие из всего массива данных выделить успешных выпускников.
Применение нейросетевых технологий к обработке данных социологической информации позволило найти показатели, характеризующие успешность выпускника в профессиональной деятельности педагогического направления подготовки, ответы на вопросы 4 и 5 (как часто возникают конфликты с руководством, как вы оцениваете уровень своей подготовки), по значениям которых можно разделить всех выпускников на успешных и неуспешных.
Применение нейросетевого классификатора позволило из 11 входных показателей выделить наиболее информативных 7 входных показателей. Это позволит проводить социологический опрос эффективнее, сократив затраты временных и экономических ресурсов.
Получены рейтинговые коэффициенты потенциала деятельности вузов на основе данных социологического опроса, проведено сравнение с рейтинговыми коэффициентами, полученными по методике Министерства образования и науки РФ
Получены рейтинговые коэффициенты потенциала деятельности вузов с помощью нейросетевого классификатора, проведено сравнение с рейтинговыми коэффициентами, полученными по методике Министерства образования и науки РФ
Для успешной работы вуза, для успешности выпускников на рынке труда, нейросетевая методика обработки социологических данных позволяет выделить из рейтинговых коэффициентов потенциала деятельности вуза самым значимым является коэффициент, отражающий интеллектуальный потенциал вуза. В разработанных анкетах этот коэффициент отражался в вопросе о профессорско-преподавательском составе, о связи с академической наукой.
Работа требует дальнейшего исследования.


1. Болонский процесс: 2007-2009 годы. Между Лондоном и Левеном / Левен-ла-Невов/ Под науч. ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009, с.-174.
2. Федоров И., Еркович С.. Разумно использовать мировой опыт// Высшее образование в России, № 4, -2003- с. 39-45.
3. Нечаев В. Опыт построения рейтинговых показателей вуза.// Высшее образование в России, №2, -2006- с. 82-90.
4. Мотова Г. Н., Наводнов В. Г.., Модели аккредитации за рубежом. - Москва, 2005.
5. Гребнев Л..Болонский процесс в России: проверка на доверие// Высшее образование в России, №1, -2007- с. 44-51.
8.Гребнев Л. С. «Результаты обучения»: опыт преподавания экономики юристам образование // Высшее образование в России -2010-№1, с.13-22.
9. Шадриков В.Д. Об участии негосударственных организаций в оценке качества образования и аккредитации вузов.// Высшее образование в России -2009-№2, с.4-7.
11. Рубин Ю.Б.. Формирование эффективных стратегий взаимодействия в сфере оценки гарантий качества образования в мировой и российской практике. // Высшее образование в России -2009-№2, с.7-10.
12. В. А. Самойлов, А. А. Коваленко. Механизмы взаимодействия государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования // Высшее образование в России -2009-№2, с.18-28.
13. Артюшина, И.А. Рейтинги вузов в России и мире / Артюшина И.А., Шутилин В.А. // Высшее образование в России. -2009. -№2, с.15-18.
14. Похолков, Ю. Модели рейтингов вузов и образовательных программ/ Ю.Похолков, А.Чучалин, Б. Агранович, С. Могильницкий // Высшее образование в России. -2005.- № 11.
15. Московин, В. Рейтинги университетов как инструмент управления конкурентоспособностью / В. Московкин // Alma mater (Вестник высшей школы). -.2008.-№ 2...190


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