ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В РУССКОМ И КИТАЙСКОМ ЯЗЫКАХ 6
1.1. Производное слово как фрагмент концепта в языковой картине
мира носителя языка 6
1.2. Основные способы словообразования в русском языке 10
1.3. Основные способы словообразования в китайском языке 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 18
ГЛАВА 2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ С СЕМАНТИКОЙ «ОДЕЖДА» В РУССКОМ И КИТАЙСКОМ ЯЗЫКАХ 20
2.1. Словообразовательные модели производных слов с семантикой
«одежда» в русском языке 20
2.2. Словообразовательные модели производных слов с семантикой
«одежда» в китайском языке 25
2.3. Сравнительно-сопоставительный анализ словообразовательных
моделей производных слов с семантикой «одежда» в русском и китайском языках 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
В современной лингвистике на настоящем этапе ее развития актуальным является когнитивное направление. Язык с позиции когнитивной лингвистики рассматривается как место хранения знаний о мире, накопленных за тысячи лет его носителями в рамках той или иной культуры. Базовым понятием когнитивной лингвистики является концепт - ментальная единица, содержащая все те знания и опыт, который получил человек в процессе своей познавательной деятельности, и находящая отражение в языке. Концептам посвящены работы таких отечественных и зарубежных авторов как Э. Сепир, Б. Уорф, Дж. Лакофф, Ч. Филлмор, Н. Д. Арутюнова, Н. Н. Болдырев, Е. С. Кубрякова, 3. Д. Попова, И. А. Стернин и др.
Концепты изучаются на всех уровнях языка. Так, при анализе производных слов - единиц словообразования - можно получить представление о фрагменте определенного концепта на уровне словообразования. В настоящее время вопросы когнитивного словообразования и когнитивной природы производного слова освещаются в работах Л. С. Абросимовой, А. Г. Антипова, Л. А. Араевой, Т. И. Бендиной, Н. Д. Голева, Э. С. Денисовой, И. В. Евсеевой, О. Ю. Крючковой,
М. А. Осадчего, Е. М. Поздняковой, 3. И. Резановой и других исследователей.
В нашей работе при помощи построения словообразовательных моделей производных слов и выделения их базового семантического признака мы анализируем слова, именующие одежду. Тело и телесность всесторонне изучается учеными-когнитивистами, так как посредством своего тела человек познает окружающий мир. Состоятельность признакового подхода к описанию тела доказала группа ученых под руководством Г. Е. Крейдлина. Мы считаем, что одежда как покров для тела важен и интересен для исследования. Анализ производной лексики, именующей одежду, позволяет выявить наиболее значимые признаки для носителя языка при создании такой лексики. Кроме того, нами анализируются производные слова русского и китайского языка, что дает возможность сравнить такие представления у носителей разных культур, что обуславливает актуальность нашего исследования.
Объектом нашего исследования является производная лексика русского и китайского языков.
Предмет исследования - словообразовательные модели и семантические признаки производной лексики русского и китайского языков, именующей одежду...
Словообразование как самостоятельный раздел грамматики русского языка выделился только в 70-х годах XX века, однако на настоящий момент это перспективная область исследований. Одним из самых популярных взглядов на центральный объект словообразования - производное слово - является то, что оно понимается как ментальная единица знания человека об окружающей его действительности. В процессе образования новых слов, человек наделяет объект, выраженный в языке непроизводным словом, определенными признаками или качествами, которые находят свое отражение в производном слове. Таким образом, производное слово - это своего рода концепт или фрагмент концепта на уровне словообразования.
На наш взгляд, построение словообразовательных моделей с выделением основного семантического признака производного слова способствует анализу концептов на словообразовательном уровне. Анализ слов с семантикой «одежда» в русском и китайском языках помогает понять то, какими свойствами носители языка наделяют одежду в своем сознании.
Рассматривая способы словообразования в русском языке для построения словообразовательных моделей, мы можем заключить, что большинство из них относятся к аффиксации. К основным способам словообразования в русском языке мы относим следующие: 1) способы словообразования с одной мотивирующей основой (суффиксация, префиксация, постфиксация, префиксально-суффиксальный способ, префиксально-постфиксальный способ, суффиксально -постфиксальный способ, субстантивация прилагательных и причастий); 2) способы словообразования с более чем одной мотивирующей основой (сложение, смешанный способ словообразования, сращение, аббревиация); 3) смешанные способы словообразования (префиксально-суффиксально- постфиксальный способ, префиксально-сложный способ, префиксально-суффиксально-сложный способ, сращение в сочетании с суффиксацией, аббревиация и сложение).
В китайском языке, в отличие от русского языка, в большинстве случаев преобладает лексико-семантический способ словообразования, именуемый словосложением. Также между компонентами нового слова, образованного путем словосложения, может быть сочинительная и подчинительная связи. При этом сочинительная связь подразделяется на такие типы: суммирующий, обобщающий, синонимический,
антонимический. Подчинительная связь в свою очередь подразделяется на следующие типы: определительный, результативный, дополнительный, предикативный. Кроме словосложения, в китайском языке мы можем выделить и способы образования слов с помощью аффиксации, полуаффиксации и редупликации...