ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие «инициативы» и «инициативности» в современной науке 7
1.2. Особенности проявления инициативности детьми старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Педагогическая поддержка: понятие, сущность, особенности
организации 19
1.4. Условия развития детской инициативности в процессе создания
настольных игр с использованием технологии педагогической поддержки 25
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ 36
2.1. Изучение развития инициативности детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Реализация педагогических условий развития инициативности детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии педагогической
поддержки в процессе создания настольных игр 66
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 76
Выводы по главе 2 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 109
ПРИЛОЖЕНИЯ 116
Современные условия жизни требуют от человека способности быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни, ориентироваться в современных процессах и явлениях, принимать ответственность за свои поступки, действовать, опираясь на нравственные ценности. Всё это ставит перед современным образованием задачу развития таких личностных качеств как самостоятельность, инициативность, любознательность, креативность и др. В целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования говорится, что на этапе завершения дошкольного детства дети способны к проявлению этих качеств, а это значит, что их развитие и становление происходит уже в дошкольный период жизни человека.
О роли инициативности в познавательной деятельности человека впервые заговорили еще в Античном мире. Сегодня об исследовании инициативности дошкольников и её роли в личностном развитии написаны работы Е.Н. Бичеровой, Е.В. Коротаевой, М.И. Лисиной, С.И. Слободчикова, Б.М. Тепловой, В.Д. Небылициной и др. При этом, несмотря на огромное количество исследований, в науке и педагогической практике отсутствует единое определение этого понятия.
Ученые утверждают, что дошкольники способны к проявлению инициативы в различных видах деятельности: игре, продуктивной
деятельности, познавательно-исследовательской деятельности, трудовой деятельности, в общении и коммуникации. Ими предлагаются различные основания для классификации детских инициатив (М.С. Говоров, Н.С. Степашов, Н.В. Тарасова, Г.А. Шурухина). Нет однозначного мнения и о происхождении детской инициативы (Н.В. Смирнова, М.И. Лисина, Н.Ф. Талызина): ее приобретённости или врожденности.
Несмотря на большое количество педагогических исследований, посвященных детской инициативности, малоизученными остаются вопросы
разработки целостного комплекса условий поддержки детской инициативности и роли взрослых в этом процессе. Немаловажным аспектом поддержки детской инициативности является организация детской игры, как ведущего вида деятельности детей старшего дошкольного возраста. Именно игра и процесс её организации, мотивирует детей на постоянный творческий и познавательный поиск; благоприятный психологический климат; возможность использования таких инструментов, как настольные игры, способствует осуществлению поддержки детских инициатив...
Подводя итоги теоретического и эмпирического исследования, можно сформулировать следующие выводы:
1. Инициатива рассматривается как качество личности, проявляющееся во внутреннем побуждении и способности начать новое дело, сделать первый шаг, самостоятельно принять решение к началу выполнения деятельности. Инициативность, в свою очередь, можно рассматривать как интегративное качество личности, характеризующееся мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями) о ходе ее выполнения, соответствующими как репродуктивными, так и продуктивными умениями, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности. Выделяют следующие компоненты инициативности: мотивационный, когнитивный, поведенческий, рефлексивный. Их характеристики подробно описываются в исследованиях Т.Г. Борисовой, И.С. Поповой, Н.А. Коротковой и П.Г. Нежнова.
2. Инициативность ребенка проявляется уже в раннем возрасте,
наиболее интенсивным периодом ее развития считается возраст от 2-х до 5- ти лет. В старшем дошкольном возрасте инициативность является относительно устойчивым психологическим качеством личности ребенка, проявляющееся в ее направленности на активное познание окружающего мира и самого себя. Она выражается во внутренней готовности к активному поиску, преобразованию новой информации и самостоятельному освоению новых видов социальной практики. Основными компонентами детской инициативности являются: мотивационный (характеризуется интенсивностью мотивации, направленностью мотивов и их осознанием, устойчивостью мотивации); когнитивный (характеризуется представлениями детей о деятельности, способностью описать последовательность деятельности, знаниями свойств, предметов и веществ, используемых в деятельности); поведенческий (характеризуется отношением к деятельности, самостоятельностью и творческой активностью ребенка в процессе выполнения деятельности; готовность к преодолению трудностей в деятельности; ответственность за принятую на себя роль; завершенность начатой деятельности); рефлексивный (характеризуется умением сформулировать цель деятельности; принятием нестандартных решений самостоятельностью выполнения действий, желание научить ему другого; проявлением ответственности за принятую на себя роль; объективной оценкой роли каждого в общем деле).
