Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Программа психологической коррекции личностной сферы у трудных подростков

Работа №168758

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы104
Год сдачи2020
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования особенностей личности трудных подростков
1.1. Понятие личности в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Психологические особенности детей подросткового возраста 14
1.3. Акцентуация характера как причина отклоняющего поведения подростков
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей личности
трудных подростков
2.1. Организация, методы и методики исследования 35
2.2. Исследование личности трудных подростков 40
Выводы по второй главе 49
Глава 3. Коррекция личностных особенностей трудных подростков 51
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции личностных
особенностей трудных подростков 51
3.2. Основные направления, формы и методы психологической
коррекции личности трудных подростков
3.3. Результаты апробации программы психологической коррекции
личности трудных подростков 61
Выводы по третьей главе 67
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Приложения


Актуальность исследования. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Понятие «трудные» подростки получило развитие в педагогической практике и первоначально рассматривалось в рамках любого отклонения в развитии ребенка. В процессе дальнейших научных и практических исследований выделялись новые направления, уточнялся и углублялся предмет исследования трудновоспитуемости как психолого-педагогического явления. В трудах современных педагогов, психологов, юристов и медиков представлен глубокий и содержательный анализ сущности и критериев различения типов трудновоспитуемости детей, раскрыты ее причины.
И.В. Дубровина (1998) [60] связывает трудности этого возраста с половым созреванием, как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечается эмоциональная неустойчивость, изменчивость настроения, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму.
В психологических исследованиях, посвященных изучению личности «трудных» подростков, представлено описание внутренних стимулов и внешних проявлений отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Д.И. Фельдштейн (1999) [70] дифференцирует трудных подростков, учитывая характер доминирующих отрицательных потребностей и соответствующих им проявлений поведения. При этом для каждой из типологических групп предлагается специфический набор средств воспитательного воздействия, приемов перевоспитания. Таким образом, к категории трудные «подростки» относятся дети, которые демонстрируют явные отклонения в личностном развитии.
Проблема исследования. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально - психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребёнка, бывают весьма разнообразными. Поэтому нередко к трудновоспитуемым детям относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Оценка подростка как «трудного» отражает преимущественно мнение о нём родителей и педагогов, а не его конкретные личностные характеристики. Все вышесказанное определило тему нашего исследования.
Объект исследования: личность подростка.
Предмет исследования: психологическая коррекция особенностей личности трудных подростков.
Гипотеза исследования: особенности личности специфичны у трудных подростков.
Данная гипотеза конкретизируется в следующих частных гипотезах:
- трудных подростков характеризуют выраженные акцентуации, неустойчивая самооценка, несформированная система ценностей, низкий уровень эмпатических способностей, повышенная агрессивность и тревожность;
- целенаправленная психолого-педагогическая работа по коррекции личностных качеств трудных подростков является эффективным средством их развития.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психологической программы коррекции особенностей личности «трудных подростков».
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого¬педагогической литературы изучить современное состояние проблемы исследования.
2. Подобрать методы диагностики особенностей личности трудных подростков.
3. Провести экспериментальное исследование особенностей личности трудных подростков и сделать содержательные выводы.
4. Разработать и апробировать психолого-педагогическую программу по коррекции личностных качеств трудных подростков.
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МАОУ СОШ № 149. В исследовании участвовало 13 детей подросткового возраста, которых можно отнести к «группе риска» в возрасте 11-15 лет, из которых 6 девочек и 7 мальчиков.
Методы исследования. Для реализации цели и поставленных задач был использован теоретический метод исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Изучение и анализ психодиагностических методик, интерпретация полученных результатов в процессе исследования с использованием количественного и качественного анализа данных.
В процессе исследования мы применяли следующие психодиагностические методики:
Методики исследования:
1. Характерологический опросник К. Леонгарда, в адаптации Шмишека (2002) [36].
2. Метод самооценивания, разработанный A.M. Прихожан на основе методики Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн (2006) [37].
3. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (2002) [36].
4. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко (2001) [35].
