ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ
|
Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Социально-культурная деятельность библиотеки по укреплению связей между поколениями 9
1.1 Сущность и содержание социально-культурной деятельности
библиотеки 10
1.2 Особенности организации вовлечения представителей разных возрастных групп в сферу творческой и социальной активности для
совместной социально-культурной деятельности 21
Выводы по 1 главе 54
Глава 2. Использование проектно-гуманитарных технологий в организации межпоколенческого диалога между людьми разных поколений 56
2.1 Проектно-гуманитарные технологии и их применение в социокультурных практиках библиотеки 58
2.2. Социально-культурный проект «Единение» как способ реализации проектно-гуманитарных технологий в практике работы современной
библиотеки 90
Выводы по 2 главе 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 107
ПРИЛОЖЕНИЕ А 114
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 117
ПРИЛОЖЕНИЕ В 123
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 148
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Социально-культурная деятельность библиотеки по укреплению связей между поколениями 9
1.1 Сущность и содержание социально-культурной деятельности
библиотеки 10
1.2 Особенности организации вовлечения представителей разных возрастных групп в сферу творческой и социальной активности для
совместной социально-культурной деятельности 21
Выводы по 1 главе 54
Глава 2. Использование проектно-гуманитарных технологий в организации межпоколенческого диалога между людьми разных поколений 56
2.1 Проектно-гуманитарные технологии и их применение в социокультурных практиках библиотеки 58
2.2. Социально-культурный проект «Единение» как способ реализации проектно-гуманитарных технологий в практике работы современной
библиотеки 90
Выводы по 2 главе 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 107
ПРИЛОЖЕНИЕ А 114
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 117
ПРИЛОЖЕНИЕ В 123
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 148
Актуальность темы исследования
В эпоху формирования нового информационного общества деятельность библиотек тоже претерпевает некоторые изменения. Во многом это связано с задачей сохранения культурного суверенитета страны и духовной безопасности. Библиотеки превращаются в центры инноваций, информационной поддержки населения. И, конечно, в данных условиях появляется необходимость подбора совокупности технологий, позволяющей создать новую, актуальную библиотечно-информационную среду.
Современные библиотеки, как и другие учреждения социально-культурной сферы, занимаются решением многих общественно значимых проблем, и осуществляют это путем активного использования проектно-гуманитарных технологий. Метод проектов как никогда ранее актуален и привлекателен для библиотечного сообщества. В этой связи важно рассматривать стратегический потенциал библиотек, ведь специалисты данного учреждения, в процессе освоения навыков проектирования, учатся создавать новые структуры и системы развития социально-культурной сферы, прокладывая путь к достижению стратегий воспитания «человека культуры» и повышения уровня общественного развития.
Говоря об общественно значимых проблемах, нельзя не обратить внимание на разрыв связи между поколениями. Межпоколенческий диалог - важная и актуальная тема для всего человечества, ведь с течением времени изменяются и роли взрослых и детей в этом диалоге. Проектно-гуманитарные технологии направлены, в том числе, на создание конструктивного диалога между различными возрастными, социальными группами, и библиотеки как социально-культурные учреждения в своей деятельности ориентируются на разнообразные культурные потребности людей с учетом возрастного фактора. В данной работе хочется подчеркнуть важную роль библиотеки в вопросе налаживания межпоколенческого диалога.
Степень изученности проблемы
Библиотеку в качестве социально-культурного института рассматривали следующие авторы: Матвеева Е.А., Бенин В.Л., Гильмиянова Р.А., Степанян
A. М., Джерелиевская И.К., Ханова Р.В., Киселева Л.Б., Фазлиева Л.Ю., Шуклина Е.А. Авторы рассматривают функции, которые выполняет этот институт в социуме, показывают роль и значение библиотек для развития общества в целом, а также их вклад в сохранение национальной культуры и идентичности. Отражены новые тенденции и направления развития этих учреждений в эпоху перехода современного мира к информационному обществу.
Такие авторы, как Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., занимались изучением теории социально-культурной деятельности (далее СКД). Теория и технология культурно досуговой деятельности исследовалась А.Д. Жарковым и B.М. Чижиковым...
В эпоху формирования нового информационного общества деятельность библиотек тоже претерпевает некоторые изменения. Во многом это связано с задачей сохранения культурного суверенитета страны и духовной безопасности. Библиотеки превращаются в центры инноваций, информационной поддержки населения. И, конечно, в данных условиях появляется необходимость подбора совокупности технологий, позволяющей создать новую, актуальную библиотечно-информационную среду.
Современные библиотеки, как и другие учреждения социально-культурной сферы, занимаются решением многих общественно значимых проблем, и осуществляют это путем активного использования проектно-гуманитарных технологий. Метод проектов как никогда ранее актуален и привлекателен для библиотечного сообщества. В этой связи важно рассматривать стратегический потенциал библиотек, ведь специалисты данного учреждения, в процессе освоения навыков проектирования, учатся создавать новые структуры и системы развития социально-культурной сферы, прокладывая путь к достижению стратегий воспитания «человека культуры» и повышения уровня общественного развития.
Говоря об общественно значимых проблемах, нельзя не обратить внимание на разрыв связи между поколениями. Межпоколенческий диалог - важная и актуальная тема для всего человечества, ведь с течением времени изменяются и роли взрослых и детей в этом диалоге. Проектно-гуманитарные технологии направлены, в том числе, на создание конструктивного диалога между различными возрастными, социальными группами, и библиотеки как социально-культурные учреждения в своей деятельности ориентируются на разнообразные культурные потребности людей с учетом возрастного фактора. В данной работе хочется подчеркнуть важную роль библиотеки в вопросе налаживания межпоколенческого диалога.
