Подготовка обучающихся в возрасте 15-16 лет на уроках ОБЖ на основе деятельностного подхода обучения к выживанию в условиях вынужденного автономного существования
Введение 3
Глава 1. Выживание человека в условиях вынужденного автономного существования в природных условия как психолого-педагогическая проблема 6
1.1 Сущность содержания понятия «вынужденное автономное существования
человека в природе 6
1.2 Основные причины и проблемы вынужденного автономного
существования человека в природной среде 12
1.3 Значение занятий физической культурой и спортом на
психофизиологическое состояние человека в условиях вынужденного автономного существования 17
Глава 2.Формирование у учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности рационального поведения в условиях вынужденного автономного существования 26
2.1. Задачи обучения школьников к выживанию в вынужденном автономном существования в природной среде 26
2.2 Использование на уроках ОБЖ деятельностного подхода обучения для подготовки обучающихся к рациональному поведению в условиях вынужденного автономного существования в природной
среде 31
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по подготовке школьников на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» к выживанию в условиях
вынужденного автономного существования 37
3.1 Организация проведения опытно-экспериментальной работы 37
Список использованных источников 45
Приложения 49
Вынужденное автономное существование - ситуация когда человек попадает в нее случайно или в силу независищую от него.
Оказавшись в природной среде он вынужден самостоятельно обеспечивать сови жезненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям
Главная задача - выжить. Слово «выжить» употребляется с конкретным смыслом «остаться в живых».
Под автономным существованием понимается, активные действия направленные на сохранения жизни, здоровья и работоспособности человека.
Актуальность работы.
Автономное существование человека в природе - одо из труднейших ситуаций жизнедеятельности. В автономных условиях может оказаться как один человек, так и группа людей (туристы, экипаж самолета и т.д.)
Влияние автономного существования на человека очень высоко, не важно по каким причинам оно произошло. Так как даже потребности в пище и воде, в ненаселенной местности удовлетворить достаточно сложно.
Жизнь человека зависит от наличия водоемов, съедобных растений, животных и температуры окружающей среды, а не от его образования или профессиональных качеств.
Но самое главное это как человек воспримет эту ситуацию, как он подготовлен, вынослив и умен.
Особенно опасным автономное существование является для детей. Перед ними в условиях экстремальных ситуаций возникает значительное количество трудностей, с большей частью из которых они не в состоянии справиться. Например, преодолеть страх и стресс, оказать помощь и самопомощь в случае травмы или ранения, построить временное укрытие, развести костер, добыть воду и др. Не подготовленные к этим видам дети, могут не выжить в условиях автономного существования.
Поэтому, одной из важнейших задач уроков основ безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях является подготовка учащихся к выживанию в автономных условиях существования. При активизации учебно-познавательной деятельности учащихся средствами дидактики, в частности использовании учителем ОБЖ на уроках деятельностного подхода обучения.
Это и явилось основанием выбора нами темы выпускной квалификационной работы и ее реализации в условиях функционирования общеобразовательного учреждения.
Объект исследования: образовательный процесс на уроках основы безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: обучение учащихся в возрасте 15-16 лет на уроках основы безопасности жизнедеятельности к адекватному поведению в условиях вынужденного автономного существования.
Цель исследования: определить рациональные подходы подготовки
обучающихся на уроках основы безопасности жизнедеятельности к условиям вынужденного автономного существования...
1. Анализ литературных источников в вопросах подготовки учащихся к выживанию в автономных условиях существования показывает, что в соответствии с программой курса «Основы безопасности жизнедеятельности » в образовательных учреждениях уделяется определенное внимание этот вопросу, как с использованием урочных, так и внеурочных форм обучения. Однако следует отметить, что при этом недостаточное внимание уделяется в организации образовательного процесса деятельностному подходу обучения , который в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова признает, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Это является важнейшим показателем качественной подготовки учащихся к оптимальному поведению в особых ситуациях.
2. Использование технологий деятельносного подхода обучения в различных формах образовательного процесса при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует повышению уровня знаний и приобретения обучающимися умений необходимых для безопасного выживания в условиях автономного существования. На это указывают результаты, проведенного нами исследования. В экспериментальной группе по всем изучаемым показателям произошли положительные изменения, что является подтверждением первого общего вывода ВКР.
