МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения математике обучающихся колледжа гуманитарной направленности 7
1.1. Требования нормативных документов к обучению математике в
колледже гуманитарной направленности 7
1.2. Возрастные и психологические особенности обучающихся
гуманитарной направленности 12
1.3. Методы и формы обучения математике обучающихся
гуманитарной направленности 18
1.4. Результаты исследования опыта педагогов 28
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения элементам математического анализа обучающихся гуманитарной
направленности 36
2.1. Место математического анализа в курсе математики колледжа
„ _ ~~ 36
гуманитарной направленности 36
2.2. Разработка рекомендаций обучения элементам математического
анализа обучающихся гуманитарной направленности 40
2.3. Описание хода и результата экспериментальной работы по
апробации рекомендаций 47
Выводы по главе 2 55
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 68
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения математике обучающихся колледжа гуманитарной направленности 7
1.1. Требования нормативных документов к обучению математике в
колледже гуманитарной направленности 7
1.2. Возрастные и психологические особенности обучающихся
гуманитарной направленности 12
1.3. Методы и формы обучения математике обучающихся
гуманитарной направленности 18
1.4. Результаты исследования опыта педагогов 28
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения элементам математического анализа обучающихся гуманитарной
направленности 36
2.1. Место математического анализа в курсе математики колледжа
„ _ ~~ 36
гуманитарной направленности 36
2.2. Разработка рекомендаций обучения элементам математического
анализа обучающихся гуманитарной направленности 40
2.3. Описание хода и результата экспериментальной работы по
апробации рекомендаций 47
Выводы по главе 2 55
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 68
Актуальность исследования. Современные реалии и курс российского математического образования, определенный Концепцией развития математического образования Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р), отводят математике одну из ведущих ролей. Отмечается, что получение математических знаний должно стать осознанным и внутренне мотивированным процессом, обеспечивать интеграцию математических знаний в любой сфере деятельности. В связи с этим особое внимание устремлено к качеству математического образования на гуманитарных профилях.
Анализ литературы и опыта преподавания свидетельствует о разном уровне знаний по математике у гуманитариев. Многие из них не видят перспектив получения математических знаний. Несмотря на отсутствие заинтересованности в изучении математике, во многих гуманитарных специальностях математические знания и способы действий имеют важное практическое значение. Умение анализировать информацию, определять суть вопроса и оценивать ситуацию, рассуждать логически, обобщать и проявлять критическое мышление - необходимые качества современного специалиста в любом направлении деятельности. Изучение математики способствует развитию всех этих качеств.
Надо отметить, что содержание математического образования себя изживает, становится не эффективным в текущем моменте. Это связано с игнорированием учебным процессом действительных способностей и индивидуальных особенностей обучающихся. В связи с этим, по-новому встает вопрос о методах и формах обучения математике в старшей школе, в частности на гуманитарных профилях образования. Очевидно, что необходимы новые методы и организационные формы обучения, создающие наиболее благоприятные условия для продуктивного усвоения знаний, развития мышления, инициативы, активности и творческих способностей, в соответствии с современными требованиями. Эти факты подтверждают необходимость исследований в области методики обучения математике на гуманитарных направлениях, что явилось проблемой данного исследования и определило его актуальность.
Объект исследования - обучение элементам математического анализа обучающихся колледжа гуманитарной направленности.
Предмет исследования - методы и формы обучения элементам математического анализа обучающихся колледжа гуманитарной направленности.
Целью исследования является разработка рекомендаций обучения элементам математического анализа обучающихся колледжа гуманитарной направленности.
Гипотеза исследования заключается в том, что применение при обучении элементам математического анализа практико-ориентированных заданий повышают мотивацию к изучению у обучающихся гуманитарной направленности, способствуют повышению уровня усвоения учебного материала.
Реализация поставленной цели потребовала решения конкретных задач, а именно:
1. Определить требования нормативных документов к обучению математике обучающихся гуманитарной направленности.
2. Описать возрастные, психологические и методические особенности преподавания математики обучающимся гуманитарной направленности.
