Методика обучения чтению в девятых классах в рамках требований ОГЭ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретическое описание чтения как вида речевой деятельности 7
1.1 Содержание и цели обучения чтению 7
1.2 Виды чтения 10
1.3 Место чтения в обучении иностранному языку 12
1.4 Специфика контроля навыков чтения по предмету «Иностранный
язык» 14
1.5 Принципы обучения чтению в средней школе 16
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. ОГЭ как форма контроля навыков чтения 20
2.1 Содержание раздела «чтение» в ОГЭ 20
2.2 Формирование необходимых навыков у обучающихся 23
2.3 Анализ методической литературы по подготовке к ОГЭ 30
2.4 Рекомендации по подготовке к экзамену 33
Выводы по главе 2 34
ГЛАВА 3. Технология преодоления трудностей 36
3.1 Предлагаемые приёмы, технологии, стратегии при подготовке к
разделу «чтение» в ОГЭ 36
3.2 Разработанные упражнения, сопровождаемые методическими
комментариями 43
Выводы по главе 3 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Библиографический список 57
Приложение А 60
Приложение Б 61
Приложение В 62
Приложение Г 64
ГЛАВА 1. Теоретическое описание чтения как вида речевой деятельности 7
1.1 Содержание и цели обучения чтению 7
1.2 Виды чтения 10
1.3 Место чтения в обучении иностранному языку 12
1.4 Специфика контроля навыков чтения по предмету «Иностранный
язык» 14
1.5 Принципы обучения чтению в средней школе 16
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. ОГЭ как форма контроля навыков чтения 20
2.1 Содержание раздела «чтение» в ОГЭ 20
2.2 Формирование необходимых навыков у обучающихся 23
2.3 Анализ методической литературы по подготовке к ОГЭ 30
2.4 Рекомендации по подготовке к экзамену 33
Выводы по главе 2 34
ГЛАВА 3. Технология преодоления трудностей 36
3.1 Предлагаемые приёмы, технологии, стратегии при подготовке к
разделу «чтение» в ОГЭ 36
3.2 Разработанные упражнения, сопровождаемые методическими
комментариями 43
Выводы по главе 3 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Библиографический список 57
Приложение А 60
Приложение Б 61
Приложение В 62
Приложение Г 64
За последние десятилетия интернационализация напрямую коснулась всех сфер жизнедеятельности человека. Такие понятия, как “глобализация”, “информатизация”, “поликультурность” можно смело считать характерными чертами современного общества. Подобные перемены привели нас к повышенной актуальности изучения иностранных языков, в особенности - английского, так как он занимает первое место на международном пьедестале.
Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний момент проблеме обучения чтению в рамках изучения иностранного языка уделяется особое внимание в формате школьного обучения. По мнению многих методистов и исследователей, умение грамотно работать с текстом является одним из самых необходимых навыков для человека, стремящегося освоить новый для себя язык на высоком уровне.
Перед педагогом ставятся масштабные задачи - обучить детей не только самому процессу чтения и распознавания графических символов, но и пробудить желание к чтению. Кроме того, неотъемлемой частью знакомства с текстом является осознание и понимание прочитанного. Идеальным результатом можно считать самостоятельную работу с текстом, исходящую из личных интересов и побуждений ученика.
Объектом исследования является чтение как вид речевой деятельности.
Предметом исследования являются способы и методы обучения чтению в рамках требований ОГЭ.
Отсюда вытекает цель дипломной работы, которая состоит в создании доступной и эффективной технологии обучения чтению в девятых классах.
В процессе исследования ставятся следующие задачи:
1. Исследовать и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросам обучения чтению;
2. Выбрать подходящую стратегию при работе с текстом, опираясь на заданную цель;
3. Изучить требования в ОГЭ и условия проведения экзамена;
4. Проанализировать методическую литературу на вопрос актуальных стратегий и упражнений, используемых на уроках;
5. Подобрать задания и приёмы по подготовке к экзамену, учитывая психолого-возрастные особенности учащихся;
6. Разработать систему упражнений с перспективой использовать её на практике.
В процессе изучения данного вопроса была выдвинута гипотеза о том, что выбор верной концепции при подготовке к экзамену способствует высокому результату в разделе «чтение» на самом экзамене.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и методистов, таких как Е.И. Пассов, Р.К. Миньяр- Белоручев, И.П. Подласый, О.Р. Балуян, Е.В. Губанова, Н.С. Косякова, М.Б. Челышкова, Н.В. Басова, Г.В. Рогова, Н.И. Гез, О.Я. Гойхман, Ж. Марузо, Н.В. Володин и др.
