ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЦ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Определение здорового образа жизни и его сущность 7
1.2 Пути формирования здорового образа жизни в пенсионном возрасте 14
1.3 Задачи и средства оздоровительной физической культуры в пенсионном возрасте 17
ГЛАВА ІІ. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Методы исследования 21
2.2. Организация исследования 23
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЦ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА 25
3.1. Формы организации и основные методические направления
оздоровительной физической культуры лиц пенсионного возраста 25
3.1.1. Занятия в группах здоровья 27
3.1.2. Занятия лечебной физической культурой 30
3.1.3. Самостоятельные занятия физической культурой 33
3.1.4. Инновационное средство физического воспитания здорового
образа жизни пенсионного возраста (Скандинавская ходьба) 35
3.2. Результаты анкетирования лиц пенсионного возраста в Республике Тыва 41
3.3. Результаты соревнований среди пенсионеров Республики Тыва..46.
ВЫВОДЫ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИЯ 54
Актуальность. Физическая культура в настоящее время представляет собой многогранное явление, имеющее целый ряд направлений, видов и форм занятий. Наиболее значительное место в ее структуре занимает базовая физическая культура, обеспечивающая базовый уровень физической подготовки. Мотивы, привлекающие к занятию физическими упражнениями уже не молодых людей, сводятся к желанию укрепить свое здоровье и силы, улучшить работоспособность, сохранить бодрость. Задача занятий с данным контингентом заключается в том, чтобы с помощью физических упражнений предупредить наступление или ослабить влияние уже наступивших возрастных изменений. С возрастом человек все более существенно ощущает недостаток в движении.
Проблема продолжительности жизни волновала многие умы человечества с древних времен. Благодаря прогрессу человеческой цивилизации и социально-экономическим преобразованиям, направленным на улучшение благосостояния народа, шел постепенный рост средней продолжительности жизни и численности долгожителей. Причем этот процесс был тем значительнее, чем более успешно решались социальные проблемы, связанные с условиями жизни людей и их образом жизни. Отдавая должное достижениям медицины и всего здравоохранения, мы должны твердо для себя уяснить следующее важное обстоятельство. Ничто так не влияет на увеличение средней продолжительности жизни человека, как социальные и экономические условия, в которых живет человек.
Согласно принятой всемирной организацией здравоохранения классификации, к пенсионному возрасту относят мужчин от 60 до 74 лет и женщин от 55 до 74 лет, к старческому возрасту относят мужчин и женщин в возрасте 75-89 лет и к долгожителям в возрасте 90 лет и старше.
В пенсионном возрасте используются многие из средств физического воспитания, применяемые в зрелом возрасте. Однако предпочтение все больше следует отдавать гигиеническим и естественным факторам оздоровления, а также тем физическим упражнениям, которые предъявляют сравнительно невысокие требования к организму и легко могут быть точно по нагрузке. К числу основных средств сохранения и восстановления функций двигательного аппарата в пожилом и старшем возрасте относится гигиеническая, основная и лечебная гимнастика. Специальные комплексы гимнастических упражнений, методически разработанные для людей этого возраста, позволяют направленно воздействовать на ослабленные мышечные группы, обеспечивать прогрессивные изменения в опорно-двигательном аппарате, не допускать утраты силовых качеств и гибкости, восстанавливать совершенные формы координации движений, поддерживать нормальную осанку. Существенно при этом, что гимнастические упражнения без снарядов, с предметами, специальными устройствами и на снарядах могут быть точно дозированы как по направленности, так и по степени нагрузки.
Оздоровительная физическая культура занимает важное место в жизни каждого из нас. В пенсионном возрасте физическая активность усиливает духовный, интеллектуальный и физический потенциал человека, дает возможность ему воплотить в жизнь различные планы. Если человек в возрасте ведет здоровый образ жизни, сбалансировано питается и занимается физической культурой, он никогда не будет жаловаться на свое здоровье и трудоспособность. Многие известные деятели, будучи в пожилом возрасте, не прекращали свою активную творческую деятельность. Вполне очевидно, что в настоящее время одной из самых актуальных проблем современного человека является проблема формирования культуры здоровья, тесно связанной с физической культурой.
Данное исследование обусловлено тем, что здоровый образ жизни рассматривается как одно из многочисленных средств для повышения и продления качества жизни людей пенсионного возраста.
