Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ ЗВЕЗДЫ В ЛИРИКЕ

Работа №16879

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы36
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
598
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Семантическое значение образа звезды в лирике С.Липкина и
А.Тарковского 5
§ 1. Символика образа звезды 8
§ 2. Мотивное поле образа звезды 15
Глава II. Космос и звезда в лирике С. Липкина и А.Тарковского 22
§ 1. Звезда как космическое тело 24
§ 2. Соотношение понятий космос, звезда, лирический герой 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЯ 37


Поэты старшего поколения, в первую очередь Арсений Тарковский и Семен Липкин, по-разному выразили трагедийность «семантической поэтики» как не только лишь эстетической, но и нравственной традиции.
Для многих поэтов неоакмеизма, но с особенной силой для поэтов старшего поколения, характерно утверждение нераздельности природы и культуры. Точнее, природа в их стихах пронизана культурными ассоциациями, а культура не только не противоположна природному миру, но и воплощает его глубинные тайны. Так, Тарковский воспевает «могучую архитектуру ночи» («Телец, Орион, Большой Пес»), уподобляя панораму звездного неба куполу «старой церкви, забытой богом и людьми». У Семена Липкина звезды выглядят порождением свободы: «я б навек от смертных откололся».
Поэтические миры С.Липкина и А.Тарковского глубоко философичны: «Философская поэзия в основе своей является способом познания мира. Художественное мышление не популяризирует философские умозаключения, а создает свою картину мира. Особые приемы художественного обобщения, вопросы общефилософского характера, преодоление утилитарности обыденного сознания - позволяют назвать поэта философом». В поэтическом кругу затронуты такие темы как детство, история, родина, любовь. В произведениях данных поэтов образ лирического героя объединяет вокруг себя большое количество мотивов и образов, среди которых выделяется образ звезды.
Образ звезды традиционен для русской литературы и вместе с тем он для каждого человека это небесное светило обретает свой глубоко субъективный, сокровенный смысл. Образ этот является одним из самых таинственных и неоднозначных: не сравнить звезду как символ, например, с жёлтой розой, ассоциация которой зачастую только с изменой. Именно своей многозначностью образ звезды вызывает интерес, ибо многозначность
единого символа является, как правило, лишь разветвлением от основного, первичного, значения символа. Поэзию Семена Израилевича Липкина и Арсения Александровича Тарковского этот образ не миновал.
Таким образом, актуальность работы определяется интересом к философским аспектам поэтического мира Семена Липкина и Арсения Тарковского. Вместе с этим исследование находится в русле активно изучаемых проблем, связанных с рассмотрением творчества поэтов- неокмеистов 60-годов XX века.
Научная новизна работы обусловлена тем, что ВКР являет собой попытку системного анализа семантики образа звезды в лирике С.И. Липкина и А.А. Тарковского.
Предметом исследования в данной дипломной работе является образ звезды. В качестве объекта выступает лирика поэтов-неоакмеистов. Материалом исследования послужил сборник «Большая книга стихов поэта» (2008) С. Липкина, в которую вошли стихотворения разных лет и сборник А.Тарковского «Избранные стихи» (2001).
Цель работы: рассмотреть образ звезды в лирике С.И.Липкина и А.А.Тарковского, осмыслить его значение. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• выявить моменты словоупотребления образа;
• определить семантику образа звезды в лирике;
• выявить функциональное значение;
• рассмотреть сопутствующие мотивы и образы.
Методологическая основа. В соответствии с поставленной целью и
задачами были использованы следующие методы: ведущим является структурно-семантический метод. Кроме того, для достижения цели работы были использованы сравнительно-сопоставительный метод, прием культурологического анализа.
В изучении творчества поэтов большой вклад внесли труды таких
ученых как Н.Л. Лейдерман и М.Н. Липовецкий. Ими подмечены подобные
4
тенденции в литературе конца XX века. Литературоведы осмысливают данное понятие по отношению к поэзии неоакмеистов 60-70 годов XX века, в число которых, по их мнению, входит и А.А. Тарковский и С.И. Липкин. Н.Л. Лейдерман и М.Н. Липовецкий определяют пафос их творчества как сложную диалектику «преходящего и вечного, невозможность существовать в измерении вечности «поверх барьеров» докучного исторического времени, необходимость научиться «читать» свое время по словарю культуры, а значит, и «большого времени» (Бахтин), реальной неконъюнктурной истории» .
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Первая глава - «Семантическое значение образа звезды в лирике С. Липкина и А. Тарковского» включает два параграфа. В первой главе рассматриваются, во-первых, представление образа звезды как символа, во- вторых, выделение мотивных полей данного звезды.
