Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения самоорганизации младших
школьников 7
1.1. Психолого-педагогические подходы к самоорганизации как волевому
качеству личности 7
1.2. Особенности развития умений самоорганизации в младшем школьном
возрасте 19
1.3. Педагогические условия развития умений самоорганизации у детей
младшего школьного возраста 32
Выводы по Главе 1 42
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению актуально уровня умений
самоорганизации у обучающихся младшего школьного возраста 44
2.1. Методическая организация исследования 44
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 48
2.3. Программа развития самоорганизации у младших школьников 52
Выводы по Главе 2 57
Заключение 58
Список используемых источников 60
Современное начальное общее образование находится в процессе активной модернизации и обновления. Его приоритеты, цели, содержание и ценности изменились значительно. Теперь, вместо акцента на накоплении знаний и умений, начальная школа ставит перед собой задачу формирования основных навыков самообучения и самоорганизации у своих учащихся [1].
Мнение известного педагога и психолога Галины Анатольевны Цукерман подтверждает, что способность к самостоятельному обучению является ключевым качеством субъекта образовательной деятельности, позволяющим ему выходить за пределы своей компетенции и находить общие подходы к решению новых задач [53].
Самоорганизация — это личностное качество, которое выражается в способности самостоятельно и достаточно внятно организовывать свою жизнедеятельность так, чтобы она приносила максимальную пользу самому себе, не полагаясь на помощь извне [4].
Овладение умениями самоорганизации является актуальным в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в котором указаны такие личностные результаты освоения образовательной программы как «готовность и способность обучающихся к саморазвитию», «способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом» [1].
Основные общие проблемы самоорганизации учебной деятельности отражены в работах следующих авторов: В.И. Андреева, А.Я. Арета, С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, М.И. Боришевского, Н.М. Борытко, П.Л. Гальперина, А.К. Громцевой, В.В. Давыдова, Ю.Н. Калюткина, В.И. Кнорринга, Г.Н. Серикова, Н.Ф. Талызиной, Д.Н. Ушакова, В.Н. Хозиева, Н.В. Чекалевой, Д.Б. Эльконина.
Ирина Александровна Чемерилова рассматривает важный момент формирования связи ученика с организацией и эффективным использованием времени в младшем школьном возрасте [48].
Многие исследователи извлекли ценные выводы из своего опыта работы, выявив при этом ряд недостатков, которые могут сопровождать человека на протяжении всей его жизни.
Такие недостатки, как неправильное ощущение времени, неэффективное планирование дел и разнообразных задач, невозможность постановки целей и организации своего времени для их достижения, а также неспособность установить продуктивное взаимодействие с окружающими, могут стать источником трудностей не только в учебной сфере, но и в любой другой сфере деятельности.
В современном обществе дети воспитываются и растут в условиях постоянного напряжения. Им часто приходится сталкиваться с огромным потоком новой информации, который постоянно обновляется, и они подвержены множеству деловых и личных контактов, включая виртуальные.
Для достижения успеха в современном мире необходимо научиться эффективно, управлять этими потоками.
Эффективное управление — это не только достижение необходимых результатов, но и связанные с этим затраты. Люди должны научиться контролировать свои деловые и личные контакты, организовывать свое время и энергию таким образом, чтобы добиться максимальной производительности и успеха. Это требует наличия навыков планирования, управления приоритетами и эффективного использования ресурсов. Только так можно обеспечить баланс между работой и личной жизнью, достичь поставленных целей и со-хранить здоровье и благополучие в условиях современной напряженной обстановки.
Тем самым актуальность исследования заключается в необходимости практического решения проблемы формирования у младших школьников умений самоорганизации с помощью технологий, позволяющих эффективно ее решать.
Цель исследования — изучить актуальный уровень самоорганизации младших школьников и разработать программу комплекса упражнений по развитию умений самоорганизации у младших школьников.
Объект исследования — волевые качества личности.
Предмет исследования — возможность применения технологии «тайм-менеджмент» для развития самоорганизации у младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие умений самоорганизации у детей младшего школьного возраста:
1) находится преимущественно на среднем и низком уровне развития;
2) характеризуется трудностями в постановке цели и задач для достижения желаемого результата, отсутствием четкого представление о том, какой результат необходимо достичь, трудностями определить наиболее эффективные способы достижения результата, трудностями оптимально и наиболее целесообразно организовывать свою деятельность, отсутствием навыков эффективно и правильно распоряжаться своим временем;
3) может быть развито в процессе применения технологии тайм-менеджмент с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую научную литературу по теме исследования.
2. Изучить подходы к пониманию понятию «самоорганизация».
3. Проанализировать особенности самоорганизации у младших школьников.
4. Подобрать комплекс диагностических методик для оценки актуального уровня самоорганизации у младших школьников.
5. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей самоорганизации младших школьников.