3. Проанализировать результаты исследований опыта педагогов.
4. Разработать рекомендации обучения элементам математического анализа обучающихся гуманитарных направлений образования.
5. Провести педагогический эксперимент с целью проверки эффективности предложенных методов и приемов.
Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих
методов исследования:
• теоретических: анализ математической, психолого-педагогической и научно-методической литературы, анализ Федеральных государственных стандартов среднего общего образования и среднего профессионального образования по специальностям гуманитарного профиля, анализ образовательных программ;
• эмпирических: анкетирование обучающихся и оценка полученных результатов, анализ самостоятельных работ обучающихся, проведение педагогического эксперимента по апробации предложенных рекомендаций.
База исследования: 75 студентов первого курса, обучающихся на базе основного общего образования в КГАПОУ «Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства», возраст студентов соответствует возрасту школьников 10 класса.
Основные этапы исследования:
На первом этапе исследования осуществлялся анализ математической, психолого-педагогической и научно-методической литературы; анализ методов и форм обучения обучающихся гуманитарной направленности; сформулированы цели, задачи, гипотеза исследования, выявлены противоречия; проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе исследования разрабатывались рекомендации обучения элементам математического анализа обучающихся гуманитарной направленности; апробировались предложенные рекомендации обучения в колледже гуманитарной направленности.
На третье этапе исследования осуществлялось проведение опытноэкспериментальной работы с целью проверки эффективности предложенных рекомендаций. Проводился анализ учебной мотивации обучающихся гуманитарной направленности. Анализировались данные. Полученные эмпирическими методами исследования, до и после эксперимента, делались соответствующие выводы. Оформлялся текст выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложены конкретные методические рекомендации по обучению элементам математического анализа обучающихся гуманитарной направленности, позволяющие повысить мотивацию к изучению данного раздела математики. Предложенные рекомендации могут быть использованы в работе учителей.
Результаты работы отражены в публикации автора на XXIII Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Современная математика и математическое образование в контексте формирования функциональной грамотности» (Красноярск, 13 мая 2022 г.).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, даны его основные характеристики.
Глава I посвящена анализу требований нормативных документов, возрастных и психологических особенностей обучающихся гуманитарной направленности; приводятся продуктивные методы и формы обучения математике; обобщается опыт работы учителей математики.
В главе II предлагаются методические рекомендации обучения элементам математического анализа обучающихся колледжа гуманитарной направленности. Приводятся результаты педагогического эксперимента.
В заключении работы приведены основные выводы и результаты проведенного исследования.
Список источников содержит 50 наименований.
Анализ литературы и опыта преподавания свидетельствует о разном уровне знаний по математике у гуманитариев. Многие из них не видят перспектив получения математических знаний. Несмотря на отсутствие заинтересованности в изучении математике, во многих гуманитарных специальностях математические знания и способы действий имеют важное практическое значение. Умение анализировать информацию, определять суть вопроса и оценивать ситуацию, рассуждать логически, обобщать и проявлять критическое мышление - необходимые качества современного специалиста в любом направлении деятельности. Изучение математики способствует развитию всех этих качеств.
Надо отметить, что содержание математического образования себя изживает, становится не эффективным в текущем моменте. Это связано с игнорированием учебным процессом действительных способностей и индивидуальных особенностей обучающихся. В связи с этим, по-новому встает вопрос о методах и формах обучения математике в старшей школе, в частности на гуманитарных профилях образования. Очевидно, что необходимы новые методы и организационные формы обучения, создающие наиболее благоприятные условия для продуктивного усвоения знаний, развития мышления, инициативы, активности и творческих способностей, в соответствии с современными требованиями. Эти факты подтверждают необходимость исследований в области методики обучения математике на гуманитарных направлениях, что явилось проблемой данного исследования и определило его актуальность.
Объект исследования - обучение элементам математического анализа обучающихся колледжа гуманитарной направленности.
Предмет исследования - методы и формы обучения элементам математического анализа обучающихся колледжа гуманитарной направленности.
Целью исследования является разработка рекомендаций обучения элементам математического анализа обучающихся колледжа гуманитарной направленности.