Описанные в научно-методической литературе методики построения оздоровительных занятий с лицами пенсионного возраста показали себя достаточно эффективными при проведении занятий в группах здоровья с практически здоровыми людьми. Значительно меньше изучены вопросы организации, подбора средств, методов, определения эффективной величины нагрузки с лицами пенсионного возраста, имеющими нарушения в состоянии здоровья. Это подчеркивает актуальность настоящего исследования, необходимость поиска новых подходов, повышающих эффективность занятий физической культуры лиц пенсионного возраста.
Объект исследования - оздоровительная физическая культура для лиц пенсионного возраста.
Предмет исследования - средства и методы организации, занятий оздоровительной физической культурой с лицами пенсионного возраста.
Цель данной работы рассмотреть современный подход к применению методов и средств оздоровительной физической культуры в пенсионном возрасте.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой, исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы оздоровительной физической культуры лиц пенсионного возраста и пути формирования здорового образа жизни в пенсионном возрасте.
2. Изучить вовлеченность лиц пенсионного возраста Республики Тыва занятиями физической культурой и здоровым образом жизни.
3. Разработать методические рекомендации для лиц пенсионного возраста при занятиях скандинавской ходьбой.
В основу исследования положена следующая гипотеза, которая предполагается что, улучшения занятий оздоровительных физической культурой для лиц пенсионного возраста можно за счет организаций и проведения систематических соревнований позволит активизировать двигательные действия лиц пенсионного возраста.
Научной новизной исследования данной работы является, рассмотрение методов, средств, комплексных упражнений и формы организация для занятия физической культурой лиц пенсионного возраста.
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в том, что определены специально подходящие методы, средства, комплексные упражнения данного возраста, позволяющие учитывать уровень физической культуры, индивидуальных способностей и способны тонизировать стареющий организм и даже нормализировать некоторые его функции. При этом данная работа, может быть использована для организации самостоятельно физической культуры по месту жительства.
На основании проделанного нами исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Оздоровительная физическая культура занимает важное место в жизни каждого из нас. В пенсионном возрасте физическая активность усиливает духовный, интеллектуальный и физический потенциал человека, дает возможность ему воплотить в жизнь различные планы. Наиболее значительное место в ее структуре занимает базовая физическая культура, обеспечивающая базовый уровень физической подготовки. Мотивы, привлекающие к занятию физическими упражнениями уже не молодых людей, сводятся к желанию укрепить свое здоровье и силы, улучшить работоспособность, сохранить бодрость. Задача занятий с данным контингентом заключается в том, чтобы с помощью физических упражнений предупредить наступление или ослабить влияние уже наступивших возрастных изменений.
2. Формирование здорового образа жизни лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных программ, направленных на повышение здоровья общества. Пропаганда ЗОЖ является важнейшей функцией и задачей всех органов здравоохранения (особенно учреждений первичной медико-санитарной помощи), центров санитарного просвещения, учреждений образования, органов социальной защиты и т. д. Если человек в возрасте ведет здоровый образ жизни, сбалансировано питается и занимается физической культурой, он никогда не будет жаловаться на свое здоровье и трудоспособность. Вполне очевидно, что в настоящее время одной из самых актуальных проблем современного человека является проблема формирования культуры здоровья, тесно связанной с оздоровительной физической культурой.
3. При занятиях скандинавской ходьбы, этот современный вид оздоровительных упражнений, который представляет собой не что иное, как ходьбу с палками, как правило, очень безопасный вид спорта и риск травм является очень низким.
Исходя из этого на наш взгляд, данный вид ходьбы может влиять:
- повысить интерес и, как следствие, устойчивость мотивов общества к регулярным физкультурным занятиям оздоровительной и рекреационной направленности;
- расширить происхождение средств физического воспитания новым видом двигательной деятельности;
- оказывает комплексное и планомерное воздействие на все мышцы:
- тренирует тазобедренный и плечевой пояс, что помогает при остеохондрозе.
- замечательная тренировка для всех суставов, которые задействуются при движении.
- помогает бороться с избыточным весом.
Сегодня это один из самых популярных видов фитнеса оздоровительных занятий, поэтому также внесен Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Таким образом, в пенсионном возрасте используется многие применяемые средства физического воспитания. В этом возрасте эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Физическое воспитание людей пенсионного возраста осуществляется при различных формах организации занятий: занятия в группах здоровья, клубах любителей бега, занятия ЛФК, самостоятельные занятия. Кроме этого, немаловажную роль играет проведение активного досуга. Возрастные изменения в физическом развитии и состоянии здоровья занимающихся обусловливают необходимость строгого соблюдения методических принципов (систематичности, доступности, индивидуализации и др.).