Методы исследования: анализ литературы по выбранной проблеме исследования, анализ словарных статей, анализ научных исследований, сравнительно-сопоставительный анализ, поисковый метод, описательный метод, наблюдение, беседа, анализ и обработка данных.
Практическая значимость исследования состоит в использовании педагогом на практике выбранных стратегий и технологий в процессе подготовки учащихся среднего звена к ОГЭ по английскому языку.
Работа прошла апробацию на ежегодной студенческой научнопрактической конференции факультета иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева XVIII 16 апреля 2019 года. Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», посвященного 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева. Дата апробации работы - 13.04.2017г. На основе исследования была написана статья для сборника Молодежь и наука XXI века.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №16 г. Красноярска «МБОУ Гимназия №16 г. Красноярска».
Структура работы включает: введение, три главы (в первой главе раскрыты теоретические аспекты формирования навыков чтения на уроках английского языка в школе, представлены виды работы с текстовым материалом, рассмотрены этапы работы с текстом; во второй главе описано содержание раздела «чтение» в ОГЭ, показан алгоритм действий для формирования необходимых навыков у учеников и проанализирован список популярной методической литературы; в третьей главе на основе контрольных измерительных материалов приведен ряд рекомендаций по подготовке к ОГЭ, предоставлены результаты использования предложенных стратегий на уроках английского языка, описаны анализы итогов использования дополнительных упражнений), заключение, Библиографический список состоит из 30 источников, 3 электронных ресурсов, приложения.
Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний момент проблеме обучения чтению в рамках изучения иностранного языка уделяется особое внимание в формате школьного обучения. По мнению многих методистов и исследователей, умение грамотно работать с текстом является одним из самых необходимых навыков для человека, стремящегося освоить новый для себя язык на высоком уровне.
Перед педагогом ставятся масштабные задачи - обучить детей не только самому процессу чтения и распознавания графических символов, но и пробудить желание к чтению. Кроме того, неотъемлемой частью знакомства с текстом является осознание и понимание прочитанного. Идеальным результатом можно считать самостоятельную работу с текстом, исходящую из личных интересов и побуждений ученика.
Объектом исследования является чтение как вид речевой деятельности.
Предметом исследования являются способы и методы обучения чтению в рамках требований ОГЭ.
Отсюда вытекает цель дипломной работы, которая состоит в создании доступной и эффективной технологии обучения чтению в девятых классах.
В процессе исследования ставятся следующие задачи:
1. Исследовать и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросам обучения чтению;
2. Выбрать подходящую стратегию при работе с текстом, опираясь на заданную цель;
3. Изучить требования в ОГЭ и условия проведения экзамена;
4. Проанализировать методическую литературу на вопрос актуальных стратегий и упражнений, используемых на уроках;
5. Подобрать задания и приёмы по подготовке к экзамену, учитывая психолого-возрастные особенности учащихся;
6. Разработать систему упражнений с перспективой использовать её на практике.
В процессе изучения данного вопроса была выдвинута гипотеза о том, что выбор верной концепции при подготовке к экзамену способствует высокому результату в разделе «чтение» на самом экзамене.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и методистов, таких как Е.И. Пассов, Р.К. Миньяр- Белоручев, И.П. Подласый, О.Р. Балуян, Е.В. Губанова, Н.С. Косякова, М.Б. Челышкова, Н.В. Басова, Г.В. Рогова, Н.И. Гез, О.Я. Гойхман, Ж. Марузо, Н.В. Володин и др.
Методы исследования: анализ литературы по выбранной проблеме исследования, анализ словарных статей, анализ научных исследований, сравнительно-сопоставительный анализ, поисковый метод, описательный метод, наблюдение, беседа, анализ и обработка данных.
Практическая значимость исследования состоит в использовании педагогом на практике выбранных стратегий и технологий в процессе подготовки учащихся среднего звена к ОГЭ по английскому языку.
Работа прошла апробацию на ежегодной студенческой научнопрактической конференции факультета иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева XVIII 16 апреля 2019 года. Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», посвященного 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева. Дата апробации работы - 13.04.2017г. На основе исследования была написана статья для сборника Молодежь и наука XXI века.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №16 г. Красноярска «МБОУ Гимназия №16 г. Красноярска».