6. Выявить и описать актуальный уровень самоорганизации у младших школьников.
7. Разработать программу комплекса упражнений по формированию умений самоорганизации у младших школьников.
8. Оформить выводы по проблеме исследования
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, обобщение, сравнение.
2. Метод тестирования.
3. Количественный и качественный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МАОУ Красноярская университетская гимназия №1-«Универс». Всего приняли участие 20 учеников в возрасте 10-11 лет.
Структура работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложения.
Таким образом, в заключение проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что тайм менеджмент — это технология, с помощью которой формируется важное умение — умение самоорганизации.
Выявлены особенности формирования умений управления временем у детей младшего школьного возраста. Эти особенности включают необходимость учета индивидуальных и возрастных различий между учениками и степень сформированности таких конструктов, как самоорганизация, самоконтроль и целеполагание.
В ходе теоретического анализа структуры умений самоорганизации нами были выделены критерии диагностики ее уровня сформированности.
Это мотивационно-ценностный, содержательный и рефлексивно-оценочный критерии. В соответствии с критериями определены показатели и соответствующие методики диагностики.
Для проведения эксперимента был подобран диагностический комплекс, который позволил определить уровень развития умений самоорганизации младших школьников.
В результате было выявлено три уровня развития, где большинство младших школьников находятся на среднем уровне развития, что составляет 52%. Высокий уровень составляет 32%, а низкий уровень 10%.
Изначально в работе нами была поставлена цель, определить актуальный уровень развития умений самоорганизации у обучающихся младшего школьного возраста и дать ему описание. Наша цель в исследовании была достигнута.
Из результатов нашего исследования можно сделать вывод, что младшие школьники имеют определенные характеристики, которые свидетельствуют о среднем уровне развития их умений самоорганизации.
Полученные результаты исследования стали основой для разработки программы по развитию умений самоорганизации у младших школьников. В основе программы лежит технология «тайм-менеджмент».
Данная выпускная квалификационная работа представляет собой комплексный анализ и исследование проблемы развития умений самоорганизации младших школьников, а также предоставляет практическую программу для его развития. Результаты работы могут быть полезными для педагогов, родителей и специалистов в области образования, направленных на развитие навыков правильно распределения времени.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 31 мая 2021г. № 289 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования» иВТ:Ьйрз://1йозгеез1г.ги/и1оа4з/й1ез/14е6445с39109а753ес3Ь74239е46Г4Ь.р41‘
2. Аболенина Т.И. Тайм-менеджмент в самовоспитании младшего школьника / Т.И. Аболенина // Молодой ученый. 2016. - № 7.6 (111.6). 3-5 с.
3. Архангельский Г. А. Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы / Г.А. Архангельский - М.: Книга по Требованию, 2013. 432 с.
4. Афанасьева Н.А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности / Н.А. Афанасьева // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 2. 60-61 с.
5. Бекузарова, Н. В. Воспитание организованности младших школь-ников: / Н.В. Бекузарова - дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 Красноярск, 2003. 226 с.
6. Богославец Л.Г., Давыдова О.И. Тайм-менеджмент в работе образовательных учреждений: методическое пособие. М.: Сфера, 2012. 124с.
7. Болсуновская Н. Тайм-менеджмент для школьников: методы, приемы, инструменты / Н. Болсуновская - М.: Сфера, 2008.
8. Веселова Н.Н. Деятельностная обусловленность саморазвития школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гумнитарные науки. - 2012, №. 3. 34-36 с.
9. Вронский, А.И. Как управлять своим временем. - Ростов н Д.: Феникс, 207. 224 с.
10. Гений А. Высокоэффективный тайм-менеджмент по Матрице Эйзенхауэра. / А. Гений - М: АСТ, 2016. 320 с.
11. Донцов В. Н. Учебная самоорганизация студентов как фактор успеваемости: (На материале динамики младших курсов) : Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук : (13.00.01) / Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова. - Ленинград, 1977.
12. Заенутдинова Н.А. Формирование готовности к самоорганизации у студентов педагогического у студентов педагогического колледжа в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Заенутдинова. — Магнитогорск, 2000.
13. Зайверт, Л. Если спешишь - не торопись: новый тайм- менеджмент в ускорившемся мире. Семь шагов к эффективности и независимости в использовании времени. — М.: АСТ, 2007. 255 с.
14. Захаренко, Г.В. Тайм-менеджмент. - СПб.: Питер, 2004. - 128 с.
15. Иванов Д. Д., Шатунова О.В. Тайм-менеджмент современного школьника / Д. Д. Иванов, О.В. Шатунова // Юный ученый. 2015, № 3 (3). 188-190 с.
16. Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. - М.: МГУ, 1981.
17. Калинин, С.И. Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем. - СПб.: Речь, 2006. 341 с.
