Введение 3
Глава 1. Художественные особенности жанров 6
Глава 2. Жанровые особенности «Затесей» В.П. Астафьева 11
2.1. Признаки жанров художественных произведений в затесях 11
2.2. Виды миниатюр 17
Глава 3. Изучение жанровых особенностей художественных произведений (на примере рассказов из книги В.П. Астафьева «Затеси») в рамках внеурочной деятельности 29
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 38
Творчество Виктора Петровича Астафьева занимает в отечественной литературе особое место. Его рассказы наполнены искренностью, отражением жизни народа. Автор мастерски объединяет простоту изложения и философскую глубину произведений. На протяжении всей жизни писатель создавал необычайный сборник затесей. «Затеси» включают в себя различные по форме произведения, в которых автор размышляет о личном и рассказывает истории из собственной жизни. Конечно, рассказы нашего земляка были проанализированы исследователями, но некоторые аспекты требуют дальнейшего рассмотрения. Мы бы хотели рассмотреть жанровые особенности «Затесей». Более того, произведения писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, особенности нашего народа. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений.
В современной русской прозе все больше проявляется тенденция к минимализму, что отмечается ни одним исследователем. Важно отметить, что под минимализмом понимается не просто традиции малых форм, а эстетика «минимума». Структурно-жанровые традиции прослеживаются не только в произведениях В.П. Астафьева, но и в миниатюрах других авторов, чье творчество связано с традиционалистской прозой, - В.Н. Крупина, Ф.А. Абрамова, В. А. Солоухина и др.
Жанр прозаической миниатюры является традиционным для русской литературы. В XIX - начале XX в. к этому жанру обращались такие писатели, как: И.С. Тургенев, а также И.А. Бунин и многие другие авторы «серебряного века». В советский период миниатюра надолго исчезает из книг и журналов. Миниатюра вновь появляется лишь в 1960-1980-е гг. и с этого времени пользуется большой популярностью. В этот период выходят произведения: «Бухтины Вологодские» Василия Белова, «Камешки на ладони» Владимира Солоухина, «Крупинки» Владимира Крупина, «Крохотки» Александр Солженицына, «Трава-мурава» Федора Абрамова, «Мгновения» Юрия Бондарева и «Затеси» Виктора Астафьева и др. Эти книги являются сборниками миниатюр, некоторые включают еще и рассказы...
Вероятно, каждый писатель мечтает о том, чтобы его произведение было особенным. Для этого авторы используют разные приёмы и методы, выдумывают необычных героев и занимательные события. Затрагивают актуальные темы и проблемы. Используют выразительные средства. Виктор Петрович Астафьев прожил долгую, насыщенную жизнь и оставил после себя ценнейшее творческое наследие. Особенными в его творчестве являются затеси - рассказы, в которых автор «оживает», автор является их героем, автор является наблюдателем, автор близок и понятен читателю. Размышления, случи из жизни, наблюдения, короткие диалоги в семи тетрадях затесей - это то важное и особенное, что хотел донести до читателей Астафьев. В каждой затеси затронуты актуальные по сегодняшний день проблемы. Именно поэтому необходимо изучать затеси с точки зрения различных аспектов: тематики, проблематики и жанровой природы.
Рассмотрев и проанализировав «Затеси», мы пришли к выводу, что книга наполнена различными жанрами. Все они особенны и неповторимы. Это черты астафьевского стиля. Также стоит еще раз отметить высокую степень автобиографичности произведений Астафьева. Действующими лицами в затесях являются родственники и знакомые. В миниатюрах описываются случаи из их жизни и жизни автора. Часто повествование в рассказах ведется от первого лица, что позволяет прочувствовать откровенность и открытость автора. Часто Астафьев использует образы русской деревни и современного города, обращается к воспоминаниям из глубокого детства, делится сокровенными тайнами авантюрных приключений и транслирует короткие диалоги, которые однажды прозвучали в его жизни.
Методическая значимость затесей неоценима. Мы считаем, что обращаться к затесям Астафьева на уроках литературы и уроках внеклассного чтения в 5-9 классах необходимо, ведь в них заложены вопросы экологии, воспитания, исторической памяти, несправедливой власти, отношения к ветеранам войны, мировосприятия, творчества.
Преимущество этого жанра в его краткости. Учащиеся современных школ не приветствуют крупные жанровые формы. Затеси - короткие рассказы о самом главном, обращаясь к ним, преподаватель может разнообразить работу на уроках литературы и чаще проводить занятия внеурочной деятельности.
Перспективой дальнейшего исследования является изучение под намеченным углом зрения всей, в особенности поздней, прозы В.П. Астафьева.
1. Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания литературы: лекции и семинары на уроках в ст. классах / Ред. Р.И. Альбеткова, С.Г. Герке, Л.Б. Гладкая и др. М.: Просвещение, 1991. 175 с.
2. Астафьев В.П. Затеси. URL: http://lib.ru/proza/astafiew/zatesi.txt (дата обращения: 10.03.2023).
3. Астафьев В. П. Падение листа: Роман, очерки, рассказы. // Советский писатель, 1988. 512 с.
4. Астафьев В.П. Посох памяти // Современник. 1980. 367 с.
5. Зенкин С.Н. Теория литературы: проблемы и результаты. М., 2018.
6. Зепанова Т.С., Мещерякова Н.А.. Урок литературы: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 160 с.
7. Капинос Е.В. Малые формы поэзии и прозы (Бунин и др.). Новосибирск: ООО «Открытый квадрат», 2012. С. 334.
8. Капинос Е.В., Куликова Е.Ю. Лирические сюжеты в стихах и прозе ХХ века . Новосибирск. 2006. 335 с.
9. Качурин М.Г., Матольская Д.К. Методика факультатива по литературе в восьмом классе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980. 128с.
10. Краткая литературная энциклопедия в 8 томах / гл. ред. Сурков А. А. М.: Советская энциклопедия, 1975. Т. 8.
11. Кожинов В. Затеси метят тропу // Литературное обозрение. 1973. № 1. С. 56.
12. Кубасов А. В. «Затеси» В. П. Астафьева как тип сибирского текста // Сибирская идентичность в зеркале литературного текста: тропы, топосы, жанровые формы XIX-XXI веков: монография / отв. ред. Н.В. Ковтун. М.: Флинта: Наука, 2015. С. 263-264.
Курбатов В. Виктор Астафьев. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1977. 70 с.
14. Лапченко А.Ф. Человек и земля в русской социально- философской прозе 70-х годов (В. Распутин, В. Астафьев, С. Залыгин). Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1985. 136 с.
15. Лейдерман Н.Л. Теория жанра. Екатеринбург: «Словесник», 2010...35