Глава вторая - «Космос и звезда в лирике С. Липкина и А.Тарковского» включает два параграфа. Вторая глава посвящена рассмотрению образа звезды как космического тела, формирование понимания модели мира у С.Липкина и А.Тарковского.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты работы могут быть использованы при чтении курсов «История русской литературы XX века», специальных курсов и семинаров по творчеству Арсения Тарковского и Семена Липкина, а также в школьной практике при изучении творчества авторов.
Апробация материала выпускной квалификационной работы прошла на ежегодной научно-практической конференции студентов ТувГУ в апреле 2013 г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Любая звезда в поэзии и прозе - это путеводительница, свет в конце туннеля. Образ звезды был выбран прозаиками и поэтами потому, что это наиболее загадочное и недостижимое явление природы.
Звезда у С.Липкина и А.Тарковского не просто деталь - она символ. Через нее соединяются времена, пространства, божественное и земное. В них мистически-таинственный смысл, и они являются в наиболее важные, драматические моменты: порыв к воле, покорение судьбе, любовное объяснение, последнее свидание, смерть, размышления о смысле жизни. Для них звезда - символ вечности, единения человека с самим собой. Вглядываясь в них, испытываешь жгучее ощущение неразгаданной тайны, человек начинает верить в могущество человеческого разума, способного познать эти тайны...
Рассмотрены 35 стихотворений С.Липкина из сборника «Большая книга стихов поэта», частота использования образа звезды 35. В лирике А.Тарковского данный образ упоминается 25 из рассмотренных 22 стихотворений. В результате осмысления образа звезды в лирике С.И. Липкина и А.А.Тарковского в соответствии с поставленной целью и задачами выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы:
• образ звезды - один из основных в творчестве С.Липкина и А.Тарковского, он создается в соответствии с вертикальной проекции модели мира;
• многозначность мотивов. Сопутствующими мотивами образа звезды являются мотив свободы, мотив судьбы и мотив любви;
• при рассмотрении данного образа была выявлена его связь с мифопоэтикой;
• образ-символ звезда в лирике А.Тарковского вписан в систему культурологического восприятия истории;
• у обоих авторов символ звезда выражен как сакральное знание, то есть слово, именно образ культуры (логоса) и слова, как символа, становится средоточием модели мира в лирике поэтов;
• образ-символ звезда в лирике обоих поэтов относится к верхнему уровню модели бытия;
• присутствует богатая цветовая семантика в лирических произведениях С.Липкина и А.Тарковского.



1. Агранович З.С., Саморуков И.В. Двойничество. Самара: Издательство Самарского университета, 2001. - 132 с.
2. Апенок (Черкасова) Р.С Содержание психологических взглядов Г. С. Сковороды // Социально-экономические явления и процессы. 2015. №4. URL: http://cyberleninka.ru/articleZn/soderzhanie-psihologicheskih- yzglyadoy-g-s-skoyorody#ixzz4BBjnIyEn. Научная библиотека КиберЛенинка (Дата обращения: 10.04.2016).
3. Арутюнова Н. Д. Истина и судьба // Понятие судьбы в контексте разных культур / Науч. совет по истории мировой культуры. - М. : Наука, 1994.
4. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. - М., 1988.
5. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3т. - Т.3 / А.Н.Афанасьев. - М.: Индрик, 1994. - 840 с.
6. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. - М., - 2003.
7. Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994. - 528 с.
8. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: Модели мира в литературе. - М., 2000.
9. Бессонова, Т.: Идеи русского космизма и русская философская поэзия XX века. Москва 2001.
10. Бидерман Г. Энциклопедия символов / Г.Бидерман; пер. с нем.; общ. ред. и предисл. И.С.Свеницкой. - М.: Республика, 1996. - 335 с.
11. Боковели О.С. Модель мира в философской лирике А.А. Тарковского Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. н. / Боковели Ольга Сергеевна. - Абакан, 2008. - 18с.
12. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные
понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. - М., 1999.
13. Вовк О.В. Энциклопедия знаков и символов / О.В.Вовк. - М.: Вече,
2006. - 528 с.
14. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы ХХ века. М., 1994. - 303 с.
15. Гейзер М. Тот, кто родился, - не умрет (размышления о поэзии с.
Липкина) [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.lechaim.ru/ARHIV/121 /lipkin. htm. (Дата обращения:
23.12.2015) .
16. Гейзер М. Тропою концентрационной... [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.lechaim.ru/ARHIV/121 /lipkin. htm. (Дата обращения:
29.01.2016).
17. Гейзер М. Как само детство, сладко пахли акации... [Электронный ресурс] // URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/121 /lipkin.htm. (Дата обращения: 23.12.2015).
