Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОАВТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №168800

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Теоретические и прикладные основы военно-патриотического воспитания учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы
1.1. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи как проблема военно-педагогической науки
1.2. Сущность и структура военно-патриотического воспитания в процессе культурно-досуговой работы Выводы по первой главе
2. Опытно-экспериментальное исследование процесса военно-патриотического воспитания учащейся
молодежи в системе культурно-досуговой работы
2.1. Методика и организация педагогического процесса военно-патриотического воспитания учащейся молодежи
2.2. Динамика процесса военно-патриотического воспитания учащейся молодежи и критерии его результативности
2.3. Опытная проверка и оценка результатов педагогического эксперимента
Выводы по второй главе
3. Основные пути совершенствования процесса военно- патриотического воспитания учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы
3.1.Обеспечение военно-патриотической направленности культурно-досуговой работы
3.2. Актуализация содержания процесса военно-патриотического воспитания учащейся молодежи в работе военных учреждений культуры
3.3.Оптимизация методики военно-патриотического воспитания учащейся молодежи средствами культурно­досуговой работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Актуальность исследования. Судьбоносный, но полный противоречий и драматизма период переживает наша страна. В сложной социально-политической, экономической и морально-нравственной ситуации армия и флот превратились в объект безудержной критики недостатков, скоординированной антиармейской кампании. Размываются священные понятия патриотизма, защиты Родины, привносятся негативные явления, порожденные идеологией национал-сепаратизма.
Все это влияет на внутренний мир учащейся молодежи, воинов, порождает как чувство свободы, демократии, патриотизма, так и пацифизм, бездуховность, инфантилизм.
Одной из наиболее надежных гарантов мира остается, как и ранее, высокая боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме технической оснащенности, современного вооружения, а значит и средств его изготовления, основу боевого потенциала по-прежнему составляют люди, обладающие соответствующими профессиональными навыками, мастерством — патриоты, готовые к защите Отечества, безусловному выполнению конституционного воинского долга.
Отсюда ясна роль военно-патриотического воспитания вступающей в Вооруженные Силы молодежи, формирования у нее необходимой воинской направленности, мотивации к овладению воинскими профессиями, стремления стать офицером.
Работа по военно-патриотическому воспитанию учащейся молодежи остается важной и острой социальной проблемой. В настоящее время она становится ответственной, поскольку ряд средств массовой информации и отдельные недобросовестные политические лидеры, функционеры разного толка, пытаются дискр едитировать наши Вооруженные Силы, пугают будущих воинов трудными условиями службы, грубостью солдат («дедов») и командного состава, массовой гибелью военнослужащих в мирное время. Сведений о том, что престиж военной службы упал до самых низких пределов более чем достаточно и в периодической печати, и по радио, и по телевидению.
Известен целый ряд случаев, когда будущего военнослужащего доставляют в военкомат с помощью милиции.
Проработав 5 лет в общеобразовательном учреждении преподавателем-организатором ОБЖ, я постоянно сталкиваюсь с допризывной молодежью Уярского района и с большим количеством случаев явно отрицательного отношения к военной службе, к Вооруженным Силам.
Поэтому считаю большой необходимостью формирование воинской направленности учащейся молодежи. Такая направленность к военной службе связана с широкой общей проблемой деятельности. Направленность и мотивация тесно между собой переплетаются, но это не одно и тоже. Понятие направленности шире и многими ведущими педагогами и психологами оно рассматривается как важнейшая черта личности, ее подструктура, а мотивация является одним из важнейших компонентов этой подструктуры.
Термин направленность введен в психологию C.J1. Рубинштейном и означает, по его словам, динамические тенденции, которые в виде различных мотивов, на высоком социальном уровне, определяют человеческую деятельность. В военной педагогике и психологии по вопросу военно - патриотической направленности, мотивации к военной службе, важные исследования ранее были проведены учеными: A.B. Барабанщиковым (1994), A.A. Ароновым (1995), А.Н. Вырщиковым (1997), B.JI. Марищуком (1997), В .Я. Слеповым (1997), В.П. Давыдовым (1998), В.И. Вдовюком (1998), Е.А. Пеньковским (2000), A.M. Герасимовым (2003) М.А. Лямзкным (2003) и др.
В работах известных авторов можно выделить следующие важнейшие черты патриотизма и воинской направленности. Это преданность нравственным идеалам; стремление защитить свое Отечество и осознание личной ответственности за его защиту; интерес к военно-профессиональной деятельности; изучение оружия и военной техники; практические действия по овладению военным делом.