3. Разработанная и апробированная нами в процессе эксперимента серия занятий с использованием технологий деятельностного подхода обучения для подготовки обучающихся к рациональному поведению в условиях автономного выживания при реализации на уроках и внеурочных занятиях курса « Основы безопасности жизнедеятельности» является эффективной и может использоваться в образовательных учреждениях при изучении курса ОБЖ.
1. Трусей, Ирина Валерьевна. Особенности выживания человека в автономных условиях : учебно-методическое пособие / И. В. Трусей. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2017. - 189, [1] с. ; 21 см. - Библиография в конце книги.
2. Гостюшин, Анатолий Владимирович. Азбука выживания : Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Экстремальная терапия / А. В. Гостюшин, С. И. Шубина. - Москва : Знание, 2014 - 270 с.
3. Ильичев, Андрей Александрович. Большая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях / А. А. Ильичев. - Москва : Эксмо-Пресс, 2000. - 492 с.
4. Ужегов, Генрих Николаевич. Шкота выживания в экстремальных ситуациях / Г.Н. Ужегов. - Москва : Панорама, 2013. - 459 с. Библиогр.: с.450-451.
5. 13. Ильин, Андрей Александрович. Как избежать голодной смерти. Школа выживания / А. А. Ильин. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2012 - 378, [3] с. -
6. Ильин, Андрей Александрович. Первые действия в экстремальной ситуации. Школа выживания / А. А. Ильин. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2012 - 382, [1] с.
7. Ильин, Андрей Александрович. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях / А. А. Ильин. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2011. - 377, [3] с. - Библиография : с. 375-377.
8. Шервуд, Бен. Клуб выживших : секреты и знания, которые могут спасти вашу жизнь / Бен Шервуд ; [пер. с англ. В. Панова]. - Москва : АСТ : Астрель, 2011. - 382, [1] с.
9. Гриллс, Беар (1974 - ). Жизнь в дикой природе : инструкция по выживанию = Living wild : The ultimate guide to scouting and fieldcraft / Беар Гриллс ; [пер. с англ. Е. В. Ламановой]. - Москва : Центрполиграф , 2013. - 316 с. : ил.
10. Лисовская, Екатерина. Как выжить в тундре / Екатерина Лисовская. - Норильск : АПЕКС, 2014 (Красноярск : Sitall). - 16 с.
11. Баленко, Сергей Викторович. Учебник выживания Спецназа ГРУ : опыт элитных подразделений / Сергей Баленко. - 11-е издание. - Москва : Эксмо : Яуза, 2014. - 766, [1] с. : ил., табл. ; 22 см. - (Опыт элитных подразделений. Учись у спецназа!). - Библиогр.: с. 749-762.
12. Практикум по курсу "Безопасность жизнедеятельности" : [РФ, д-ра биол. наук, проф. Р. И. Айзмана, канд. мед. наук, доц. И. В. Омельченко ; [авт.-сост. Абаскалова Н. П., д-р пед. наук, проф. и др.]. - [2-е издание, исправленное и дополненное]. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2015. - 247, [1] с. : ил. ; 26 см. - (Университетская серия). - Библиогр. в конце тем.
13. Эшкрофт, Фрэнсис. На грани возможного : наука выживания / Фрэнсис Эшкрофт ; пер. с англ. [М. Десятова]. - 2-е издание. - Москва : Альпина нон-фикшн, 2014. - 432 с. : ил. ; 22 см. - Предм. указ.: с. 419-428. - Библиогр.: с. 407-409. - Пер. изд.: Life at the extremes / Frances Ashcroft.
-
14. Гриллс, Беар (1974 - ). Истинное мужество : реальные истории о героизме и мастерстве выживания, сформировавшие мою личность / Беар Гриллс ; [пер. с англ. К. В. Бугаевой]. - Москва : Центрполиграф, 2014. - 283, [2] с. ; 21 см. - (По стопам выживших). - Пер. изд.: True grit / Bear Grylls.
15. Грин, Род. Всегда готов! : курс выживания в экстремальных условиях для современных мужчин / Род Грин ; [пер. с англ. И. Чорного]. - Москва : Эксмо, 2015. - 203, [1] с. : ил. ; 22 см. - (KRASOTA. Быть джентльменом)...45