Гипотеза исследования заключается в том, что применение при обучении элементам математического анализа практико-ориентированных заданий повышают мотивацию к изучению у обучающихся гуманитарной направленности, способствуют повышению уровня усвоения учебного материала.
Реализация поставленной цели потребовала решения конкретных задач, а именно:
1. Определить требования нормативных документов к обучению математике обучающихся гуманитарной направленности.
2. Описать возрастные, психологические и методические особенности преподавания математики обучающимся гуманитарной направленности.
3. Проанализировать результаты исследований опыта педагогов.
4. Разработать рекомендации обучения элементам математического анализа обучающихся гуманитарных направлений образования.
5. Провести педагогический эксперимент с целью проверки эффективности предложенных методов и приемов.
Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих
методов исследования:
• теоретических: анализ математической, психолого-педагогической и научно-методической литературы, анализ Федеральных государственных стандартов среднего общего образования и среднего профессионального образования по специальностям гуманитарного профиля, анализ образовательных программ;
• эмпирических: анкетирование обучающихся и оценка полученных результатов, анализ самостоятельных работ обучающихся, проведение педагогического эксперимента по апробации предложенных рекомендаций.
База исследования: 75 студентов первого курса, обучающихся на базе основного общего образования в КГАПОУ «Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства», возраст студентов соответствует возрасту школьников 10 класса.
Основные этапы исследования:
На первом этапе исследования осуществлялся анализ математической, психолого-педагогической и научно-методической литературы; анализ методов и форм обучения обучающихся гуманитарной направленности; сформулированы цели, задачи, гипотеза исследования, выявлены противоречия; проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе исследования разрабатывались рекомендации обучения элементам математического анализа обучающихся гуманитарной направленности; апробировались предложенные рекомендации обучения в колледже гуманитарной направленности.
На третье этапе исследования осуществлялось проведение опытноэкспериментальной работы с целью проверки эффективности предложенных рекомендаций. Проводился анализ учебной мотивации обучающихся гуманитарной направленности. Анализировались данные. Полученные эмпирическими методами исследования, до и после эксперимента, делались соответствующие выводы. Оформлялся текст выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложены конкретные методические рекомендации по обучению элементам математического анализа обучающихся гуманитарной направленности, позволяющие повысить мотивацию к изучению данного раздела математики. Предложенные рекомендации могут быть использованы в работе учителей.
Результаты работы отражены в публикации автора на XXIII Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Современная математика и математическое образование в контексте формирования функциональной грамотности» (Красноярск, 13 мая 2022 г.).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, даны его основные характеристики.
Глава I посвящена анализу требований нормативных документов, возрастных и психологических особенностей обучающихся гуманитарной направленности; приводятся продуктивные методы и формы обучения математике; обобщается опыт работы учителей математики.
В главе II предлагаются методические рекомендации обучения элементам математического анализа обучающихся колледжа гуманитарной направленности. Приводятся результаты педагогического эксперимента.
В заключении работы приведены основные выводы и результаты проведенного исследования.
Список источников содержит 50 наименований.
В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целью и задачами получены следующие основные выводы и результаты.
1. На основе анализа нормативных документов, методической и
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования обучения элементам математического анализа обучающихся гуманитарных направлений были выявлены и обоснованы возможности получения осознанных и внутренне мотивированных математических знаний, в соответствии с реализацией Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, с учетом их интеграции в любой сфере деятельности.
2. Анализ возрастных и психологических особенностей обучения
гуманитариев позволил определить педагогические условия успешного обучения элементам математического анализа данного контингента обучающихся, а именно: особенности конкретно-образного мышления,
интеллекта, эмоционально-чувственного восприятия, способности к обучению математике, иллюстрация изученных правил и способов действий на лично значимых примерах, творческий характер познавательной деятельности.
3. В результате анализа методической и педагогической литературы, были выявлены и описаны эффективные методы и формы работы с обучающимися гуманитарных направлений. Анализ показал, что использование практикоориентированных и исследовательских заданий позволяет интегрировать математические знания в практическую деятельность, устанавливает взаимосвязи с другими дисциплинами, создает наиболее благоприятные условия для продуктивного усвоения знаний и повышает учебную мотивацию.
