ОБРАЗ ЗВЕЗДЫ В ЛИРИКЕ
|
Введение 3
Глава I. Семантическое значение образа звезды в лирике С.Липкина и
А.Тарковского 5
§ 1. Символика образа звезды 8
§ 2. Мотивное поле образа звезды 15
Глава II. Космос и звезда в лирике С. Липкина и А.Тарковского 22
§ 1. Звезда как космическое тело 24
§ 2. Соотношение понятий космос, звезда, лирический герой 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЯ 37
Глава I. Семантическое значение образа звезды в лирике С.Липкина и
А.Тарковского 5
§ 1. Символика образа звезды 8
§ 2. Мотивное поле образа звезды 15
Глава II. Космос и звезда в лирике С. Липкина и А.Тарковского 22
§ 1. Звезда как космическое тело 24
§ 2. Соотношение понятий космос, звезда, лирический герой 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЯ 37
Поэты старшего поколения, в первую очередь Арсений Тарковский и Семен Липкин, по-разному выразили трагедийность «семантической поэтики» как не только лишь эстетической, но и нравственной традиции.
Для многих поэтов неоакмеизма, но с особенной силой для поэтов старшего поколения, характерно утверждение нераздельности природы и культуры. Точнее, природа в их стихах пронизана культурными ассоциациями, а культура не только не противоположна природному миру, но и воплощает его глубинные тайны. Так, Тарковский воспевает «могучую архитектуру ночи» («Телец, Орион, Большой Пес»), уподобляя панораму звездного неба куполу «старой церкви, забытой богом и людьми». У Семена Липкина звезды выглядят порождением свободы: «я б навек от смертных откололся».
Поэтические миры С.Липкина и А.Тарковского глубоко философичны: «Философская поэзия в основе своей является способом познания мира. Художественное мышление не популяризирует философские умозаключения, а создает свою картину мира. Особые приемы художественного обобщения, вопросы общефилософского характера, преодоление утилитарности обыденного сознания - позволяют назвать поэта философом». В поэтическом кругу затронуты такие темы как детство, история, родина, любовь. В произведениях данных поэтов образ лирического героя объединяет вокруг себя большое количество мотивов и образов, среди которых выделяется образ звезды.
Образ звезды традиционен для русской литературы и вместе с тем он для каждого человека это небесное светило обретает свой глубоко субъективный, сокровенный смысл. Образ этот является одним из самых таинственных и неоднозначных: не сравнить звезду как символ, например, с жёлтой розой, ассоциация которой зачастую только с изменой. Именно своей многозначностью образ звезды вызывает интерес, ибо многозначность
единого символа является, как правило, лишь разветвлением от основного, первичного, значения символа. Поэзию Семена Израилевича Липкина и Арсения Александровича Тарковского этот образ не миновал.
Таким образом, актуальность работы определяется интересом к философским аспектам поэтического мира Семена Липкина и Арсения Тарковского. Вместе с этим исследование находится в русле активно изучаемых проблем, связанных с рассмотрением творчества поэтов- неокмеистов 60-годов XX века.
Научная новизна работы обусловлена тем, что ВКР являет собой попытку системного анализа семантики образа звезды в лирике С.И. Липкина и А.А. Тарковского.
Предметом исследования в данной дипломной работе является образ звезды. В качестве объекта выступает лирика поэтов-неоакмеистов. Материалом исследования послужил сборник «Большая книга стихов поэта» (2008) С. Липкина, в которую вошли стихотворения разных лет и сборник А.Тарковского «Избранные стихи» (2001).
Цель работы: рассмотреть образ звезды в лирике С.И.Липкина и А.А.Тарковского, осмыслить его значение. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• выявить моменты словоупотребления образа;
• определить семантику образа звезды в лирике;
• выявить функциональное значение;
• рассмотреть сопутствующие мотивы и образы.
Методологическая основа. В соответствии с поставленной целью и
задачами были использованы следующие методы: ведущим является структурно-семантический метод. Кроме того, для достижения цели работы были использованы сравнительно-сопоставительный метод, прием культурологического анализа.
В изучении творчества поэтов большой вклад внесли труды таких
ученых как Н.Л. Лейдерман и М.Н. Липовецкий. Ими подмечены подобные
4
тенденции в литературе конца XX века. Литературоведы осмысливают данное понятие по отношению к поэзии неоакмеистов 60-70 годов XX века, в число которых, по их мнению, входит и А.А. Тарковский и С.И. Липкин. Н.Л. Лейдерман и М.Н. Липовецкий определяют пафос их творчества как сложную диалектику «преходящего и вечного, невозможность существовать в измерении вечности «поверх барьеров» докучного исторического времени, необходимость научиться «читать» свое время по словарю культуры, а значит, и «большого времени» (Бахтин), реальной неконъюнктурной истории» .
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Первая глава - «Семантическое значение образа звезды в лирике С. Липкина и А. Тарковского» включает два параграфа. В первой главе рассматриваются, во-первых, представление образа звезды как символа, во- вторых, выделение мотивных полей данного звезды.
