Работа в формате pdf.
Введение……………………………………………………………………...........3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития самоконтроля младших
школьников в научной литературе……………………………………………....7
1.1. Сущность понятия «самоконтроль» в научной
литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Специфика проявления самоконтроля в младшем школьном возрасте
…………………………………………………………………………………….14
1.3. Способы формирования самоконтроля у младшего
школьника…………………………………………………………………..……18
Выводы по первой главе……….………………………………………………..27
Глава II. Развитие самоконтроля у младших школьников в условиях
эксперимента ……………………………………………………….……………28
2.1. Определение актуального уровня развития самоконтроля учебной
деятельности младших школьников……………………………………………28
2.2. Организация формирующего эксперимента………..……………………..38
2.3. Анализ результатов исследования………………….……………………...53
Выводы по второй главе…………………………………………………,,,,,…60
Заключение………………………….……………………………………………61
Список используемой литературы……………………………………………...63
Приложение……………………………………………………………………....68
Согласно действующему федеральному государственному
образовательному стандарту важнейшей задачей современной системы
образования является формирование универсальных учебных действий. В их
число входят регулятивные УУД, которые включают в себя умение
школьников осуществлять контроль своих действий.
Умение контролировать свою деятельность, устанавливать и
устранять причины возникающих трудностей имеет особое значение в
достижении учебной самостоятельности, инициативности и
ответственности младшего школьника. Поэтому организация учебной
деятельности становится приоритетной целью начального образования.
Самоконтроль проявляется во всей учебно-познавательной
деятельности учеников и влияет на многие стороны человеческой жизни,
поэтому формирование самоконтроля является необходимым. Изучение
характеристик самоконтроля у детей позволяет наиболее эффектно
выстроить педагогический процесс.
Формирования самоконтроля начинается с раннего детства. При
поступлении в школу самоконтроль является важнейшей предпосылкой
успешной деятельности школьника. Успешное взаимодействие с
коллективом, классным руководителем требует умения управлять своим
поведением, эмоциями, то есть проявлять самоконтроль.
Упоминание о самоконтроле как психическом явлении можно
встретить в литературных источниках далекого прошлого, в том числе в
трудах Аристотеля. Тем не менее, очень долгое время этот феномен
оставался вне научных интересов. Только на границе XIX и XX веков
понятие самоконтроль начинает встречаться на страницах психологической
литературы. Одним из первых, кто занимался проблемой самоконтроля, был
З. Фрейд. Процесс самоконтроля он рассматривал как инстинкт,
обеспечивающий сохранение собственного "Я" индивида...
Особенности формирования и развития пооперационного самоконтроля
у детей младшего школьного возраста требуют со стороны родителей и
педагогов пристального внимания и изучения. Чем лучше развита у ребенка
потребность в самоконтроле, тем больших успехов он сможет достичь как в
учебной деятельности, так и в жизни.
На основе научной литературы мы охарактеризовали различные
подходы к пониманию самоконтроля. За основу в нашей работе была принята
точка зрения Д. Б. Эльконина о том, что самоконтроль является компонентом
учебной деятельности.
Для раскрытия особенностей самоконтроля младших школьников в
учебном процессе нами был подобран диагностический инструментарий,
который позволил определить: уровень сформированности таких признаков
самоконтроля как «Умение осуществлять проверку выполненных действий»,
«Умение самостоятельно обнаружить и исправить ошибки», «Умение
поэтапно выполнять работу согласно составленному алгоритму»; в целом
оценить уровень развития самоконтроля младших школьников.
По результатам констатирующего эксперимента было принято решение
о составлении программы занятий, основная цель которой заключалась в
развитии пооперационного самоконтроля у детей младшего школьного
возраста. В качестве средства развития самоконтроля мы использовали
индивидуальную алгоритмическую карту.
Обработка данных после формирующего эксперимента показала, что
применение индивидуальной алгоритмической карты в процессе учебной
деятельности дает положительную динамику развития пооперационного
самоконтроля у младших школьников...
Арет А. Я. Очерки по теории самовоспитания. – Фрунзе, 1961. – 115 с.
2. Батий Ю. Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении
заданий//Начальная школа.-1979.-№4.-С. 41-43.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные
психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва;
Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
4. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников //
Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М..: Изд. АПН РСФСР, -
120 с.
5. Васильева Т. Г. Дидактические материалы по занимательной
математике и русскому языку в начальной школе: Пособие для
учителей. – М.: Прометей, 2000. – 117с.
6. Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников:
Книга 1. – М.: Новый учебник, 2002. – 96с.
7. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной
деятельности. - М.: Рассказовъ, 2002.- 350с.
8. Гальперин П.Я. К проблеме внимания. - М.: АПН РСФСР, 1958. - № 3. -
С. 169-172.
9. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства.- М.: Изд. МГУ, 144 –
225 с.
10.Головин С. Ю. Словарь практического психолога.
11.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения опят теоретических
и экспериментальных психологических исследований. – М.:
Педагогика, 1986. – 240 с.
12.Дусавицкий А.К. Некоторые особенности формирования действия
контроля в 1 классе //Нач. школа. – 2002. - №17. – С.14
13.Давыдов В. В. Что такое учебная деятельность? // Начальная школа. –
1999. - №7. – с. 12-18
Епишева О. Б. О совершенствовании методов обучения математике –
249 с.
15.Ительсон Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроля при
производственном обучении //Вопр. психологии. - 1961. - № 2. - С. 216...59