Введение 3
Глава 1. Теоретические основы интеграции учебных предметов в общеобразовательной школе 5
1.1. Основные принципы интеграции учебных предметов 5
1.2. Предпосылки интеграции математики и информатики в условиях ФГОС
общего образования 11
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Методика отбора и решения математических задач при изучении темы «Обработка числовой информации» 8-9 класс 22
2.1. Методические особенности изучения темы «Обработка числовой
информации» 22
2.2. Набор задач по теме «Обработка числовой информации» и методика их
использования на уроках информатики 35
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 55
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложение A. Выдержки из примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям 2004г 64
Приложение Б. Выдержки из примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям 2010г 70
Современная российская школа сейчас вступает в новый этап своего развития - переход к новой форме образования. Данный переход требует больших изменений как в содержании и методике обучения различным образовательным сферам, так и в характере связей между предметов. Новые аспекты возникают в проблеме прикладной направленности в изучении математики и, в особенности, проблема взаимосвязи математики и информатики. Изучение основных правил математической науки должно сочетаться с познанием окружающего человека мира средствами математики. В самом деле, особенно математика дает другим наукам методы для построения моделей объектов различного характера и решения практических задач. А что касается взаимосвязи с информатикой, то именно математическое образование служит базой для формирования различных способов деятельности, которые являются основой информационной культуры.
Интеграция математики и информатики в процессе образования позволяет выстроить целостную линию обучения этим учебным дисциплинам. Поэтому методические разработки в области интеграции математики и информатики являются актуальными.
Несмотря на достаточное количество существующих подобных методических разработок, интеграции тем по математике и информатике, за исключением тем с изучением электронных таблиц, для 8-9 классов крайне мало.
Цель: Теоретически обосновать и разработать методику отбора и решения математических задач в процессе изучения темы обработка числовой информации в курсе информатики
Объект: средства и методы интеграции учебных предметов в
общеобразовательной школе
Предмет: методические подходы к отбору и решению задач при изучении темы обработка числовой информации
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления основных идей интеграции учебных предметов
2. Провести анализ Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы основной школы по математике и информатике
3. Выявить цели, задачи, средства и методы изучения темы «Обработка числовой информации» в курсе информатики основной школы
4. Осуществить подбор задач курса математики 8-9кл., для реализации в компьютерных средах обработки числовой информации на уроках информатики
5. Разработать методику решения математических задач на уроках информатики в 8-9кл...
Имеется необходимость изучения вопросов, которые максимально способствуют достижению предметных, метапредметных и личностных целей обучения.
Наш информационный век, современное образование и условия обучения сами по себе подразумевают активное использования компьютера на занятиях.
В ходе проведенных исследований обнаружился недостаток средств, которые бы в комплексе с компьютером, эффективно способствовали бы достижению новых целей. Это притом, что в них возникает острая необходимость, как со стороны обучающих, так и со стороны обучаемых.
При изучении литературы был проанализирован ряд источников, среди которых «Методика преподавания информатики», авторами которого являются М.П. Лапчик, И.Г. Семакин и Е.К. Хеннер, статья И. Е. Маловой, И. Л. Гуреевой «Основы создания тетрадей для ситуации использования компьютерной презентации в учебном процессе»,.
При решении второй задачи был проведен анализ Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования, были выделены компетенции, которые реализуются в интеграции математики и информатики, в том числе и способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).
Были разработаны фрагменты задач для практических занятий по теме «Методика изучения технологии обработки числовой информации», в которых были реализованы все перечисленные в §2.2 Система задач по теме «Обработка числовой информации» и методика их использования на уроках информатики.
Как показывают представленные фрагменты задач, выявленные и разработанные методические идеи могут помочь предвидеть и преодолеть возможные трудности учащихся в процессе изучения темы «Обработка числовой информации».
Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования, которая состояла в разработке интегрированных задач по теме «Обработка числовой информации» достигнута.
Результатами исследования могут воспользоваться учителя на уроках информатики и математики, как пособием к уроку; учащиеся для самостоятельной работы, в помощь к учебнику и систематизации знаний; студенты педагогических специальностей.
Усиление практической направленности обучения, его связи с трудом, с практикой требует от учителей всех предметов обратить особое внимание на формирование практических умений учащихся. Учителя должны ориентироваться на формирование обобщенных умений практической деятельности с помощью межпредметных связей. Такие умения соответствуют видам деятельности, общим для смежных предметов. Это умения расчетно-измерительной, вычислительной, графической, экспериментальной, прикладной, графической деятельности в предметах
естественно-математического цикла. Практические умения характеризуют умения учащихся применять знания на практике, в ситуациях разной степени новизны и сложности. Общепредметные умения формируются на интеграционной основе, когда учителя различных предметов предъявляют к учащимся единые требования, исходя из общей структуры умений, последовательности выполняемых действий и этапов формирования и развития умений (показ образца действий, его осмысление, упражнение в его применении на материале различных предметов, закрепление при выполнении комплексных интегрированных заданий, в самостоятельных работах творческого характера).
Политехнические умения опираются на политехнические знания. Знания приобретают в обучении политехнический характер, когда
естественнонаучные, технические и экономические понятия и факты связываются в процессе их усвоения с осмыслением роли науки и техники в современном производстве, в развитии экономики страны, с характеристикой современных принципов разработки и внедрения новой техники, прогрессивной технологии...
1. Азепова Е.С., Плешанова В.И., Пасмарнова Н.В. Решение задач геометрии в среде «Компас 3D LT» // Дистанционное и виртуальное обучение. 2010. №3 с.11-12
2. Азепова Е.С., Кукшева А.А. Интегрированные уроки информатики и
математики. [Электронный ресурс]. URL:
http://tmo.ito.edu.ru/2013/section/222/96742/ (дата обращения 19.06.17)
3. Атанасян Л.С. Геометрия: учебник для 7-9 классов. М.: Просвещение, 2016 138с.:ил.
4. Бакалова Н.М. Интеграция в преподавании предметов эстетического цикла// НШ. 2014. №4. с.63-65.
5. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе// НШ. 2012. №8. с.48-51.
6. Бешенкова С.А. Примерные программы по информатике для основной и старшей школы. М.: Бином, 2012. 226с.
7. Белянкова Н.М. Интеграция естественно-научного и гуманитарного образования как фактор воспитания личности // НШ. 2013. №2. с.34-39.
8. Босова Л. Информатика: учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ. М.: Бином, 2017. 145с.:ил.
9. Далингер В. А. Экскурс в историю развития целей математического
образования в российской школе [Электронный ресурс]. URL:
http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-203.pdf (дата обращения 22.02.16)
10. Дубинина Э.Ф., Копейкина С.В. Интегрированные уроки // НШ. 2014. №4. с.65-69.
11. Жиренко О.Е., Л.П. Барылкина Интегрированные уроки: 1класс. под ред. д.п.н. Л.А.Обуховой. М.: ВАКО, 2016.240с.
12. Иванова Т. А. и др. Теоретические основы обучения математике в средней школе. Новгород: НГПУ, 2013. 320 с.
13. Клейман Я. М. Решение задач различными способами // Математика в школе. 2011. № 6. с. 23-28.
14. Колягин Ю.М. Интеграция школьного обучения. // НШ. 2013. №9. с.8-9.
15. Кошкина И.В. Интеграция в начальной школе // НШ. 2013. №10. с.82-86...34