Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ САМОКОНТРОЛЮ И САМОПРОВЕРКЕ ПРИ РЕШЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДЫ ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА

Работа №168793

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ САМОКОНТРОЛЮ ПРИ РЕШЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДЫ ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА 7
1.1 Цели обучения математике через задачи, роль самоконтроля в решении
задач 7
1.2 Анализ умения школьников проводить самостоятельный контроль в
решении геометрических задач: результаты опроса, анкетирования 16
1.3 Конструктивные, вычислительные и анимационные возможности среды
Живая математика как средство самоконтроля при решении задач по геометрии 20
1.4 Основные дидактические принципы обучения школьников самоконтролю
и самопроверке при решении геометрических задач с использованием среды Живая математика 22
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ САМОКОНТРОЛЮ ПРИ РЕШЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДЫ ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА 46
2.1 Реализация методики обучения школьников самоконтролю при решении
планиметрических задач с использованием среды Живая математика 46
2.2 Реализация методики обучения школьников самоконтролю при решении
стереометрических задач с использованием среды Живая математика 60
2.3 Результаты педагогического эксперимента по апробации разработанной
методики 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 72

Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его информатизация. Начавшись в 70-х годах прошлого столетия, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей, в том числе в образовании. Для современного школьника и студента компьютер стал неотъемлемой частью жизни.
Одна из задач, которая стоит перед школой в условиях информатизации общества, - подготовить учащихся к использованию компьютера как средства объективного анализа интеллектуальной, производственной и иных видов деятельности человека. А изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению [13].
Не секрет, что изучение геометрии вызывает массу трудностей у школьников. В ходе решения геометрических задач, учащиеся могут допускать ошибки в рассуждениях и вычислениях, получая в итоге неверный ответ, что влечет за собой низкую успеваемость по предмету. В соответствии с этим является актуальным формировать у школьников умение проводить самостоятельный контроль при решении геометрических задач.
Появившиеся на рынке педагогических программных средств системы динамической геометрии (СДГ) предоставляют учителю математики возможность не только реализовать исследовательский подход в обучении, но и сформировать у обучающихся умение осуществлять самоконтроль и самопроверку при решении задач, оценивать степень достоверности найденного результата, проверять условие задачи на корректность. Поэтому исследование возможностей СДГ Живая математика, которые можно использовать для эффективного анализа, самоконтроля и самопроверки при решении задач по геометрии, является актуальным.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в
общеобразовательной школе, ориентированный на использование в обучении математике систем динамической геометрии.
Предмет исследования: методика использования системы
динамической геометрии Живая математика при обучении школьников самостоятельному контролю решения геометрических задач.
Гипотеза исследования: информатизация обучения геометрии в школе обеспечит повышение качества геометрической подготовки школьников, если
на теоретическом уровне будут определены концептуальные основы обучения школьников самоконтролю и самопроверке при решении геометрических задач с использованием возможностей системы динамической геометрии Живая математика;
на методическом уровне будет создана методика обучения школьников геометрии с использованием самостоятельного контроля решения геометрических задач, в том числе на базе системы динамической геометрии Живая математика.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику обучения школьников самоконтролю и самопроверке при решении геометрических задач с использованием компьютерной среды Живая математика.
Для достижения цели исследования нами выделены следующие задачи:
а) проанализировать умение школьников проводить самоконтроль и самопроверку решения задач по основным разделам школьного курса геометрии, используя для этого анкетирование, опрос и научно - методическую литературу по данной тематике;
б) изучить анимационные, конструктивные, вычислительные и иные возможности среды Живая математика, позволяющие использовать их для самоконтроля и самопроверки при решении геометрических задач;
в) разработать методику обучения школьников самоконтролю при решении задач по основным разделам школьного курса геометрии с использованием компьютерной среды Живая математика.
г) провести педагогический эксперимент по апробации разработанной методики.
Методами исследования являются:
1) анализ учебной, педагогической, учебно-методической литературы, посвященной умению школьников проводить самоконтроль и самопроверку решения задач по геометрии;
2) опрос учителей математики;
3) анкетирование учащихся;
4) моделирование методики обучения школьников самоконтролю
при решении задач по основным разделам школьного курса геометрии с использованием компьютерной среды Живая математика;
5) наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках математики;
6) педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования:
1) сформулированы восемь дидактических положений (принципов) самоконтроля при решении геометрических задач с использованием СДГ Живая математика;
2) на основе этих принципов разработана авторская методика обучения школьников самоконтролю при решении задач по основным разделам школьного курса геометрии с использованием компьютерной среды Живая математика.
Теоретическая значимость данного исследования:
1) определены концептуальные основы использования в школьном курсе геометрии системы динамической геометрии Живая математика как эффективного средства самоконтроля и самопроверки при решении геометрических задач;
2) сформулированы восемь дидактических положений (принципов), составляющих основу авторской методики.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования предлагаемой методики при обучении геометрии в школе с целью повышения качества обучения.
Материалы данного исследования обсуждались на заседаниях магистерского научно-исследовательского семинара, городского GeoGebra семинара, представлены в виде сообщения на пятой Всероссийской научно­методической конференции с международным участием «Информационные технологии в математике и математическом образовании-2016», на Международной конференции «Молодежь и наука XXI века»; по результатам исследования опубликована статья.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты проведенного анкетирования и опроса по проблеме самоконтроля учащихся при решении математических задач позволили обозначить необходимость в разработке методики, позволяющей учителю формировать у учащихся умение самостоятельно проводить верификацию и вносить коррективы в применяемую схему действий.
Уровень информатизации современного общества дает возможность применять различные программные средства в процессе обучения математике, в том числе СДГ Живая математика, конструктивные и вычислительные возможности которой позволили нам разработать восемь дидактических положений (принципов), составляющих основу авторской методики обучения школьников самоконтролю и самопроверке при решении геометрических задач. В нашем диссертационном исследовании представлена подробная инструкция по применению данной методики на практике, на примере 15 геометрических (планиметрических и стереометрических) задач. В процессе работы над каждой задачей описаны возможные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, и способы их преодоления благодаря сформулированным нами принципам самоконтроля.
Реализация разработанной нами методики заключалась и в проведении опытно-экспериментальной работы с учениками 9-11 классов. Наблюдение за учебной деятельностью учащихся на экспериментальных занятиях показало, что применение компьютера вызывает интерес у современных школьников, повышает мотивацию к обучению, в том числе к самоконтролю с помощью программных средств. Сравнительный анализ контроля, проведенного среди испытуемых в начале и в конце эксперимента, подтвердил эффективность предлагаемой методики.
Подводя итоги выше сказанного отметим, что по окончании диссертационного исследования поставленная цель достигнута, а выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Разработанная методика с восемью дидактическими положениями может быть реализована в любой школе, в том числе в школах с углубленным изучением математики. Представленные нами материалы применимы на уроках геометрии в 8-11 классах. Однако можно использовать данную методику и для учащихся более младших классов; сформулированные принципы самоконтроля сохранятся. Основываясь на этих же положениях, имеет смысл расширить границы данной методики до применения ее в средних специальных и высших учебных заведениях (опираясь на специфику учебного заведения). Возможно, для этого потребуется увеличить спектр сформулированных нами принципов самоконтроля.