4. Представлены методические рекомендации обучения элементам математического анализа обучающихся гуманитарных направлений. Установлено, что при обучении элементам математического анализа данного контингента обучающихся рекомендуется выстраивать процесс обучения с опорой на круг интересов обучающихся. Отбирать содержание теоретического и практического материала с учетом индивидуальных особенностей, способности к восприятию математической информации, степени значимости. Выбирать активные формы организации учебной и познавательной деятельности обучающихся.
5. Раскрыты преимущества разработанных рекомендаций обучения элементам математического анализа обучающихся гуманитарных направлений на примере применения практико-ориентированных задач, что способствует интуитивному восприятию абстрактных методов анализа через практическую деятельность, повышает мотивацию к изучению предмета.
6. В результате педагогического эксперимента по апробации разработанных рекомендаций обучения элементам математического анализа обучающихся гуманитарных направлений можно признать верность гипотезы исследования и эффективность предложенных методов и форм организации учебной деятельности.
Все выше сказанное дает основание считать, что задачи, поставленные в исследовании, полностью решены.
1. На основе анализа нормативных документов, методической и
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования обучения элементам математического анализа обучающихся гуманитарных направлений были выявлены и обоснованы возможности получения осознанных и внутренне мотивированных математических знаний, в соответствии с реализацией Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, с учетом их интеграции в любой сфере деятельности.
2. Анализ возрастных и психологических особенностей обучения
гуманитариев позволил определить педагогические условия успешного обучения элементам математического анализа данного контингента обучающихся, а именно: особенности конкретно-образного мышления,
интеллекта, эмоционально-чувственного восприятия, способности к обучению математике, иллюстрация изученных правил и способов действий на лично значимых примерах, творческий характер познавательной деятельности.
3. В результате анализа методической и педагогической литературы, были выявлены и описаны эффективные методы и формы работы с обучающимися гуманитарных направлений. Анализ показал, что использование практикоориентированных и исследовательских заданий позволяет интегрировать математические знания в практическую деятельность, устанавливает взаимосвязи с другими дисциплинами, создает наиболее благоприятные условия для продуктивного усвоения знаний и повышает учебную мотивацию.
4. Представлены методические рекомендации обучения элементам математического анализа обучающихся гуманитарных направлений. Установлено, что при обучении элементам математического анализа данного контингента обучающихся рекомендуется выстраивать процесс обучения с опорой на круг интересов обучающихся. Отбирать содержание теоретического и практического материала с учетом индивидуальных особенностей, способности к восприятию математической информации, степени значимости. Выбирать активные формы организации учебной и познавательной деятельности обучающихся.
5. Раскрыты преимущества разработанных рекомендаций обучения элементам математического анализа обучающихся гуманитарных направлений на примере применения практико-ориентированных задач, что способствует интуитивному восприятию абстрактных методов анализа через практическую деятельность, повышает мотивацию к изучению предмета.
6. В результате педагогического эксперимента по апробации разработанных рекомендаций обучения элементам математического анализа обучающихся гуманитарных направлений можно признать верность гипотезы исследования и эффективность предложенных методов и форм организации учебной деятельности.
Все выше сказанное дает основание считать, что задачи, поставленные в исследовании, полностью решены.
Подобные работы
- Комбинаторные задачи в системе развивающего обучения четырехлетней начальной школы
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Межпредметные связи и прикладная направленность школьного курса математики в классах биологического профиля
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - Профилактика выученной беспомощности у обучающихся колледжа в процессе обучения управленческо-экономическим дисциплинам
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коммуникативной компетенции иностранных студентов при обучении письменной речи в жанре аннотации к научной статье: когнитивный подход
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Практико-ориентированные формы организации занятий в профессиональной
образовательной организации (на примере ГАПОУ «Камский строительный
колледж имени Е.Н. Батенчука»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Опорные конспекты по астрономии как средство достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2019 - РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Формирование вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020