Широчайшие возможности в таком аспекте открываются при целенаправленном применении средств и методов культурно-досуговой работы. В таком направлении уже известно несколько работ: В.Я. Слепов, 1970; В.Л. Марищук, 1987; Е.А. Пеньковский, 1992; A.A. Аронов, 1997; С.Л. Рыков, 2003.
Однако специально личностное формирование военно -патриотической направленности эти авторы в прямой постановке вопроса не рассматривали. Вышеизложенная информация послужила основанием для выбора темы моего исследования и определила существующую тенденцию падения былой престижности военной службы у учащейся молодежи. Образованием и развитием у нее негативного отношения к нашим Вооруженным Силам, появившегося в результате разнузданной пропаганды некоторыми средствами массовой информации бездумного пацифизма. Злонамеренного очернительства, поклепов на армию и военнослужащих, недостаточной разработанностью тематики по проблеме военно-патриотического воспитания в плане использования для ее решения средств культурно-досуговой работы.
В этой связи крайне необходимо совершенствовать военно-патриотическое воспитание молодежи, формировать у нее чувство ответственности за защиту своего государства, своего народа, готовность встать на его защиту с оружием в руках.
Объект исследования: военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами культурно­досуговой работы.
Предмет исследования: сущность, педагогические пути и условия совершенствования военно­патриотического воспитания учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы.
Проблема исследования заключается в противоречиях между развивающейся тенденцией негативного отношения учащейся молодежи к военной службе, Вооруженным Силам, мнениям о якобы полной безопасности, целостности нашего государства и фактическом сохранении определенной опасности внешней угрозы, а также агрессивных действий национал-сепаратистских сил, что ведет к многочисленным случаям кровопролития.
Отметим также, что в работе по военно-патриотическому воспитанию учащейся молодежи, явно недостаточно используются средства культурно-досуговой работы. Необходим поиск эффективной реализации этих средств.
Цель исследования: разработка сущности и содержания; выявление и обоснование основных путей совершенствования военно-патриотического воспитания учащейся молодежи.
Задачи исследования:
1. Обосновать научные и прикладные основы военно-патриотического воспитания учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы.
2. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность процесса военно-патриотического воспитания учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы.
3. Определить основные пути совершенствования процесса военно-патриотического воспитания учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы, разработать практические рекомендации.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто положение о том, что в современных условиях значительно повышается роль образовательных учреждений в военно-патриотическом воспитании учащейся молодежи. Однако, состояние теоретической и практической деятельности общеобразовательных учреждений входит в противоречие с предъявляемыми к ней требованиями. Основными причинами этого противоречия являются низкая практика культурно-досуговой деятельности военно-патриотического направления.
Предполагается, что такое противоречие можно устранить за счет совершенствования организации военно­патриотического воспитания учащейся молодежи в деятельности образовательных учреждений, актуализации ее содержания, оптимизации методики.
В ходе научного поиска активно использовались труды видных советских педагогов и военачальников: A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова и др. Кроме того, исследовательский материал был получен из различных источников, в том числе общеобразовательных школ Уярского района (МБОУ «Новопятницкая СОШ», МБОУ «Громадская СОШ», МБОУ «Балайская СОШ», МБОУ «Рощинская СОШ», МБОУ «Авдинская СОШ»)
Научное исследование проводилось поэтапно, с использованием комплексной методики.
Первый этап (2017—2018 гг.). Основной задачей данного этапа были: предварительный анализ исследуемой проблемы, изучение информационного поля и сбор литературных источников, определение объекта и предмета, цели и задачи, построение предварительной рабочей гипотезы. На данном этапе также осуществлялся теоретический анализ проблемы. На основе личного наблюдения изучался опыт военно - патриотического воспитания учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы, разрабатывался замысел и методика исследования.
Второй этап (2017—2018 гг.) представлял собой опытно-экспериментальную часть исследования, с проведением педагогического эксперимента и уточнением гипотезы исследования. Осуществлялись обоснование и апробация основных направлений, условий и путей совершенствования военно-патриотического воспитания учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы. Одновременно вносились также коррективы в методику исследования, формулировались предварительные выводы и рекомендации.
Третий этап (2018 г.) был посвящен окончательной обработке полученных данных, проверке эффективности проведенной работы по военно-патриотическому воспитанию учащейся молодежи, проведению сравнительного анализа деятельности кружковой работы, различных форм культурно-досуговой работы в общеобразовательных учреждениях. Завершающий этап включал также оформление дипломной работы, подготовку ее защиты и презентации.
