Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА КАК АКТОРА В США 1970-ЫХ ГОДОВ НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛИ APPLE II

Работа №168764

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы126
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНИКИ 11
1.1 Исследования техники в первой половине XX века: основные философские подходы 11
1.1.1 Первые исследования философии
техники 12 1.1.2 Спекулятивно-умозрительные
подходы к философии техники 19 1.1.3 Социально-гуманитарный подход в философии техники 24 1.1.4 Гуманитарно¬
антропологический подход в философии техники .... 26 1.1.5 Особые подходы к философии техники 30
1.2 Исследования техники во второй половине XX века: научные модели в
исследованиях техники 32
1.2.1 Линейные модели развития техники 32
1.2.2 Интерактивные модели развития техники 37
1.2.3 STS модели в исследованиях техники (Social Construction of
Technology) 40
1.2.4 SI модели в исследованиях техники (Multi-Level Perspective) 43
1.3 Акторно-сетевая теория как база для исследования техники 46
1.3.1 Теория ассамбляжей М. Деланда и спекулятивный реализм как
философская основа ANT 46
1.3.2 Основные положения акторно-сетевой теории Б. Латура 51
1.3.3 Возможности применения ANT для исследования техники 58
2 СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА МОДЕЛИ APPLE II
КАК АКТОРА 63
2.1 Хардварная составляющая компьютера Apple II 64
2.1.1 Apple II как целое 65
2.1.2 Процессор компьютера Apple II 68
2.1.3 Память компьютера Apple II 70
2.1.4 Видеоконтроллер компьютера Apple II 72
2.1.5 Устройства ввода компьютера Apple II 74
2.2 Программная составляющая компьютера Apple II 76
2.2.1 Встроенное ПО компьютера Apple II и базовые операции с ним 77
2.2.2 Сторонние программы для компьютера Apple II 81
2.2.3 Практики программирования на компьютере Apple II 94
2.3 Социальная составляющая компьютера Apple II 101
2.3.1 Компьютерные журналы и компьютер Apple II 102
2.3.2 Сообщества, формирующиеся вокруг компьютера Apple II 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 111

Актуальность темы исследования
Акторно-сетевая теория является весьма популярной за рубежом концепцией, используемой для решения широкого спектра задач: от узконаправленных исследований техники и науки до построения обширных философских моделей. При этом в отечественной науке концепция все еще является относительно мало разработанной и используемой при ее огромном исследовательском потенциале, ярко проявленном как в работах Бруно Латура отца-основателя концепции, так и его учеников и последователей.
Одной из областей, активно использующей ANT, является история и теория техники - направление исследований, место которого в современном научном знании определить довольно сложно. Являясь междисциплинарной областью, история и теория техники требуют от исследователя, как гуманитарной подготовки, так и понимания инженерно-технической составляющей исследуемого объекта. Из-за этого большинство исследований склоняются или исключительно в сторону технической эволюции, полностью игнорируя социально-исторический контекст, или наоборот полностью сосредотачиваются на «гуманитарной» составляющей, при этом избегая исследований сложных устройств, понимание работы которых требует специальной подготовки.
Именно такая судьба и постигла историю цифровой техники. «Гуманитарное» направление практически не прикасается к ней, в связи со сложностью технической основы, а исследования, проводимые инженерами, направлены на построение простой эволюционной линии развития самих устройств без учета социально-исторического контекста. С учетом того, что цифровая техника вообще, и компьютеры в частности, являются неотъемлемым элементом жизни современного человека - потребность в устранении этого пробела становится все более и более острой.
Но осмысление процессов, происходящих сейчас, невозможно без понимания истоков, без множества исторических исследований, направленных на обнаружение базовых характеристик тех или иных технических устройств и механизмов. Более того, подобные «исторические» исследования важны и в общем контексте изучения культуры второй половины XX века, поскольку уже тогда цифровые устройства начинали оказывать серьезное влияние на повседневную жизнь человека, способствовали формированию новых практик и направлений искусства.
Таким образом, актуальность работы обусловлена именно необходимостью формировать историю цифровой техники, которая станет базой для дальнейших исследований «цифровой культуры», «цифрового искусства» и так далее. Помимо этого, использование ANT в качестве основной теоретической модели позволит выявить некоторые универсальные характеристики исследуемого объекта, которые позволят четко определить его возможные отличия от более «традиционных» технических устройств...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанной работы были определены основные характеристики персонального компьютера как актора на ранних этапах его становления в США 1970-ых годов. В качестве примера был выбран компьютер модели Applell как самый распространенный в тот период и наиболее ярко отражающий те тенденции, которые можно проследить и на примере других компьютеров. Были выделены следующие характеристики:
1. Принципиальные ограничения системы формируются на уровне хардварной составляющей и тех инженерных решений, которые были приняты при ее разработке. При этом большая часть задач, традиционно решавшихся на этом уровне, вынесена в отдельные программы, а сами ограничения являются условными, поскольку могут быть преодолены с помощью хорошо написанного кода.
2. Applell складывается как актор, нацеленный на решение задач по обработке данных, но не на их хранение. Для того, чтобы хранить информацию, необходимо использовать дополнительные внешние устройства: кассеты или дискеты.
3. Персональные компьютеры (как это хорошо видно на примере данной модели) складываются как акторы с учетом возможности делегирования им задач, выполняемых аркадными игровыми автоматами - они пригодны для игр, более того, игры являются той формой ПО, которая позволяет полностью раскрыть их технический потенциал.
4. Персональный компьютер как актор сильно зависит от подключаемых к нему плагинов, роль которых выполняют как отдельные внешние устройства, так и различные программы, порой кардинально изменяющие способ функционирования компьютера. Таким образом, персональный компьютер предстает устройством, основная задача которого заключается в том, чтобы запускать разнообразные плагины, определяющие его функционал устройства в данный момент.
5. Персональный компьютер одновременно является и устройством для создания новых плагинов. Причем как тех, что будут использованы на нем, так и тех, что будут подключены к другим устройствам, обладающим техническими характеристиками, позволяющими использовать плагины, разработанные для компьютера (в данном случае - процессором MOS 6502, что позволит запускать программы на языке ассемблера).
6. В то же время, становление компьютера как актора сопряжено с формированием вокруг него определенных практик его использования. Одновременно с компьютером создается и его пользователь, который сможет эффективно взаимодействовать с устройством, что происходит за счет появления различных печатных изданий и специальных сообществ.
Хотелось бы дополнительно выделить несколько важных пунктов. Во- первых, дополнительно подчеркнуть роль игр в оформлении персонального компьютера как актора. Традиционно, персональный компьютер встраивается в общую линию развития электронно-вычислительных машин и позиционируется как устройство, которое позволило небольшим компаниям решать задачи, связанные со сложными вычислениями, которые до этого решались с помощью больших и дорогих компьютеров второго и третьего поколений.
Тем не менее, на примере Applell хорошо видно, что это не так. Компьютер на хардварном уровне формируется как устройство, способное воспроизводить цветную графику и запускать различные аркадные и не только игры. К тому же программы, позволяющие реализовать персональный компьютер именно как актор, направленный на выполнения серьезных расчётов, появляются только в 1979 году, в то время как программы «развлекательного» толка существуют уже с 1977 года.
Во-вторых, персональный компьютер является «размытым» актором. На самом базовом уровне пользователь может делегировать устройству ровно две задачи: подключить какой-либо плагин либо разработать новый плагин. За счет этого компьютер превращается в своеобразную «платформу», потенциально способную решать любые задачи и формирующую собственные сети, состоящие из различных плагинов, практик их разработки и взаимодействия с ними...