1. Абдулкин, В.В. Сборник олимпиадных задач по геометрии для учащихся 8-11 классов / В. В. Абдулкин [и др.]. — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева, 2011. - 204 с.
2. Аминова, З. А. Методические особенности решения тестовых задач по математике / З.А. Аминова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - № 4. - С. 110-112.
3. Архив вебинаров издательства Легион [Электронный ресурс]. - http: //legionr.ru/proj ects/webinars/?SECTION ID=95.
4. Архив тренировочных тестов ЕГЭ [Электронный ресурс]. - http://alexlarin.net.
5. Астанина, И. В. Роль задач в обучении математике / И. В. Астанина // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 879-882.
6. Атанасян, Л. С. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.С. Атанасян [и др.]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 383 с.
7. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. - М: Издательство московского университета, 1974. - 352 с.
8. Долматов, А. С. Решение стереометрических задач ЕГЭ и проверка их решений в среде Живая математика / А. С. Долматов, А. С. Марушин, В. Р. Майер // Информационные технологии в математике и математическом образовании: материалы IV Всероссийской научно­методической конференции с международным участием. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2015. - С.16-19.
9. Дубровский, Н. В. Динамическая геометрия в школе: Занятие 1 / Н. В. Дубровский // Компьютерные инструменты в школе. - 2008. - №1. - С. 21-31.
10. Дубровский, В. Н. Живая математика 5.0: Сборник методических материалов / В. Н. Дубровский [и др.]. - М.: ИНТ, 2013. - 205 с.
11. Дубровский, В. Н. Стереометрия с компьютером [Текст] / В. Н. Дубровский // Компьютерные инструменты в образовании. - 2003. - № 6.
12. Дубровский, В. Н. 1С: Математический конструктор - новая программа динамической геометрии / В. Н. Дубровский, Н. А. Лебедева, О. А. Белайчук // Компьютерные инструменты в образовании. - 2007. - №3. - С. 47-56.
13. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Текст] / URL: http: //www. math.ru/conc/vers/conc-3003 .pdf.
14. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. - М.: ACADEMIA, 2000. - 456 с.
15. Никифоров, Г. С. Самоконтроль человека / Г. С. Никифоров. - М.: МГУ, 2008. - 234 с....20


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