5. Тест «Несуществующее животное», разработанный М. Дукаревич (2002) [36].
Методологическая основа. В своей работе мы опирались на теоретические взгляды о причинах и условиях возникновения отклоняющегося поведения в подростковом возрасте Ю.В. Антоняна (1992) [8], С.А.Беличева (2012) [20], Л.И. Божович (1995) [18], С. Н Дубинина (2011) [32], А.Е. Личко (1983) [49], Г.М. Миньковского (1982) [55], А.А. Реана (2013) [61], В.Г.Степанова, Л.Б.Шнейдер (2015) [79] и др.; на взгляды, относительно организации системы оказания психологической помощи и поддержки «трудным подросткам» Л.Я. Олиференко (2001) [58], Т.И.Шульга (1997) [80] и др.
Этапы проведения исследования.
Исследование проводилось в период с 2018 г. по 2020 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап. Изучение и анализ общей, специальной, психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния.
Констатирующий этап - выявление особенностей развития личности трудных подростков на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап - разработка и реализация программы психологической программы коррекции особенностей личности «трудных подростков».
Контрольный этап состоял в обработке результатов формирующего эксперимента, в анализе полученных результатов и проверке эффективности психологической программы коррекции особенностей личности «трудных подростков». Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов.
Практическая значимость. Разработанная нами психокоррекционная программа, направленная на оказание комплексной психологической помощи трудным подросткам в условиях образовательного учреждения, может быть рекомендована для психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты позволят расширить и углубить научные представления об особенностях личности трудных подростков. Педагоги и психологи школ могут использовать собранный в работе теоретический и диагностический материал при организации психолого-педагогического сопровождения подростков с отклоняющимся поведением.
Структура работы: работа состоит из введения. трех глав, списка используемой литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа была направлена на изучение особенностей личности трудных подростков, а также психологическую коррекцию личности трудных подростков.
Опытно - экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 149. В исследовании участвовало 13 детей подросткового возраста, которых можно отнести к «группе риска» в возрасте 11-15 лет, из которых 6 девочек и 7 мальчиков. В процессе исследования мы применяли следующие психодиагностические методики: характерологический опросник К.Леонгарда, в адаптации Шмишека (2002) [36]; метод самооценивания, разработанный A.M. Прихожан на основе методики Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн (2006) [37]; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (2002) [36]; методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко (2001) [35]; тест «Несуществующее животное», разработанный М. Дукаревич (2002) [36].
Теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы подростковый возраст характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка. В данном возрасте формируется новое представление о себе, укрепляется самооценка.
Для трудных подростков характерно нарушение адаптации в коллективе; неудовлетворенность своим положением в учебной группе; нарушения в эмоционально-волевой сфере, агрессивность, тревожность; семейное неблагополучие.
Акцентуации характера, являясь чрезмерно заостренными чертами, проявляются в большей степени в подросковом возрасте и являются фактором, который может способствовать формированию девиантных и делинквентных форм поведения.
Экспериментальное исследование позволило выявить, что «трудные» подростки имеют следующие психологические особенности: преобладание возбудимой, гипертимной, застревающей, тревожной и демонстративной акцентуаций характера; нереалистичные представления о себе; неразвитость самооценки и уровня притязаний; рефлексивности; дизгармоничный уровень сформированности правосознания. Также наблюдаются изменения в эмоционально-волевой сфере, которые выражаются в повышенном уровне агрессивности и тревожности.
На основании полученных результатов нами предложена психокоррекционная программа, направленная на профилактику отклоняющего поведения у подростков. Программа направлена на формирование у подростков навыков конструктивного общения в социуме, установление адекватной самооценки, осознания позитивных ценностных ориентаций в жизни, снижение агрессивности и тревожности.
Следует отметить, что результаты, полученные в процессе исследования, ярко демонстрируют направления, которые могут составить основу для работы психолога в образовательном учреждении. Организуя психологическую помощь и поддержку «трудных» подростков, специалисты, в первую очередь, должны учитывать психологические особенности такой категории детей.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что «трудных» подростков характеризуют выраженные акцентуации, неустойчивая самооценка, несформированная система ценностей, низкий уровень эмпатических способностей, повышенная агрессивность и тревожность.
