ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ 5
1.1 Организация внеурочной деятельности по технологии 5
1.2 Компьютерная графика в профессиональной деятельности 15
1.3 Изучение компьютерной графики в школьном курсе 21
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ
ГРАФИКИ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ 28
2.1 Обзор программ для проектирования интерьеров 28
2.2. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности школьников 31
2.3 Содержание курса «Проектирование интерьеров в графических
редакторах» 41
Выводы по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список использованных источников 61
Приложение 1 65
Приложение 2 70
Приложение 3
В современном мире информатизации обучения отводится огромная роль в развитии и становлении личности, готовой творчески решать возникающие перед обществом задачи. Исходя из этого одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность.
Компьютерная графика используется в самых разных сферах деятельности человека, таких как проектирование архитектурных сооружений, моделирование объектов и техники. Умение пользоваться средствами компьютерной графики является неотъемлемой частью информационной грамотности школьника. Благодаря изучению темы «Компьютерная графика» в школьном курсе технологии, учащиеся могут использовать полученные теоретические и практические знания в жизни.
Учащимся необходимо формировать представление о разнообразии цифровых форм и средств графического представления информации и целесообразности их использования для решения профессиональных задач. Одной из сфер применения средств компьютерной графики является проектирование дизайна интерьеров помещений. С одной стороны, доступность необходимого программного обеспечения позволяет организовать внеурочные занятия по Технологии без дополнительных финансовых затрат. С другой - проектирование интерьеров в графических редакторах позволит сформировать целостное представление у учащегося о профессиональной деятельности дизайнера.
Актуальность работы обусловлена необходимостью расширения профессионального кругозора обучающихся Технологии для определения рода дальнейшей профессиональной деятельности.
Объект исследования: реализация внеурочной деятельности по технологии с использованием компьютерной графики.
Предмет исследования: проектирование интерьеров в графических редакторах на внеурочных занятиях по технологии, как средство расширения кругозора и профориентации учащихся.
Цель: разработать курс по проектированию интерьеров в графических редакторах для реализации на внеурочных занятиях, позволяющий обучающимся составить представление о профессиональной деятельности инженера-дизайнера.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Провести анализ научной и методической литературы по организации внеурочной деятельности обучающихся Технологии.
2. Оценить возможности внедрения компьютерной графики во внеурочную деятельность по Технологии.
3. Определить круг необходимого программного обеспечения для проектирования интерьеров.
4. Подготовить методические рекомендации для педагогических работников по использованию дизайнерских программ для профориентации обучающихся на внеурочных занятиях по технологии.
Практическая значимость работы заключается в отборе учебного материала, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении темы «Проектирование интерьеров» на внеурочных занятиях по технологии и подготовке методических рекомендаций для педагогических работников по использованию дизайнерских программ для профориентации обучающихся.
Представляемая работа изложена на 70 листах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и трех приложений.
В ходе дипломной работы был разработан факультативный курс по изучению темы «Проектирование интерьеров в графических редакторах» на внеурочной деятельности. Данный курс включает в себя 32 занятия, по итогу которых учащиеся самостоятельно спроектируют интерьер квартиры.
Были разработаны методические рекомендации для педагогов, планирующих проведение курса «Проектирование интерьеров с использованием компьютерной графики».
На основе анализа программ для проектирования интерьеров, был сделан вывод, что программа SketchUp наиболее пригодна для применения на внеурочной деятельности по Технологии.
В процессе исследования были решены поставленные задачи и получены следующие результаты:
1. Проведен анализ научной и методической литературы по организации внеурочной деятельности обучающихся Технологии.
2. Проведена оценка возможности внедрения компьютерной графики во внеурочную деятельность по Технологии.
3. Определен круг необходимого программного обеспечения для проектирования интерьеров.
4. Подготовлены методические рекомендации для педагогических работников по использованию дизайнерских программ для профориентации обучающихся на внеурочных занятиях по технологии.