Структура работы включает: введение, три главы (в первой главе раскрыты теоретические аспекты формирования навыков чтения на уроках английского языка в школе, представлены виды работы с текстовым материалом, рассмотрены этапы работы с текстом; во второй главе описано содержание раздела «чтение» в ОГЭ, показан алгоритм действий для формирования необходимых навыков у учеников и проанализирован список популярной методической литературы; в третьей главе на основе контрольных измерительных материалов приведен ряд рекомендаций по подготовке к ОГЭ, предоставлены результаты использования предложенных стратегий на уроках английского языка, описаны анализы итогов использования дополнительных упражнений), заключение, Библиографический список состоит из 30 источников, 3 электронных ресурсов, приложения.
Необходимость овладения английским языком приобретает всё большую востребованность и актуальность в современном мире. И процесс чтения необходимо рассматривать не только, как цель обучения, но и как средство. Грамотное обучение чтению даёт возможность для резкого роста языковой практики и восполняет многие пробелы в процессе изучения иностранного языка.
В нашей работе, посвященной проблеме обучения работе с текстом и подготовки к сдаче ОГЭ в разделе «чтение» по английскому языку для девятиклассников общеобразовательного школьного учреждения, нами были изучены педагогические и методические особенности при организации подготовительного процесса.
Таким образом, в ходе исследования в первой главе было рассмотрено понятие «чтение» как вид речевой деятельности, виды чтения, цели обучения чтению на уроках английского языка и уровни владения.
Во второй главе исследования была рассмотрена структура контрольных измерительных материалов в ОГЭ по английскому языку и условия проведения экзамена, в результате чего были выявлены необходимые умения и навыки выпускников средней школы, предложены различные подходы к работе с аутентичным текстовым материалом. Результаты анализа методической литературы подтвердили необходимость подбора дополнительного материала.
В заключительной главе нами был составлен дополнительный комплекс рекомендаций и упражнений, который оказался достаточно эффективным в процессе подготовки к итоговому экзамену. Разработанный материал по работе с текстом позволяет не только закрепить ранее полученные знания, но и сформировать новые коммуникативные навыки, а также привлечь внимание учеников к процессу чтения.
Учитывая теоретические и практические аспекты данного исследования, можно сделать вывод о том, что разработанный комплекс упражнений может быть использован на уроках английского языка в общеобразовательной школе для выпускников, сдающих экзамен по английскому языку, и также для самоподготовки. Представленные упражнения являются эффективным дополнением к основному УМК и методическим пособиям.
Поставленная в исследовании цель создать эффективный комплекс упражнений для подготовки к экзамену по английскому языку в девятых классах была достигнута. В ходе практической работы были отмечены положительные тенденции в уровне заинтересованности учащихся к работе с аутентичным текстом.
В нашей работе, посвященной проблеме обучения работе с текстом и подготовки к сдаче ОГЭ в разделе «чтение» по английскому языку для девятиклассников общеобразовательного школьного учреждения, нами были изучены педагогические и методические особенности при организации подготовительного процесса.
Таким образом, в ходе исследования в первой главе было рассмотрено понятие «чтение» как вид речевой деятельности, виды чтения, цели обучения чтению на уроках английского языка и уровни владения.
Во второй главе исследования была рассмотрена структура контрольных измерительных материалов в ОГЭ по английскому языку и условия проведения экзамена, в результате чего были выявлены необходимые умения и навыки выпускников средней школы, предложены различные подходы к работе с аутентичным текстовым материалом. Результаты анализа методической литературы подтвердили необходимость подбора дополнительного материала.
В заключительной главе нами был составлен дополнительный комплекс рекомендаций и упражнений, который оказался достаточно эффективным в процессе подготовки к итоговому экзамену. Разработанный материал по работе с текстом позволяет не только закрепить ранее полученные знания, но и сформировать новые коммуникативные навыки, а также привлечь внимание учеников к процессу чтения.
Учитывая теоретические и практические аспекты данного исследования, можно сделать вывод о том, что разработанный комплекс упражнений может быть использован на уроках английского языка в общеобразовательной школе для выпускников, сдающих экзамен по английскому языку, и также для самоподготовки. Представленные упражнения являются эффективным дополнением к основному УМК и методическим пособиям.
Поставленная в исследовании цель создать эффективный комплекс упражнений для подготовки к экзамену по английскому языку в девятых классах была достигнута. В ходе практической работы были отмечены положительные тенденции в уровне заинтересованности учащихся к работе с аутентичным текстом.
Подобные работы
- Контрольно-измерительные материалы по английскому языку для младших школьников
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017