18. Гейзер М. Мои встречи с С. Липкиным [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.lechaim.ru/ARHIV/121 /lipkin. htm. (Дата обращения:
23.12.2015) .
19. Гейзер М. Рассказы о Михоэлсе [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.lechaim.ru/ARHIV/121 /lipkin. htm. (Дата обращения:
24.12.2015) .
20. Гинзбург Л. О лирике. - Л., 1974.
21. Годер Г.И, Редер Д.Г Мифологический словарь: кн. для учителя/М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган, М.Б. Рабинович, Б.П. Селецкий - 4-е изд., испр. и перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с., ил.
22. Гончаров Б.П. Анализ поэтического произведения. - М., 1987.
23. Грудкина Т.В. Феномен двойничества в русской литературе 19 века (В.Ф.Одоевский, А.П.Чехов) // автореф. дисс.кан.филол.наук. Шуя, 2004 - 19 с.
24. Кихней Л.Г. Акмеизм: миропонимание и поэтика. М., 2001.
25. Красикова Е. Концепт «Судьба» в космологии М. Лермонтова // Вест¬ник Московского ун-та. - 2004. - № 5. - (Серия 9. Филология).
26. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: учеб. пособие для филологигич. спец. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий // В 2т. Т. 2: 1968-1990. - М., 2003.
27. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М., 1987.
28. Липкин С. Большая книга стихов [Электронный ресурс] // URL: http://www.litmir.me/br/?b=175506. (Дата обращения: 02.10.2015).
29. Липкин С. И. Воспоминания о поэте Арсении Тарковском // Антология мировой поэзии. 2001. № 5.
30. Липкин Семен // Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: http://www.eleven.co.il/article/12463. (Дата обращения:
19.11.2015) .
31. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию / А.Ф.Лосев. - М.: Изд-во Московского гос.университета, 1982. - 477 с.
32. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: - Искусство, 1976. - 389 с.
33. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. - Л., 1972.
34. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. - М., 1996.
35. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры / Ю.М.Лотман // избранные статьи: в 3 т. - Т. 1: статьи по семиотике и топологии культуры. - Таллин: Александра, 1992.
36. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. - М.: Владос, 1996. - 416 с. - С. 158-159.
37. Мануйлов В.А Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981.
38. Наум Резниченко «От земли до высокой звезды» мифопоэтика Арсения Тарковского: Нежин - Киев, 2014.
39.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - М.: Азбуковник, 1998.
40.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е. изд., доп. - М., 1999.
41. Пименова М.В. К вопросу о методике концептуальных исследований (на примере концепта звезда) / М.В. Пименова // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: сост., отв. ред. Т.В.Симашко. - М.: Архангельск, 2009. - Вып. 4.1
42. Похлебкин В.В Словарь международной символики и эмблематики /
B. В.Похлебкин. - 3-е изд. - М.: Междунар. отношения, 2001. - 560 с.
43. Резник С. Татьяна Бек о Семене Липкине [Электронный ресурс] // URL:
http://www.vestnik.com/issues/2003/0430/win/reznik.htm. Дата
обращения: 23.12.2015).
44. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты. - М., 1999.
45. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб., 2003.
46. Руссова С.Н Философская поэзия Н.А. Заболоцкого и А.А. Тарковского (К проблеме традиций и новаторства): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1990.¬22 с.
47. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л.И. Тимофеева,
C. В. Тураева. - М., 1974.
48. Суханова Т.Б. Мифопоэтическая семантика в лирических текстах А.А. Тарковского Автореф. на соиск. уч. ст. канд. фил. н. Харьков 2004. - 21 с.
49. Тарковский А.А. «Избранное». - Смоленск: Русич, 2001. - 448 с.
50. Топоров В.Н. Модель мира (мифопоэтическая) // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - Т.2
51. Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). - М., 2001.
52. Федотов О.И. Основы теории литературы. В 2 ч. Ч.1: Литературное творчество и литературное произведение. - М., 2003.
53. Федотов О.И. Основы теории литературы. В 2 ч. Ч.2: Стихосложение и литературный процесс. - М., 2003.
54. Философия / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М., 2002.
55. Философский энциклопедический словарь / Редкол. С.С. Аверенцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев. - М., 1989.
56. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999.
57. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика. - СПб., 2003.
58. Шайтанов И.О. Мыслящая муза: «Открытие природы» в поэзии XVIII века. - М., 1989.
59. Шенкман Я. Семен Липкин. Преодоление века [Электронный ресурс] //
URL: http: //www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/lipkin/.
(Дата обращения: 23.09.2014).
60. Ястребов А.Л. Художественный образ // Введение в литературоведение / Под ред. Л.М. Крупчанова, М., 2005.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