Глава вторая - «Космос и звезда в лирике С. Липкина и А.Тарковского» включает два параграфа. Вторая глава посвящена рассмотрению образа звезды как космического тела, формирование понимания модели мира у С.Липкина и А.Тарковского.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты работы могут быть использованы при чтении курсов «История русской литературы XX века», специальных курсов и семинаров по творчеству Арсения Тарковского и Семена Липкина, а также в школьной практике при изучении творчества авторов.
Апробация материала выпускной квалификационной работы прошла на ежегодной научно-практической конференции студентов ТувГУ в апреле 2013 г.
Для многих поэтов неоакмеизма, но с особенной силой для поэтов старшего поколения, характерно утверждение нераздельности природы и культуры. Точнее, природа в их стихах пронизана культурными ассоциациями, а культура не только не противоположна природному миру, но и воплощает его глубинные тайны. Так, Тарковский воспевает «могучую архитектуру ночи» («Телец, Орион, Большой Пес»), уподобляя панораму звездного неба куполу «старой церкви, забытой богом и людьми». У Семена Липкина звезды выглядят порождением свободы: «я б навек от смертных откололся».
Поэтические миры С.Липкина и А.Тарковского глубоко философичны: «Философская поэзия в основе своей является способом познания мира. Художественное мышление не популяризирует философские умозаключения, а создает свою картину мира. Особые приемы художественного обобщения, вопросы общефилософского характера, преодоление утилитарности обыденного сознания - позволяют назвать поэта философом». В поэтическом кругу затронуты такие темы как детство, история, родина, любовь. В произведениях данных поэтов образ лирического героя объединяет вокруг себя большое количество мотивов и образов, среди которых выделяется образ звезды.
Образ звезды традиционен для русской литературы и вместе с тем он для каждого человека это небесное светило обретает свой глубоко субъективный, сокровенный смысл. Образ этот является одним из самых таинственных и неоднозначных: не сравнить звезду как символ, например, с жёлтой розой, ассоциация которой зачастую только с изменой. Именно своей многозначностью образ звезды вызывает интерес, ибо многозначность
единого символа является, как правило, лишь разветвлением от основного, первичного, значения символа. Поэзию Семена Израилевича Липкина и Арсения Александровича Тарковского этот образ не миновал.
Таким образом, актуальность работы определяется интересом к философским аспектам поэтического мира Семена Липкина и Арсения Тарковского. Вместе с этим исследование находится в русле активно изучаемых проблем, связанных с рассмотрением творчества поэтов- неокмеистов 60-годов XX века.
Научная новизна работы обусловлена тем, что ВКР являет собой попытку системного анализа семантики образа звезды в лирике С.И. Липкина и А.А. Тарковского.
Предметом исследования в данной дипломной работе является образ звезды. В качестве объекта выступает лирика поэтов-неоакмеистов. Материалом исследования послужил сборник «Большая книга стихов поэта» (2008) С. Липкина, в которую вошли стихотворения разных лет и сборник А.Тарковского «Избранные стихи» (2001).
Цель работы: рассмотреть образ звезды в лирике С.И.Липкина и А.А.Тарковского, осмыслить его значение. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• выявить моменты словоупотребления образа;
• определить семантику образа звезды в лирике;
• выявить функциональное значение;
• рассмотреть сопутствующие мотивы и образы.
Методологическая основа. В соответствии с поставленной целью и
задачами были использованы следующие методы: ведущим является структурно-семантический метод. Кроме того, для достижения цели работы были использованы сравнительно-сопоставительный метод, прием культурологического анализа.
В изучении творчества поэтов большой вклад внесли труды таких
ученых как Н.Л. Лейдерман и М.Н. Липовецкий. Ими подмечены подобные
4
тенденции в литературе конца XX века. Литературоведы осмысливают данное понятие по отношению к поэзии неоакмеистов 60-70 годов XX века, в число которых, по их мнению, входит и А.А. Тарковский и С.И. Липкин. Н.Л. Лейдерман и М.Н. Липовецкий определяют пафос их творчества как сложную диалектику «преходящего и вечного, невозможность существовать в измерении вечности «поверх барьеров» докучного исторического времени, необходимость научиться «читать» свое время по словарю культуры, а значит, и «большого времени» (Бахтин), реальной неконъюнктурной истории» .
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Первая глава - «Семантическое значение образа звезды в лирике С. Липкина и А. Тарковского» включает два параграфа. В первой главе рассматриваются, во-первых, представление образа звезды как символа, во- вторых, выделение мотивных полей данного звезды.
Глава вторая - «Космос и звезда в лирике С. Липкина и А.Тарковского» включает два параграфа. Вторая глава посвящена рассмотрению образа звезды как космического тела, формирование понимания модели мира у С.Липкина и А.Тарковского.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты работы могут быть использованы при чтении курсов «История русской литературы XX века», специальных курсов и семинаров по творчеству Арсения Тарковского и Семена Липкина, а также в школьной практике при изучении творчества авторов.
Апробация материала выпускной квалификационной работы прошла на ежегодной научно-практической конференции студентов ТувГУ в апреле 2013 г.