3. Педагогическая поддержка - это особая сфера педагогической деятельности, представляющая собой сложную, высокотехнологичную, специальную педагогическую деятельность, в основе которой лежит совершенно новая культура воспитания, заключающаяся в умении владеть собой и становиться хозяином собственной жизни. Субъект должен уметь устраивать, применять и использовать собственную жизнь по своему усмотрению и очевидно, что это должно быть лишь на пользу ему. Педагогическая поддержка не противостоит обучению и воспитанию, а дополняет их и усиливает их эффективность. Можно говорить о том, что педагогическая поддержка может служить своего рода мостиком для возникновения у ребёнка потребности в мотивированном развитии, самостоятельности и инициативности...
1. Алексеенкова Е.Г. Механизмы решения творческих задач детьми
старшего дошкольного возраста. М.: Компания спутник, 2004. 49 с. URL: https: //search.rsl .ru/ru/record/01002445616?ysclid=lwwgiinxil 161463260 (дата
обращения: 22.01.2024).
2. Алиева Т.И., Урадовских Г.В. Детская инициатива - основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание.
2015. № 9. С. 113-119. URL: https://dovosp.ru/j_dv/wak/detskaya-iniciativa- osnova-razvitiya-poznaniya-deyatelnosti- kommunikacii?ysclid=lwwfs8hnm8321306791 (дата обращения: 22.01.2024).
3. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с. URL: https://logos-press.ru/docs/pvsh.pdf (дата обращения: 23.01.2024).
4. Анистратова А.А. Развиваем творческие способности. М.: Оникс,
2008. 64 с. URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01004482858?ysclid=lwwgeys7lx311559484 (дата обращения: 23.01.2024).
5. Артемьева Т.И. Методический аспект проблемы способностей. М.:
Лига Пресс, 2008. 162 с. URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01007712773?ysclid=lwwgkcvysz68324864 (дата обращения: 24.01.2024).
6. Афонькина Ю.А. Развитие художественно-творческих
способностей у дошкольников 3-7 лет. Модель инновационной деятельности. М.: Учитель, 2018. 92 с. URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/01008533249?ysclid=lwwgo77a68739723799 (дата обращения: 24.01.2024).
7. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие
умственных способностей. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. 280 с. URL:
https: //search.rsl .ru/ru/record/01002834423?ysclid=lwwgrj 3 av4112937191 (дата обращения: 07.03.2024).
8. Баженова Л. М. Медиаобразование как средство развития дошкольников и младших школьников // Начальная школа. 2002. № 5. С. 50 - 54.
9. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие
для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983. 192 с. URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/010076532697ysclidHwwh4hbyoa929537319 (дата обращения: 10.03.2024).
10. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара:
Самарский дом печати, 2008. 314 с. URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/010016903347ysclidHwwh7s4evf665052313 (дата обращения: 14.03.2024).
11. Борисова Т.С. Активность и инициативность как основа
формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник. 2011. № 1 (103). С. 131-136. URL:
https://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2011&issue=1&article_id=2777 (дата обращения: 15.03.2024).
12. Борохович Л.Ю. Способы развития детской инициативы и
самостоятельности в культурных практиках // Дошкольное образование.
2015. № 11. С. 88-92. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-
dou/2015/03/18/kulturnye-praktiki-kak-sredstvo-razvitiya-detskoy (дата
обращения: 20.03.2024).
13. Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность
дошкольников. М.: Педагогика, 2007. 208 с. URL:
https://search.rsl.ru/ru/record/010010110317ysclid=lwwhgga4ok940675350 (дата обращения: 05.04.2024).
14. Волохов А.В., Фришман И.И. Стратегия и тактика развития
детского общественного объединения как особого института социального воспитания // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 2. С. 63-70. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/strategiya-i-taktika-razvitiya- detskogoobschestvennogo-obedineniya-kak-osobogo-instituta-sotsialnogo- vospitaniya (дата обращения: 07.04.2024).
15. Дубова И.А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Международной научной конференции (г. Самара, март 2017 г.). Самара: АСГАРД, 2017. С. 38-40. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения 10.09.2023)...49