Новизна и теоретическая ценность исследования характеризуется тем, что в нем уточнен ряд педагогических основ военно-патриотического воспитания учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы; обоснованы сущность и содержание, выявлены противоречия и закономерности данного процесса.
Разработана и экспериментально проверена комплексная целевая программа совершенствования военно­патриотического воспитания учащейся молодежи в деятельности общеобразовательных учреждений.
Выявлены и экспериментально проверены основные пути повышения эффективности военно - патриотического воспитания учащейся молодежи в деятельности общеобразовательных учреждений.
Получены новые теоретические и практические данные, позволяющие оптимизировать и совершенствовать дело военно-патриотического воспитания в школе с опорой на средства культурно-досуговой работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Научно-экспериментальное исследование основных педагогических путей по совершенствованию военно­патриотического воспитания учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы, в деятельности общеобразовательных учреждений еще раз показало, что в результате сложных социально-экономических условиях, и в связи с реформированием Вооруженных Сил РФ значительно повышается роль организаторов-преподавателей ОБЖ.
Это подтверждается результатами педагогического анализа практики в школах, что обуславливает придание воспитательной деятельности целенаправленного, систематического и комплексного характера.
2. Теоретический анализ свидетельствует, что военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи в общеобразовательных учреждениях в большинстве научных разработок рассматривается как процесс духовного роста учащейся молодежи, формирования и развития у нее интеллектуально- нравственных качеств надежных защитников Отечества.
В проведенном исследовании в качестве базовой основы принят авторский подход, в рамках которого воспитательная деятельность общеобразовательных учреждений рассматривается как педагогический процесс формирования и развития у будущих воинов государственно- патриотических, военно-профессиональных, интеллектуально-нравственных и других качеств, необходимых им для выполнения конституционного долга.
Целями данного педагогического процесса являются:
• формирование у учащейся молодежи таких черт индивидуального сознания, как гражданственность, патриотизм, одухотворенность, верность конституционному долгу, гордость за свой народ, морально­психологическая готовность к самопожертвованию во имя Отечества;
• формирование у учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы исторического сознания; возвращение в воинскую среду истинных духовных и культурных ценностей, выработанных российским народом за его более чем тысячелетнюю историю.
3. Теоретический анализ и опытно-экспериментальная работа позволили выявить и обосновать основные педагогические пути совершенствования военно-патриотического воспитания учащейся молодежи в деятельности общеобразовательных учреждений в современных условиях:
• повышение эффективности военно-патриотической воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений.
Результаты исследования и его апробация в общеобразовательных учреждениях позволили предложить следующие практические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания учащейся молодежи в современных условиях.
1. Приоритетными направлениями развития военно-патриотической деятельности общеобразовательных
учреждений считать создание педагогических условий ее совершенствования и развития:
• уточнение целей процесса военно-патриотического воспитания будущих воинов культурно-досуговыми средствами в современных условиях;
• постановка и обоснование задач педагогического процесса воспитательной деятельности, направленных на формирование и развитие в сознании учащейся молодежи высоконравственных личностных качеств, способных сформировать активное желание служить в Вооруженных Силах, выполнить свой конституционный долг по защите Отечества.
2. Усилить роль военно-патриотического воспитания учащейся молодежи средствами культурно-досуговой деятельности.


1. Алехин И.А. Развитие военно-педагогической мысли России в XVIII веке: Автореф. дис... канд. пед. наук. — М.,
1995.
2. Аминов H.A., Янковская H.A. О критериях оценки эффективности развития школы // Психологическая наука и.образование.— 1998. — № 3 — 4. — С. 47—60.
3. Аникович В.И. Армия— школа культуры.— М.: Изд-во ДОСААФ, 1980.—56 с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика. — М., 1988. — С. 320—340.
5. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. — М.: Педагогика. — 1989. — 560 с.
6. Бабурова И.В. Профессиональная подготовка учителя к формированию благоприятного социально­психологического климата в группе школьников: Дис... канд. пед. наук. — Смоленск, 1997. — 205 с.
7. Бадьянов А. Клуб для приятных и полезных развлечений. / Мор. офиц. собр. Рос. флота/. Красная звезда. — 1991. — 4 дек.
8. Бакланова Т.И. Теоретические основы педагогического руководства художественной самодеятельностью. — М., 1990.
9. Блаумберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Изд-во МГУ, 1973. —270 с.
10. Бодалев A.A. Психология общения. — М., Воронеж, 1996. — 256 с.
11. Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. — Л., 1970.— 134 с.
12. Бодина Е.А. Воспитательные функции музыки: эволюция и современные тенденции реализации. Дис. докт. пед. наук. — М., 1993....99


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