Любая звезда в поэзии и прозе - это путеводительница, свет в конце туннеля. Образ звезды был выбран прозаиками и поэтами потому, что это наиболее загадочное и недостижимое явление природы.
Звезда у С.Липкина и А.Тарковского не просто деталь - она символ. Через нее соединяются времена, пространства, божественное и земное. В них мистически-таинственный смысл, и они являются в наиболее важные, драматические моменты: порыв к воле, покорение судьбе, любовное объяснение, последнее свидание, смерть, размышления о смысле жизни. Для них звезда - символ вечности, единения человека с самим собой. Вглядываясь в них, испытываешь жгучее ощущение неразгаданной тайны, человек начинает верить в могущество человеческого разума, способного познать эти тайны...
Рассмотрены 35 стихотворений С.Липкина из сборника «Большая книга стихов поэта», частота использования образа звезды 35. В лирике А.Тарковского данный образ упоминается 25 из рассмотренных 22 стихотворений. В результате осмысления образа звезды в лирике С.И. Липкина и А.А.Тарковского в соответствии с поставленной целью и задачами выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы:
• образ звезды - один из основных в творчестве С.Липкина и А.Тарковского, он создается в соответствии с вертикальной проекции модели мира;
• многозначность мотивов. Сопутствующими мотивами образа звезды являются мотив свободы, мотив судьбы и мотив любви;
• при рассмотрении данного образа была выявлена его связь с мифопоэтикой;
• образ-символ звезда в лирике А.Тарковского вписан в систему культурологического восприятия истории;
• у обоих авторов символ звезда выражен как сакральное знание, то есть слово, именно образ культуры (логоса) и слова, как символа, становится средоточием модели мира в лирике поэтов;
• образ-символ звезда в лирике обоих поэтов относится к верхнему уровню модели бытия;
• присутствует богатая цветовая семантика в лирических произведениях С.Липкина и А.Тарковского.
Звезда у С.Липкина и А.Тарковского не просто деталь - она символ. Через нее соединяются времена, пространства, божественное и земное. В них мистически-таинственный смысл, и они являются в наиболее важные, драматические моменты: порыв к воле, покорение судьбе, любовное объяснение, последнее свидание, смерть, размышления о смысле жизни. Для них звезда - символ вечности, единения человека с самим собой. Вглядываясь в них, испытываешь жгучее ощущение неразгаданной тайны, человек начинает верить в могущество человеческого разума, способного познать эти тайны...
Рассмотрены 35 стихотворений С.Липкина из сборника «Большая книга стихов поэта», частота использования образа звезды 35. В лирике А.Тарковского данный образ упоминается 25 из рассмотренных 22 стихотворений. В результате осмысления образа звезды в лирике С.И. Липкина и А.А.Тарковского в соответствии с поставленной целью и задачами выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы:
• образ звезды - один из основных в творчестве С.Липкина и А.Тарковского, он создается в соответствии с вертикальной проекции модели мира;
• многозначность мотивов. Сопутствующими мотивами образа звезды являются мотив свободы, мотив судьбы и мотив любви;
• при рассмотрении данного образа была выявлена его связь с мифопоэтикой;
• образ-символ звезда в лирике А.Тарковского вписан в систему культурологического восприятия истории;
• у обоих авторов символ звезда выражен как сакральное знание, то есть слово, именно образ культуры (логоса) и слова, как символа, становится средоточием модели мира в лирике поэтов;
• образ-символ звезда в лирике обоих поэтов относится к верхнему уровню модели бытия;
• присутствует богатая цветовая семантика в лирических произведениях С.Липкина и А.Тарковского.
Подобные работы
- ЛИЦА РУССКОЙ ИСТОРИИ В ЛИРИКЕ ДАВИДА САМОЙЛОВА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Цветочная символика в русской и китайской поэзии
(на материале творчества А. Фета и Ли Цинчжао)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - Традиционные поэтические образы в русской женской лирике начала XXI в. (на материале поэзии В. Полозковой): лексико-семантический аспект
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2023 - Образ матери в творчестве Марины Цветаевой (Тверской государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, литература. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ПОЭТИЧЕСКАЯ НОМИНАЦИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА (НА ФОНЕ ПОЭТИЧЕСКОЙ НОМИНАЦИИ КИТАЙСКОЙ ПОЭЗИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ПОЭТИЧЕСКАЯ НОМИНАЦИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА (НА ФОНЕ ПОЭТИЧЕСКОЙ НОМИНАЦИИ КИТАЙСКОЙ ПОЭЗИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Архетипические образы и мотивы в лирике Н. А. Заболоцкого («Городские столбца!» и «Смешанные столбца!»)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗЫ ВОДНОЙ СТИХИИ В ЛИРИКЕ АРСЕНИЯ ТАРКОВСКОГО:
СБОРНИКИ «ГОСТЬЯ-ЗВЕЗДА», «ПЕРЕД СНЕГОМ», «ЗЕМЛЕ - ЗЕМНОЕ»
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2025 - НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ЛИРИКИ В.Ф. ХОДАСЕВИЧА (10.01.01)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004