Следует отметить, что психологическая помощь «трудным» подросткам имеет свою специфику, обусловленную своеобразием их индивидуально-личностных качеств. Проведенное нами теоретическое и практическое исследование, направленное на изучение особенностей личности «трудных» подростков, позволило нам определить специфику организации психокоррекционной работы с такими подростками и предложить программу коррекции поведения несовершеннолетним с проблемами в поведении.
По результатам апробации программы были получены незначительные изменения в акцентуациях характера. Снизилась выраженность гипертимной, возбудимой, тревожно - боязливой акцентуаций характера. Такая динамика обусловлена тем, что подростковый возраст является периодом становления характера и в это время формируется большинство характерологических типов, при этом, акцентуации проявляются наиболее ярко. Для того, чтобы были стабильные изменения необходимо в дальнейшем продолжить работу с подростками и его социальным окружением, в первую очередь, с семьей.
Также после проведения коррекционной программы снизились показатели неадекватно высокой самооценки, увеличились показатели адекватной самооценки и уменьшилась выраженность низкой самооценки, т.е. самооценка подростков стала более дифференцированной. Получены динамические изменения у трудных подростков в уровне притязаний: нереалистично высокий уровень притязаний снизился, увеличилось численность подростков с адекватным уровнем притязаний. Таким образом, подростки стали более увереннее в себе, критичнее в своих неправильных поступках, продуктивнее в деятельности. В иерархии ценностей личности подростков, которая оценивалась с помощью методики М. Рокича, не произошли динамические изменения. В целом среди наиболее важных для них оказались ценности, связанные со счастливой семейной жизнью, материальным благополучием, здоровьем, свободой. Агрессивность и склонность к вербальной агрессии, тревожность у подростков тоже имеет тенденцию к снижению. Однако, у подростков наблюдается тот факт, что в рисунках присутствуют изображения, указывающие на значимость сексуальной сферы. И если соотнести результаты, тенденция к снижению невелика. Это может говорить о скрытой тревожности у подростков и, естественно, связано с пубертатным скачком. Выявленные тенденции определяют проведение индивидуальной психологической работы с некоторыми подростками.
По всем показателям эмпатии произошли динамические изменения в сторону повышения тенденций. Так, увеличились средние показатели рационального канала эмпатии, эмоционального канала эмпатии, интуитивного канала эмпатии, положительных установок, способствующих эмпатии, идентификации. У подростков повысилась способность входить в одну эмоциональную «волну» с окружающими, сопереживать и соучаствовать, способность видеть поведение партнеров и чувствовать их настроение.
Таким образом, предложенная нами коррекционная программа способствовала осознанию подростками неправильного поведения, причин своего отклоняющегося поведения, развитию у трудных подростков навыков и умений для положительного взаимодействия в социуме , управления своими чувствами и эмоциями, развитию способности к пониманию других людей, умения адекватно выражать свои эмоции и чувства, регулировать свое поведение.
Таким образом, проведенное экспериментальное исследование позволило доказать нашу гипотезу о том, что целенаправленная психолого-педагогическая работа по коррекции личностных качеств трудных подростков является эффективным средством их развития.



1. Абрядина О. В. Использование инновационных подходов и практик в организации социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними // Работник социальной службы. 2013. № 9. С. 45-51
2. Аванесов Г.А. Что нужно знать работникам органов внутренних дел о прогнозировании. М.: МВД. 1972. 61 с.
3. Адлер А. Воспитание детей. Профилактика полов. СПб.: Акаде-мический проект. 2000. 256 с.
4. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезаптация
несовершеннолетних. Свердловск: УРГУ. 1996. 150 с.
5. Ананьев В.Г. О проблемах современного человекознания М.: Наука, 1977. 380 с.
6. Андреева Г.М. Современная социальная психология на Западе. М.: Изд-во Московского университета. 1978. 272 с.
7. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер. 2003. 271 с.
8. Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. М.: ВНИИ МВД СССР. 1992. 79 с.
9. Акутина С. П. Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся: программа занятий со школьниками // Классный руководитель. 2007. № 3. С. 5-24.
10. Акулинина Ю. Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию у девиантных подростков «мотива // Социальная педагогика. 2011. №1. С. 81-85.
11. Алтышев К. Р. Профилактика социального сиротства (Опыт на карте) // Социальная работа. 2010. № 6. С. 48-49
12. Антонова Л. Н. Дети группы риска как социально¬педагогический феномен // Педагогика. 2010. № 9. С. 28-33.
13. Батурина А.С. Дети с девиантным поведением субъекты права на образование со специальным правовым статусом // Право и образование. 2011. № 4. С. 26-34.
14. Большакова Н. А. Комплексная социальная реабилитация
несовершеннолетних: инновационные методы работы (Социальная
реабилитация несовершеннолетних: инновационные методы работы) // Социальная работа. 2010. № 6. С. 6-7.
15. Блонский П.П. Трудные школьники. М.: Работник просвещения, 1930. 131 с.
16. Бихевиоризм: Психология как наука о поведении / под редакцией А.В. Гайфулиной. М.: Изд-во «АСТ- ЛТД». 1998. 704 с.
17. Блэкборн Р. Психология криминального поведени. СПб.: Питер. 2004. 496 с.
18. Божович Л.И. Особенности правосознания у подростков // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 98-107.
19. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. М.: Ось-89. 2010. 224 с.
20. Беличева С. А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников. СПб. : Питер. 2012. 332 с.
21. Бубнова И. С. Девиантное поведение подростков: сущность, профилактика, диагностика: учеб. пособие. Иркутский государственный педагогический университет (Иркутск). Иркутск: ИГПУ, 2007. 212 с.
22. Вайнер Э. Н. Профилактика аддиктивного поведения в молодежной среде // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2011. № 1. С. 32¬41.
23. Вердербер Р. Психология общения: учебное пособие. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 320 с.
24. Волкова А.Е. Роль эмоциональных семейных отношений в формировании насильственных установок // Насильственные преступления: природа, исследование, предупреждение. Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России. 1995. 152 с.
25. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 114-123.
26. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. М.: Педагогика. 1984. Т. 4. 432 с.
27. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Краткий курс. М.:
Изд-во «Работник Просвещения», 1926. 348 с.
28. Гилинский Я.И. Криминология: Курс лекций. СПб.: Питер. 2002. 384 с.
29. Гедзь Е.А. Профилактика девиантного поведения подростков: психологический тренинг внутригруппового взаимодействия // Школьный психолог: методическая газета для педагогов-психологов. 2004. №29. С. 9¬24
30. Горшкова Е. А. Реабилитационное обучение: проблемы и пути решения // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. 2012. Вып. 1: Содержание, формы и методы обучения в высшей школе. С. 1-88.
31. Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Дэвида Лейна, Эдрю Миллера. СПб.: Питер. 2016. 448 с.
32. Дубинин С. Н. Психолого-педагогические проблемы работы с лицами социально-негативного поведения // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С. 249-259.
33. Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. М.: Прогресс.1966. С. 39-40.
34. Жагарина М. А. Как оказать помощь «трудным» детям: из опыта работы // Воспитание школьников. 2009. № 8. С. 65-68.
35. Олиференко Л.Я. Инновации в работе специалистов социально-психологических учреждений. М.: Полиграф сервис, 2001. 320 с.
36. Карелин А.А. Психологические тесты. В 2 т. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2002. Т.1. 312 с.
37. Калягин В.А. Логопсихология. М.: Академия. 2006. 320 с.
38. Ковалев В.В. Патологические формы девиантного поведения у подростков: психиатрические и наркологические аспекты // Сб. науч. Трудов Московского НИИ психиатрии. М.: МНИИП, 1989. 101 с.
39. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
40. Кондратенко Т.В. Девиантное поведение подростков. Минск: Беларусь. 1988. 206 с.
41. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. Москва- Воронеж. 1997. с. 64.
42. Королев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. М.: Медицина, 1992. 207 с.
43. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Мн., Нар. Света, 1990. 287 с.
44. Кречмер Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. М.: Педагогика-пресс, 1995. 607 с.
45. Кудрявцев В.Н. Криминология. М.: Юрист. 2000. 286 с.
46. Кэдьюсон Х. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
47. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл,
Академия. 2005. 352 с.
48. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону:
Феникс. 2000. 539 с.
49. Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина. 1983. 182 с.
50. Ломброзо Ч. Преступление. М.: СПАРК. 1994. 96 с.
51. Лыткина O.A. Психолого-педагогические условия социального и личностного развития юношей и подростков с девиантными формами поведения, обучающихся в профессиональных лицеях и школах: дисс. на соиск. уч. ст. канд. Психол. наук. Калуга, 2001. 182 с.
52. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: дисс. На соиск. Уч. Ст. канд. Психол. наук. М., 2001. 213 с.
53. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер. 2016. 592 с.
54. Макартычева Г. И.. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. СПб.: Речь, 2007. 368 с.
55. Миньковский Г.М. Неблагополучная семья и противоправное поведение подростков // Социологические исследования. 1982. № 2. С. 105-113.
56. Миньковский Г.М. Профилактика среди несовершеннолетних. Киев: Политиздат. 1987. 215 с.
57. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 640 с.
58. Олиференко Л.Я. Инновации в работе специалистов социально-психологических учреждений. М.: Полиграф сервис. 2001. 320 с.
59. Пономарева Д.И. Профессиональная деятельность субъектов пенитенциарных учреждений по профилактике агрессивного поведения и психологической коррекции личности подростков-делинквентов: дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Тверь, 2003. 170 с.
60. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / по ред. И.В.Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия». 1998. 160 с.
61. Реан A.A. Психология подростка. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. М.: OJI- МА-ПРЕСС. 2013. 377 с.
62. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Питер, 2002. 720 с.
63. Рычкова H.A. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2018. 100 с.
64. Самоделкин С.М. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение. Волгоград: ВСШ МВД РФ. 1992. 36 с.
65. Севостьянов О.В. Мониторинг социальной работы с «трудными»
подростками: психологические особенности, диагностика, помощь.
Волгоград, ВИМПСР. 2016. 80 с.
66. Скрипченко Н. Ю. Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (теория и практика применения) // Право и образование. 2011. № 5. С. 42-53.
67. Тихомирова J1.B. Юридическая энциклопедия. М. 1998. 526 с.
68. Торлопов В.А. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1998. № 16 (83). С. 2-10.
69. Тоистева О.С.. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением // Народное образование. 2010. № 1. С. 257-259.
70. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.: МПСИ. 1999. 139 с.
71. Фетискин Н.П. Психология девиантного поведения: диагностика
и методы профилактики. Кострома: Костромской гос. ун-т им
Н.А.Некрасова. 2003. 320 с.
72. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
73. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Пер. с нем. Тбилиси: Мера- ни. 1991. 428 с.
74. Ферри Э. Уголовная социология. СПб.: Изд-во «Просвещение», 1896. Ч. 2. 448 с.
75. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с.
76. Холл С. Социальные инстинкты у детей. СПб., 1920. 109 с.
77. Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. Киев, 1993. 144 с.
78. Черникова Т.Н. Трудный подросток: как вести беседу? // Народное образование. 2009. № 6. С. 243-251.
79. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.:
Академический проект; Трикста, 2015. 336 с.
80. Шульга Т.Н. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М., 1997. 328 с.
81. Энциклопедия психологических тестов. М.: ТЕРРА. Книжный клуб. 1999. 400 с.
82. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс. 1996. 344 с.
83. Эриксон Э. Детство и общество. М.: Прогресс. 1993. 53 с.
84. Яссман Л.В. Психологические проблемы ранней профилактики правонарушений у несовершеннолетних: автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М. 1998. 39 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