Также были рассмотрены разновидности профессии «Дизайнер», проведено тестирование на профессиональные интересы и изучена программа SketchUp. В ходе выполнения квалификационной работы цель исследования была достигнута в полной мере.
1. А.В.Аббасов, И.Б.о. Основы графического дизайна на компьютере: учеб. пособие для студ. вузов / И.Б.о. Аббасов. - М.: ДМК Пресс, 2008. - 224 с.
2. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2013. - 176 с.
3. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008.
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика [Текст]: Учебник для 7 класса, Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 224 с.
5. Джейсон Саймонс/ Настольная книга дизайнера. Обработка иллюстраций. - М.:АСТ, Астрель, 2007
6. Куприянов Б. В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы // Народное образование. - 2012. - № 5. - С. 59-62.
7. Коротеева Л. И. Основы художественного конструирования Л. И.
Коротеева, А. П. Яскин. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 304 с. - (Высшее
образование: Бакалавриат)
8. Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2012. - 850 с.
9. Лин, Майк В. Современный дизайн. Пошаговое руководство. Техника рисования во всех видах дизайна: от эскиза до реального проекта / М. В. Лин; [пер. с англ. О. П. Бурмаковой]. - М.: АСТ: Астрель, 2012.
10. Макеева, А. Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 7-8 классы / А.Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2013. - 279 с.
11. Мак-Клелланд, Дик. SketchUp 7. Библия пользователя: пер. с анг. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003
12. Месенева Н. В., Прокурова Н. И., Щекалева М. А. Проектирование в дизайне среды. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2012
13. Обзор векторных графических редакторов [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://prepod24.ru/readyworks/16926/
14. Минюрова С. Психология саморазвития человека в профессии. - Москва, 2008.
15. Новикова Т., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. - 2000. - N 7. - С. 151-157.
16. Проектирование в дизайне среды: учеб. Пособие. Кн. 4. Ч. 1. /
[авт.: О. Г. Иванова, А. В. Копьева, Т. Ю. Малышенко, О. В. Храпко; отв. ред.: А. В. Копьева, О. Г. Иванова]; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013. - 276 с. : ил.
17. Трёхмерная графика в современном мире [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://klona.ua/blog/3d-
modelirovanie/trehmernaya-grafika-v-sovremennom-mire
18. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся — М., 1988.
19. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: Практическое руководство. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 406 с.
20. Семакин И.Г., Залогов Л.А., Русаков С.В., Шестаков А.В.. Информатика [Текст]: Учебник для 7 класса. И.Г. Семакин, Л.А. Залогов,
21. Софиева Н., Дизайн интерьера: стили, тенденции, материалы. М.: Эксмо, 2012
22. Ткачев, В.Н. Архитектурный дизайн. Функциональные и художественные основы проектирования: учеб. пособие для студ. вузов / В.Н. Ткачев. - М.: Архитектура-С, 2008. - 352 с.
23. Яцук О.Г., Романычева Э.Т. Компьютерные технологии в дизайне. СПБ.: БХВ - Петербург, 2001
24. ФГОС основного общего образования (5 - 9 кл.) [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. № 1897/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2010 г;
25. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 г. №1897.
26. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М. 1990.
27. Философский энцикл. словарь / под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 488 с.
28. Фридланд А.Я. Информатика и компьютерные технологии: Основные термины: Толков. слов.: Более 1000 базовых понятий и терминов. - 3-е изд., испр. и доп. /А.Я. Фридланд. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003
29. Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 9. - С. 13-17.
30. Формы внеурочной деятельности школьников: факультативы,
кружки, проектная деятельность [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2013/03/16/formy-vneurochnoy-deyatelnosti
31. Механизм организации внеурочной деятельности
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/materialy-mo/2013/02/24/mekhanizm-organizatsii-vneurochnoydeyatelnosti
32. Внеурочная деятельность: виды, формы организации,
образовательные результаты [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-
mo/2012/12/16/vneurochnayadeyatelno st-vidy-formy-organizatsii