Введение 3
Глава I. . Конфликтное взаимодействие со сверстниками в среднем подростковом возрасте и его профилактика 5
1.1. Межличностный конфликт как социально-психологическое явление 5
1.2. Характеристика конфликтного взаимодействия подростков со
сверстниками 17
1.3. Профилактика как вид психолого-педагогической деятельности 24
Выводы по I главе 31
Глава II. Эмпирическое исследование профилактики межличностных конфликтов подростков посредством тренинговых занятий 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Обработка и анализ результатов исследования 35
2.3. Результаты статистической обработки данных 40
Выводы по II главе 47
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложение 53-75
Исследователями в области возрастной психологии отмечается специфика протекания различных возрастных периодов жизни человека. Средний подростковый возраст (11-15 лет) признается значимым этапом в жизни человека, так как представляет собой ситуацию перехода от детства к взрослости, что проявляется в подростковых пробах и сопровождается целым спектром переживаний. Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, К. Левин, Ф. Райс давали характеристику данного периода и отмечали остроту его протекания. Это обусловлено различными биологическими и социальными факторами: особенностями полового созревания, стремлением к взрослости и эмансипации от родителей и педагогов.
Подросток реализует себя в отношениях со сверстниками в различных социальных группах, в частности в учебном классе. Одной из форм взаимодействия подростков является конфликт. А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова, В.С. Мухина, Б.С. Волков обращаются к изучению межличностных конфликтов и отмечают наличие спектра причин их возникновения.
Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности общеобразовательной школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. В классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, будет плохо усваиваться программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.
Заниматься своевременной профилактикой межличностных конфликтов подростков в школьных коллективах крайне необходимо, так как именно в школе у ребенка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которое имеет место в жизни каждого человека.
Цель: исследовать возможности профилактики конфликтов со сверстниками в подростковом возрасте посредством занятий с элементами психологического тренинга.
Объект исследования: профилактика конфликтов со сверстниками в подростковом возрасте
Предмет исследования: занятия с использованием элементов психологического тренинга как средство профилактики конфликтов со сверстниками в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: использование программы занятий с элементами психологического тренинга способствует:
- снижению частоты возникновения конфликтных ситуаций со сверстниками в подростковом возрасте;
- изменению способов поведения подростков в конфликтной ситуации.
Задачи исследования:
1) На основе теоретического анализа научной литературы рассмотреть понятие конфликта как социально-психологического явления, определить подходы к определению понятия «межличностный конфликт»;
2) Выявить особенности конфликтного взаимодействия подростков со сверстниками;
3) Рассмотреть профилактику как вид психолого-педагогической деятельности;
4) Разработать программу занятий с элементами психологического тренинга для снижения конфликтности подростков во взаимодействии со сверстниками.
4) Провести эмпирическое исследование влияния занятий с элементами психологического тренинга на уровень конфликтного взаимодействия подростков со сверстниками;
5) Обработать, проанализировать и интерпретировать полученные данные.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научно-теоретической и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические: опросники, тесты, методы статистической обработки: статистический критерий t-Стьюдента.
Методики исследования:
1) Авторская анкета (направлена на выявление мнения детей о конфликтах в их классе)
2) Тест описания поведения в конфликте К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).
База исследования: исследование проводилась на базе МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 9 " г. Назарово. В исследовании принимали участие учащиеся 6 «а» класса - 16 человек, и учащиеся 6 «б» класса - 13 человек (контрольная группа).
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов психологами и учителями средней школы при организации работы (в том числе и внеклассной) со школьниками - подростками.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Исследователями в области возрастной психологии отмечается специфика протекания различных возрастных периодов жизни человека. Подростковый возраст признается значимым этапом в жизни человека, так как представляет собой ситуацию перехода от детства к взрослости, что проявляется в подростковых пробах и сопровождается целым спектром переживаний.
Подростковый возраст является периодом активного конфликтного взаимодействия со сверстниками. Так как в группе подросток реализует себя, и одним из форм взаимодействия является конфликт.
Конфликт может возникнуть между двумя учащимися и перейти на межгрупповой конфликт, что негативно сказывается на всей учебной деятельности, отрицательно влияет на самих конфликтующих и на весь класс. За частую конфликт между личностями превращаться в борьбу амбиций сильных и унижение слабых. Что приводит к обострению ситуации и может провоцировать на экстремальные поступки.