18. Кандыбович, Л.А. Краткий психологический словарь. Самоорганизация / Л.А. Кандыбович, М.И. Дьяченко. - Минск: Хэлтон, 1998. 399 с.
19. Князькова, О. Н. О понятии «Культура самоорганизации лично-сти» / О. Н. Князькова // Молодой ученый. - 2012. - №11. 428-432 с.
20. Ковалев, А. Г. Самоуправление личности / А. Г. Ковалев // Научно-техническая революция и социальная психология : материалы межг. конф. / ред. Б. Д. Парыгин. - М. : Наука, 1981. 160 с
21. Котрухова Р.И. Самоменеджмент как фактор развития профессионализма будущих специалистов //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012, Т. 31. № 3. 153-156 с.
22. Козлов Н.И. «Тайм-менеджмент «Методы эффективной самоорганизации» / Н.И. Козлов - М.:, 2009.
23. Крутецкая В. Правила успеваемости и режим дня школьника. М.: Литера, 2013. 64 с.
24. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии// Психологический журнал. 1981. Т. 2., № 5. 3-22 с.
25. Лукашенко. М. Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей / М. Лукашенко. - М.: Альпина Диджитал, 2017. 287 с.
26. Мамаева Т.А., Рычкова К.В. Формирование навыков тайм- менеджмента у детей младшего школьного возраста / Т.А. Мамаева, К.В. Рычкова // Проблемы теории и практики современной психологии. Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2019. 107-110 с.
27. Меркулова Т.В., Беглова Т.В. Тайм-менеджмент для детей, или как научить школьников организовывать свое время. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. 40 с.
28. Моргенстерн Дж. Тайм менеджмент: искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. М: Добрая книга, 2004. 252с.
29. Моросанова, В. И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В. И. Морасанова // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. 118-127 с.
30. Никифоров Г. С. Психологические аспекты саморегуляции состояния: Учеб. пособие / Г. С. Никифоров, Ю. И. Филимоненко, А. К. Польшин; ЛГУ им. А. А. Жданова. - Ленинград : ЛГУ, 1986. 43 с.
31. Новоселова О.А., Волкова Н.А. Тайм-менеджмент для дошкольников // Овчинникова Л.В. Формирование приёмов самоменеджмента у студентов ВУЗа //АРКЮК!. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 1. 16 с.
32. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений. М.: Мир и образование, 2020. 1376 с.
33. Парабеллум, А. Как успеть все! Технологии управлением временем. Ежедневник / А. Парабеллум, Н. Мрочковский. - М.: Питер, 2016. 480 с.
34. Пейсахов, Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы / Н.М. Пейсахов. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1974.
35. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности) Е.С. Рабунский - М.: Педагогика, 1975. 184 с.
36. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: В помощь учителю начальных классов. - Томск, 1993.
37. Синица А.В. Организация рабочего времени как составляющая самоменеджмента руководителя / А.В. Синица // Вестник Сумского национального аграрного университета. 2012. № 3 (51). 74-80 с.
38. Стрелкова Л.В., Макушева Ю.А. Тайм-менеджмент. Учебное пособие. / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева - М: Юнити, 2018. 352 с.
39. Субботина Е.А. Правда о найденном времени: тайм-менеджмент для родителей и детей. / Е.А. Субботина - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. 272 с.
40. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. - СПб.: Издательство «Речь», 2002. 148 с.
41. Титаренко Н.Н. Технология формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников: Пособие по самообразованию для специалистов начального общего образования. - Челябинск: ИИУМЦ: « Образование», 2005. 84 с.
42. Трейси Б. Тайм-менеджмент по Брайану Трейси. Как заставить время работать на вас. / Б. Трейси - М: Альпина Паблишер, 2018. 302 с.
43. Усов В.Р. Самоорганизация и личная эффективность: секреты и уроки жизни организованного человека. М.: 2018 г.
44. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 2004. 576 с.
45. Хайнц М. Позитивный тайм-менеджмент. Как успевать быть счастливым. М: Альпина Паблишер, 2019. 128 с.
46. Хасанов И.А. Время: энциклопедический словарь. М: Прогресс- Традиция Жанр, 2017. 640с.
47. Хуторской А.В. Педагогика. М: Академия, 2018. 346 с.
48. Чемерилова И.А. Теория и методика воспитательной работы с младшими школьниками / И.А. Чемерилова - Чебоксары, 2010.
49. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. / В.Д. Шадриков - М: Наука, 1982. 185 с.
50. Щербаков Ю.В., Кузнецова Н.Ю. Навыки тайм-менеджмента для младшего школьника / Ю.В. Щербаков, Н.Ю. Кузнецова // Юный ученый. 2020. № 4 (34). 135-138 с.
51. Цагарелли Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций. Учебное пособие. / Ю.А. Цагарелли - Казань - 2009.
52. Цукерман Г.А. Обучение ведет за собой развитие. Куда? // Вопросы образования. 2010. №1.