Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа развития свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста

Работа №168781

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития свойств произвольного внимания учащихся младших школьников 11
§ 1.1. Произвольное внимание: понятие, свойства и характеристики 11
§1.2. Становление и развитие произвольного внимания в период дошкольного детства и младшего школьного возраста 21
§1.3. Современное состояние изучения проблемы развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте 28
Выводы по первой главе 36
Глава II. Экспериментальное изучение свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста 38
§2.1. Организация, методы и методики исследования 38
§2.2. Особенности свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста 41
Выводы по второй главе 48
Глава III. Психологическая программа развития свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста 51
§3.1. Научно-методологические подходы к формированию и развитию свойств произвольного внимания в младшем школьном возрасте 51
§3.2. Основные направления, формы, методы развития свойств произвольного внимания в младшем школьном возрасте 59
§3.3. Анализ эффективности реализации психологической программы развития свойств произвольного внимания младших школьников 73
Выводы по третьей главе 78
Заключение 82
Список литературы 86
Приложение 95


Актуальность исследования. Этап младшего школьного возраста в значительной степени характеризуется интенсивным развитием всех когнитивных процессов ребенка, в частности, является периодом активного формирования эмоционально-волевой сферы и произвольного внимания, которые играют основную роль в рамках регуляции познавательной деятельности.
Сущность произвольного внимания определяется тем, что субъект сознательно, при помощи волевого усилия избирает объект, на которое оно направляется. В связи с этим, произвольное внимание может проявляться только в деятельности, а направляться и корректироваться может лишь в соответствии с ее целями [68].
Как отмечает Л.С. Выготский (2003), формирование и развитие произвольного внимания ребенка в рамках учебной деятельности (являющейся ведущей на данном возрастном этапе) определяет переход учащегося на более высокий уровень усвоения им знаний, навыков, умений, а также приобретение социального опыта и их актуализации в повседневной деятельности и поведении [22, с. 46]. Достаточный уровень развития произвольного внимания у учащегося начальной школы можно назвать определенным индикатором зрелости мозговых структур (в соответствии возрасту)[65, с.43]. В научной психолого-педагогической и методической литературе неоднократно подчеркивается особая роль произвольного внимания в умственной деятельности младшего школьника. Научное сообщество объясняет это тем, что недостаточное развитие произвольности внимания у ученика не позволяет без управления извне качественно освоить учебный материал.
Таким образом, в своей сущности, произвольное внимание позволяет регулировать динамику учебной деятельности и ориентировать учащегося на ее конечный результат.
Несмотря на то, что период младшего школьного возраста является наиболее сенситивным этапом формирования произвольного внимания учащихся, одной из основных особенностей возрастного развития учащихся начальной школы (в основном, учеников первых и вторых классов) зачастую являются относительно невысокие показатели произвольного внимания и его устойчивости, что проявляется в недостаточном владении навыками длительной концентрации и сосредоточенности на материале и деятельности, в особенности если они имеют однообразный характер и не слишком отвечают интересам учащихся [54, с. 108]. Слабый уровень волевого регулирования вниманием у младших школьников и высокая значимость произвольного внимания для успешности и эффективности учебной деятельности определяют особую актуальность проблемы развития произвольного внимания младшего школьника, поскольку именно произвольность внимания оказывает определяющее влияние на общий уровень умственного развития ребенка и формирование у него волевых качеств...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С целью достижения поставленной цели данного исследования, в ходе работы последовательно реализовывался ряд поставленных исследовательских задач.
В результате проведенного анализа было установлено, что произвольное внимание - это вид внимания, при котором субъект проявляет волевые усилия, определяющие направленность достижения цели той или иной деятельности. Произвольное внимание характеризуются такими свойствами, как объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость.
Произвольное внимание младших школьников развивается с одновременным формированием волевых качеств и находится в тесном взаимодействии с его общим умственным развитием. Одной из основных задач развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте является формирование у учащихся навыков самоконтроля .
В основу работы по формированию и развитию свойств произвольного внимания младших школьников должен быть положен деятельностный и индивидуальный подходы, а работу необходимо выстраивать с опорой на концепцию поэтапного развития умственных действий. Также было установлено, что в рамках такой работы необходимо использовать приемы и методы, активизирующие внимание детей на уроке, а также активно включать в работу различные задания , упражнения, дидактические игры и органично сочетать процесс обучения с процессом игры .
Экспериментальное изучение свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного было проведено на этапе констатирующего эксперимента. По результатам полученных данных было установлено, что84% испытуемых нуждаются в совершенствовании и развитии общего уровня произвольности внимания; 76% младших школьников нуждаются в совершенствовании и повышении концентрации и устойчивости внимания; 44% испытуемых нуждаются в повышении объема внимания. Полученные результаты на этапе констатирующего эксперимента указывают на необходимость разработки и реализации психологической программы, направленной на повышение у младших школьников показателей произвольного внимания.
Разработана и реализована в практической деятельности психологическая программа развития свойств произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста. В ходе разработки указанной программы был проведен дополнительный анализ научно-методической литературы и установлены основные направления предполагаемой работы:
- организация работы по развитию произвольного внимания младших школьников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей (использование в работе с детьми заданий и упражнений, которые понятны и доступны для учащихся начальной школы, но при этом имеют выраженный развивающий потенциал);..


1. Афанасьев, В.Ф. Особенности изменения произвольного внимания младших школьников в условиях учебной деятельности / В.Ф. Афанасьева // Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. - Волгоград, 2008 - 236 с.
2. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под общ.ред. Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинский. - Минск: Вышейш. шк.,
2012. - 175с.
3. Бартош, О.П. Динамика функции внимания в онтогенезе детей начальных классов Северо-Востока России / О.П. Бартош, Т.П. Бартош, М.В. Мычко // Экология человек. - 2018. - № 6. - С.32-38.
4. Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития / И.Л. Баскакова. - М.: Сфера, 2013. - 64 с.
5. Батуева, С.В. Проблемы развития произвольного внимания у обучающихся первых и вторых классов начальной школы / С.В. Батуева // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2019. - Т. 1, № 2 (25). - С.21-23.
6. Безменова, М.Д. Роль внимания обучающихся в учебном процессе / М.Д. Безменова // Наука. - 2015. - № 6. - С. 975-975.
7. Беляева, Е.Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения / Е.Б. Беляева // Муниципальное образование. - № 6. - 2009. - С. 69-72.
8. Богданова, О.Ю. Развитие внимания младших школьников на уроках русского языка / О.Ю. Богданова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - № 2. - 2013. - С. 18-21.
9. Богомолов, В. Тестирование детей / В. Богомолов. - Ростов н/Д, 2006. - 28 с.
10. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в воспитании и обучении младших школьников / А.К. Бондаренко // Минск, 2019. - 213 с.
11. Борзенкова, О. А. Особенности развития внимания в образовательной деятельности младших школьников / О.А. Борзенкова, Е.П. Ким // Хуманитарни Балкански исследвания. - 2019. - № 1 (3). - С. 8-11.
12. Бруннер, Е.Ю. К вопросу о психологии произвольного внимания / Е.Ю. Бруннер // Гуманитарные науки. - 2016. - № 1 (33). - С.42-53.
13. Виноградова, Г.Г. Уроки рисования с натуры / Г.Г. Виноградова.
- М.: Просвещение, 1980 - 144 с.
14. Волченков, Э.И. О взаимосвязи внимания, восприятия и памяти в структуре основных психических процессов / Э.И. Волченков // Сервис plus.
- 2009. - № 2. - С.22-25.
15. Возрастная и психологическая психология / под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 2011. - С. 6-97...100


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