Введение 3
Глава I Теоретические предпосылки изучения проблемы расширения знаний
школьников о здоровье 9
1.1 Особенности здоровья современных младших школьников 9
1.2. Изучение теоретических источников по проблеме расширения знаний о
здоровье младших школьников 21
1.3. Интерактивные технологии как средство расширения знаний младших
школьников об их индивидуальном здоровье 33
Выводы по первой главе 49
Глава 2. Организация опытно - экспериментальной работы по расширению знаний младших школьников об их индивидуальном здоровье 51
2.1 Уровень сформированности знаний младших школьников об
индивидуальном здоровье 51
2.2.Методические основы использования интерактивных технологий для младших школьников по расширению знаний об индивидуальном здоровье 56
2.3 Выявление эффективности интерактивных технологий как средства расширения знаний младших школьников об индивидуальном здоровье 57
Заключение 62
Список используемой литературы: 63
Образование, которое является актуальной проблемой времени, остается важнейшим направлением для развития экономической, политической и социальной систем общества. В последнее время в России, как и во всем мире, система образования претерпела ряд изменений, обусловленных изменениями других сферах государства. Поменялись цели, задачи образования, реформировалось его содержание.
Измененное содержание образования на сегодняшний день прослеживается в первую очередь в новых учебных планах, рабочих программах, учебниках, методических и дидактических пособиях и материалах. Содержание программ и учебников меняются в соответствии с возрастными особенностями, способностями, мировоззрением, национальной культурой обучающихся. К школе предъявляются новые требования при обучении и формировании личности обучающихся, которые должны быть активными, творчески развитые, организованные и ответственные, занимающиеся саморазвитием и умеющие быстро перестраиваться и переучиваться. Образование включает в себя несколько ступеней и в начальной школе происходит формирование знаний и умений, которые являются базой для последующего обучения и воспитания школьников.
Гуманизация образовательного процесса и всестороннее развитие личности обучающегося является главным ориентиром современной школы и предполагает сочетание учебной деятельности, в которой происходит формирование базовых знаний, умений и навыков, и творческой деятельности, которая отвечает за развитие индивидуальных способностей учащихся, познавательной активности, самостоятельное решение
нестандартных задач и т.д. В связи с этим, одной из приоритетных задач педагогического коллектива является внедрение в традиционный учебный процесс различных развивающих занятий, которые направлен на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер учащегося, его памяти, внимания, воображения, мышления и других не менее важных психических процессов, а так же здоровья в целом.
Учебные занятия, развивающие базовые интеллектуальные и психические процессы детей, повышающие уровень здоровья, становятся более значимыми в учебном процессе начальной школы. Именно в начальной школе можно наиболее эффективно воздействовать на всестороннее развитие ребенка. Для того чтобы ребенок развивался всесторонне необходимо уделять особое внимание его индивидуальному здоровью. На сегодняшний день различными авторами предложено множество определений индивидуального здоровья. Рассмотрим некоторые из них. Индивидуальное здоровье - это целостное состояние, свойственное человеку, изменяющееся под влиянием различных условий среды, целостное, многомерное, динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генома в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (А.Г. Щедрина). [5] По мнению Э.М. Казина, индивидуальное здоровье как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. Отдельные оздоровительные методы и процедуры не дают желательного и стабильного улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную психосоматическую структуру человека. [16]...
На основе теоретического анализа различных подходов к проблеме укрепления здоровья современных младших школьников мы выяснили следующее. Здоровье человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом на физическое, духовное и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни. Здоровье - это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды.
Проблема укрепления здоровья младшего школьника столь же многогранна, как и проблема здоровья человека, так как ребёнок - это тоже человек, но человек, развивающийся и растущий, обретающий жизненный опыт и проявляющий все качества, присущие человеку. Здоровье является одним из основных условий, определяющих полноценное развитие ребёнка.
Исследование, которое было проведено, способствовало конкретизации понятий, связанных со здоровьем и здоровьесбережением, показало необходимость здоровьесберегающего подхода к образовательной деятельности в начальной школе. Была выявлена сущность здоровьесбережения, внутренняя и внешняя структура и связи, раскрыты его содержание, задачи и функции, определены организационные и педагогические условия эффективности здоровьесбережения. Так же был разработан и предложен урок с применением интерактивных технологий для расширения знаний младших школьников об их индивидуальном здоровье. Полученные в результате исследования результаты свидетельствуют об эффективности данного занятия.
Таким образом, результаты, проведенного исследования подтвердили состоятельность выдвинутой гипотезы.
1. А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.С. Намазова-Баранова, Л.М. Сухарева, А.Г. Ильин, И.К. Рапопорт, В.И. Широкова, А.А. Левитская, О.В.Чумакова, Е.В. Антонова, В.Ю. Альбицкий, И.В. Звездина, В.В. Чубаровский, Н.В. Соколова, А.А. Сергеева. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков).(Электронный ресурс).- Режим доступа к ст. : standart.edu.ru/attachment.aspx?id=453
2. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: автореф. дисс. .д.п.н. Барнаул, 2000. 43 с.
3. Айзенштат Г.В. Организационно-педагогические условия становления учащихся образовательных учреждений: Дисс. к.п.н.: Ижевск, 2007. 233 с.
4. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход //Школа здоровья. Т. 7. 2000. №2. С. 21-25
5. Бабушкина Н.А. Проектирование здоровьесберегающей среды как функция управления коррекционным общеобразовательным учреждением: автореф. дис. к.п.н. Тула, 2005. 22 с.
6. Балъ JI. В., Барканова С.В. Формирование здорового образа жизни российских школьников. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 192с.
7. Барашков С.Е. Формирование готовности школьников к здоровьесберегающей деятельности: автореф. дисс. .к.п.н. Самара, 2008. 24 с.
8. Безруких, М.М.,Сонькин В.Д., Безобразова В.Н.
Здоровьесберегающая школа//Управление школой. 2005. №14. С. 43-47
9. Борисова Т. В. Формирование здоровьесберегающей образованности школьников: дисс. к.п.н. Челябинск, 2007. 168 с.
10. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 368 с.
11. Булгакова, М. Б. Здоровьесберегающие технологии на уроках в
начальной школе и во внеурочное время// Актуальные
проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010.
№1. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/zdoroviesberegayuschie
tehnologii-na-urokah-v- nachalnoy-shkole-i-vo-vneurochnoe-vremya
12. Бусыгин, А.Г. Педагогика глобальной экологии / А.Г. Бусыгин. - Казань, Инфра - М, 2004. - 257 с.
13. Бутакова О. А. Педагогические условия развития здоровьесберегающих технологий учащихся экологически неблагоприятных регионов: Дисс. .к.п.н. Челябинск, 2001. 200 с.
14. Быков, Е. В. Интеграция образовательных и
здоровьесберегающих технологий в образовательном процесс // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. №4 (137).
URL: http://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-obrazovatelnyh-i
zdoroviesberegayuschih- tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse
15. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования //Валеология. 2004. №1. С. 21-26...81