Степень изученности проблемы
Библиотеку в качестве социально-культурного института рассматривали следующие авторы: Матвеева Е.А., Бенин В.Л., Гильмиянова Р.А., Степанян
A. М., Джерелиевская И.К., Ханова Р.В., Киселева Л.Б., Фазлиева Л.Ю., Шуклина Е.А. Авторы рассматривают функции, которые выполняет этот институт в социуме, показывают роль и значение библиотек для развития общества в целом, а также их вклад в сохранение национальной культуры и идентичности. Отражены новые тенденции и направления развития этих учреждений в эпоху перехода современного мира к информационному обществу.
Такие авторы, как Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., занимались изучением теории социально-культурной деятельности (далее СКД). Теория и технология культурно досуговой деятельности исследовалась А.Д. Жарковым и B.М. Чижиковым...
В рамках подготовки выпускной квалификационной работы был выполнен ряд задач и достигнута главная цель работы - проведен анализ возможностей применения проектно-гуманитарных технологий в библиотеке по укреплению связи между поколениями. Автором было проведено рассмотрение понятия «диалог поколений» с точки зрения определений разных авторов.
Осуществлен анализ особенностей социально-культурной деятельности библиотеки. Современная библиотека сегодня является культурно-просветительным центром, обеспечивающим благоприятные условия для интеллектуального развития и организации культурного досуга населения . Выявлены специфические особенности СКД библиотеки, одной из которых является пропаганда чтения в процессе реализации любого библиотечного мероприятия.
В результате написания выпускной квалификационной работы были исследованы особенности социально-культурной работы с каждым возрастом, после чего изучена специфика организации вовлечения представителей разных возрастных групп с их индивидуальными возрастными качествами в сферу совместной творческой и социальной активности.
Проведено исследование применения проектно-гуманитарных технологий в социокультурных практиках библиотеки. Выявлены специфические особенности использования метода проектов в библиотечной области. Отмечена востребованность данного вида технологий современными библиотеками.
По результатам проведенного количественного социологического исследования в формате опроса, было выявлено, что для разработки качественного проекта для разновозрастной аудитории необходимо тщательно проанализировать проблемы, темы, ценности, способы организации досуга, варианты участия в социально-культурном мероприятии, форматы 105
мероприятий на предмет выявления самых актуальных. Именно это может стать хорошим основанием для создания востребованного проекта, в котором создадутся все условия для коммуникации между представителями разных поколений.
Заключим, что в процессе проектирования менеджер социально-культурной деятельности должен обращать внимание на множество факторов, принципов для создания качественного проекта, интересного своей аудитории. Возникает необходимость постоянного проведения новых исследований, чтобы обладать самой актуальной информацией и всегда быть в курсе событий.
В результате проведенного качественного социологического исследования в формате экспертного интервью, было осуществлено глубинное изучение мнения профессионалов библиотечной деятельности. Доказано, что использование проектно-гуманитарных технологий способствует развитию учреждения, а также раскрыты некоторые специфические особенности применения данных технологий в библиотечной деятельности.
На основании проведенных исследований, осуществлена разработка социально-культурного проекта в качестве примера реализации проектно-гуманитарных технологий в практике работы современной библиотеки.
Таким образом, гипотеза исследования - подтверждена. Применение проектно-гуманитарных технологий в деятельности библиотеки действительно способствует укреплению связей между поколениями.
Осуществлен анализ особенностей социально-культурной деятельности библиотеки. Современная библиотека сегодня является культурно-просветительным центром, обеспечивающим благоприятные условия для интеллектуального развития и организации культурного досуга населения . Выявлены специфические особенности СКД библиотеки, одной из которых является пропаганда чтения в процессе реализации любого библиотечного мероприятия.
В результате написания выпускной квалификационной работы были исследованы особенности социально-культурной работы с каждым возрастом, после чего изучена специфика организации вовлечения представителей разных возрастных групп с их индивидуальными возрастными качествами в сферу совместной творческой и социальной активности.
Проведено исследование применения проектно-гуманитарных технологий в социокультурных практиках библиотеки. Выявлены специфические особенности использования метода проектов в библиотечной области. Отмечена востребованность данного вида технологий современными библиотеками.
По результатам проведенного количественного социологического исследования в формате опроса, было выявлено, что для разработки качественного проекта для разновозрастной аудитории необходимо тщательно проанализировать проблемы, темы, ценности, способы организации досуга, варианты участия в социально-культурном мероприятии, форматы 105
мероприятий на предмет выявления самых актуальных. Именно это может стать хорошим основанием для создания востребованного проекта, в котором создадутся все условия для коммуникации между представителями разных поколений.
Заключим, что в процессе проектирования менеджер социально-культурной деятельности должен обращать внимание на множество факторов, принципов для создания качественного проекта, интересного своей аудитории. Возникает необходимость постоянного проведения новых исследований, чтобы обладать самой актуальной информацией и всегда быть в курсе событий.
В результате проведенного качественного социологического исследования в формате экспертного интервью, было осуществлено глубинное изучение мнения профессионалов библиотечной деятельности. Доказано, что использование проектно-гуманитарных технологий способствует развитию учреждения, а также раскрыты некоторые специфические особенности применения данных технологий в библиотечной деятельности.
На основании проведенных исследований, осуществлена разработка социально-культурного проекта в качестве примера реализации проектно-гуманитарных технологий в практике работы современной библиотеки.
Таким образом, гипотеза исследования - подтверждена. Применение проектно-гуманитарных технологий в деятельности библиотеки действительно способствует укреплению связей между поколениями.
Подобные работы
- Специфика организации социально-культурной деятельности (Иркутский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024