Поэтому заниматься своевременной профилактикой межличностных конфликтов подростков крайне необходимо, так как именно в школе у ребенка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которое имеет место в жизни каждого человека.
Проведение тренинговых занятий является одной из эффективных методов по профилактике межличностных конфликтов подростков, так как именно на тренинговых занятиях ребенок может почувствовать себя в одной команде, раскрыть с другой стороны, открыть себя другим и встать на место другого человека. Именно в группе ребенок может получить обратную связь, получить помощь со стороны сверстников и ведущего.
Эмпирическая база исследования представлена выборкой учащихся шестых классов средней общеобразовательной школы № 9 Красноярского края города Назарово. В исследовании приняли участие 29 шестиклассников: экспериментальная и контрольная группы, из них 20 девочек и 9 мальчиков.
В эмпирическом исследовании использовались следующие методики:
1) Авторская анкета;
2) Тест описания поведения в конфликте К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).
По результатам вводных методик было выявлено, что экспериментальная группа не сплоченная, в классе постоянно присутствуют межличностные и межгрупповые конфликты. В ходе тестирования «описания поведения в конфликте К. Томаса» отмечено, что дети в подростковом возрасте не умеют конструктивно решить возникшие в классе противоречия. Вследствие чего, конфликты оставались не решенными, и возникали вновь.
На основании проведенных методик с классом были проведены тренинговые занятия для снижения уровня конфликтов со сверстниками в подростковой группе. Целью тренинговых занятий являлось снятие конфликтного отношения в классе, а так же работа на сплочение классного коллектива.
Для оценки достоверности сдвига значений в выборках использовался статистический критерий t-Стьюдента для зависимых измерений.
Были получены следующие результаты:
В экспериментальной группе выявлено изменение (на среднем уровне значимости) по показателям:
- частота возникновения конфликтов (t=0,04 )
- сотрудничество (t= 0,05)
В контрольной группе выявлено изменение (на среднем уровне значимости) по показателю сотрудничество (t= 0,04).
Таким образом, проведенные занятия с элементами психологического тренинга, привели к снижению частоты возникновения конфликтных ситуаций в экспериментальной группе. Использование сотрудничества в качестве стратегии поведения в конфликте увеличилось в обеих группах. Можно сделать вывод, что разработанная нами программа занятий эффективна именно для решения задачи снижения частоты конфликтов в подростковых группах и не влияет на выбор стратегии поведения в конфликте. Гипотеза исследования подтвердилась частично.
1. Авидон И. Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. С - П., 2008г.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2008г.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М., 2003г.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Конфликтология, 2004
5. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. - С - П., 2003г.
6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М. 1999.
7. Восемнадцать программ тренингов., п/р Чикерова В.А., - С-П., 2008г.
8. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. 2002г.
9. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. - М., 2008г.
10. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции, 2006г.
11. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для сплочения команды, 2006г.
12. Гришина Н.В., Психология конфликта. - М., 2001г.
13. Дружинина В.Н. Психология. - М., 2003г.
14. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000.
15. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г.
Конфликтология. - М., 2006г.
16. Конфликты в школьном возрасте / Ред. А. П. Шумилин М.: МГУ, 1986.
17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1997.
18. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.. Межличностное общение.
- М., 2003г.
19. Мириманова М.С. Конфликтология. - М., 2003г.
20. Морозова А.В. Социальная Конфликтология. - М., 2002г.
21. Панфилова А.П. Теория и практика общения. - М., 2007г.
22. Петровский А.В., Ерошевский М.Г. Психология. - М., 2001г.
23. Петровский А.В., Ерошевский М.Г. Психология. Словарь. - М., 1990г.
24. Практическая психология образования / Под редакцией И. В. Дубровиной. - СПб., 2004.
25. Психологический словарь, - М., 1983г.
26. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. С-П., 2007г.
27. Рогов Е.И. Психология общения. - М., 2002г.
28. Хасан Б.И, Психология конфликта и переговоры, - М., 1996г.
29. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М., 2005г.
30. Общение подростка со сверстниками [Электронный ресурс].- электрон. дан.
- Режим доступа:http://vashpsixolog.ru/teenager/43-communicate/81-communicate-adolescent-peer,свободный
31. Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками [Электронный ресурс].- электрон. дан. - Режим
доступаЕЦрУ/рба.соойеГегаТсот/Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками, свободный
32. Ведущий тренинговой группы [Электронный ресурс].- электрон. дан. - Режим доступа:http://psylib.org.ua/books/vachk01 /txt07.htm, свободный