1. Аль-Ани, М.Н. Философия техники: очерки истории и теории / М.Н. Аль-Ани. - СПб.: «А-принт», 2004. - 184 с.
2. Апокин, И.А. История вычислительной техники / И.А. Апокин, Л.Е. Майстров. - М.: Наука, 1990. - 246 с.
3. Бердяев, А.Н. Человек и машина / А.Н. Бердяев // «Путь». - 1933. - №38. - С. 3-37.
4. Блох, Э. Принцип надежды / Э. Блох // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. - М.: Прогресс, 1991. - С. 49-79.
5. Вершинин, С.Е. Философия надежды Эрнста Блоха: оправдание утопии [автореф. дис. на соиск. уч. ст. д. ф. наук] / С.Е. Вершинин. - Екатеринбург, 2001. - 39 с.
6. Горохов, В.Г. Введение в философию техники [Электронный ресурс]
/ В.Г. Горохов, В.М. Розин. - Режим доступа:
https://gtmarket.ru/laboratory/basis/6005/6007
7. Горохов, В.Г. Феномен технонауки [Электронный ресурс] / В.Г. Горохов. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/5988
8. Деланда, М. Новая онтология для социальных наук / М. Деланда // Логос. - № 3. (118). - 2017. - С. 35-56
9. Деланда, М. Новая философия общества: теория ассамбляжей и социальная сложность / М. Деланда. - Пермь: Гиле Пресс, 2018. - 170 с.
10. Дессауэр, Ф. К философии техники. Что есть техника? - Термин и сущность / Ф.К. Дессауэр // Онтология проектирования. - 2016. - №3. - С. 390-406.
11. Дессауэр, Ф. Спор о технике / Ф.К. Дессауэр. - Самара: Издательство Самарской государственной академии, 2017. - 266 с.
12. Зайцев, Г.Н. История техники и технологии: Учебник / Г.Н. Зайцев. - СПб.: Политехника, 2007. - 416 с.
13. Земнухова, Л.В. Социальные исследования технологий: эволюция и взаимодействие подходов / Л.В. Земнухова // Экономическая социология. - Т. 19. - № 5. - 2018. - С. 113-124.
14. Иванов, А. А. История развития информатики / А.А. Иванов. - М.: Образ, 2000. - 318 с.
15. Каллон, М. Некоторые элементы социологии перевода: приручение морских гребешков и рыболовов бухты Сен-Брие / М. Каллон // Логос. - № 2 (117). - 2017. - С. 49-94...81


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