1. Анастасия Полетаева - « Скандинавская ходьба». Здоровье легким шагом, изд. Копиринг, ISBN: 978-5-496-00306-3, 2012 год, с.80
2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975.
3. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и в спорте. - М.: Медицина, 1979.
3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культ. / Ашмарин Б.А. - Москва: «Физкультура и спорт», 1978. - 223 с.
4. Белоусов П.И. Лечебная гимнастика для профилактики и устранения послеоперационных контрактур. - Л.: Медицина, 1965.
5. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. / В.В. Бойко - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.
6. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 207с.
7. В.И.Воробьев. Курс лекций по физиологии спорта и адаптивной физической культуры. - Челябинск: УралГУФК, 2009.
8. Викторов Ф.В. Способ экспресс - контроля за уровнем физического состояния человека (КОНТРЕКС - 3) / Ф.В. Викторов // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 1. - С. 26-28.
9. Вилькин Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Я.Р. Вилькин, Т.М. Каневец. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 17 2 с.: ил.
10. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: учеб. Для техникумов физ. культ. / А.А. Гужаловский. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.
11. Готовцев П.И., Дубровский В.И. Самоконтроль при занятиях физической культурой. - М.: Физкультура и спорт, 1984.
12. Гурова А.И., Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене. - М.: Изд- во Ун-та дружбы народов, 1991.
13. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. в. учеб. заведений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 624 с.
14. Дубровский В.И. Лечебный массаж. - М.: Медицина, 1995.
15. Дубровский В.И. Движения для здоровья. - М.: Знание, 1989.
16. Душанин С.А. Самоконтроль физического состояния / С.А. Душанин, Е.А. Пирогова, Л.Я. Иващенко. - Киев: Здоровья, 1980. - 26 с.
16. Евгений Мильнер - Ходьба вместо лекарств. Издательсьво: АСТ, Астрель, Полиграфиздат ISBN 978-5-17-069226-2, 978-5-271-29776-2, 978-5-4215-1498-5; 2010 г.
17. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учеб, пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ю.И. Евсеев. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 382 с.
18. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.: ил.
19. Избранные лекции по ЛФК: Курс лекций / М.В. Девятова [и др.]; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2004. - 111 с.
20. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.
21. Карсаевская, Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. / Т.В. Карсаевская. - Ленинград, 1970. - 247с.
22. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью: Вопросы теории / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №6. - С.12-14.
23. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с. -. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. культ.
24. Минх А.А. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта. - М.: Медицина, 1976.
25. Михалкин Г. П. Все о спорте. М.: АСТ, 2000.
26. М. Я. Виленский, В. И. Ильинич. Физическая культура работников умственного труда. СПб.: Дрофа, 1997.
27. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом, Анастасия Полетаева.
28. Осипов И.Т. 100 уроков для групп здоровья: (поурочное пособие для преподавателей и методистов) / И.Т. Осипов, Н.В. Трофимов, М.П. Сотникова. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - 151 с.
29. Социальная педагогика // под ред. Галагузовой М.А. - М., 2000.
30. Социальная работа: теория и практика // под ред. Холостова Е.И. - М., 2002.
31. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Авт. - сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 368 с.
32. Словарь - справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. М., 1998.
33. Спортвная ходьба // Википедия, 2009. [Электронный ресурс]
34. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., Академический проект, 2004.
35. "Финская ходьба по-настоящему" - Учебник по скандинавской ходьбе ONWF - (Silver membership)
36. Пирогов Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е.А. Пирогов, Л.Я. Иващенко, И.П. Страпко. - Киев: Здоровье, 1986. -152 с.
37. Платонова Т.В. Живем с удовольствием в любом возрасте: учебно-методическое пособие / Т.В. Платонова, Д.Н. Гаврилов; СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: [б.и.], 2005. - c.
38. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника / А.Ф. Синяков. - М.: Знание, 1987. - 96 с.
39. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник для вуз. физ. культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Терра-Спорт: Олимпия Пресс, 2001. - 519 с.: ил.
40. Учебник инструктора по лечебной физкультуре // Под ред. проф. В.К. Добровольского. - М.: Медицина, 1974.
41. Физкультура и здоровье / сост. Т.А. Козлова. - М.: [б.и.], 1989. - 152 с.
42. https://sites.google.com/a/rentail.ru/skola-finskoj-hodby/skandinavskaa- hodba-s-palkami-ee-polza-dla-zdorova